Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МЕЗОЛИТ 4 страница



Металл клада по своему составу соответствует рудам месторождений Баната

стр.81

(историческая область, лежащая между Трансильванскими Альпами, р. Тиссой и Дунаем).

В карбунском кладе замечателен своей великолепной отделкой и практической бесполезностью топор из белого мрамора. Этот топор не мог употребляться по прямому назначению, так как мрамор хрупок. Видимо, это было парадное церемониальное оружие.

Многочисленны предметы из раковин. Одни нашивались на головной убор или на одежду, другие привешивались к ожерелью.

Полагают, что клад принадлежал родовому вождю, в руках которого уже могли скопиться значительные ценности. Наличие в кладе культовых предметов — антропоморфных фигурок — допускает предположение, что вождь одновременно был и жрецом. Совмещение занятий вождя и жреца тогда было обычно.

Расцвет трипольской культуры падает на III тысячелетие до н. э. Именно в этот период трипольские поселения занимают максимальную область распространения. Для периода расцвета культуры характерно поселение Коломийщина. Поселки, значительно возросшие по площади и насчитывающие в некоторых случаях до 200 домов, расположены высоко над рекой, рядом с возделывавшимися полями. По подсчетам в трипольском поселке Владимировка жило до 3000 человек. Земледельческое хозяйство может прокормить большой коллектив, но соответственно оно требует большого количества рабочих рук. Посевы занимают более значительные пространства, чем раньше. Жилища размещались не по прямой, а концентрическими кругами, по радиусам которых направлены длинные стороны домов. В центре оставалось свободное место, которое считают загоном для возросших стад. Костей домашних животных до 80%, скотоводство по-прежнему пастушеское, ведущей отраслью хозяйства, возможно, было скотоводство при большой роли мотыжного земледелия. Роль рыболовства незначительна. Встречаются костяные и медные рыболовные крючки и глиняные грузила сетей.

Углубленные в землю дома уступают ведущее положение глинобитным с обожженными стенами и обожженным полом. Каждый дом разделялся на несколько комнат с отдельным входом, очагом, лежанкой, зерновыми ямами, глиняными крестообразными или круглыми возвышениями — жертвенниками. Пол использовался для сушки зерна. Такой дом, как полагают, занимала большесемейная община, а каждую отдельную комнату — парная семья. Судя по отпечаткам дерева, основу дома составлял деревянный настил. Найдены модели трипольских домов, изготовленные самими трипольцами. Расположение в такой модели печи, лавок, сосудов для продовольственных припасов, жертвенников соответствует их типичному расположению, известному по результатам раскопок жилищ. В одной из моделей внутри дома изображена даже женщина, работающая на зернотерке. Одна модель двухэтажная, что доказывает существование у трипольцев двухэтажных домов, о которых долгое время не подозревали. Теперь остатки таких домов изучены раскопками.

Достигает расцвета расписная посуда. Роспись нанесена кистью, обычно тремя красками, встречающимися в природе: белой (мел), красной (охра), черной (сажа). Обычен орнамент в виде сложных спиралей. Иногда изображались животные, на пример коза с хвостом в виде колоса пшеницы — еще одно свидетельство важности земледелия и домашнего скота у трипольцев. Впрочем, коз и овец у них было мало. Одевались они и в ткани, и в шкуры животных. Существование ткачества подтверждается находкой ниток на поселении Поливанов Яр и отпечатками ткани на глине.

Расписная керамика была посудой парадной, которая не употреблялась при приготовлении пищи. Кухонная керамика сделана грубее, орнамент на ней нанесен ногтем, заостренным камнем, раковиной.

стр.82

Широко распространены женские статуэтки.

Медь все еще дорога, но ее больше, чем в раннем триполье. Это шилья, крючки, колечки, а также браслеты, кинжал. Появляются медные клиновидные топоры. Важным техническим новшеством было литье меди. Считают, что ее могли плавить в обычных гончарных печах, которые, однако, не годились для выплавки меди из руды из-за недостаточно высокой температуры в них.

Преобладают по-прежнему каменные изделия. Широко известны составные серпы. На всем протяжении истории трипольских племен основные орудия делались из кремня, рога, кости. Их производили тут же. В одном из таких мест производства на поселении Поливанов Яр на Днестре найдено более 3000 кремневых желваков, заготовок, нуклеусов, отщепов, осколков, заготовок и несколько сотен готовых орудий разнообразных форм. Многочисленность форм орудий свидетельствует об их разнообразном применении, а следовательно, и о многообразии хозяйственной жизни трипольцев. Среди этих изделий есть орудия для обработки земли, для обработки дерева, кости, кожи, даже для обработки металла. Многочисленность найденных там орудий свидетельствует и о том, что их делали не только для себя, но и на обмен.

Потомки трипольских племен жили уже в развитом бронзовом веке во второй половине III тысячелетия до н. э. Обычно отмечают два локальных варианта развившихся и обособившихся. Один из них называется усатовским (по поселению Усатово под Одессой), другой — городским (по с. Городск близ Житомира). В последнее время трассологическим анализом установлен земледельческо-скотоводческий тип усатовского хозяйства. Находки мотыг и зернотерок подтверждают земледелие. Оно преобладало или имело равное значение со скотоводством. Среди костей домашних животных преобладают кости овцы. Из домашних занятий можно отметить значительную роль обработки кож (50% орудий) и некоторую роль обработки дерева (12% орудий). Усатовские и городские жилища уже не наземные, а углубленные в землю, т. е. полуземлянки. Встречающиеся в Усатове маленькие каменные дома, вероятно, являются культовыми по мещениями. Расписная керамика редка, ее сменяет шнуровая.

Металл усатовско-городских племен (и других племен этого этапа развития древнейшей металлургии к западу от Днепра и от Черного до Балтийского моря) происходит из балкано-карпатских и центральноев, ропейских меднорудных источников. Встре чающиеся тесла и шилья, видимо, произведены местными металлургами из привозного металла.

Усатовцы вели обмен иногда с довольно удаленными племенами. На побережье Черного моря поступал кремень с Волыни. Здесь же находят изделия из привозного янтаря. Кусок сурьмы, по определению геологов, происходит из Малой Азии, а посеребрённые кинжалы — из Эгейского мира.

Соседство с Черным морем, обилие рыболовных грузил говорят о том, что рыболовство у усатовцев имело значение подсобного вида хозяйства. Они выходили в море, возможно, что доходили до Эгейского мира, но не исключено, что эгейцы их также посещали.

Усатовские погребения свидетельствуют о вполне сложившемся патриархате. Они находятся под курганами, в центре которых были погребены мужчины с многочисленными вещами, а по окраинам расположены погребения, значительно уступающие центральному по инвентарю. Видимо, центральные захоронения принадлежат людям, занимавшим особое общественное положение. Женские статуэтки хотя и встречаются, но они так схематичны, что их трудно узнать.

Ряд усатовских могил не содержал погребений. Предполагают, что эти «могилы», являются памятными насыпями в честь утонувших мореплавателей или воинов, погиб-

стр.83

ших далеко от родины. Мемориальные сооружения в честь погибших сородичей возводились вплоть до последнего времени. В Нижнем Прикамье и Среднем Поволжье в результате развития неолитических культур происходит переход к эпохе бронзы. Появляются первые единичные медные орудия. Преемственные связи неолитических культур и племен бронзового века прослеживаются хорошо. Они ещё близки к неолитическим, поэтому волосовскую культуру долгое время считали неолитической. Даже орнамент волосовских сосудов нанесен штампом, сходным с неолитиче-

стр.86

ским. На позднем этапе развития волосовская культура расширяет свою территорию до верховьев Клязьмы, где известна стоянка Николо-Перевоз. Волосовцы были рыболовами и по своему хозяйству сильно отличались от передовых племен этой эпохи, но тем не менее волосовскую культуру сейчас единодушно считают энеолитической. На обширных волосовских стоянках расположены большие полуземлянки. Из находок наиболее интересен волосовский клад — множество предметов из кремня, покрытых тонкой отжимной ретушью. Среди них копья, ножи, стрелы, а также изображения животных — своеобразная скульптура лесного энеолита. Волосовскую культуру относят ко II тысячелетию до н. э.

ВСибири энеолит представлен афанасьевской культурой III тысячелетия до н. э., названной по могильнику у Афанасьевой горы на Енисее. И здесь наиболее характерным явлением было распространение производящего хозяйства. Афанасьевская культура изучена главным образом по курганам, а также по небольшим поселениям, которых пока найдено мало. В могилах часто находятся костяки мужчин вместе со скелетами одной или нескольких женщин и детей. Одиночные погребения обычно женские.

стр.87

Афанасьевские погребения в Минусинских степях представляют собой ямы, в которые вставлены деревянные срубы, перекрытые бревнами или каменными плитами. Над всем этим насыпали курган. Жилища афанасьевцев — полуземлянки с бревенчатым потолком, но вероятны и бревенчатые дома, о чем говорит умение рубить срубы для могильных ям.

Афанасьевское хозяйство скотоводческое. В могилах встречаются кости домашних животных. Важное значение сохраняет охота. Меди еще немного, а вещи из нее небольшие; листовидные ножи, кольца, иглы, топор, жатвенный нож, медные игольники (в одном из которых была найдена костяная игла с шерстяной ниткой). Найден также медный кинжал. Все вещи изготовлены из меди путем ковки. Сосуды остродонные со штампованным орнаментом. Постепенно они вытесняются сосудами плоскодонными, что говорит о переходе к более прочной оседлости. Зарождается патриархат.

Дальнейшее развитие афанасьевской культуры выходит за пределы энеолита.

ГЛАВА 6





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...