Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРИМЕЧАНИЕ. 1) Программа составляется в развернутом виде, отвечающем требованиям научной организации труда студентов



1) Программа составляется в развернутом виде, отвечающем требованиям научной организации труда студентов, с учетом концентрации внимания студентов на научной разработке темы в соответствии с вопросами, указанными в программе к данной теме.

2) В программе формулируются основные требования, предъявляемые к студенту на занятиях по специализации.

Заключение

В современном литературоведении существует множество концепций понимания вещи в художественном произведении. Чаще вещь выполняет характерологическую, сюжетно-композиционную и культурологическую функции. Эти функции были выделены Каточиговой и имеют общий характер. Более частные функции описаны А.П. Чудаковым. Но Н.В. Гоголь не был бы самим собой, если бы вещи, описанные в его произведениях, выполняли обычные функции.

У Гоголя вещь не только вводит читателя в определенную атмосферу, а словно живет своей собственной жизнью, претендует на звание персонажа (портрет в одноименной повести). Также она становятся единственным источником впечатлений, переживаний и раздумий героя (в случае Акакия Акакиевича), соотносится с пережитым им личным опытом и заполняет все его душевное пространство.

Вещь для персонажей не просто заурядная вещь, а является, словно, целью их жизни (шинель для Акакия Акакиевича). Портрет старого ростовщика в повести «Портрет» также становится, так или иначе, источником впечатлений, переживаний героя, выступая своего рода причиной его «новой» жизни. Вещь приобретает какую-то особую силу, способную полностью перевернуть жизнь человека. Также портрет в этой повести выполняет функцию рока, предопределенности. Также портрет выполняет своеобразную функцию зеркала, ведь под «воздействием» портрета нам становятся известны качества характера героя. Вещь словно «макает» человека в новые условия жизни и наблюдает за его «новым» поведением.

Аналогичная ситуация происходит и в повести «Шинель». Шинель здесь свидетельствует об эволюции персонажа. Если проследить за поведением персонажа в первой половине произведения и ближе к концу, оно существенно отличается.

От наличия или отсутствия вещи зависит психологическое состояние персонажа, например состояние Акакия Акакиевича. Портрет же диктует персонажу определенную модель поведения. Вещь владеет помыслами человека, она первична. Важной особенностью является то, что герои повестей «Шинель» и «Портрет» особенны. Они, словно уже предрасположены к особому отношению к вещам, как Акакий Акакиевич, и особой чувствительности от вещей, как Чартков. Они, более чем другие расположены к вещам: Башмачкин своей «вещественной» фамилией, а Чартков своей фамилией с «чертинкой».

Вещь в художественном произведении способна выполнять много функций, но все они, так или иначе, ведут к пониманию личностной полноты персонажа.

"Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно" – говорил Н.В. Гоголь. Действительно, на протяжении уже двух веков он остается главным хранителем тайн своих произведений. Именно поэтому смыслы у его произведений бесконечны. Объясняется это в первую очередь «мистицизмом» творчества и биографии писателя. Этот «мистицизм» достигается у Гоголя набором определенных предметов (вещей), вспомним, например «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Вий». Определенным спектром вещей окружены и помещики в «Мертвых душах» и именно этот «вещественный комплект» и позволяет нам во многом характеризовать и в итоге понять эти образы. Таким образом, Н.В. Гоголь наделял вещи какой-то особой силой, при которой эти вещи были способны сказать многое о своем обладателе.

Список использованной литературы

I. Художественный текст

1. Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Издание 4-е., «Детская литература» - Ленинград, 1978.

II. Методическая литература

2. Антонова Н.Н. Проблема художника и действительности в повести Гоголя «Портрет»//Проблемы реализма русской литературы 19 века М., Л., - 1961, - с. 337-353.

3. Афанасьев Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя «Шинель» // Литература в школе.- 2002 - №6, стр. 20-23.

4. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. - В его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975.

5. Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М., 1964. - С. 208.

6. Белый А. Мастерство Гоголя. М.-Л., 1934.

7. Боголепов П.К., Верховская Н.П. Тропа к Гоголю. Книга-справочник о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. - М.: Дет. лит., 1976.-352 с., ил.+16 вкл. (Школьная б-ка).

8. Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 2002.

9. Вещный мир литературы в интерпретации А.П.Чудакова // Газета Литература 2007- №12 – с. 38-4153.

10. Добин Е.С. Искусство детали.-Л.,1975.

11. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь, Достоевский.- М.: Новое литературное обозрение, 1999.- 512 с., портр. автора.

12. Есин А.Б Литературоведение. Культурология. Избранные труды. М., 2003.

13. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М., 1995. – с.10.

14. Корнев В.В. Понятие «вещь» // Известия Алтайского государственного ун-та. Раздел «Философия и педагогика». - 2003. -№4(30). - с. 77.

15. Коточигова Е.Р. Вещь в художественном понимании // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999. - 36.

16. Коточигова Е.Р. Литературное произведение: теория и практика анализа. Вещный мир художественного произведения// Русский язык и литература для школьников. – 2009 - №7.- с.3-11

17. Лебедев Ю.В. Историко – философский урок «Шинели» Н.В.Гоголя// Литература в школе.- 2002 - №6, стр. 27-30.

18. Литературные архетипы и универсалии.- М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.- 433 с.

19. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

20. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. 3-е изд., М., 1985.

21. Манн Ю.В. «Странные вещи». К характеристике гоголевского стиля // Литература – 2005 - №12.

22. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей.- 2-е изд.-М.6 Просвещение, 1979.- 432 с.

23. Мякинина Е.С. Люлька и трубка в вещном мире Н.В. Гоголя //Русская речь – 2005 - №2 – с. 7-11

24. Николаев Д.П. Сатира Гоголя, М., 1984.

25. Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя. - В его кн.: Гоголь. Достоевский..., М., 1982.

26. Северская О.И. Слова и вещи в поэзии рубежа 20-21 веков.//Русская речь.- 2007, -№6, -с.25-30.

27. Терц А. В тени Гоголя. - М.: Аграф, 2001.- 416 с.

28. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

29. Тюпа В.И. Вещь и личность // Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ.- М., 2001.-С. 15.

30. Храпченко М. В.Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.

31. Цейтлин А.Т. Труд писателя. - М., 1962. – с. 417.

32. Чернова Т.А. Новая шинель Акакия Акакиевича// Литература в школе.- 2002 - №6, стр. 24-26.

33. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблеме категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. - M., 1986. – с. 252.

34. Шуралев А.М. «Я брат твой…» // ЛВШ – 2007- №6

35. Эйхенбаум Б.М. Как сделана "Шинель" Гоголя. - В его кн.: О прозе. Л. 1969.

36. Эпштейн М.Н. Вещь и слово. О лирическом музее // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX - XX веков. - М., 1988. – с. 307.

III. Словари

37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.

IV. Интернет-адреса:

38. http://eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html

39. http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps3/ps3-633-.htm

40. http://gogol.boom.ru/index.htm

41. http://gogol.boom.ru/znach/znach.htm

42. http://litved.rsu.ru/vesh.htm

43. http://rus-sky.com/history/library/gogol.htm#_Toc467162311

44. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%89%D1%8C

45. http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennoe-edinstvo-chelovek-veshch-v-sbornike-fiziologiya-peterburga-stanvolenie-poet

46. http://www.magister.msk.ru/library/personal/voroa015.htm

47. http://www.worklib.ru/referat/literature/li_19170.php





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...