Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРОСВЕЩЕНИЕ. «Имей мужество пользоваться собственным умом!» – так немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) определил суть умонастроений своей эпохи



«Имей мужество пользоваться собственным умом!» – так немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

В принципе начало Просве­щения связано с развитием в Европе буржуазного уклада. Просвещение не ограничивалось рамками идей и культуры, науки и экономики, оно охватывало всю совокупность жизни и быта человека Нового времени на том этапе, когда его сознание привыкало ко всем переменам, связанным с этим временем.

Элементом Просвещения был и дух предпринима­тельства, зародившийся на рубеже Средневековья и раннего Нового времени. Сюда же следует отнести и секуляризацию (обмирщение) сознания, демократиза­цию общества в целом. В определенном смысле мож­но сказать, что психологию и мировоззрение челове­ка, вступавшего в Новое время, последовательно изменяли три величайших явления: Возрождение и гуманизм, Реформация, Просвещение.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвещение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632–1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. В своих трудах он обосновал три естественных, неотчуждаемых права каждого человека – право на жизнь, на свободу и на владе­ние собственностью. Локк считал, что для обеспече­ния этих прав люди заключают общественный дого­вор и вверяют государству охрану своих прав и сво­бод. Идеал такого государства он видел в конститу­ционной монархии. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором меж­личностных отношений». Локк в годы реставрации Стюартов бежал из Англии в Голлан­дию и вернулся на родину только после «Славной ре­волюции» 1688 года.

Томас Гоббс (1588-1679), также уехавший из Англии в Гол­ландию, по-иному излагал понятие общественного договора. По его мнению, люди сознательно отказы­ваются от своих прав в пользу государства, вверяя ему свои судьбы, во всем полагаясь на мудрость и ответственность государственной власти. Идеал такой власти Гоббс видел в ничем не огра­ниченной монархии, которая наилучшим образом сможет охранить государство и народ от бурь и потрясений.

Локк же считал, что народ, заключив общественный договор, должен иметь пра­во контролировать любую власть. И если она посягает на интересы народа, наруша­ет его права либо просто слаба и бессильна, то народ имеет полное право изменить или даже свергнуть такую власть. Эту важней­шую идею позднее развили французские просветители, а в конце XVIII в. она была осуществлена на практике – вначале в хо­де Американской, а затем – Французской революций.

В основе учений английских и других просветите­лей лежал рационализм – идея преобладания, тор­жества разума в мыслях и поступках людей. Век Просвещения не случайно именуют еще и веком ра­зума. История все убедительнее показывала, что только мысль и разум человека могут быть мерилом всех уже свершившихся и будущих изменений. Тео­рия общественного договора не просто ставила под сомнение божественное происхождение королевской власти – она еще и утверждала демократическую идею верховенства народа, его разума над любой вла­стью и законами.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду, прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству». Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ – «Билль о престолонаследии» передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ «Статус об устройстве королевства» вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665–1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683–1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат – палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии – тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие, интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738–1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Французское Просвещение. Еще более яркое воплоще­ние идеи Просвещения нашли во Франции, где они начали складываться позднее, чем в Англии, – в первой половине XVIII века. Но это «отставание» да­ло и положительный результат. Ведь идеология анг­лийской буржуазии формировалась почти на голом месте, она пролагала себе путь в лишь отчасти изу­ченной области. А французские философы и публи­цисты (Жан Жак Руссо (1712–1778), Шарль Луи Монтескье (1689–1755), Вольтер (1634–1778), Дени Дидро (1783–1784) и др.) уже могли использовать богатый английский опыт – как положительный, так и отрицательный. Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни – придала Французскому Просвещению особое своеобразие.

Нельзя сказать, что французские просветители вы­ступали против существующего порядка, против религии как таковой. Но они, вслед за свои­ми английскими предшественниками, при­зывали опираться не на слепую веру в Бо­га и в государственную власть, а на разум, подкрепленный достижениями науки. Са­мый знаменитый из французских просвети­телей, Вольтер говорил: «Если бы Господа не было, то его следовало бы выдумать». Но вместе с тем он постоянно обличал католическое духовенство, его стремление к роскоши, к обогащению за счет народа. Вольтер по своим политическим взглядам был монархистом, состоял в дружбе и переписке со многими европейскими монархами, однако критиковал и монар­хию, считая, что короли должны быть справедливыми и просвещенными. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к зло­употреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенный условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видит в современных ему государствах возможности для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии (по типу английской). Монтескье считал, что истин­ную свободу народу может обеспечить только разделение власти на три ветви – законодательную (парламент), исполни­тельную (монарх) и судебную. Суд должен быть независимым от администрации. Монтескье, дерзко вы­смеивал королевский произвол (например, в сатирическом романе «Персидские пись­ма»), чрезмерную роскошь и иные пороки абсолютизма, осуждал непомерные налоги.

Руссо свои политические взгляды изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Руссо писал, что для широкого участия народа в управ­лении государством необходимо введение всеобщего избирательного права (но только для мужчин). Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

С 1751 по 1776 г. по инициативе выдающихся просветителей Дени Дидро и Жана Д'Аламбера во Франции издавалась многотомная «Энцик­лопедия наук, искусств и ремесел». Просветителей и ученых, работавших над «Энциклопеди­ей», называли энциклопедистами. Всего было выпущено 35 томов. Роль «Энциклопедии» в популя­ризации идей Просвещения, передовых достижений науки и техники была огромной. В ее составлении приняли участие большинство ведущих мыслителей и ученых Франции. Энциклопедисты критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка, Углубленную монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712–1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идеи просветителей Фридрих II издал свод законов – «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741–1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780–1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 1616 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...