Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эммануил



Редко Христос изображается в младенческом образе. Такой тип называется Эммануил – "с нами Бог". Если Эммануил изображается с нимбом
в форме звезды, то икона называется Ангел Великого Совета (Приложение 29).

КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОМАТЕРИ

В народном сознании Богоматерь всегда воспринималась как хранительница и спасительница земли русской. Поэтому, если в иконах Христа видели прежде всего судию и грозного царя, то в иконах Божьей Матери – защитницу, страдательницу и заступницу грешного мира перед Богом, наделяя иконы чудотворной силой.

Особое значение иконы Богоматери отразилось и в иконостасе: с правой стороны от царских врат помещали образ спасителя, а с левой – Богоматери.

Необычайным разнообразием отличались типы изображений Богоматери с младенцем Иисусом на руках как символа извечного материнства
и грядущего "искупительного" подвига Христа во имя духовного очищения человечества. При этом, в зависимости от характера внутреннего содержания образа, все типы имели специальные собственные наименования: например, "Умиление", "Нечаянная радость", "Милостивая", "Доброчадие", "Одигитрия" ("Путеводительница"),"Всех скорбящих радость", "Утешительница". Некоторые названия были связаны с географией прославления или особой распространенности богородичной иконы, тогда в названии указывалось имя города, села или же монастыря: таковы, например, иконы "Владимирская", "Тихвинская", "Смоленская" и целый ряд других.

Изображение Богоматери чаще всего поясное, реже – оплечное или
в рост. Облачение Богоматери – мафорий (большое покрывало с каймой темно-вишневого цвета – символ величия и царственного рода), чепец синего или зеленого цвета, туника (длинное платье с узкими рукавами и украшениями на обшлагах темно-синего цвета – символа целомудрия и небесной чистоты). Три звезды, украшающие мафорий, символизируют чистоту Девы Марии.

Одежды Богоматери традиционных цветов – красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и их цвета символизируют соединение в ней девства и материнства, ее земной природы и небесного ее призвания.

Всего же в России в разное время было известно около шестисот наименований наиболее чтимых икон с изображением Богоматери и около двухсот различных типов икон Богоматери. Основных типов – четыре: Оранта, Одигитрия, Умиление, Знамение.

Оранта (Молительница) (Приложение 6)

Богоматерь изображается без младенца с поднятыми руками, т. е. молящейся за весь человеческий род. Божия Матерь – ходатаица перед Богом и заступница в житейских бедах, "защитница от глада, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти и от нападения вражия". Ладони ее открыты и руки подняты до плеч, что означает предстояние Богу. Когда на груди Богоматери в круге славы изображают Младенца Христа, ее называют Великая Панагия – Всесвятая. Образ всеблагой заступницы особо почитался в Киевской Руси, где он именовался также Нерушимой Стеной.

По обе стороны от Марии часто изображаются силы небесные – либо архангелы с зерцалами в руках, либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть.

Знамение (Приложение 30)

Аналогичное Оранте поясное изображение Богоматери с Младенцем
в круге славы означает земное воплощение Богочеловека Христа. Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип, и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: Ветхого Завета – пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового 3авета – слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет
на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, т. е. молящейся,
с воздетыми к небу руками; на уровне груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной".

Одигитрия "Путеводительница" (Приложение 31)

Богоматерь изображается с Младенцем Христом на левой руке. Голова Божией Матери повернута к Младенцу. Правая Рука Младенца благословляет, в левой руке у него свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

Свободной рукой Богоматерь как бы указывает на Младенца. В жесте Богородицы, указующем на Христа, – ключ к этому образу – Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя ко Христу. Она несет наши молитвы
к богу. Иконописный тип Одигитрия воплотился в иконах Смоленская, Иверская, Тихвинская, Иерусалимская и др.

Умиление (Елеуса) (Приложения 22, 26)

Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со своим сыном. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к сыну, а он обнимает рукой мать за шею.

К типу Умиление относятся Владимирская, Донская, Ярославская и другие иконы.

По преданию, ВладимирскаяБожья Матерь (Приложение 26)написана евангелистом Лукой на доске того стола, на котором трапезовали Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. Владычица, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат меня все роды, благодать Родящегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

Икона эта была перенесена в V веке из Иерусалима в Константинополь. Патриарх Константинопольский послал ее в дар князю Юрию Долгорукому. Сын его Андрей Боголюбский по велению Божьей Матери поставил икону во Владимире в 1155 г. в построенном для нее Успенском храме. С тех пор икона называется Владимирской. В 1395 г. она была перенесена в Москву и явила чудо спасения города от нашествия Тамерлана.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть хотя бы из огромного количества икон, посвященных ей. С. Булгаков так пишет: "Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия".

Вопросы для повторения

1. Как изменялись эстетические принципы русской иконописи во времени?

2. В чем отличие иконы от обычной картины?

3. Какие иконописные типы изображения Богоматери сложились на Руси?

4. Какие типы изображения Христа есть в иконописном каноне?

Темы рефератов

· Византийское влияние на русскую живопись.

· Смена композиционных и колористических особенностей от Ф. Грека до А. Рублева и Дионисия.

· Символика цвета в древнерусской живописи.

Литература

1. Рублев, А. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом / Сост. Э. К. Гусева. – М., 1999.

2. Беленький, Е. Ф. Химия и технология пигментов / Е. Ф. Беленький, И. В. Рискин. – Л., 1960.

3. Малков, Ю. Г. Русские иконы XII–XIX веков / Ю. Г. Малков. – М., 1988.

4. Московская икона XIV–XVII веков. Альбом. – Л., 1988.

5. Плугин, В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва / В. А. Плугин. – М., 1974.

6. Популярная художественная энциклопедия. Кн. I. – M., 1986. Ст.: Икона. Иконография. Иконопись.

7. Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках / Е. Н Трубецкой. – М., 2000.


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Понять неблестящие с виду русские песни
и русский дух может лишь тот, чья душа
нежно организована и развилась в чувствах.

Н. В. Гоголь

Специфика литературы Древней Руси.
Жанры древнерусской литературы.
Памятники письменности

СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русская литература существует более тысячи лет. Семьсот из них падает на тот период, который принято называть Древней Русью. Литература – это познание жизни посредством художественного образа. Любой художественный образ детерминирован, поэтому, чтобы понять особенности древнерусской письменности, надо рассмотреть это художественное явление
в диалектическом единстве с историческим процессом. При изучении диалектики литературы раскрывается ее специфика.

1. Человек в древнем мире представлял его как единое целое, а себя ощущал его малой частицей. Но каким бы малым ни был человек, он ощущал себя созидателем, помощником творца. Ощущение значимости и величия мира и человека лежало в основе древнерусской литературы, она вся прославляла человека, мир.

Церковь была связующим звеном между человеком и единым миром (микрокосмосом и макрокосмосом), литература и пыталась познать это взаимоотношение.

2. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одного сюжета, одной темы: мировой истории и смысла человеческой жизни. Каждое произведение имеет в основе конкретно-исторический факт, определенную географическую точку и определенную веху в истории мира. Древнерусская литература рассказывает о том, что было или, по мнению древних русичей, могло быть. Поэтому одна из основных черт этой литературы – фактографичность. Ни один факт в истории Руси не прошел мимо писателей: создание государства вокруг Киева, принятие христианства, борьба с половцами, борьба против монголо-татар, создание централизованного государства и т. д.

Более того, всю древнерусскую литературу от X до XVII века можно рассматривать как единый цикл, построенный по анфиладному принципу: одно произведение кончается на каком-то событии, другое начинается
со следующего. Литература Древней Руси – панорама истории.

3. Так как русская литература освещает конкретно-исторические события, то и герой ее реальный. Целью литературы была защита феодального государства, феодальных интересов, поэтому герои древнерусской литературы – князья, полководцы, феодалы, схимники, которые влияют на ход истории. Древнерусская литература не знала условного героя до XVIII века.

4. Герой ведет себя так, как ему положено, но не по законам характера, а по закону того разряда людей, к которому он принадлежит. Персонаж в литературе не индивид, а тип определенного разряда. В любом жанре (в житии или воинской повести) князь должен вести себя одинаково, схимник тоже везде одинаков. Это объясняется не бедностью воображения писателя, а определенным литературным этикетом. Персонажи превращаются в определенные эмблемы, которые заменяют длительное описание и позволяют писателю быть предельно кратким. Поэтому произведения древнерусской литературы лаконичны, мысль всегда четка, ясна. Эмблемы близки к орнаменту, украшения создают пышность, парадность, но сюжет никогда не растворяется в кружеве слов.

5. Литература возникла на Руси в IX–X веках в связи с принятием христианства, когда появилась письменность на Руси. Так как государственной идеологией на Руси было христианство, все идеи древнерусской литературы выступали в религиозной, или христианской окраске.

6. Древнерусская литература в основном литература анонимная. Авторы не ставили своих имен под произведением, так как считали себя частью коллектива, выразителем идей коллектива, а свой труд рассматривали как великий, завещанный богом. Имена авторов (Нестор, Аввакум, С. Полоцкий и др.) были восстановлены исследователями или они значились
в памятниках как переписчики.

7. Памятники древнерусской литературы писались от руки, каждое произведение проходило несколько редакций при переписке. Поэтому произведения (различные списки) имели несколько редакций. Так, "Сказание о Борисе и Глебе" дошло до нас в нескольких десятках списков и с XII по XVII век прошло несколько редакций. Многовариантность – специфическая черта древнерусской литературы.

ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самые древние жанры – библейские книги: Ветхий Завет, Новый Завет. Наиболее популярная – "Шестоднев" – о создании мира за шесть дней. По своему происхождению эти книги византийские. Близки к библейским книгам апокрифы: "Как Бог создал Авраама", "Хождение Богородицы по мукам" и др. Они были очень популярны на Руси и дошли до нас
в нескольких списках.

2. Агиографическая литература – произведения о святых (жития). Было два вида агиографов: первые давали последовательное описание жизни святых от рождения до смерти, а затем его посмертные деяния ("Житие Александра Невского"); вторые – новеллистические – описание того факта, который давал право на канонизацию святого ("Сказание о Борисе и Глебе").

3. Широко был распространен публицистический жанр слово. Слова (речи) возникли в русской литературе еще в первой половине XI в. и были посвящены в частности важным политическим проблемам. В словах проповедовалась идея защиты метрополии, единства государства. Авторы слов – священники или монахи, например митрополит Илларион – автор "Слова
о законе и благодати".

4. Самый яркий показатель высоты русской культуры – летопись – последовательная запись событий по годам. Объединение нескольких летописей в хронологическом порядке – летописный свод, несколько сводов, объединенных общей концепцией, составляли летописный сборник. Древнейшей летописью считается "Повесть временных лет".

5. Жанр древнерусская повесть объединял повествовательные произведения разного характера.

Воинские повести изображали сражения, подвиги, воинский быт, снаряжение. В основе, как правило, лежало реальное историческое событие,
а героем была реальная историческая личность. Поэтический стиль воинской повести сочетает книжную традицию и черты народного эпоса. Характерные черты воинской повести отразились в "Слове о полку Игореве".

Особую группу составляют сатирические повести с элементами пародии – "Повесть о Ерше Ершовиче", "Калязинская челобитная", "Служба кабаку".

На рубеже между волшебной сказкой и житием находится "Повесть
о Петре и Февронии".

6. Легендарные рассказы – это повествования, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся читателями как достоверные: о смерти Вещего Олега, о мести Ольги.

ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Отрывки из произведений даются по книге "Хрестоматия по древней русской литературе" (Сост. Н. К. Гудзий. – М., 2004).

1. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ
(XI – НАЧАЛО XIII В.)

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"

"Повесть временных лет" ("Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля") – летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. В основу "Повести" легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, тексты Священного писания, сказание о грамоте словенской, предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседними племенами, о первых русских князьях и др. В своем труде Нестор связал историю восточных славян с историей соседних народов. Труд Нестора дошел до нас
с переделками и дополнениями летописцев. Древнейший список "Повести", представляющий собой вторую редакцию (ее составил в 1116 г. монах Выдубицкого монастыря Сильвестр), заключен в Лаврентьевской летописи 1377 г.

Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник. Она содержит много поэтических легенд и преданий: рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, утверждает право старшего в роде князя, призывает князей к единению в борьбе с внешними врагами.

Поэтические предания "Повести временных лет" неоднократно служили источником для произведений русских поэтов, писателей, композиторов.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...