Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропологический принцип Фейербаха



В середине 19 в. с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872). С т.зр. Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Ф., из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Согласно Ф., для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.

Однако материализм Ф. не случайно характеризуется как антропологический. В центре внимания Ф. – неотвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Ф. ОТВЕРГАЕТ ЕГО ИДЕАЛИСТИЧЕСКУЮ ТРАКТОВКУ, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо.

Антропологический принцип Ф. в теории познания выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие «объект». По Ф., понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Ф., должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно Ф., есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям. Антропологический материализм Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающей – ничтожным моментом, который надлежало преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую т. зрения «абсолютного духа». Ф. встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большей мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъемлемо.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 417 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...