Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XIII в. до 1240 г. 1 страница



До 1206 г. Смоленский Отрочь мужской монастырь.
Возможно, 1207 Суздальский Евфросиниев женский монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Нач. XIII в. Смоленский Авраамиев мужской монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
  Ярославский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1-я четв. XIII в. Полоцкий Бельчицкий монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1227 г. Жидичинский близ Луцка мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Между 1121 и 1229 гг. Нижегородский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
До 1231 г. Киевский мужской монастырь во имя свт. Василия Великого.
До 1231 г.,возможно, до 1123 г. Черниговский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1231 г. Киевский мужской монастырь в честь Воскресения Господня.
  Новгородский Варецкий женский монастырь во имя свт. Павла, патриарха Цареградского.
1230-е гг. Угровский монастырь во имя св. пророка Божия Даниила.
До 1240 г. Синеволодский (Синеводский) в Галицкой земле монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
До 1243 г. Псковский монастырь во имя св. Иоанна Предтечи.

МОНАСТЫРИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ОСНОВАННЫЕ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД [419]

  Берестейский (Брестский) мужской монастырь во имя прп. Симеона Столпника.
1160-е гг. Боголюбов близ Владимира на Клязьме женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1151 Владимирский на Клязьме на Кидекше мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1152 г. Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца.
1147 Вологодский у Кайсарова ручья мужской монастырь, или Герасимова пустынь, во имя Святой Живоначальной Троицы.
  Киевский близ села Лесники Гнилецкий, или Феодосиева пещера, мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
IX в. Киевский Зверинецкий мужской монастырь предположительно во имя архистратига Божия Михаила.
  Киевский Спасов Белый мужской монастырь в честь Преображения Господня.
  Китаевская Киевская мужская пустынь.
1239 Костромской монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя.
  Луцкий мужской монастырь во имя свт. Василия Великого.
  Муромский женский монастырь в честь Воскресения Господня.
  Муромский на Ушне мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
1033 Новгород-Северский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
После 1135 г. Новгородский Бело-Николаевский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1162 г. Новгородский на поле у Скуделен или на Божьем дому мужской монастырь в честь Рождества Христова.
После 1185 г. Новгородский на Синичьей горе женский монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла.
  Новгородский против Щитинских ворот монастырь в честь Рождества Христова.
1038 Новоторжский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
  Пересопницкий Волынский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1155 г. Переяславский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1155 г. Переяславский мужской монастырь во имя прп. Саввы Освященного.
До 1155 г. Переяславский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1186 г. Переяславль-Залесский мужской монастырь во имя св. вмч. Никиты.
  Переяславль-Залесский на Горе мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1173 г. Полоцкий женский монастырь во имя св. Софии, Премудрости Божией.
1240 Почаевская мужская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы.
  Пронский Рязанский женский монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, или Вознесения Господня, или Воскресения Словущего.
До 1237 г. Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова.
  Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1197 г. Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя.
До 1197 г. Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
  Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
  Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1237 г. Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы.
До 1237 г. Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
До 1238 г. Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
  Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы.
  Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1238 г. Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1186 г. Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (978-1240) [420]

Основные события истории Русского государства Основные события истории Русской Церкви
978-1015 Св. равноап. блгв. кн. киевский Владимир Святославич 987-989Крещение св. равноап. блгв. кн. киевского Владимира Святославича и его брак с Анной, сестрой византийского имп. Василия II
989 Русское войско, посланное кн. Владимиром, обеспечивает победу имп. Василию II над узурпатором Вардой Фокой 988 Крещение Руси 996 Освящение церкви Пресвятой Богородицы Десятинной в Киеве до 997 г. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата и ряда епископий (Белгородской, Новгородской, Полоцкой, возможно, Черниговской, Переяславской, Вольшской) [421] 1005/1006 Учреждение Туровской епископий [422] 1007 (?)Перенесение мощей св. равноап. кнг. Ольги в Десятинную церковь
1015-1019Борьба за киевский стол между Святополком и Ярославом Владимировичами; взятие Киева польским войском Болеслава I, союзника Святополка (1018) 1008Миссийный архиеп. Бруно Кверфуртский в Киеве и у печенегов, создание миссийной Печенежской епархии Киевской митрополии (?)
1016 (или 1036)Древнейшая редакция Русской Правды 1015 Мученическая смерть свв. мчч. Бориса и Глеба от руки брата Святополка
1018 Падение Западно-Болгарского царства под ударами Византии, упразднение Болгарской патриархии и создание византийской apxиепископии в Охриде 1020-е гг.Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в посвященную им церковь в Вышгороде при митрополите Иоанне I; начало церковного почитания святых [423]
1019-1054Киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый до 1036 г.Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове
1026 Раздел Руси между Ярославом киевским и его братом Мстиславом черниговским и тмутараканским (1024-1036) ок. 1036 г. Создание Юрьевской епархии
1043 Неудачный поход русских войск на Константинополь 1037 (1017?)Заложение каменного кафедрального собора св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве
1046Мир с Византией и брак Всеволода Ярославича с дочерью имп. Константина IX Мономаха 1045-1050Сооружение каменного кафедрального собора св. Софии в Новгороде
1049-1050, 1050-1051, 1055-1057Киевский кн. Юрий Владимирович Долгорукий 1051Поставление Илариона в Киевского митрополита Собором русских архиереев
1054-1068Киевский кн. Изяслав Ярославич и совместное правление на Руси Изяслава с братьями Святославом черниговским и Всеволодом переяславским (так наз. триумвират Ярославичей) 1054Отторжение Римской Церкви от Восточных патриархатов при патриархе Константинопольском Михаиле Керуларии 1050-е гг. Начало Киево-Печерского монастыря при прп. Антонии Печерском
1068 Поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение здесь Всеслава полоцкого и бегство Изяслава в Польшу 1060-е гг. Учреждение в Чернигове и Переяславле титулярных митрополий, закончивших существование в Чернигове со смертью митр. Неофита, а в Переяславле — со смертью митр. Ефрема
1069-1073Вторичное княжение Изяслава в Киеве 1071 Сокрушительное поражение Византийской империи от турок-сельджуков при Манцикерте 1069 Бегство прп. Антония Печерского от гнева кн. Изяслава Ярославича в Чернигов и вскоре основание Елецкого монастыря на Болдиных горах
1072?Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь, построенную кн. Изяславом Ярославичем
1073-1077Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг.Создание Ростовской епископии
1073-1076Киевский кн. Святослав Ярославич 1074Преставление прп. Феодосия Печерского
1077-1078Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг.Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского
1078-1093Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг.Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Иоанна II
1093-1113Киевский кн. Святополк Изяславич 1091Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского в Успенский собор Киево-Печерского монастыря
1096-1117Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093/1095Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода)
1096Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г.Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая)
1097Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106/1107 г.Паломничество игумена Даниила в Святую землю
1113-1125Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1108Причисление к лику святых прп. Феодосия Печерского (внесение имени его в синодик)
1117-1136Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем
1125-1132Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг.Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет
1132-1139Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128/1132Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)
1139-1146Переход киевского стола из рук Мономашичей в руки черниговских Ольговичей; киевский кн. Всеволод Ольгович 1146-1154 1136Создание Смоленской епископии путем отделения от епископии Переяславской
1146-1154Киевский кн. Изяслав Мстиславич (с перерывами, вызванными борьбой за Киев с Юрием Долгоруким) 1147Мученическая смерть св. блгв. кн. Игоря Ольговича
1147Первое упоминание о Москве в древнерусских летописях 1147Поставление на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского патриарха Климента Смолятича, не признанного, однако, в Новгородской, Смоленской и, возможно, Ростовской епархиях
1151-1196 Стефан Неманя основывает независимое от Византии Сербское государство 1140-е гг.Учреждение Галицкой епископии путем отделения от епископии Волынской или перенесения кафедры из Перемышля
1153-1187Возвышение Галицкого княжества при Ярославе Владимировиче Осмомысле 1155Перенесение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской из Вышгорода в Ростовскую землю св. блгв. кн. Андреем Боголюбским
1157-1174Княжение Владимире-суздальского св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского 1156-1157Поместные Соборы в Константинополе о толковании слов «Ты еси приносяй и приносимый» из молитвы на литургии
1159-1168Киевский кн. Ростислав Мстиславич 1157-1168Споры в Русской Церкви относительно постов в среду и пятницу, если на эти дни попадают Господский или какие-либо другие праздники
1164Успешная война св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с Волжской Булгарией после 1164 г.Установление по инициативе св. блгв. кн. Андрея Боголюбского в Русской Церкви праздника во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы 1 августа ок. 1165 г.Подтверждение архиепископского титула Новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II) 1166Поместный Собор в Константинополе о толковании слов «Отец Мой более Мене» (Ин. 14. 28)
1169Взятие и разграбление Киева войсками св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1169Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II
1170Поход войск св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Новгород («битва новгородцев с суздальцами») 1160-е гг.Обретение мощей Ростовских святителей Леонтия и Исаии
1176-1212Владимиро-суздальский кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1160-е гг.Попытка св. блгв. кн. Андрея Боголюбского создать самостоятельную митрополию во Владимире на Клязьме отвергнута Константинопольским патриархом Лукою Хрисовергом
1176-1194Киевский кн. Святослав Всеволодович (с небольшим перерывом) 1174Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского
1181-1194Совместное управление («дуумвират») Киевской землей Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем  
после 1185 г. Создание «Слова о полку Игореве»  
1186 Восстановление Болгарского царства со столицей в Тырнове 1199/1200Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью
1195-1201,1205-1210Киевский кн. Рюрик Ростиславич (с перерывами) ок. 1200 г.Учреждение Рязанской епископии путем отделения от епископии Черниговской
1205Гибель кн. Романа Мстиславича во время похода на Польшу и распад Галицко-Волынского княжества ок. 1200 г.Паломничество Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда
1212-1237Владимиро-суздальский кн. Юрий Всеволодович ок.1214 г.Учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем отделения от епископии Ростовской
1214-1223Киевский кн. Мстислав Романович Старый 1219 Создание Сербской архиепископии свт. Саввой Сербским (1169— 1236)
1214-1218Попытка венгерского королевича Кальмана закрепиться в захваченном Галиче ок. 1219 г.Учреждение Перемышльской епископии путем отделения от епископии Владимиро-Волынской [424]
1223Поражение русско-половецкого войска монголе-татарами на р. Калке 1220-е гг.Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа
1223-1238 Киевский кн. Владимир Рюрикович 1233Изгнание из Киева доминиканских проповедников киевским кн. Владимиром Рюриковичем
1237-1238Опустошение монголо-татарами Рязанской и Владимиро-Суздальской земель, разорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Торжка и др. городов 1235 Восстановление Болгарской патриархии
1238Воссоединение Галицкой и Волынской земель кн. Даниилом Романовичем  
  1230-е гг.Создание Угровской и Луцкой епархий путем отделения от епископии Владимиро-Волынской (Угровская кафедра вскоре перенесена в Холм)

[1] П. собр. р. лет. 1. 136; 2. 24 [228]. В Никоновой летописи (2. 152 [241]), в каталогах русских митрополитов и в некоторых позднейших сочинениях говорится, будто митрополит Михаил II удалился из России в Царьград и не хотел возвращаться на свою кафедру вследствие постоянных междоусобий наших князей. Но в древних летописях об этом нет ни слова. А если и допустить означенную причину — все же она не может оправдать поступок митрополита.

[2] П. собр. р. лет. 2. 29; 7. 38 [228], Название Смолятича дает повод думать, что Климент был родом из Смоленска, а не из Киева, как утверждает Татищев (2. 301 [294]). Место Заруб находилось на правом берегу Днепра против устья Трубежа, где существовал переброд, или переправа, через Днепр на пути из Киева в Переяславль (П. собр. р. лет. 1. 98, 143; 2. 23, 64 [228]). Там доселе сохранилось село Зарубиниа и недалеко от него деревня или хутор Монастырок, самим своим именем напоминающий о существовавшем здесь монастыре. В этом Монастырьке действительно открыты пещеры, в которых и могли подвизаться иноки существовавшего монастыря (Остатки Зарубск. монастыря — см. Срезневск. Сведен, о малоизв. и неизв. памяти. № 13, в Записк. Акад. наук. 9. Кн. 1 [283]). Впрочем, был и другой Заруб — село в стране Смоленской (П. собр. р. лет. 2. 95 [228]), откуда и мог быть выведен Климент Смолятич, если был там монастырь.

[3] Последние слова Нифонта, очевидно, относятся к митрополиту Михаилу II, который пред отъездом своим в Константинополь, верно, дал русским епископам рукописание свое, чтобы они не осмеливались без него служить в кафедральном митрополичьем соборе,— рукописание, совершенно согласное с общими правилами Церкви. Следовательно, нет нужды предполагать, будто здесь говорится о каком-то рукописании первого нашего митрополита Михаила (Татищ. 2. 302 [294]), или будто разумеется письменное исповедание веры, которое при поставлении своем произносили наши епископы пред митрополитом и всею Церковию и где, между прочим, обязывались признавать над собою власть Константинопольского патриарха (Зернин. Об отнош. Конст. патриарха к русск. иерархии. С. 43. СПб., 1846 [127]). Нифонт выражается: «Мы ваяли от митрополита», а не говорит: «Мы доли митрополиту рукописание».

[4] Не только случаев поставления в сан епископа рукою святого Иоанна Предтечи, но и случаев подобного избрания во епископа мы не знаем. Избрание императором (а не патриархом) Василием студийского игумена Алексия в сан Цареградского патриарха, бывшее в 1025 г., сюда не относится (Филарета Истор. Р. Церкви 1. 172 [317]), потому что, хотя Алексий, пришедши посетить заболевшего императора, и принес с собою ради больного главу святого Иоанна Крестителя, но император Василий, совершенно неожиданно назначивший при этом Алексия на патриаршую кафедру, вовсе не осенял его святою главою в знак нового избрания (Сеdren. Hist. Compend. 2. Р. 479. Bonn., 1839 [342]).

[5] П. собр. р. лет. 1.137; 2. 30; 5.159 [228]; Степ. кн. 1. 251 [156].

[6] П. собр. р. лет. 2. 30 [228].

[7] Так именно сказано в Лаврентьевской, IV Новгородской и Софийской летописях (1.137; 4. 7; 5.159 [228]).

[8] «...И Мануил Смоленский епископ, иже бе бегал перед Климом» (2. 80 [228]).

[9] Там же. 1.136; 2. 25.

[10] Никон, лет. 2. 95,153 [241]; Татищ. 2. 301 [294].

[11] Копыстенск. Катал. Киев. митрополитов (в Палинод.); Димитр. Ростов. Катал. Киев. митрополитов (рукоп.); Евген. Опис. Киево-Соф. собора. 76 [115]; Филарет. Ист. Р. Ц. 1.169. Изд. 2-е [317].

[12] Такие мысли выражены в сводной летописи Татищева, хотя неизвестно, откуда им заимствованы (2. 301 [294]).

[13] П. собр. р. лет. 2.15,19 [228].

[14] Житие Нифонта в Памятник, старинной русск. литер. 4. 2, 3. СПб., 1862 [223].

[15] См. нашей «Истории» т. 1. Прим. 1. Известны канонические ответы Нифонта Кирику, которые рассмотрим в своем месте (гл. 5).

[16] Например, на вопрос, как поступать, если кто-либо из латинян захочет принять православие, Нифонт, давши подробное наставление, между прочим, отвечает: «В Царигороде только в лентьи станеть, коли мажють и миром, а маслом, рече, не мазати». Так же на вопрос: «Достоит попу своей жене молитва творити?» — Нифонт дал ответ: «По всей Гречьстей земли и области не дают своим женам Попове; аже не будет иного попа близ, а створити» (Памяти, росс. слов. XII в. С. 176, 178 [216]).

[17] П. собр. р. лет. 2. 79 [228]; Никон, лет. 2. 96, 153 [241]. А самую грамоту патриарха, сохранившуюся в житии Нифонта (Памяти, стар. русск. литер. 4. 5 [223]) см. в приложен. 1.

[18] П. собр. р. лет. 2. 45,64; 3.10-11; 5.160 [228].

[19] Об этом замечено только в летописи Татищева (3. 91, 98 [294]).

[20] Собр. лет. 3. 12 [228]. Константин как митрополит русский присутствовал уже на Цареградском Соборе, бывшем в генваре 1156 г. (Деян. Собора у Тафеля: Supplem. hist. Eccl. Graecae. saec. XI-XII, Tubing., 1832 [405]. Cfr. Le Quien. Oriens Christ. 1. 1264 [371]). Татищев пишет, будто Константин избран был Юрием Долгоруким из Черниговских епископов и отправлен в Царьград для доставления в сан митрополита еще в 1150 г. (3. 36, 91, 98, 117 [294]). Но из древних летописей не видно, чтобы в Чернигове был около того времени епископ Константин.

[21] П. собр. р. лет. 1.148; 2. 79, 80 [228].

[22] Там же. 1.149; 2. 85-86; 3.13 [228]; Татищ. 3.117-119 [294]; Никон, лет. 2.163-164 [241].

[23] Никон, лет. 2.166 [241]; Степ. кн. 1. 309-311 [156].

[24] Под 1161 г. летопись говорит: «В том же лете приде митрополит Федор из Царягорода, месяца августа», а под 1163 г. замечает: «Тогда же и Федор митрополит преставися, быв 10 месяц в митропольи» (2. 89, 92 [228]; Татищ. 3. 131, 141 [294]). Тут что-то не так. Не вернее ли будет читать: год и 10 месяцев?

[25] П. собр. р. лет. 2. 92 [228]; Татищ. 3. 142 [294]. Слова Ростислава записаны только у Татищева, но достоверность их подтверждается тем, что по другим летописям в этом именно месте пропуск, в одной даже с пробелом (П. собр. р. лет. 2. 92, прим. под буквою в [228]; Карамз. 2. Прим. 414 [148]). А естественность такого ответа вытекает из самого хода обстоятельств.

[26] П. собр. р. лет. 3.13-14 [228]; Никон, лет. 2. 196 [241]; Татищ. 3. 146,150 [294]. Этот митрополит Иоанн IV ни в одной из летописей не назван ученым или книжным. Захария Копыстенский, сколько известно, первый приписал ему по ошибке (в своем каталоге Киевских митрополитов в Палинодии) послание к Римскому архиепископу Клименту, написанное, как мы видели, ученым нашим митрополитом Иоанном II. Вслед за Копыстенским Коссов, святой Димитрий Ростовский и другие начали повторять то же в своих каталогах Киевских митрополитов и называть митрополита Иоанна IV мужем премудрым в учении духовном и мирском (см. также: Опис. К.-Соф. соб. 79 [115]; Карамз. 2. 307 [148]).

[27] П. собр. р. лет. 1. 151-152; 2. 102; 3. 14 [228]. Татищев утверждает, будто Константин избран был в митрополита из епископов русских великим князем Ростиславом и послан в Царырад для доставления. Но трудно в настоящем случае поверить Татищеву, потому что он в сказании о Константине сам себе противоречит. Сначала сказал, что митрополит Константин возвратился из Царьграда еще в 1167 г., при жизни Ростислава, а чрез несколько страниц пишет, что новопоставленный митрополит Константин возвратился из Царяграда в Киев в 1168 г. уже по смерти Ростислава (3. 151, 157 [294]). В поздних летописях, и особенно в каталогах Киевских митрополитов, как об этом, так и о последующих митрополитах, большие разноречия. Так, по каталогу святого Димитрия, Иоанн IV, родом грек, пришел к нам в 1167 г., а преставился в 1174 г.; по Палинодии, он скончался в 1177 г. В каталогах Кульчинского и Лёкеня Иоанн IV вовсе не упоминается.

[28] П. собр. р. лет. 1. 165, 172; 2. 126, 128, 145. 146, 152; 3. 19, 21 [228]. В русских каталогах митрополит Никифор II назван греком. Палинодия после него на основании киевского помянника упоминает двух митрополитов: Гавриила и Дионисия, неизвестных по летописям. А у Татищева под 1198 г. упоминается митрополит Иоанн (3. 328 [294]).

[29] П. собр. р. лет. 1. 184, 188; 3. 25 [228]. В русских каталогах назван греком. После него Коссов полагает митрополита Никиту, а Селлий — Дионисия.

[30] П. собр. р. лет. 1. 190, 194; 2. 167; 3. 46, 49 [228]. Греком он назван в древних летописях; так же называют его Никонова летопись (2. 347 [241]), Татищев (3. 430 [294]) и московский каталог митрополитов. Но Палинодия и Коссов неизвестно почему называют Кирилла россиянином и, кроме того, еще отличают его от другого митрополита Кирилла, бывшего будто бы его преемником с 1230 г., между тем как, по древним летописям, в 1228—1233 гг. является все один и тот же митрополит Кирилл (1.193,194; 2.167; 3. 45, 49 [228]).

[31] П. собр. р. лет. 3. 50; 5. 137 [228]. Вероятно, погиб во время страшного опустошения Киева татарами в 1240 г.

[32] П. собр. р. лет. 1.190; 3. 49 [228].

[33] Никон, лет. 2. 179-189 [241]; Татищ. 3.139 [294]. Послание патриарха Луки Хрисоверга, как оно внесено в Никонову летопись, искажено многословием, вставкою о построении города Владимира на Клязьме святым князем Владимиром и словами из церковного устава Владимирова о десятине, а потому неудивительно, если Карамзин усомнился в его подлинности (3. Прим. 28 [148]). Но в рукописях послание встречается без этих искажений и не подает никакого повода заподозривать его подлинность. Предлагаем его в приложен. 2 из рукописного сборника Кирилло-Белозерской библиотеки XVI в. под заглавием «Студит», в 4-ку, № 100 (по описи 1841 г.). Л. 219, 221, хотя, к сожалению, оно здесь сохранилось не все, будучи помещено в самом конце рукописи.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...