Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2 Христианские древности



596: В этом году папа Григорий послал Августина в Британию со множеством монахов, которые проповедо­вали слово Божье народу англов.

Так лаконично «Англосаксонская хроника» описывает христианскую миссию в Англию. Христианизация Анг­лии была длительным процессом. Потребовалось много десятилетий, например, для того, чтобы полностью ис­чезли языческие погребальные практики. Однако посте­пенно находки из захоронений теряют свое значение в качестве основного источника сведений о жизни и куль­туре англосаксов, и на смену им приходят совсем иные предметы. Церкви, церковная утварь, кресты и рукопи­си вытесняют горшки и фибулы, мечи и драгоценности неграмотного языческого народа. Церковь, принесшая с собой средиземноморскую культуру и знания, дала язычникам письменность и архитектуру, скульптуру и живопись и таким образом привнесла в жизнь англичан разнообразие и изысканность.

Христианство было известно в Британии еще до по­явления Августина. На севере и западе существовала сильная Кельтская церковь, основанная еще во време­на римского владычества. Миссионеры этой церкви от­правились из Шотландии и Ирландии на континент, очевидно предоставив захватчиков-саксов воле их язы­ческих богов. В Кенте король Эдильберт женился на


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

христианской принцессе Берте, дочери франкского ко­роля Шарибера, вместе с которой на остров прибыл и франкский епископ по имени Лиутард.

Но именно Августин убедил Эдильберта и его кент­ских подданных изменить веру. После этого начался медленный и трудный процесс христианизации Англии; и, возможно, самым большим триумфом миссии стало крещение короля Нортумбрии Эдвина в 626 г. Мисси­онерам, однако, пришлось пережить много разочарова­ний, прежде чем их труды увенчались успехом и вся Англия перешла в христианство.

В нашем распоряжении имеется очень мало христи­анских реликвий доавгустиновского периода англосак­сонской Англии. Сохранилось довольно много церков­ных построек римского периода, но очень мало церквей, которые использовались в период между уходом из стра­ны римлян и миссией Августина, и свидетельства об их использовании крайне скудны. Одна из них — церковь Святого Мартина в Кентербери: часть ее апсиды, воз­можно, является фрагментом древнего храма, который посещала королева Берта до прибытия святого Августи­на. Сэр Эрик Флетчер недавно высказал предположе­ние, что церковь в Стоуне (Кент) была частью церкви доавгустиновской эпохи.

Один из важных центров христианизации был обна­ружен в результате раскопок в Иверинге (Нортамбер-ленд). Там находился королевский дворец Эдвина, ко­роля Нортумбрии, который под влиянием Паулина изменил свою веру. В предварительных отчетах обраща­ет на себя внимание упоминание об останках большого деревянного сооружения, по своей конструкции похоже­го на римский cuneus1. На этом месте, вероятнее всего, проходили местные собрания, и легко представить, как

1 Cuneus (лат.) — часть амфитеатра, где скамьи расположены клином.






Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...