Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Признаки красоты



1) Красота — целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым)

2) В красоте есть соразмерность, гармония (слишком оттопыренные уши нарушают красоту)

3) Всё истинно красивое — возвышает душу («смотрю на красивое и становлюсь красивее», гениальное (кубизм Пикассо) не всегда — красивое)

4) Истинно красивое обладает внутренним светом (лицо доброго, влюблённого, милосердного человека — светится)

Истинная красота (превращающая красивое в прекрасное) есть синтез внешней и внутренней (красота души — её доброта) красоты, при ведущей роли внутренней.

Афоризмы:

«Добро — то, чего желают все»

Любить кого-либо – то же самое, что желать этому человеку добра.

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.

Наш долг – ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он – человек, способный на благо.

Пути зла разнообразней путей добра.

Чем больше человек понимает, тем сильнее в нем желание понимать.

Христос есть единственный истинный Священник, а все остальные только служители Его.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Литература

Августин А. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Соколов_В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Антология текстов раннехристианских авторов. – М.. 1995.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М., 1984.

Майоров Г.Р. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Неретина С.С. Парадоксы Тертуллиана // Человек.-1996, № 1.

Туровский МБ. Средневековая философия //ФН.-1997.-№ 2.

Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

Ответьте на вопросы

1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»?

2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

3) В чём причина кризиса средневековой философии?

4) В каком смысле используется ныне слово «схоласт»?

5)«Когда кто-то показывает пальцем на небо, только дурак смотрит на палец»?

Посмотрите на You tube

Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Атеизм – безнравственен» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА)

(XIY – XYI века)

Общая характеристика и особенности:

1) возрождение интереса к античной философии, особенно к Платону;

2) формирование пантеизма (Кузанский, Бруно, Бёме) отождествляющему Бога и мир, вплоть до их слияния;

2) наряду с религиозным взглядом на мир набирает силу светское мировосприятие; попытка соединения античного (языческого) и христианского мировоззрения; появляются антиклерикальные настроения, направленные против привилегий церкви и духовенства;

3) антропоцентризм (в центр картины мира ставится человек, понимаемый как центральное звено всей цепи космического бытия, природное существо, независимая индивидуальность и как высшая цель мироздания); всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу человек становится нравственным идеалом, что приводит к утверждению принципов крайнего индивидуализма;

4) дальнейшее развитие получают идеи гуманизма (Петрарка, Мор, Монтень), признающего ценность человеческой личности, её право на свободу, счастье и проявление способностей, доминирует рассмотрение человека в его земном предназначении;

5) бурный рост науки ведет к развитию натурфилософии; философы, в большей степени, опираются на опыт и рассудок, а не на интуицию и откровение; происходит становление опытных наук (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно);

6) доминирует анализ явлений природы и общества, а не спор о категориях, дефинициях (определениях) и понятиях, как это было в средние века;

7) утверждается скептицизм (М. Монтень), ставящий под сомнение устоявшиеся авторитеты, мнения, суждения, законы, с недоверием относящийся к предшествующему (прежде всего, религиозному) знанию;

8) позднее Возрождение: нарастает понимание, что человеческие возможности небезграничны, а достижение абсолютной свободы невозможно; что нашло выражение в социальных утопиях (Кампанелла «Город Солнца», Мор «Утопия») конструирующих идеальные модели будущего общества.

Данте Алигьери Николо Макиавелли

Данте Алигьери (1265-1321гг.) провёл долгие годы в изгнании, умер от малярии. В 9 лет влюбился в соседскую девочку Беатриче. Через 9 лет встретил её уже замужнюю. Был женат («по принуждению и уговорам»), но через всю жизнь пронёс любовь к Беатриче, «владычице помыслов», посвятив ей «Божественную комедию» («поэтическую энциклопедию средневекового миросозерцания»):

1) о двояком предназначении человека: высшее, внеземное блаженство — цель человеческого существования – не требует отказа от осуществимого на земле человеческого счастья. Двум видам блаженства отвечают два пути: а) путь «философских наставлений» жизни «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным»; б) «путь наставлений духовных, превосходящих разум человеческий» (основывающийся на Священном писании, возглавляемый церковью). Один путь открыт «благодаря человеческому разуму, другой – благодаря Духу святому».

2) свобода воли — обязательное условие не только посмертного воздаяния, но и нравственной оценки – лежит в основе человеческих действий, не избавляя от личной ответственности за происходящее в мире перекладыванием её на Бога, с целью достижения высшего предела земного совершенства.

3) новая гуманистическая антропология: предназначение человека – деятельность в этом мире, его долг — действовать и познавать, находя в этом высшее наслаждение (вопреки как средневековому аскетизму, так и пассивному гедонистическому наслаждению); человек рождается, чтобы работать над великим и грандиозным делом.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) «Государь»:

1) в истории нет места для божественного вмешательства

2) существует единство, всеобщая изменчивость и постоянство законов, по которым живут люди и государства; государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут – это вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели, объясняемый изменением нравов;

3) история не есть безличный «ход вещей» или «ход времени», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек; успех человеческих деяний зависит не только от необходимости, но и от того, в какой мере человек – деятель, политик – сумеет её понять, к ней приспособиться и в то же время ей противостоять;

4) моральные соображения всегда подчинены целям политики, критерий политической деятельности – польза и успех, достижение поставленных целей; хорошим и благим объявляется все, что содействует укреплению государства; государь должен использовать нормы морали исключительно в целях укрепления государства.

Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями, смотря по необходимости.

5) Закон политической морали — правило «цель оправдывает средства». Однако целью этой является вовсе не личный интерес государя, а общее благо. Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание ни какие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но, необходимо забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти её существование и свободу.

6) Макиавелли́зм — термин, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали; «для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство». Идея о жёсткой, централизованной власти, ориентирующейся в своих решениях прежде всего на благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не на морально-этические нормы. В бытовом употреблении — коварство, вероломство.

Макиавеллист манипулирует людьми всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога. Циничное отношение к другим людям как к слабым, изначально лживым и порочным, зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 940 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...