Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения



ГУМАНИЗМ - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Человек - мера всех вещей» Протагор

Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия.

Отсюда возникает главный философский принцип эпохи Возрождения - человек есть центр и высшая цель мироздания.

Северное Возрождение. Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

12. В основе их лежало изживание средневекового, феодального миросозерцания и зарождение новой буржуазной культуры. Особенно бурно и впечатляюще процесс этот проходил в Нидерландах – стране, как и Италия, раннего и быстро развивающегося капитализма.

13. Художники Северного Возрождения: Ганс Бальдунг Иероним Босх Питер Брейгель Альбрехт Дюрер Лукас Кранах Ханс Хольбейн Ян ван Эйк

14. Братья ванн Эйки – основоположники нидерландской школы живописи (лессировкой заканчивалосьисполнение картин 16-19 веков).

15. Иеро́ним Босх (около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, самый загадочный живописец в истории западного искусства, один из основоположников жанровой и пейзажной живописи в Европе, мастер аллегории и мистических образов, своим «Возом сена», «Садами земных наслаждений» и «Кораблем дураков» впервые показавший изнанку видимого мироздания. ****«Воз сена» - сюжет взят из поговорки «Мир – стог сена, и каждый хватает сколько сможет» (суетливая и грешная людская толпа противопоставлена гармоничному лику мира с Христом в небесах, который изображен на заднем плане).

16. «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими,как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». **** «Корабль дураков» - Корабль - символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Игра на лютне обозначает разврат. «Сад земных наслаждений» - посвящён греху сладострастия. Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.

17. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

18. Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Основные тенденции его творчества: * внимание к мелким деталям, зачастую фантастичеким, харктерное для искусства средних веков); * интерес к реальной действительности, свойственной мастерам Возрождения.

19. «Корабль дураков». Лувр, Париж. Босх. «Сад неземных наслаждений».

20. «Воз сена».

21. Поразительные по изобретательности формы и фигуры, отклоняющиеся от нормы, чудовищные и парадоксальные, рождены свободным, исключительно богатым воображением, отражающим фантазию современных Босху североевропейских народных рассказов.

Пи́тер Бре́йгель [1] -старший, («Мужицкий») (нидерланд.) - мастер пейзажа и жанровых сцен. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Калеки»… Любой человек у Брейгеля выглядит пылинкой. Насмешник над человеческой глупостью. Человеческое несовершенство показывал.

«Слепые». «Охотники на снегу. «СЛЕПЫЕ»= служит иллюстрацией к известной библейской притче о слепцах: «Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Вместе с тем, эта картина имеет и еще один содержательный уровень - условно говоря, гуманистический.
Художник пишет не только символы, но и действительно несчастных людей, которым нельзя не сочувствовать. Один современный медик заметил, что нынешний врач без труда поставит диагноз каждому из брейгелевских слепцов. Один из них страдает лейкомой, другой - атрофией глазного яблока. Заметим, наконец, что в умении «живописать» человеческие увечья с Брейгелем мало кто сравнится во всей истории мировой живописи. «ПАДЕНИЕ ИКАРА» – знаменитая «картина-загадка». Глядя на картину, думаем: «А где же Икар?». Согласно античной легенде, искусный мастер Дедал соорудил себе и сыну Икару крылья, и Икар, не послушав отца, взлетел к солнцу, крылья растопило, и он упал в море. Но на картине Брейгеля ничего этого нет. Есть пейзаж с морем, по которому плывут корабли, над морем – высокий берег,– и троих людей, в современных Брейгелю одеждах, каждый из которых занят своим делом: пахарь пашет землю, пастух сторожит стадо, рыболов удит рыбу. И только случайно замечаешь какой-то белесый предмет, торчащий из воды… - это человеческая нога, нога тонущего Икара! Его еще можно спасти – ведь корабль совсем рядом, неподалеку и рыболов… Но Икара никто не спасет. Никто его не замечает. Вот и решение загадки: человеческое отчуждение, характерное для нашего «перевернутого» мира, в котором исчезли милосердие и сострадание к ближнему, а все ушли в свои частные, сугубо материальные интересы … А.Дюрер – немецкий художник- гравер = достоин бессмертия. Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами.

22. Автопортрет. «Меланхолия»

***Философскими размышлениями проникнуты и многие его произведения. Одна из них – «Меланхолия» – полна сложной символики. Могучая фигура крылатой женщины олицетворяет собой Меланхолию. В эпоху Возрождения меланхолический темперамент связывали с представлением о гениальности. Меланхолия окружена символами созидания и науки. Все в ее позе и атрибутах подчеркивает, что она полна мыслей о деятельности, но действовать не может – не в состоянии преодолеть какие-то сковывающие ее силы. Безусловно, Дюрер воплощает в этом образе неутолимую жажду человеческих знаний. Он писал за несколько лет до создания этой гравюры: «Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы». Высказывания художника как нельзя лучше поясняют философское содержание этого листа и все его творчество. Не случайно многие исследователи видят в «Меланхолии» духовный автопортрет мастера. ***Дюрер написал большое количество автопортретов. Однако этот самый известный. Почему? На этом портрете Дюрер изобразил себя анфас без каких-либо сопутствующих предметов интерьера. Портрет построен по геометрическим канонам. Нос и кисть руки образуют ось симметрии, грудная клетка и предплечья — трапецию, а голова и распущенные до плеч волосы — треугольник. С точки зрения художественного мастерства эта картина удивительной красоты и качества. Глаза на портрете с одной стороны глубоко вопрошающие, с другой — необычайной гипнотической силы. Уже начиная с XVI в. этот портрет рассматривался как изображение Христа. В своих литературных работах Дюрер призывал жить «по Христу». Художник неоднократно повторял, что изображение жизни и страданий Христа является одной из основных целей живописи. Ян Ван Эйк - фламандский художник (впервые открыл секрет масляных красок.)

Портрет четы Арнольфини. На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Портрет является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения (в картине много символов).

«Мадонна канцлера Роллена» - возобладал принцип воздушной перспективы, согласно которому все отдалённые объекты приобретают небесные оттенки. Город на дальнем плане представлен очень достоверно, с большим вниманием к мельчайшим деталям. Ван Эйк использовал в своих работах образы реальных людей, явив миру первые образцы портретного искусства. Именно эти художники выработали стиль, новизна которого заключалась в "открытии" пространства за счёт снижения линии горизонта и сужения цветовой гаммы. Пейзажный жанр Голландии XVII столетия - это не природа вообще, как некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1830 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...