Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включения в состав Австрийской империи в результате политики венского правительства она обрела в Западной Украине прочный фундамент и стала институтом формирования национального самосознания «рутенов» и важнейшей силой украинского национального движения.
После смерти последнего киевского униатского митрополита Ф. Ростоцкого в 1805 г. император Франц I издал указ о создании Галицкой митрополии. Первым митрополитом стал Антон Ангелович. Ряд важнейших церковно-административных прерогатив (назначение митрополитов, епископов, членов консистории, создание новых епархий и пересмотр их границ) оставался тем не менее в руках императора, что было закреплено конкордатом Вены и Рима в 1855 г.
Митрополиту Михаилу Левицкому, правившему с 1816 по 1858 г., противостояло молодое униатское духовенство. Это новое поколение было сформировано переменами, произошедшими с конца XVIII в. и выразившимися в очень заметном повышении уровня образованности и общей культуры духовенства, что быстро отразилось на состоянии приходской жизни. Молодые священники и монахи 1820-х - 1830-х гг. отличались по своим интересам и устремлениям от духовенства первой «австро-галицийской» формации. Они стали основой галицко-украинской национальной интеллигенции, чьими усилиями Западная Украина включилась в движение славянского Национального возрождения. Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилезич образовали в 1830-е гг. первый кружок западноукраинской интеллигенции «Русская Троица».
Первые попытки реформы школьного дела были предприняты еще Михаилом Левицким, который требовал, чтобы приходские священники заботились о распространении грамотности и создавали школы при приходских церквях. М. Левицкий основал Товарищество священников с целью наладить издание пособий для приходских школ. Стали печататься буквари, катехизисы, школьные уставы. В 1817 г. в Перемышле была создана первая учительская семинария для подготовки дьяков-учителей. Эта политика встречала сопротивление со стороны землевладельцев, которые иногда специально отдавали учителей в рекруты, запрещали крестьянским детям посещать занятия и пр.
Согласно официальному отчету австрийских чиновников, в 1896 г. в Галиции было 4 млн. неграмотных (галицийских украинцев в это время насчитывалось около 2,5 млн.), 3000 сельских общин не имели школ вообще, 2000 общин закрыли школы, потому что нет учителей, а 1000 учителей преподавали грамоту, не имея должной квалификации. Уже в середине 1880-х гг. в Галиции существовало около 400 украинских читательских клубов. Число членов общества «Просвита» выросло с 39 в 1868-1874 гг. до 1416 в 1906-1908 гг. В результате образовательной политики властей, действий духовенства и интеллигенции к 1914 г. большинство молодых крестьян в Галиции умело читать1.
Распространение грамотности шло рука об руку с пробуждением национального самосознания. В Западной Украине национально-культурное движение получило мощный импульс от революционных событий 1848-1849 гг. Одним из его эпизодов стало создание Русской рады (Русский совет, «Головна Руська рада») во Львове во время большого собрания общественности, в котором участвовали и поляки, составившие едва ли не большинство и пытавшиеся воспрепятствовать складыванию отдельного украинского национального движения. Тем менее, усилиями горячих сторонников национального пробуждения Рада была создана, и это произвело сильное впечатление на образованные круги украинского общества за пределами Львова. Стали создаваться региональные отделения Рады. Богдан Дидицкий, будущий русофил, признавался позднее, что впервые почувствовал себя русином тогда, когда увидел открытие собрания Русской рады.
Возникла мода на исполнение народных песен и танцев, проведение национальных праздников, использование «своей» символики. Главным критерием и орудием самоопределения становится язык, а языковой вопрос превращается на долгое время в средоточие споров и тот инструмент, благодаря которому формируется национальное самосознание украинцев.
Уже в 1848 г. стала издаваться украинская газета «Зоря Галицкая», была создана Галицко-Русская Матица, а во Львовском университете основана кафедра украинской литературы. На «Съезде русских ученых» осенью 1848 г. Яков Головацкий произнес ставшую знаменитой речь «Рассуждение о южнорусском языке и его наречиях».
Первоначально борьба с господством польского языка в Галичине породила закономерное желание максимально много, в противовес польскому, позаимствовать из русского и церковнославянского. Но встречной тенденцией было сближение литературного языка с языком народа, очищенным от польских заимствований. Этому помогало развитие связей с украинцами России, знакомство с творчеством Котляревского, чьи пьесы исполнялись в австрийской части Украины под измененными названиями.
В 1848 г. греко-католическое духовенство сыграло главную роль в возникавшем галицийском национальном движении; Русская Рада была возглавлена епископом Григорием Якимовичем (в 1860-63 гг. Галицким митрополитом), а позднее членом консистории Михаилом Куземским. Они же стали создателями Собора Русских ученых и Галицко-Русской Матицы.
Национальному пробуждению сопутствовало движение за возвращение к восточно-христианским началам в церковной жизни, прежде всего в обрядах. Эта тенденция дала о себе знать уже с 1830-х гг., но особенно сильно развернулась в 1860-е гг. Известный историк Галиции Д.П. Химка справедливо усматривает некоторый парадокс в том, что Галиция стала в это время оплотом унии, тогда как прежде была «самым сильным бастионом православия» и подчинилась униатской церкви только в начале XVIII в.'
Период между 1848 и 1860 гг. современная историография рассматривает как «организационный период» в развитии украинского национального движения в Галиции. С 1860-х гг. историки отсчитывают его «политическую» фазу.
Внутрицерковное движение за возвращение к восточно-христианским корням и против ассимиляции восточного обряда латинским воспринималось как выражение украинско-польского антагонизма и слилось с движением т.н. «русофилов» (москвофилов). Какую роль в русофильстве играло политическое и культурное тяготение к России, а какую — религиозное сопротивление «латинизации»? Даже беглое знакомство с соответствующими фактами и источниками показывает, что собственно религиозная сторона движения кажется чрезвычайно существенной, если не доминирующей в нем.
Значение собственно религиозного начала усиливалось тем, что Ватикан враждебно относился к растущему украинскому национализму (как и к национализму вообще) и недоверчиво — к восточному обряду, понимая, что его сохранение чревато уклонением в «схизму», и зная, по опыту ликвидации унии в России в 1830-е гг., какую роль стремление к очищению церковных служб от «латинских» нововведений может сыграть в агитации против унии.
Опасения Рима, что движение «восточников» может привести униатскую церковь к потрясениям, вполне оправдались. После того, как галицииское духовенство много поспоспешествовало ликвидации унии в Холмской епис-копии на территории России, кризис принял открытые формы в самой Галиции. В 1882 г. греко-католическая община в Глиничках Збаражского повета заявила о желании перейти в православие. Ватикан и австрийское правительство ответили целым рядом реорганизационных и репрессивных мер. На место москвофилов была выдвинута другая группа духовенства, группировавшаяся вокруг журнала «Русский Сион», основанного в 1871 г., который находился в оппозиции к русофилам, подчеркивал свою лояльность к католицизму и приоритет религиозных задач перед национальными. В 1882 г. была предпринята реформа базилианского ордена, которую осуществляли иезуиты. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку базилиане составляли ведущую силу в греко-католической церкви. Тяготеющей к русскому православию «противолатинской» (фактически антипольской, антикатолической и антиримской) оппозиции пришла на смену волна нараставшего светского антиклерикализма, связанная с ростом политического радикализма и украинофильства. К концу XIX в. русофильское движение было заметно ослаблено.
Литература, искусство, наука.
Интеллигенция украинских земель Российской империи жила теми же проблемами, что и вся интеллигенция России, проходя через те же увлечения, заблуждения, победы и поражения. Это стало особенно заметно в 1860-е гг. —период зарождения российского народничества. Народничество как интеллектуальное и общественное движение Российской империи, кажется, не имеет аналогов в истории других стран. Утилитаризм в странном сочетании с романтизмом, нигилизм в столь же странном сочетании с духом самопожертвования, комплекс «вины перед народом», болезненное (и, может быть, преувеличенное) ощущение оторванности от масс, призывы к «покаянию», острый протест против социальной несправедливости, склонность к упрощенно-радикальным решениям, — во всем этом разночинная интеллигенция Украины вряд ли отличалась от интеллигенции других частей России, в истории народничества вряд ли можно провести грань между «русским» и «украинским». Но это же касается, видимо, и развития литературы, искусстг ва, науки в Украине и остальной России. Специфически украинское сказалось в языке литературных произведений и становлении профессиональной музыки с ее опорой на фольклор.
Историю украинской литературы XIX в. принято начинать с «Энеиды. на малороссийский язык перелицованной» (1798) И. Котляревского. Изданная сначала в Петербурге, а потом в Харькове, она имела шумный успех. Но сам Котляревский не стал профессиональным писателем, а жил помещиком на Полтавщине, создал любительский театр и написал для него две пьесы («Наталка-Полтавка» и «Москаль-чаровник»).
П. Гулак-Артемовский (1790-1865) продолжил линию Котляревского, написав ряд сатир, пародий и басен, но самым заметным украинским писателем первой половины XIX в. был Г. Квитко-Основьяненко (1778—1843), написавший ряд повестей и пьес, среди них приобретшие широкую популярность комедии «Шельменко-денщик» (1840) и «Сватанье на Гончаровке» (1836). Как прозаик он близок русской «натуральной школе». О значении творчества Т. Шевченко и П. Кулиша говорилось выше.
В 1860-е гг. самым крупным событием в развитии украинской литературы стали повести и рассказы Марии Маркович (1834-1907), печатавшейся под псевдонимом Марко Вовчок. Главными героями этих произведений были крепостные крестьяне. Этнически русская, она восприняла украинофильство от своего мужа этнографа А.В. Марковича, члена Кирилло-Мефодиевского общества. Писала также на русском языке. За границей (1859-1867 гг.) преимущественно писала по-украински. По своим взглядам она была близка к Д.И. Писареву и Н.Г. Чернышевскому. В Западной Украине известность приобрел поэт и прозаик из Буковины Юрий Федькович (1834-1888), в поэме «Лукьян Кобылица» (1865) воспевший образ народного героя. Его проза укрепляла критический реализм в украинской литературе, который стал господствующим течением и выразился также в творчестве Ивана Нечуя-Левиц-кого (1838-1918), утвердившего жанр социально-бытовой повести и романа. Он стремится широко охватить действительность, придать ей конкретность. В 1891 г. он опубликовал за границей обширный очерк «Украинство на литературных позывах с Московщиною», протестуя против русификации, дискриминации украинского языка и литературы, обвиняя русские власти в «примитивной национальной нетерпимости». Другим известным писателем-реалистом был Панас Мирный (1849-1920), создавший талантливые картины народного быта. В жанре социального романа написано его лучшее произведение («Гулящая», 1883-1920). По воззрениям он близок к утопическому социализму.
В 1881 г. правительство разрешило ставить пьесы на украинском языке, и в том же году М. Кропивницкий создал в Елисаветграде первый профессиональный украинский театр. В конце века в Украине работали 5 профессиональных трупп. Начинается расцвет украинского театра, связанный с драматургией М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого. Они пишут социально-бытовые психологические драмы, исторические пьесы, комедии, утверждая сценический реализм, показывая богатство народных характеров. Целая плеяда блестящих актеров (М Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Садовский и др.) сразу ставит украинский театр на высокий профессиональный уровень.
Украинская профессиональная музыка своим развитием обязана С. Гулаку-Артемовскому, автору ставшей знаменитой комической оперы на собственное либретто «Запорожец за Дунаем» (1863), и П. Нищинскому. Достижением украинской музыки стали сочинения Н.В. Лысенко (1842-1912): оперы «Наталка Полтавка» (1889), «Тарас Бульба» (1890), кантаты, камерно-инструментальные произведения, многие из которых имеют четкую национальную программу. Будучи выдающимся фольклористом, Лысенко создавал обработки народных песен (свыше 500), занявшие важное место в украинской музыке.
Тон украинской живописи и графики был задан работами Т. Шевченко. Этнографически-идиллическую линию представлял К. А. Трутовский. Прекрасные реалистические пейзажи писали В.Д. Орловский, СИ. Васильковский, СИ. Светославский. Жанровые мотивы, размышления о жизни звучат в полотнах К.К. Костанди. Лирично-созерцательны картины П.А. Левченко. Крупнейшим мастером жанровой живописи стал Н.К. Пимоненко (1862-1912), отразивший в своем творчестве многие стороны жизни украинцев и утвердивший реалистический стиль в украинском искусстве. Многие из этих художников участвовали в выставках «передвижников». Украинскость в живописи понималась лишь сюжетно, иной задачи искусство в XIX в. еще не ставило.
Ученые из украинских центров стали вносить большой вклад в общероссийскую и мировую науку. Примером могут послужить имена Н. Н. Бекетова, А.А. Потебни, И. И. Мечникова.
Разумеется, особое место в развитии украинской культуры занимали исторические, этнографические и фольклористические исследования. В Киеве сложилась школа В.Б. Антоновича, из которой вышел крупнейший украинский историк XX в. М.С Грушевский. Большой вклад в изучение этнографии и экономики Российской империи внес П.П. Чубинский. Собранные им фольклорные материалы составили 7 томов. Работа удостоилась нескольких премий в России и за рубежом. Историк М.П. Драгоманов, эмигрировавший в Западную Европу в 1876 г., издавал там сборники и журнал «Громада». Переехав в 1889 г. в Болгарию, стал профессором Софийского университета, оказав влияние на становление новой болгарской исторической науки. Прославился также как фольклорист и литературный критик, боровшийся за утверждение реализма. Его огромная по количеству публицистика отразила широкий спектр идей своего времени. Археографической комиссией велась огромная работа по публикации архивных документов, возникло Историческое общество Нестора-летописца, стал издаваться солидный исторический журнал «Киевская старина».
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!