Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Итоговый тест по общей хирургии 1 страница



Андриашев, А., Очерк истории Волынской земли (Киев, 1887). Багалей, Д.И., История Северской земли (Киев, 1882).

Данилевич, В.Е., Очерк истории Полоцкой земли (Киев, 1896).

Довнар‑Запольский, М.В., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель (Киев, 1891).

Голубовский, П.В., История Северской земли (Киев, 1881). История Смоленской земли (Киев, 1895).

Грушевский, А., Очерки истории Туровского княжества (Киев, 1902).

Грушевский, М., История Киевской земли (Киев, 1891).

Иловайский, Д.И., История Рязанского княжества (Москва, 1858).

Иванов, П.А., Исторические судьбы Волынской земли (Одесса, 1895).

Костомаров, Н.И.. Северно‑русские народоправства (СПб, 1863). В 2‑х томах.

Ляскоронский, В., История Переяславской земли (Киев, 1903).

Молчановский, Н., Очерк известий о Подольской земле (Киев, 1885).

Никитский, А.И., «История экономического быта Великого Новгорода», Чтения, 1893, части 1‑2.

Зубрицкий, Д.. История древнего Галичско‑Русского княжества, I (Львов, 1852). (недоступно для меня).


[1] 1. Sir J.A.R.Marriott, Anglo‑Russian Relations, 1689‑1943 (2d ed. London, Methuen & Co., 1944), p.1.

[2] 2. Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа.» (Санкт‑Петербург), 1871, с. 60. Впоследствии различия между Россией и «романо‑германской Европой» блестяще обсуждались князем Н.С.Трубецким – основателем «евразийской» философской школы. См. его «Европа и человечество». София, 1920.

[3] 3. См. Древняя Русь. Гл. 3.

[4] 4. Henry Pirrenne, Economic and Social History of Medival Europe (New York, Harcourt, Brace and Co., 1937); также Medieval Cities (Princeton, Princeton University Press, 1925) и Mohammed and Charlemagne (New York, W.W. Norton& Co., 1939) того же автора.

[5] 5. G.W.F. Hegel, Samliche Werke, H. Glockner, ed. (Stuttgart, 1928), XI, 447. Необходимо отметить, что Гегель предвидел возможность великого будущего славян и, особенно, России. В письме от 28 ноября 1821 года Борису фон Юкскеллю, происходившему из прибалтийских немцев и русских, он пишет следующее: «Вам посчастливилось принадлежать к стране, занимающей столь значительное место на поле всемирной истории, и которая, без сомнения, имеет еще более высокое предназначение. Кажется, что другие современные государства, более или менее, достигли цели своего развития; возможно, они уже прошли свою высшую точку, и их положение теперь не изменяется. Россия, напротив, потенциально самое могущественное государство, носит в себе громадные возможности дальнейшего развития ее глубокой природы» См, Kuno Fischer, Geschichte der neuern Philosophie VIII, Part I (Heidelberg, 1911), pp. 118‑119; также Д.И. Чижевский. Гегель в России. Париж, 1939, с.13.

[6] 6. John W. Burgess, The Foundations of Political Science, with an introduction by Nicholas M.Butler (New York, Columbia University Press, 1933), p. 32.

[7] 7. Там же, с. 40.

[8] 8. M. Грушевский, "Звычайна схема русской icтopii и справа рацioнального укладу схiдного славянства " Статьи по славяноведению, В.И. Ламанский, ред.1, (С.‑Петербург, 1904), с. 298‑304.

[9] 9. См. О. Halecki, «L'Histoire de l'Eurоре orientale», La Pologne au V‑e congres international des sciences historiques (Warsaw, 1924); M.Weingart, «Le Passe et le present de la solidarite slave», Monde Slave, February, 1926, pp. 187‑210; W.Lednicki, «Existe‑t‑il un patrimonine commun d'etudes slaves?» Monde Slave, December, 1926, pp. 411‑431; J.Bidlo, «Ce que c'est I'histoire de l'Orient europeen», Bulletin d'information des sciences historiques en Europe orientale, 6 (Warsaw, 1934), и того же автора, «L'Europe orientale et le domaine de son histoire», Monde Slave, October.

[10] 10. See P. N. Savickij. Sestina sveta. Prague, 1933.

[11] 11. См. Древняя Русь. Гл. 3, 4, 5.

[12] 12. H. J. Mackinder. Democratic Ideals and Reality, New York: H. Holt, 1919; 2d ed., 1942; K. Haushofer et al. Bausteine zur Geopolitik. Berlin‑Grunewald, 1928; see also G. B. Gressey. The Bases of Soviet Strength. New York: Whittlesey House, 1945, pp. 231 – 237.

[13] 13. См. Древняя Русь.

[14] 14. Там же.

[15] 15. Там же.

[16] 16. Там же.

[17] 17. Там же.

[18] 18. Cross, pp. 150, 155.

[19] 19. Слово, с. 37.

[20] 20. А. И. Ляшeнко. «Летописные сказания о смерти Олега Вещего», АНОРИ, 29 (1924), 254 – 288.

[21] 21. Ип., кол. 15.

[22] 22. Dorn, p. 5.

[23] 23. Cross, p. 147. See К. Menges «Etymological Notes on some Pacanag Names», Byzantien, 17 (1945), 261 – 263.

[24] 24. Согласно д‑ру Мeнгесу, тиверцы были тюркского происхождения.

[25] 25. О мадьярско‑булгарских отношениях этого периода см. К. Грот «Моравия и мадьяры» (С.‑Петербург, 1881), с. 282 – 304; В. Златарски «История на Булгаската држава през средните векове», I, Pt. 2 (София, 1927), с. 290 – 294. О дате мадьяро‑булгарской войны см. No 14.

[26] 26. Ип., кол. 22; Cross, p. 149. Это событие датируется в Ипатьевском и Лаврентьевcком списках 902 г., что очевидно является ошибкой. Согласно В. Златарски, война между булгарами и мадьярами началась около 894 г.; согласно Гроту, около 889 г. Я принимаю датировку Златарски. See G. Moravcsik. Byzantinoturcica, I (Budapest, 1942), 58 – 68.

[27] 27. Появление мадьярских орд перед Киевом датируется в «Повести временных лет» 898 г. (Hyp., col. 19).

[28] 28. См. Грот, Указ, соч., с. 305 – 327.

[29] 29. Cross, pp. 149, 150.

[30] 30. G. Lahr. «Die Anfange des russischen Reiches» (Berlin, 1930), pp. 95 – 99; H. Gregoire. «Le Legende d'Oleg et l'expedition d'Igor», Bulletin de l'Academie Royale de Belgique, 23 (1937), 80 – 94.

[31] 31. G. Ostrogorsky. «L'Expedition du prince Oleg contre Constantinopole en 907», AIK, II (1939), 47‑61.

[32] 32. Constantine Porphyrogenitus. De Cerimoniis Aulae Byzantinae, I, chap. XLIV; cf. Ostrogorsky, op. cit., pp. 53, 54.

[33] 33. Marvazi, pp. 36, 119, 120.

[34] 34. Резюме соглашения 907 г. см.: «Повесть временных лет», Лавр., кол. 31, 32; Ип., кол. 23, 24.

[35] 35. Текст договора 911 г. см.: Лавр., кол. 33 – 37; Ип., кол. 25 – 29; also Khristomatiia, I, 1 – 7.

[36] 36. DAI, chap. IX.

[37] 37. См. Д. И. Еварницкий. История запорожских казаков (С.‑Петербург, 1892), I, 454 – 456.

[38] 38. И. М. Кулишер. Лекции по истории экономического быта Западной Европы (5‑е изд., Петроград, 1918), с. 173.

[39] 39. See A. Soloviev. ' 'P, Byzantion, 13 (1938), 227 – 232.

[40] 40. Dorn, pp. 4‑6.

[41] 41. Idem, pp. VI – VIII, 15, 16, 28; Markwart, pp. 333 – 335.

[42] 42. Cross, pp. 157 – 158. See also K. Bartova. «Igorova vyprava na Carihrad r. 941», BS, 8 (1946), 87 – 108.

[43] 43. П. К. Коковцев. «Еврейско‑хазарская переписка в X веке», с. 120. См. также И. Брутскус. «Письмо хазарского еврея X века» (Берлин, 1924); В. Мошин. «Хелгу хазарского документа», Slavia, 15 (1938), 191 – 200.

[44] 44. Cross, pp. 157 – 158. «Греческий огонь», также называемый «жидким» или «морским» огнем, являл собою взрывчатое соединение, выбрасываемое специальной трубкой или сифоном, которое загоралось, ударяясь о корабль (A. A. Vasiliev. History of the Byzantine Empire – Madison, University of Wisconsin, 1928 ‑1, 261).

[45] 45. См. Древняя Русь.

[46] 46. Ibn‑Miskawaih. The Eclipse of the Abbasid Caliphate, V, 67 – 74. См. также: А. В. Флоровский «Известия о Древней Руси арабского писателя Мискавейхи», СК, I (1927), 175 – 186; А. И. Якубовский «Ибн‑Мискавейх, о походе русов в Бердаа», ВВ, 24 (1926), 63 – 92; V. Minorsky. Hudud al‑Alam (Oxford, Luzac and Co., 1937), pp. 144, 398 – 400.

[47] 47. Cross, pp. 158, 159.

[48] 48. Kristomatiia, I, 13. Д. Бромберг в своих «Топонимических и исторических очерках», Byzantion, 13 (1938), 33 – 50 попытался доказать, что под именем «земля Корсунь» подразумевается не Крым, а Добруджа. Его гипотеза неубедительна.

[49] 49. См. мою статью «The Rus' in the Crimea and the Russo Byzantine Treaty of 945», Byzantina‑Metabyzantina, I (1946), 249 – 259.

[50] 50. H. Д. Знойко. «О походах Святослава на восток», ЖМНП, 18 (1908), 280 – 282.

[51] 51. См. Древняя Русь.

[52] 52. Там же.

[53] 53. ПСРЛ, IX, 26 – 27. Эта информация о Свенельде введена в летопись Никона вслед за описанием подавления Игорем восстания древлян. Дата 1914 г. относится лишь к последнему.

[54] 54. Cross, p. 164.

[55] 55. Idem, p. 164.

[56] 56. Idem, pp. 164 – 168.

[57] 57. Constantinе Porphyrogenitus. De Cerimoniis Aulae Byzantinae, II, chap. XV; PG, CXII, cols. 1108– 1112.

[58] 58. The «Life of St. Olga», in Makarii, I, 269.

[59] 59. См. Древняя Русь.

[60] 60. Priselkov, pp. 12, 13.

[61] 61. Cross, pp. 170, 171.

[62] 62. Leo Diaconus. Historiae Libridеcem, Pt. 9, chap. XI, pp. 156, 157.

[63] 63. Ф. Вестберг. «Записка готского топарха», ВВ, 15 (1908), 71 – 132, 227 – 286.

[64] 64. A. A. Vasiliеv, The Goths in the Crimea (Cambridge, Mass., The Mediaeval Academy of America, 1936), pp. 128, 129.

[65] 65. Idem, p. 121.

[66] 66. Leo Diaconus, op. cit., Pt. 4, chap. VI, p. 63; Skylitzes‑G. Kеdrenus. Historiarum Compendium, II, 372.

[67] 67. Leo Diaconus, op. cit., Pt. 5, chap. II, p. 77; See also Zlatarski, op. cit., I, Pt. 2, pp. 576, 577; H. Д. Знойко. «О посольстве Калокира в Киев». ЖМНП, 8 (1897), 253 – 264.

[68] 68. В. В. Григорьев. Россия и Азия (С.‑Петербург, 1876), с. 6 – 10.

[69] 69. Cross, pp. 172, 173.

[70] 70. Текст договора смотри в «Повести временных лет», Лавр., кол. 72, 73; Ипат., кол. 61, 62; Хрестоматия, I, 17. Дата договора, равно как и хронология русско‑византийской войны в целом были предметом сильных разногласий между учеными в области русской и византийской истории. Многие принимают 972, а не 971 г. как дату договора (и соответственно 973, a не 972 г. как дату смерти Святослава). Я не собираюсь рассматривать всю проблему, но лично не вижу оснований для изменения даты 971 г., данной в русском тексте договора (6479 Anno Mundi). Это также принимается F. Dolgеr («Die Chronologie des grossen Fеldzuges des Kaisers Johannes Tzimiskes gegen die Russen», BZ, 32 [1932], 275 ff.) and G. Ostrogorsky (Geschichte des byzantinischen Staates [Munchen. 1940], pp. 208, 209).

[71] 71. Cross, p. 177.

[72] 72. О славянском язычестве смотри L. Leer. La Mythologie slave (Paris, 1901); L. Niederie. Zivot starych Slovanu, II, Pt., I, Prague, 1916; 2d ed., 1924; A. Bruckner. Mitologia Slava (Bologna, 1923). Дальнейшие библиографические ссылки содержатся в G. Vernadsky. «Svantovit, dieu des Slaves Baltiques», Annuaire 7 (1944), 339.

[73] 73. See V. J. Mansikka, Die Religionder Ostslaven (Helsinki, 1922), pp. 142 – 147, 162 – 166, 246, 247, 305 – 307; Пономарев, III (С.‑Петербург, 1897), с 200, 201.

[74] 74. Bruckner, op. cit., pp. 189, 190.

[75] 75. Procopius, VII, 14, 23 (H. B. Dewing's translation).

[76] 76. Согласно Зеленину, русалки представляют тех женщин и девушек, смерть которых была «нечистой», т. е. результатом насилия; см. D. К. Zelenin. Russische (ostslavische) Volkskunde, p. 392.

[77] 77. А. С. Орлов и др. История русской литературы, I, 222 – 228; Н. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых, ГА, II, N 10 (1932).

[78] 78. A. Mcillet. Linguistique historique et linguistic generate (Paris, 1921), pp. 323 – 324.

[79] 79. Mansikka, op. cit., pp. 108, 201.

[80] 80. Idem, p. 71.

[81] 81. Idem, p. 150.

[82] 82. А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, I (Москва, 1865), 65.

[83] 83. В «Авесте» – dag; see С. Bartholomae. Altiranisches Worterbuch (Strassburg,1994), col. 675.

[84] 84. E. W. Hopkins. «Epic Mythology», Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde, III, Pt. IB (Strasbourg, 1915), p. 65.

[85] 85. Idem, p. 78.

[86] 86. Bruckner, op. cit., p. 245; относительно археологических свидетельств см. С. Schundhardt. Arcona, Bethra, veneta (Berlin, 1926), pp. 27 ‑63.

[87] 87. В. Д. Гринченко. Словарь украинской мовы (Киев, 1909), II, 798.

[88] 88. Hopkins, op. cit., p. 220. По мнению Хопкинса, «простейшим объяснением Трьямбака может быть, что Шива имел не трех матерей, а трех Матерей‑богинь».

[89] 89. A. A. Macdonell. «Vedic Mythology», Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde, III, Pt. IA (Strasbourg, 1897), p. 21; also G. Okmezil. Curanos‑Varung (Paris, 1934).

[90] 90. См. Древняя Русь.

[91] 91. К. В. Тревер. «Собака‑птица: Сенмурв и Паскудж», ГА, 100 (1933), 293 – 328; ср. Ancient Russia, pp. 113, 328. Симаргл упоминается в «Повести временных лет», 980 г. В некоторых поздних текстах имя было разделено на два (Сим и Ргл), благодаря чему до появления исследования Тревера многие ученые были готовы видеть в Симаргле два божества вместо одного. Были предположены различные истоки двух утверждаемых имен – Сим и Ргл. Недавно Анри Грегуар попытался возродить теорию двух имен. Поскольку его исследование еще не опубликовано, я не могу его обсуждать, но статья Тревера кажется мне убедительной.

[92] 92. Mcillet, op. cit., p. 333.

[93] 93. Procopius, loc. cit.

[94] 94. See S. Rozniecki. «Perun und Thor», ASP, 23 (1901), 462 – 520; Bruckner, op. cit., p. 72.

[95] 95. Chadwick, pp. 86 – 89.

[96] 96. См. Древняя Русь.

[97] 97. Cross, p. 177.

[98] 98. Idem, p. 178.

[99] 99. Ibid.. Следует вспомнить, что мать Владимира Малуша была домоуправительницей Ольги.

[100] 100. Cross, p, 180.

[101] 101. Ibid.

[102] 102. Ibid.

[103] 103. А. Д. Погодин. «Варяжский период в жизни князя Владимира», Владимирский сборник (Bcograd, 1938), pp. 28 – 30.

[104] 104. Baumgarten. «Genealogie», p. 7.

[105] 105. See A. V. Lpginov. Chervenskie goroda (Warsaw, 1985).

[106] 106. Cross, p. 183.

[107] 107. См. Древняя Русь; Н. Полонская. "К вопросу о христианстве на Руси до Владимира ", ЖМНП, 71 (1917), 33 – 80; В. А. Мошин. «Христианство в России до Св. Владимира», Владимирский сборник (Beograd, 1938), pp. I – 18.

[108] 108. Мошин, там же, с. 17.

[109] 109. Marvazi, pp. 36, 118, 119. История Марвази была повторена Ауфи «Джами ал Хикайат», В. Бартольд, пер. и ред. ВОЗ, 9 (1896), 263 – 265.

[110] 110. Cross, p. 199.

[111] 111. Лучшее описание византийско‑русских переговоров 988 г. см. Г. Острогорский. «Владимир Святой и Византия», Владимирский сборник, с. 31 – 40.

[112] 112. Ostrogorsky, Geschichte des byzantischen Staates, pp. 214 – 215.

[113] 113. See G. Vcrnadsky. «The Status of the Russian Church during the First Half‑Century Following Vladimir's Conversion», SEER, 20 (1941), 294 – 314.

[114] 114. Cross, p. 199.

[115] 115. В. Г. Василевский. Труды, III (Петроград, 1915), 96, 97.

[116] 116. Голубинский. История Ч. I (2‑е изд., Москва, 1901), с. 163 ‑182. See also A. Н. Krappe. «La chute du paganisme a Kiev», RES, 17 (1937), 206 – 218.

[117] 117. Греческие православные говорят не об уходе «Святой Девы», а о ее «безболезненной кончине» (по‑гречески Koimisis, по‑русски – успение).

[118] 118. Лучшим изданием «Церковного уложения» Владимира является осуществленное В. П. Бенешевичем – «Памятники древнерусского канонического права». Ч. 2, р. 1, РИБ, XXXVI (Петроград, 1920). Об истории и критике текста см. В. Юшков. «Устав князя Владимира» (Новоузеиск, 1926); английский перевод четырех основных разделов «Уложения» смотри: Vernadsky. «Status of Russian Church», SEER, 20(1941), 306.

[119] 119. Приселков.

[120] 120. Недавно Эрнест Хонигман в своей научной статье «Studies in Slavic Church History», Byzantion, 17 (1945), 128‑162 выразил свое несогласие с теорией Голубинского, равно как и с моей интерпретацией церковной политики Владимира. Хопигман даже отрицает, что был какой‑либо разрыв между Владимиром и Византией в делах Церкви. Понимая сложность вопроса, я не могу принять заключение Хоиигмана и попытаюсь рассмотреть проблему еще раз в ближайшем будущем.

[121] 121. Лучшее издание речи Илариона «О законе и благодати» и его «Хвалы» Владимиру осуществлено Пономаревым, I (С.‑Петербург, 1894), 59 – 76. Интересный комментарий см.: Д. С. Лихачев. «Национальное самосознание древней Руси» (Москва и Ленинград, 1945), с. 24 – 33.

[122] 122. Cross, p. 205.

[123] 123. Cross, p. 205.

[124] 124. Там же, р. 210.

[125] 125. Иаков «Житие князя Владимира», в Макарии, I, 255.

[126] 126. Cross, p. 210.

[127] 127. Там же.

[128] 128. Cross, p. 210.

[129] 129. Княжна Анна умерла в 1011 году. Согласно Баумгартену Владимир после ее смерти женился еще раз (Baumgarten, «Généalogies», p. 7‑8).

[130] 130. Хазарский поход не упоминается в русских источниках, но кратко описывается византийским историком Иоанном Скилица. См. Kedrenus, Historiarum Compеndium, II, 464. Кедрин называет русского князя Сфенгусом и считает его братом Владимира. Ясно, что это ошибка, поскольку Мстислав (сын Владимира) в то время был единственным русским князем, который мог воевать с хазарами.

[131] 131. О польской интервенции, кроме русской литературы, см. S. Zakrewski, Boleslaw Chrobry Wielki (Lwow, Warszawa, and Krakow, 1925), p. 297‑311.

[132] 132. Cross, p. 224: В русском оригинале Лаврентьеве кого списка имя записано как Иякун, в Ипатьевском списке – Акун, в древнескандинавском – Хакун. См. Thomsen, р. 131‑132.

[133] 133. Там же, с. 225.

[134] 134. В летописи Никона (Полное собрание русских летописей, IX, 79) говорится, что яссы были покорены Ярославом в 1029 году. Упоминание имени Ярослава в этом случае – результат ошибки переписчика. Ссылка, явно, на Мстислава.

[135] 135. Cross, p. 225.

[136] 136. Cross, p. 225.

[137] 137. Cм. W. E. D. Allen, «The Ukraine», pp. 68‑70.

[138] 138. Вира – денежная пеня за убийство человека

[139] 139. Cross, p. 226.

[140] 140. М. Грушевский «Три академии», kиiвскi збiрники, I (Киев, 1931 [1930 на титульном листе], 1‑14). Три академии, о которых идет речь – училище Ярослава, Киевская Духовная Академия (основанная в семнадцатом веке) и Украинская Академия Наук (основана в 1918 году).

[141] 141. В данном случае вира выплачивалась князю.

[142] 142. Cross, p. 229.

[143] 143. Существует две русских версии истории русско‑византийской войны 1043 года [одна изложена в Повести временных лет (Cross, pp. 227‑228), другая в Воскресенской летописи (Полное собрание русских летописей, VII, 331)] и три византийских: Иоанна Скилица (см. Kedrenus, цит. раб., II, 551‑555), М. Атталиата (Historia, pp. 20‑21) и Пселла (Chronographia, C. Sathas, ed., pp. 129‑132; E. Renauld, ed., II, 8‑12. См. также: Грушевский, II, 35‑37 и 559‑560; М. Левченко История Византии. М. ‑Л., 1940, с. 190; Chadwick, pp. 104‑111.

[144] 144. Cross, p. 227.

[145] 145. Тысяцкий – командующий «тысячей», т. е. городским народным ополчением.

[146] 146. Приселков, с. 93‑95, 109‑111.

[147] 147. Cross, р. 231.

[148] 148. Д. Г. Рохлин «Итоги анатомического и рентгенологического изучения скелета Ярослава»; В. В. Гинзбург «Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд»; М. М. Герасимов «Опыт реконструкции физического облика Ярослава Мудрого». Статьи опубликованы в ИИМ, 7 (1940), 46‑66 и 72‑76.

[149] 149. Cross, pp. 231, 232; см. также: Пресняков Княжее право, с. 34‑42.

[150] 150. Cross, p. 229.

[151] 151. Там же, С. 234

[152] 152. См. Грушевский, II, с. 53.

[153] 153. Cross, с. 265.

[154] 154. Cross, p. 270.

[155] 155. Cross, с. 272.

[156] 156. Там же, с 310‑312.

[157] 157. Там же, с. 278.

[158] 158. Cross, с. 279.

[159] 159. Там же, с. 282.

[160] 160. Cross, с. 282‑283.

[161] 161. Там же, с. 283

[162] 162. Там же

[163] 163. Cross, с. 292.

[164] 164. Cross, с. 319.

[165] 165. Там же.

[166] 166. Там же.

[167] 167. Cross, с. 320.

[168] 168. Cross, с. 305, 309.

[169] 169. О поучении Владимира Мономаха см. Гл. IX.

[170] 170. Cross, с. 305.

[171] 171. Там же, с. 308.

[172] 172. Там же, с. 305.

[173] 173. В. О. Ключевский, «Боярская Дума древней Руси», с. 13.

[174] 174. Б.Д. Греков, «Киевская Русь», с.35.

[175] 175. П.Н. Третьяков «К истории племен верхнего Поволжья», МИАС, V (1941)

[176] 176. См. Греков, цит. раб., с. 26‑31.

[177] 177. См. Н.Я. Аристов, «Промышленность древней Руси», стр. 111‑112; М.Д. Хмырев «Металлы, металлические изделия и минералы в древней России», (С.‑Петербург, 1875), стр. 18‑33, 51‑52, 63; М.В. Довнар‑Запольский, «История русского народного хозяйства», I, стр. 248‑249; С.Г. Струмилии, «Черная металлургия в России и СССР» (Москва, 1935), стр.113‑114; Г. Вернадский, «Iron Mining and Iron Industries in Medieval Russia», Études dédiées à la mémoire d'André Andreadés (Athens, 1939), стр. 361‑366.

[178] 178. О Германии см. П.А. Сорокин, Social and Cultural Dynamics (New York, American Book Company, 1937), III, стр. 343‑344. О Венгрии см. S. Szabo, Ungarisches Volk (Budapest and Leipzig, 1944), стр. 50‑53.

[179] 179. ЭС, XL (1897), 631.

[180] 180. Довнар‑Запольский, стр. 57‑58.

[181] 181. П.Н. Милюков, «Очерки но истории русской культуры», I (7‑е издание, Москва, 1918), стр. 27‑28.

[182] 182. П.П. Смирнов, «Движение населения Московского государства», Русская история, М.В. Довиар‑Запольский, ред.II, стр.67‑69.

[183] 183. J. Rutkowski, Histoire économique de la Pologne (Paris, 1927), p. 90.

[184] 184. Г. Вернадский Звенья русской культуры, I, стр. 25‑30. А.И.Яковлев, используя другой метод подсчета, пришел к аналогичным заключениям; см. его книгу Холопство и холопы в Московском государстве, I, (М.‑Л., 1943), стр. 298.

[185] 185. Cross, pp. 308‑309.

[186] 186. Там же, стр. 304

[187] 187. Аристов, цит. раб., стр. 22‑23,

[188] 188. О русском земледелии в киевский период см.: там же, стр.48‑64; А. Петров, Древнейшие грамоты по истории карпато‑русской Церкви (Прага, 1930), стр. 79‑84; J. Kulischer, Russischе Wirtschaftsgeschichte, рр.86‑88; Греков, цит. раб., стр. 36‑50.

[189] 189. Аристов, цит. раб., стр. 64‑68.

[190] 190. Там же, стр. 40‑48; Кулишер, цит.раб., стр. 88‑89.

[191] 191. Правда Русская, Б.Д.Греков, ред.. I, стр. 352‑354.

[192] 192. См. Греков, Киевская Русь, стр. 86‑93.

[193] 193. Аристов, цит. раб., стр. 117‑131.

[194] 194. Там же, стр. 68‑73.

[195] 195. Cross, p. 220.

[196] 196. Аристов, цит. раб., стр. 170‑172; Кулишер, цит. раб., стр. 103‑105.

[197] 197. Аристов, цит. раб., стр. 183‑258; Кулишер, цит. раб., стр. 118‑157; см. также M. Бережков, О торговле Руси с Ганзеей до конца XV века: L. K. Goetz, Deutsch‑russische Handelsverträge des Mittelalters.

[198] 198. О льготах князя Всеволода церкви Св. Иоанна (приблизительно 1135 год) см. Хрестоматия I, стр. 212‑215.

[199] 199. Татищев, II, стр. 88‑89; М. Мартынов, «Договор Владимира с Волжскими булгарами 1006 года», Историк‑марксист, 1941, No 2, стр. 116‑117 (недоступно для меня); С. Л. Пештич «О договоре Владимира с волжскими булгарами», Исторические записки, 18 (1946), стр. 327‑335.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...