Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пифагор



Пифагор — знаменитый древнегреческий фило­соф и ученый, влиятельный политик, религиозный и этический реформатор. Едва ли не самые частые эпитеты, в окружении которых фигурирует имя Пи­фагора на страницах популярных да и многих науч-

ных работ, — это «легендарный», «полулегендар­ный» или даже «полумифический». Биографию фи­лософа и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу. Имя Пифагора еще при жизни обросло многочисленными легендами, а он сам почитался как высшее существо (почти бо­жество), не только как выдающийся философ и уче­ный, но и как маг и чародей.

По преданию, Пифагор, сын Мнесарха, самосец (возможно, тирренского, т. е. этрусского, происхож­дения), в молодости учился в Египте, а может быть, и в Вавилонии, где познакомился с математикой и ас­трономией. Около 532 г. до н. э. он, скрываясь от пре­следований тирана Поликрата, переселился в Кро­тон (Южная Италия), где и основал религиозную, философскую и политическую организацию — пи­фагорейский союз. Сам Пифагор, видимо, не зани­мал общественных постов, но пользовался автори­тетом как мудрый советник по разным вопросам. Так, когда около 510 г. до н. э. демагог Телис изгнал из Сибариса 500 богатейших горожан, которые ук­рылись в Кротоне, а затем потребовал выдать бегле­цов, Пифагор настоял на войне в их защиту. Войско сибаритов было разгромлено, а город разрушен. Ви­димо, после этого пифагорейцы и приобрели поли­тическое господство, которое удерживали до конца века, когда — первый признак падения популярнос­ти — Пифагор вынужден был удалиться в Метапонт, где и умер (опять же по преданию, в 80-летнем воз­расте).

Сам Пифагор ничего не писал, а основанные им учения претерпели в V и IV вв. до н. э. значительную эволюцию. Позднее античные писатели перенесли на учение Пифагора черты, развившиеся в древне­греческой философии значительно позже, а также приурочили к Пифагору множество легенд и небы­лиц, сложившихся о нем в позднейшей мистической литературе. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, уче­ние Пифагора, кроме собственно религиозного со-

держания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с не выделившимися из его состава научными пред­ставлениями. Основными моментами религиозно-мистических представлений Пифагора были: вера в переселение души после смерти человека в тела других существ, ряд предписаний и запретов отно­сительно пищи и поведения (не разгребать огня но­жом, не сидеть на хлебной мере, не оставлять следа горшка на золе, сердца не есть и пр.) и, может быть, учение о трех образах жизни, наивысшим из кото­рых признавалась жизнь не практическая, а созер­цательная.

На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией. Ему приписы­вается «теория Пифагора», а также открытие явле­ния несоизмеримости отношения между диагона­лью и стороной квадрата. В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения зодиа­ка, определение продолжительности «великого го­да» — интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое по­ложение. В космологии Пифагор — один из первых геоцентристов. Он учил и о «гармонии сфер» (каж­дая планета, вращаясь вокруг Земли по эфиру, про­изводит монотонный звук особой высоты, эти звуки слагаются в гармоническую мелодию). Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому ста­рому слову обыденного языка новое значение — оно стало обозначать упорядоченное числом мирозда­ние. Пифагору приписывается и конструирование самого слова «философ».

Аэций 13, 8. Самосец Пифагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, [при­знает] началами числа и заключающиеся в них со­размерности, которые он называет также гармония­ми, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]. Опять же [он принимает] в началах монаду и неопределен­ную диаду. Одно из начал у него устремляется к дей-

ствующей и видовой причине, каковая есть Бог — ум, другая же [относится] к причине страдательной и материальной, каковая есть видимый мир.

Диодор!98,2. Пифагор научился у египтян свя­щенному слову, геометрическим теоремам и уче­нию о числах.

Стобей 11, 6. Пифагор, кажется, ценил занятие •числами более всего, и он подвинул вперед [эту на­уку], освободив ее от служения делу купцов и уподоб­ляя все вещи числам.

Прокл in Eucl. 65,11. После него, [Фалеса], в качест­ве серьезно занимавшегося геометрией упоминается Мамерк... Л после них Пифагор преобразовал геомет­рию, придав ей форму свободной науки, рассматри­вая ее принципы чисто абстрактным образом и ис­следуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррацио­нальных количеств и открыл конструкцию космичес­ких фигур.

АэцийНб£. Пифагор говорит, что есть пять теле­сных фигур, которые называются также математичес­кими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирами­ды — огонь, из октаэдра — воздух, из икосаэдра — во­да, из додекаэдра — сфера Вселенной (т. е. эфир).

Порфирий V. Pyth. 30. Он же, [Пифагор], сам слы­шал гармонию Вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, кото­рую мы не слышим вследствие малости [нашей] при­роды... Ибо и в зрении, и в слухе, и в мышлении Пи­фагора [заключалась] чрезвычайно большая [сила], способность усматривать каждую из существую­щих вещей, сокровищница ума и в высшей степени надлежащее проявление исключительной и более точной по сравнению с остальными [людьми] орга­низации.

Порфирий V. Pyth. 19- О чем Пифагор учил своих учеников, никто не может сказать с уверенностью, ибо они давали строгий обет молчания. Из его уче­ний наиболее общеизвестны следующие: что, по его словам, душа бессмертна, i ю переходит в тело других живых существ; далее, что все происходящее в мире

снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происхо­дит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой. Говорят, что эти учения впервые принес в Грецию Пифагор.

Ксенофан (уДиогенаЛаэртского VIII36). О Пифа­горе Ксенофан говорит следующее: «И как-то раз, го­ворят, когда били какого-то щенка, он, проходя ми­мо, пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услы­шав издаваемые ею звуки».

(Пер.А Н. Чанышева)

Макробий S. Scip.114,19. Пифагор и Филолай [ска­зали, что душа есть] гармония.

Геродот IV95- Пифагор — мудрейший из эллинов.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 387 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...