Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Причины появления науки-культурологии. 8 страница



ВИДЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ
Таким образом, социальную действительность П. Сорокин рассматривал в духе социального реализма, постулировавшею существование сверхиндивндуалыюй социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений [96]. Характеризующаяся бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истцы чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.
П. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы). Они организуются вокруг фчндаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания, т. е. чнровозфеннн. Из них выделяются следующие суперсистемы:
• чувственная (реальность воспринимается непосредственно чувствами);
• умозрительная (реальность познается с помощью интуиции);
• идеалистическая (реальность рассматриваемся как комбинация двух первых). Им соответствуют три формы истины — чувственная, духовная (интуитивная) и
рациональная [%].
Предложенная II. Сорокиным теория социокулыурной динамики рассматривает действительность как процесс закономерного изменения, который внутри социокультурных систем носит диалектический характер. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются тотальные шпы культурных суперсистем. С помощью диалектики П. Сорокин стремился объяснить ритмическую периодичность социокультурных изменений, искал их источники [96].
11роцссс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому (подобно изменениям в движении маятника) сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение ин-тегративной базы и возникновение альтернативного доминирующего мировоззрения сопровождаются длительными периодами социальных и культурных кризисов, войнами и другими бедствиями.
Исследовав влияние социальных потрясений на поведение личности. П. Сорокин выдвинул "принцип поляризации", согласно которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению усиливается в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистическое удовлетворение, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную, духовную активность. Когда проходит социальное потрясение, поведение возвращается к прежнему "нормальному" распределению.

РЕЗЮМЕ
Итак, каждая великая культура и цивилизация выражают какую-либо одну, главную ценность. Так, главной ценностью культуры Запада средних веков был Бог (Истина). Эта ценность определяла содержание религиозного исторического времени, а Также теократический характер политической власти, особенности духовной и материальной сферы общественной жизни. Подобные религиозные времена наблюдались в Древней Индии, в период распространения буддизма, в греческой культуре УШ-У1 вв. до п.).
В XII в.. и особенно в XIII—XIV вв., в западном мире ценности сменяются, что знаменует собой смену исторических времен, когда главный принцип — Истина. Вера — заменяется другим главным принципом.
Начиная с XIV в. господствующее положение в западной культуре начинает занимать следующая главная ценность, что знаменует собой наступление новых исторических времен.
Три шипа культур, описанных П. Сорокиным, образуют своеобразные циклы повторения и следования друг за другом базовых ценностей в различные эпохи и в различных странах (например, в египетской, греко-римской, индийской, китайской истории). Настоящий период европейской истории характеризуется очередной сменой ведущей ценности и соответствующим ей историческим временем, поскольку силы каждой культуры ограничены, и когда они исчерпываются, наступает новый исторический период со своей главной ценностью, своими, свойственными только ему, особенностями духовной, материальной и политической жизни.
Главным классификационным признаком социокультурных суперсистем П. Сорокин считал мировоззрение, базирующееся на трех базовых ценностях (Вера, Разум, Красота) и соответствующих им трех формах познания истины — духовной (интуитивной), рациональной (идеалистической) и чувственной. Доминирующее мировоззрение и соответствующие ему базовые ценности постепенно исчерпывают свой потенциал и закономерно заменяются следующим типом мировоззрения, ЯВЛЯЯСЬ ритмической периодичностью исторического процесса.
Не оспаривая в целом выводов виднейшего социолога современности, позволим сделать лишь одно замечание. На наш взгляд, ведущей ценностью идеалистической культуры является не Разум (т. с. рациональная рассудочность, что не соответствует идеализму), а Красота, постигаемая эмоционально-деятельным началом и соответствующая, по классификации Дж. Вико, "героическим" или "поэтическим" временам. К тому желанные, приведенные П. Сорокиным по количеству открытий и изобретений в области науки и техники (см. табл. 1.3), свидетельствуют о возрастающей рациональной интеллектуальности именно нынешней эпохи, названной им "чувственной". Наше предположение базируется на том, что выделенная П. Сорокиным "чувственная" культура охватывает два различных типа — рационально-мыслительную и собственно сенсорную, гедонистическую культуру, главной ценностью которой являются потребление и "справедливость" в распределении прежде всего материальных благ. Более подробно поясним это далее.




Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...