Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и задачи истории. Развитие исторического процесса



Выучите § 27, выполните задания.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.

История подразделяется и по широте изучений объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Истоки истории уходят к началу человеческого рода. С тех пор, как сформировалось сознание человека, возникла необходимость запоминать главные события и передавать следующим поколениям уроки жизни; это способствовало сохранению и пополнению социального генотипа. Устные предания о действительных событиях переплетались с мифами. Такие предания выступали подчас в литературной форме.

С появлением письменности сведения об исторических фактах записывались на глиняные таблички, стены храмов и пирамид, на свитки папируса.

Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечества уже пройден, а впереди – только тяжёлый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась древним людям как проявление воли богов: Рок определял судьбу народов.

Начало исторической науки, как и многих других, было положено в Древней Греции в творениях первых профессиональных историков – Геродота (481 – 425 гг. до н.э.), которого Цицерон называл «отцом истории», Фукидида (460 – 390 гг. до н.э.), позднее – Полития (205 – 125 гг. до н.э.); в Древнем Риме – Тита Ливия, Тацита, Плутарха и многих других. Появились многотомные исторические исследования («Всеобщая история» Полития составляла 40 книг), в которых стремились не только описать, но и объяснить все эти события, выявить внутреннюю логику, закономерности исторического процесса, сделать историю поучительной и полезной для современников. Последнее чётко выразил Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н.э.): «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что здесь видишь всякого рода поучительные примеры в обрамлении величественного целого; здесь и для себя, и для человечества ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать». Была выдвинута идея циклических круговоротов в истории народов, т. е. повторения одних и тех же стадий. Китайский историк Сыма Цянь (145 – 86 гг. до н. э.) рассматривал историю общества как замкнутый кругооборот.

В эпоху Средневековья века историческая мысль развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденционализма («по воле провидения»), разработанная Августином Блаженным (354 – 430 гг.). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594 гг.), автора десятитомного труда «История франков», которого называют «отцом варварства», Рауля Глабера (985 – ок. 1047 гг.), Михаила Пселла (1018 – ок. 1078 или ок. 1096 гг.). На арабском Востоке наиболее крупными учёными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (Х в.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – нач. Х в.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX в.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печёрского монастыря летописца Нестора. Позже появилось «Слово о полку Игореве», посвящённое неудачному походу на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения под угрозой нашествия.

Периоды Возрождения и Просвещения выдвинули целую плеяду блестящих историков, накопивших огромный исторический материал и ставивших своей задачей осмыслить его не с позиции догматов религии, а законов исторического развития. Достаточно назвать такие имена, как Болен и Макиавелли, Бруни и Граций, Вольтер и Руссо, Монтескье и Кондорсе, Карамзин и Погодин.

Подлинный переворот в исторической науке произошел с середины XIX века. Ее главным содержанием стало выявление закономерностей исторического прогресса, расширение рамок предмета этой науки, тесное переплетение с философией, политической экономией, археологией. Формирование нового взгляда на закономерности истории стало результатом научной деятельности Г. Гегеля и К. Маркса, Л. Моргана и Ф. Энгельса, О. Тьерри и Ф. Гизо, С. Соловьева и Н. Чернышевского.

Один из основоположников современной философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) различал три вида историографии: первоначальная, описательная история, оставленная нам античными историками; рефлективная история, дающая обзор продолжительных периодов истории страны или человечества с помощью обобщений, абстракций либо критического анализа исторических трудов; философская история, с помощью которой мы устанавливаем, что разум господствует в мире, что всемирно-исторический процесс совершался разумно, что разум есть его содержание, бесконечная мощь, абсолютная конечная цель. Гегель считал, что в природе наблюдается вечное круговращение; «лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое… История начинается с того времени, когда в мире начинает осуществляться разумность, когда появились государство и право».

Со временем при изучении истории стали использовать огромное количество вспомогательных дисциплин. Эти дисциплины имеют сравнительно узкий предмет исследования, зато изучают его детально и таким образом способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – старинные акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпитафия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края. История соединилась с археологией, изучающей исторические предметы, найденные в земле. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Русский философ Н. А. Бердяев отмечал наличие жизненных циклов в судьбе каждого народа: «Если взять судьбы народов, судьбы общества, судьбы культур человеческих в истории, то мы видим, что все культуры, все эти общества и все народы переживают в судьбе своей разные периоды – период зарождения, детства, возмужания, высшего расцвета и, наконец, период старости, дряхлости, отцветания и смерти. Все великие культуры и все общества подвергались этому процессу одряхления и умирания».

Известный английский исследователь Арнольд Тойнби высказывал следующие мысли: «Хотя деятельность человека и общества предопределена природными законами и циклами, историческим наследием, окружающей естественной и социальной средой, исторические процессы носят закономерный, циклично повторяющийся в схожих ситуациях характер, – за людьми сохраняется известная свобода выбора (и ответственность перед будущими поколениями) в созидании своего разно вариантного будущего. Мы, люди, наделены свободой выбора, и мы не можем сбросить груз ответственности на плечи Господа или природы. Мы должны взять это на себя. Это нам решать». Он указывал, что историю для того и нужно изучать, чтобы умело решать загадки и головоломки нашего собственного будущего: «Хотя эти загадки иногда трудно разгадать, они на самом деле просто и открыто говорят о том, что нам следовало знать прежде всего. Они говорят, что наше будущее зависит от нас самих. Мы не просто заложники неотвратимой судьбы».

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция – практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выделяя на основе теоретического осмысления фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая. История создаёт документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, её фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвёртая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Вопросы:

1. Объясните, зачем нужно изучать историю.

2. Как развивался процесс изучения истории?

3. Зачем нужны вспомогательные исторические дисциплины?

4. Как вы думаете, можно ли изучать историю, нарушая хронологическую последовательность событий? Свой ответ обоснуйте.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 753 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...