Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лист 64 Уринодиагностика



КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕ

На листе продолжается иллюстрирование раздела о моче из главы 2 "Заключительной Тантры".

Глава 2 "Зерцало осмотра - способ диагностирования, начиная с определения заболева­ния по моче пациента".

Здесь завершается рассмотрение темы "Моча больного человека" и разбира­ются знаки неминуемой смерти и свидетельства болезней, чинимых демонами, которые проступают при обследовании мочи.

Перейдя к характеристике мочи при различного рода несварениях, автор трактата "Голубой берилл" приводит цитату из старинного медицинского сочинения "Лунный царь", где говорится, что при несварении масла моча напоминает молочную пенку, а при несварении масла и молока - медовую пенку; при несварении мяса моча имеет красно-бурый цвет, а цвет яичного желтка указывает на несварение жира и "жизненного сока" 1 (рис. 2-6).

Но следует знать, говорит далее автор, что моча иногда имеет одинаковый цвет при различных болезнях и это может ввести в заблуждение лекаря.

Так, при "пустом жаре" и при "жаре крови" моча бывает красного цвета, но в первом случае моча прозрачная, пузыри довольно крупные, а во втором - моча мутная, а пузыри мелкие (рис. 8—9).

При болезнях "красно-коричневой флегмы", темной "желтой воды" моча имеет красно-коричневый цвет, но во втором случае она менее густая и обладает легким запахом (рис. 10-11).

При болезнях почек, печени и селезенки у мочи схожий красный цвет, но в пер­вом случае цвет мочи грязно-красный и взвесь локализуется внизу, во втором - цвет мочи темно-красный и взвесь распространена по всей моче, в третьем случае - цвет мочи красно-зеленый, а взвесь локализована в центре (рис. 12-14).

При болезнях "скрытого жара", а также болезнях "флегмы" и холода "пневмы" моча имеет зеленый цвет, но в пер­вом случае ее характеризует наличие крупных пузырей и плотной взвеси, а во втором - мелких пузырей и тонкой взвеси либо взвесь вообще отсутствует2 (рис. 15-17).

В целом моча при болезнях холода обладает бледно-зеленым цветом и жидкой консистенцией. Нужно, однако, иметь в виду, что бледно-зеленый цвет мочи необязательно указывает на болезни холода.

Такой цвет мочи может появляться также при болезнях "скрытого жара" (рис. 18-19). И, наоборот, желтый или красный цвет мочи необязательно говорит о болезни жара. Поэтому в сомнительных случаях следует прибегать к методу проб (рис. 20-21).

Характер мочи может также указывать и на смертельный исход заболевания.

Так, красная как кровь моча, издающая запах гнилой кожи, не нормализующаяся при лече­нии всеми четырьмя способами - лекарствами, процедурами, диетой и режимом,- пред­вещает смерть от болезни жара (рис. 22).

От болезни жара предвещает смерть и желто-красная моча в том случае, если взвесь, собравшаяся в ней, подобно облаку, остается неизменной, несмотря на лечение. Зеленоватая моча без запаха, испарения, пузырей и вкуса, не меняющаяся, несмотря на лечение, предвещает смерть от болезни холода (рис. 23).

Темно-зеленая моча, пронизанная линиями, образующими узоры, предвещает смерть от болезни "пневмы" (рис. 24). Подобная моча, но желтого или оранжевого цве­та, предвещает смерть от болезни "желчи", а моча цвета киновари - смерть от болезни крови (рис. 25-26).

Моча, похожая на скисшее молоко, предвещает смерть от болезни "белесая флегма" (рис. 27), а моча с черными линиями, похожими на разводы влитых в нее чернил, предвещает смерть больного, страдающего отравлением (рис. 29).

Ссылаясь на сочинение "Лунный царь", автор трактата также говорит, что предвещают смерть

выделяемая с трудом красно-коричневая моча с резким запахом;

моча, которая в начале заболевания не пахла, а затем стала издавать гнилостный запах;

очень красная моча, похожая на птичью кровь;

желто-красная моча, подобная охре, предвещает смерть от болезней "желчи";

темно-синяя моча - смерть от болезней темной "желтой воды" или в результате отравления (рис. 31-37).

В трактате подробно описывается подготовка к обследованию мочи (рис. 48). Сосуд с мочой иной раз везут к лекарю издалека, сосуд следует должным образом запечатать и заботливо завернуть, предохраняя от переохлаждения. Перед обследованием мочу нагревают над огнем (рис. 49).

Моча также обследуется на звучание, которое она издает, вытекая из сосуда с узким горлышком (рис. 50), и на вкус.

Так, если, вытекая, моча издает звук "шоп-шоп" - это указывает на болезнь "желчи";

звук "тик-тик" указывает на болезнь "флегмы" или ком­плексного расстройства физиологических энергий.

Что же касается вкуса мочи, то ее

сладкий вкус говорит о болезни "пневмы",

горький вкус - о болезни "желчи",

кислый вкус - о болезни "флегмы" или комплексного расстройства физиологических энергий.

При болезнях "красно-коричневой флегмы" моча имеет вкус "обезьяньего мяса",

при отравлении - привкус окиси меди,

при водянке - остро-кислый вкус.

Многие тяжелые недомогания могут возникать также в результате воздействия раз­личных сверхъестественных существ: духов, демонов, небожителей. Чтобы избавиться от такого недомогания, необходимо определить конкретное вредоносное существо, а затем при помощи соответствующих ритуалов прогнать или умилостивить носителя зла.

Найти вредоносное существо можно при помощи обследования мочи, помещенной в так называемый "щит черепахи". Для этого берется большой, но неглубокий сосуд круглой или продолговатой формы, помещается на низенькую подставку, и больной (больная), не поднимая сосуда, мочится в него. Та сторона, с которой в сосуд мочился мужчина, считается восточной, а та сторона, с которой в сосуд мочилась женщина, считается западной стороной. Далее на сосуд накладывается сетка, имитирующая рисунок верх­него или нижнего щита черепахи, которая делит поверхность сосуда с мочой на девять частей или граф, восемь из которых ориентированы по сторонам света: восточная, юго-восточная, южная, юго-западная, западная, северо-западная, северная и северо-восточ­ная, а девятая графа находится в центре. При этом сетка для анализа мужской мочи обо­значает верхний, или "мужской щит" черепахи. Считается, что очертания этого щита напоминают изображение ступы и символизируют "метод", или "мужское начало". Сетка же для анализа женской мочи изображает нижний, или "женский щит" черепахи. Считается, что очертания нижнего щита напоминают изображение лотоса и символизи­руют "мудрость", или "женское начало".

Каждая из граф "мужского" и "женского" щитов черепахи имеет свое наименование, связанное с пребыванием или сферой влияния тех или иных сверхъестественных существ, каковыми являются небожители, демоны, кладбищенские духи или духи полей, духи, связанные с предками больного или с самим больным, который своими дей­ствиями мог навлечь гнев этих существ.

Названия упомянутых граф приведены на схемах 1-2.

Одна схема является зеркальным отображением второй (рис. 51-73).

Обследование начинается, когда моча становится слегка теплой, и продолжается вплоть до ее полного остывания. При этом очень важно не потревожить мочу, ударив по сосуду или толкнув его. Лекарь должен внимательно наблюдать за линиями, появля­ющимися на том или ином участке мочи над сеткой, следить за скоростью изменения цвета мочи, за пузырями и "взвесью" на отдельных участках. Обнаружив, что на том или ином участке параметры мочи отличаются от остальных ее участков, лекарь делает вывод, какое существо является источником недуга и какие ритуалы следует совершить, чтобы прекратить действие этого источника. Так, например, если в качестве источника недуга выступают духи, связанные с предками, это означает, что во владении больного находится вещь, к которой эти духи очень привязаны. Поэтому, завидуя владельцу и желая досадить ему, они наслали болезнь. Таких духов следует умилостивить подноше­ниями тормы и чтением священных текстов. Но бывает, что духи насылают недуги не сами по себе, но повинуясь какому-либо магу. В этом случае требуются ритуалы, которые бы защитили больного от колдовских чар. На рисунках 83-111 изображены различные классы сверхъестественных существ, гнев которых можно успокоить с помощью ритуа­лов, перечисленных в тексте трактата.

Примечания

1 Под словом "сок, экстракт" (тиб. btsud) здесь имеется в виду субстанция, состоящая большей частью из "прозрачного сока", то есть питательной части переваренной пищи, и в меньшей части из "отстойной гущи". Эта субстанция обладает способностью поро­ждать компоненты тела (ТМС, с. 149).

2 В "Четырех Тантрах" указывается только на совпадение цвета мочи при различных болезнях, но опущены различные признаки, приводимые в "Голу­бом берилле" (ГБ, кн. IV, л. 46а-б).

TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА IV

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 64

1 "Заключительная Тантра". Лист 64 — иллюстрации к [главе 2] "Обобщение о моче ", к [дополнению из трактата] "Лунный царь ", начиная от [изображения мочи] при несваре­нии, трех кругов [гадания по моче] мужчины и женщины и девяти вредоносных действий, включая наслание проклятия.


2 [Моча] при несварении согласно трак­тату "Лунный царь".

3 [Моча] при несварении масла.

4 [Моча] при несварении масла и молока.

5 [Моча] при несварении мяса.

6 [Моча] при несварении жира и неусвое­нии сока.

7 Далее идет разъяснение [возможных] ошибок 1.

8 [Моча] при "пустом" жаре.

9 [Моча] при жаре крови.

10 [Моча] при болезнях "красно-корич­невой флегмы".

11 [Моча при болезнях] темной "желтой воды".

12 Моча при болезнях почек.

13 Моча при болезнях печени.

14 Моча при болезнях селезенки.

15 [Моча] при скрытом жаре.

16 Моча при боХезнях] "флегмы" и "пневмы".

17 [Болезни] холода.

18 Больной несомненно страдает болезнью жара.

19 "Опасный" жар находится в глубине.

20 Больной несомненно страдает болезнью холода "пневмы".

21 Не обязательно, что это болезнь жара.

22 Моча смерти от [болезней] жара.

23 Моча смерти от [болезней] холода.

24 [Моча] смерти от болезни "пневмы".

25 [Моча] смерти от болезни "желчи".

26 [Моча] смерти от болезни крови.

27 [Моча] смерти от болезни "флегмы".

28 [Моча] смерти от яда.

29 [Моча] больного почками, [которая меняется после мочеиспускания -предвещает смерть].

30 Моча, меняющаяся [после мочеиспуска­ния, предвещает смерть], даже если че­ловек не страдает болезнью почек.

31 Моча смерти согласно трактату "Лунный царь".

32 Темная моча, ["взвесь" которой] по­добна хвосту яка.

33 [Моча] густая, вонючая2.

34 [Моча сначала без запаха], затем с дур­ным запахом.

35 [Моча], остающаяся прозрачной.

36 Моча, [на вкус] подобная гнилым овощам.

37 [Моча] как птичья кровь.

38 [Моча] смерти от [болезни] желчного пузыря.

39 [Моча] смерти от [болезней] "флегмы" и "пневмы".

40 [Моча] смерти от [болезней] "красно-коричневой флегмы".

41 [Моча] смерти от яда и темной "жел­той воды".

42 [Моча] смерти от [болезней] "пневмы".

43 [Моча] смерти от истощения (доел, "расплавления") мышц, костей и кост­ного мозга.

44 [Моча] смерти от хронического лихора­дочного жара.

45 [В моче] отсутствует "взвесь" и нет изменений.

46 Моча не может побелеть (стать свет­лой, прозрачной).

47 Моча красная, грубая.

48 Подготовка к обследованию мочи в целом.

49 Во время обследования мочу нагре­вают у огня.

50 Обследование мочи по звуку3.

51 Черепаха-самка.

52 Черепаха-самец.

53 Обследование на демонов мужской мочи [в сосуде] "черепаха, лежащая на спине"4.

54 Гадание с восточной стороны.

55 Восток.

56 Юго-восток.

57 Юг.

58 Юго-запад.

59 Запад.

60 Северо-запад.

61 Север.

62 Северо-восток.

63 Графа "предки".

70 Графа "небожители".

71 Графа "сам" (т. е. пациент).

72 Обследование на демонов женской мочи в [сосуде] "черепаха, лежащая на животе".

73 Гадание с западной стороны.

74 Определение демонов внешних восьми граф равно как для женщин, так и для мужчин.

75 Юг.

76 Юго-запад.

77 Запад.

78 Северо-запад.

79 Север.

80 Северо-восток.

81 Восток.

82 Юго-восток.

83 "Могущественный".

84 Мамо.

85 "Могущественный".

86 Мара.

87 Нага.

88 Мара.

89 Нага

90 "Могущественный".

91 Нага-мара.

92 Нага-ракшас.

93 Ракшас.

94 Нага.

95 "Озерная врачевательница".

96 Ригцзин.

97 "Хозяин местности".

98 "Владыка".

99 "Опасный".

100 "Владыка".

101 "Могущественный".

102 "Свирепая".

103 В редоносное действие демоницы.

104 Вредоносное действие [божества-хра­нителя ламы или] божества-хранителя бонского вероучителя.

105 Вредоносное действие небожителя, под­стрекаемого [магией].106 Вредоносное действие семейного бо­жества-хранителя.

107 Гневается божество-хранитель.

108 Поврежден идам.

109 [Осквернение святыни] нечистыми [предметами].

110 Разгневано божество-хранитель ламы-наставника.

111 [Больного] пронзило проклятье.1


112 Из трактата "Голубой берилл", который разъяс­няет "Четверокнижие" — украше­ние помыслов Верховного целителя. Лист 64 - иллюстрации к главе 2 "Обобщение о моче" "Заключительной Тантры", [к дополнению из трактата] "Лунный царь", начиная от [изображения мочи] при несварении масла и мочи смерти и до [изображения] трех кругов "[гадания] по черепахе": [один - на мочу] мужчин, [второй — на мочу] женщин, [тре­тий] — внешний круг [по которому произво­дится гадание на мочу мужчин и женщин], а также [изображение] девяти вредоносных действий, включая наслание проклятия.

Примечания к листу 64

1 T. е. тех случаев, когда те или иные характери­стики мочи могут быть ошибочно приняты за показа­ния других заболеваний.

2 В тексте трактата "Голубой берилл" говорится: "появление красно-коричневой мочи, [извергаемой] с трудом и вонючей - предвещает смерть" - "chu-smug 'byung-ba dka' la dri-mnam na 'chi" (ГБ, кн. IV, л. 51а.- Прим. ред.).

3 "Если моча [вытекает] со звуком "шоп-шоп" — это говорит о болезнях "пневмы", "цзю-цзю" — о [бо­лезнях] "желчи", "тик-тик" — о [болезнях] "флегмы" (ГБ, кн. IV, л. 516).

4 При переводе содержание граф данного круга и двух других не детализировано из-за опасения закрыть изображения цифрами. В графах помещены снабженные подписями изображения пены, "взвеси", мочи, различных демонов и обряды их устрашения или умилостивления.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...