Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфуцианство. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения»



Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

Моизм

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция. Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

Теоретические исследования - непозволительная роскошь.

Прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности, - необходимость.

Легизм

Патриархом легистов считается Шень Бухай. Легисты занимались проблемами социальной теории и государственным управлением. «Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества

Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.

Философское мировоззрение имеет следующие особенности:

1. Опора не на фантазию, а на знания.

2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.

3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.

4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Внимательно изучите фрагменты текстов, содержащих высказывания милетской философской школы и проанализируйте их.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 572 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...