Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская»



Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры, во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца. Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров. Прежде чем достичь совершенства, искусство скульптуры в Древней Греции прошло долгий путь: 3 периода: архаический, классический, и эллинистический. Классика – эпоха высшего расцвета древнегреческого искусства. Именно в этот период получили развитие все виды искусства, работали величайшие драматурги, архитекторы, скульпторы. Периоды: 1) Архаика. Греческие города часто вели войны, от защитников требовались мужество, решительность, внутренняя невозмутимость. Эти качества становятся главными и в искусстве скульптуры. Скульптура - двумя типами фигур: А) обнаженного юноши – куроса (Статуи куросов, («архаическими Аполлонами»), - высота достигала трех метров. Куросы были всегда молодыми, безбородыми и длинноволосыми, с резко подчеркнутой мускулатурой). Статичны, строго симметричны и фронтальны, в одинаковых позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой. Б) задрапированной в длинные одежды девушки – коры. (одеты в хитоны, на головах у девушек причудливые прически). Цель искусства – создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному совершенству человека. 2) Классика - выдающиеся скульпторы – Фидий, Мирон и Поликлет. Мирон (500-440 гг. до н.э.) – прославленный греческий скульптор Афин (ни одна скульптура Мирона не дошла до нашего времени в оригинале, но осталось много копий его произведений). Мирон был великим мастером работы в бронзе. А копии выполнялись преимущественно в мраморе). Самая знаменитая его скульптура – «Дискобол». Первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. Идеализация. Лицо бесстрастно, статично, лишено индивидуализации. Вехой в истории греческой скульптуры стало стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры. Дискобол (иначе метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Мирон изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.

Поликлет (около 480 г. – конец Vвека до н.э.) - младший современник Мирона (в Афинах). Также создавал статуи атлетов-победителей на состязаниях (в бронзе ). И так же, как у Мирона, сохранились только копии его скульптур. Наибольшую славу принес Поликлету его Копьеносец («Дорифор») - бронзовая статуя победителя в метании копья. Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры. (ступня равняется одной шестой высоты, голова – одной седьмой, лицо и кисть руки – одной десятой, так называемый греческий профиль являлся частью канона древнегреческой скульптуры). Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации. Копьеносец поражает выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом облике. Это изображение народа, который бы сумел биться, если бы ему понадобилось отстаивать свои блага. Но пока что копье на плече Дорифора лежит праздно. В скульптурах Мирона и Поликлета воплощен не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа. 3) Эллинизм Скопас –древнегреческий скульптор IVвека до н.э., представитель поздней классики. (работал для многих городов Греции и Малой Азии). Как архитектор и скульптор принимал участие в создании Мавзолея в Галикарнассе. На смену обобщенно-идеальным, внешне и внутренне устойчивым персонажам Фидия, Мирона и Поликлета приходит искусство более экспрессивное, выражающее напряженную душевную жизнь как изображенного персонажа, так и самого автора. Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения. РаботыСкопаса далеки от классического обобщенного представления о внешнем образе воина и гражданина, но создает остро-выразительный образ и раскрывает внутреннее состояние конкретного человека. Самое полное представление о стиле Скопаса дает его «Менада» («Вакханка»). Мчится неистовая спутница Диониса с ножом в правой руке и растерзанным козленком на левои плече. Такого порыва чувства и вихря движения не знала греческая пластика. Тело менады двигается одновременно во все стороны. Искусство Скопаса проникнуто драматическим пафосом. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Душа человека становится все более интересна деятелям искусства. Скопас – разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Веками греки считали, что открыто обнажать свою боль – некрасиво. Скопас стал мастером пафоса – страсти, страдания. Его главный интерес – в изображении людей и богов в момент аффекта, потрясения, ему необходимо показать борьбу эмоций. Драматически-напряженное искусство Скопаса оказало заметное влияние на Лисиппа и мастеров последующих поколений. Чувств с каждым новым периодом в греческой скульптуре прибавлялось. Лисипп – древнегреческий скульптор второй половины IVвека до н.э., придворный скульптор Александра Македонского. Сам себя считал «учеником Дорифора». создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний. Агесандр - статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Всемирно известная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре, - эталон женской красоты – не имеет, к сожалению, обеих рук (из белого мрамора, было найдено на южном греческом острове Милос в 1820 году, отсюда и название – Милосская (пропорции: 86х69х93 при росте 164см.). Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение (хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Фидий - «Афина Парфенос» (др.-греч. — «Афина-Дева») - не сохранилась (внутри Парфенона – 10-метровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины — из съемных листов чеканного золота. Неизвестный скульптор - Ника Самофракийская (II в. до н. э.) —мраморная скульптура богини Ники, богиня победы, найденная на острове Самотраки в 1863 г. французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию, в Лувр. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора.

Итак, греки пришли от условных (однообразных по чертам и выражению лиц) куросов и кор в период архаики через классическую красоту идеальных бесстрастных героев в классический период (Фидий, Мирон, Поликлет) к интересу к передаче внутреннего мира человека в поздней классике (Скопас, Лисипп).

Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.

• - Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.

Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.

В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в до н. э.

Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).

• По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.

• Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).

В) расцвет театрального искусства (комедия и трагедия).

Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями — сиденьями для зрителей — отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

  Архаика (VII-VIвв. до н.э.)  
  Куросы – обнаженные статуи юношей. Коры – задрапированные статуи девушек. Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.
  Классический период (V-IV вв. до н.э.)  
Мирон «Дискобол» Первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. Идеализация. Лицо бесстрастно, статично, лишено индивидуализации.
  Классический период (V-VIвв. до н.э.)  
Поликлет «Дорифор» (Копьеносец) Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры. Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации.
  Поздняя классика (рубеж IVв. до н.э.)  
Скопас «Менада» (Вакханка), «Голова раненого воина», фрагмент фриза мавзолея в Галикарнассе «Битва греков с амазонками» Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.
Лисипп «Апоксиомен», «Голова Александра Македонского»   Разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Появляется индивидуализация и психологизация образов.

Кора

курос

Дискобол. Мирон

Поликлет. Дорифор.

Скопас.Менада.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 4323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...