Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах



В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опорными знаниями по музыке.

В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет - пространство - объем - звуки).

В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.

Рассмотрим примерное содержание структуры музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Выбор темы учебных четвертей определяется спецификой музыки и поступенностью задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который периодически повторяется и обобщается в целях лучшего усвоения.

I класс:

В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный).

Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.

Начало занятий музыкой в I классе – один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным и ясным литературным языком.

Знакомство с тембрами и видами музыкальных инструментов рекомендуется проводить, дополняя слушание музыки показом самого инструмента или его рисунка, коротким рассказом о нем и демонстрацией его звучания.

В разделе «Духовная музыка» предлагается знакомство младших школьников с музыкой, которая используется в обрядах православной церкви; они прослушивают колокольные церковные звоны, узнают об искусстве звонаря, о традициях колокольного звона на Руси.

В разделе «Музыкальная культура родного края» рекомендуется изучение детского музыкального фольклора и его жанров: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, припевок, приговорок, скороговорок, считалок, жеребьевок, дразнилок.

В разделе «Интеграция художественных дисциплин» используются произведения для начальной школы, расположенные по темам, которые рекомендуются для проведения интегрированных занятий, объединяющих ИЗО, литературу и музыку.

Основные итоговые ориентиры для учителя I класса.

Учащиеся должны знать:

· первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;

· музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр; динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;

· внешний вид музыкальных инструментов: фортепиано (пианино и рояль), скрипка, флейта, труба, балалайка;

· структурные формы: двухчастная, трехчастная, вариации;

· исполнительские коллективы: оркестр (духовой и народных инструментов), хор;

· певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас;

· правила пения, певческой установки и охраны голоса.

Учащиеся должны уметь:

· узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия и авторов);

· дать определение общего характера музыки;

· охарактеризовать средства музыкальной выразительности: темп, силу звучания, регистр, мелодию, ритм;

· соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, легко, светло, звонко, не форсировать звук, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно делать ударения;

· понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения;

· уметь выделять сильную долю в двудольном размере;

· импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера, отдельные фразы стихотворного текста, одноголосное ритмическое сопровождение;

· тактировать на «два», ритмично ходить в характере музыки, выполнять в хлопках простой ритм, отмечать движением руки разную высоту звуков;

· выполнять танцевальные движения, маршировать, легко бегать под музыку, перестраиваться в большой и малые круги.

II класс:

Музыкальные занятия во II, III и IV классах во многом являются естественным продолжением музыкального воспитания учащихся I класса. При этом новые знания и умения не «отменяют» того, что уже освоено, а как бы накладываются на уже имеющуюся основу.

Во II классе изучаются закономерности развития музыки и композиционного построения музыкальных произведений с рассказом об интонировании – на всем протяжении музыкального произведения; продолжается накопление музыкально-слухового опыта, в процессе слушания музыки вводятся знания о таких композиционных структурах, как рондо, сюита, одночастная форма, полифония.

В разделе «Духовная музыка» рекомендуется сопоставлять пьесы, провести параллели между духовной музыкой и русской классикой.

В разделе «Музыкальная культура родного края» необходимо рассказать о календарных праздниках и сопровождающих их обрядах: Масленице (сжигание чучела Зимы), Святках (гадание), дне Ивана Купалы (праздник очищения огнем); об обрядовых календарных песнях: зимних (колядка и "Прялица"), весенних (веснянка), масленичных ("Блины"), летних ("Ты коси, моя коса") и закличках.

Изучение детьми фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих корней и первоисточников как исторической памяти. Цель включения фольклора в содержание музыкального образования младших школьников – приобщение их к отечественной национальной культуре. В данном процессе перед учителем встают задачи формирования у детей навыков исполнения русских народных песен, воспитания у них интереса и уважения к традициям своего народа.

В разделе «Интеграция художественных дисциплин» изучаются следующие темы:

- Тема "Прекрасен мир - пойми язык живой природы" (лето, осень);

- Тема "Дела человека - творчество народа";

- Тема "Верный друг";

- Тема "Без друзей, что дерево без корней";

- Тема "Живой язык природы" (зима);

- Тема "Весна";

- Тема "Доброта".

Основные итоговые ориентиры для учителя во II классе:

Учащиеся должны знать:

· жанры народных песен: хороводные, лирические, календарные;

· состав оркестра народных инструментов;

· внешний вид и звучание тембров домры, гуслей, балалайки, баяна, дудочки и трещотки;

· музыкальные термины и названия: лад (мажорный, минорный), нотный стан, ноты, знаки альтерации (диез, бемоль), тон и полутон, длительности (целая, половинная, четверть, восьмая, нота с точкой);

· структурные формы музыкальных произведений: рондо, сюита;

· особенности звукоизвлечения на триоле и фаэми.

Учащиеся должны уметь:

· узнавать усвоенные музыкальные произведения, их названия и авторов;

· делать разбор музыкального произведения с помощью учителя;

· сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных произведений;

· выразительно исполнять песни;

· оценивать пение свое и одноклассников;

· распевать один слог на несколько звуков;

· петь мелодии со звуковедением поп legato, staccato не только в умеренном, но и в подвижном темпе;

· выделять сильную долю в трехдольном размере;

· импровизировать мелодии в характере персонажей сказок; в жанре марша, песни и танца, ритмическое сопровождение в характере музыки, мелодии на стихотворное двустишие в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием;

· тактировать на 34, выполнять простой ритмический рисунок;

· выполнять изобразительные и танцевальные движения;

· менять характер движений с изменением музыки, делать остановку в конце фраз;

· исполнять двухголосные песни в диапазоне до 1 - ре 2.

III класс:

В III классе предполагается, что учащиеся должны самостоятельно ориентироваться в музыке с позиций изучаемой темы. Дальнейшее развитие должно получить изучение художественных ценностей русской и мировой музыкальной культуры, в которое следует включать сведения о композиторах, своеобразии русской музыки, ее связях с культурой народов России. Необходимо обозначить для ребят такие понятия, как "симфонический оркестр", "группы его инструментов", рассказать о жанре "симфоническая картина" и о полифонии в музыке. В III классе изучаются опера и балет, анализируется музыкальная жизнь России (концертные залы, музыкальные конкурсы, театры оперы и балета, праздники песни, исполнительские музыкальные коллективы, музыкальные учебные заведения).

В разделе «Хоровое пение» предусмотрены работа над чистотой интонации, дикцией, терцовым двухголосием, исполнение подголосочной полифонии, знакомство с правилами орфоэпии, расширение певческого диапазона: у первых голосов - до 1- ми 2, у вторых - си - до 2.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» предусматриваются: овладение навыками подбора по слуху, ансамблевого исполнения; корректировка качества исполнения различных партий детского оркестра; подбор по слуху несложных мелодий на разных инструментах.

В разделе «Интеграция художественных дисциплин» представлены следующие художественные произведения по темам и различным видам искусства:

- Тема "Родина";

- Тема "Сияние летнего дня";

- Тема "Люблю я пышное природы увяданье";

- Тема "Звон русской зимы";

- Тема "О весне";

- Тема "Мы в ответе за братьев меньших";

- Тема "Что за прелесть эти сказки".

В разделе «Духовная музыка» предусмотрено знакомство с народным месяцесловом и православными христианскими праздниками, народными обрядами и приметами, колядованием в праздник Рождества Христова; литературно-музыкальной композицией по легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и одноименной оперой Н.А. Римского-Корсакова и др.

В разделе «Музыкальная культура родного края» предлагаются к изучению песни, связанные с движением (хороводные, игровые, плясовые) на открытом пространстве (на природе) и в избе (игрищные, посиделочные); формы вождения хороводов - круг, ряды, орнаментальные фигуры, шествие (местные названия и разновидности); игровые песни с занимательным действием (традиции отдельных регионов), плясовые песни веселого, шутливого характера (русский плясовой шаг, кадриль, трепак, камаринская и пр.).

Основные итоговые ориентиры для учителя III класса.

Учащиеся должны знать:

· состав симфонического оркестра, его группы: струнная, духовая (деревянная и медная), ударная;

· музыкальные термины и названия: концерт, спектакль, опера, балет, консерватория, симфоническая картина, музыкальный конкурс, музыкальные концертные залы и театры; ария, увертюра, антракт, пауза;

· музыкальные тембры инструментов симфонического оркестра;

· духовные стихи;

· формы вождения хороводов.

Учащиеся должны уметь:

· выразительно исполнять песни;

· по-разному произносить текст в зависимости от характера песни;

· четко исполнять песни с пунктирным ритмом и синкопами;

· узнавать звучание групп симфонического оркестра, фрагменты из опер и балетов;

· определять состав исполнителей музыки (духовой или симфонический оркестр, народных инструментов);

· импровизировать двух-трехголосное ритмическое сопровождение в характере музыки; сочинять подголоски, окончания фраз отдельных русских народных песен, мелодии на стихотворный текст (четверостишие) в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием;

· инсценировать сюжеты игр и тексты песен пластическими движениями, передавать музыкально-игровые образы, исполнять дробный шаг, пружинку и т.д.

IV класс:

Основным содержанием музыкального обучения и воспитания в IV классе должны стать обобщенные ключевые знания о взаимосвязи национальных культур народов мира, о единстве музыкальной культуры, многожанровости народной музыки, связанной с жизнью народа, его историей, бытом. Народная музыка в творчестве композитора – формы и способы использования народного творчества: обработка, цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном духе, стилизация. Исполнительские средства выразительности – динамика, штрихи, фразировка, агогика. Музыкальные профессии: композитор, дирижер, пианист, музыкант, солист, артист.

Четвероклассники должны уметь импровизировать в определенном жанре и досочинять заданные мелодии, импровизировать имена в пении, мелодии без слов, музыкальные вопросы и ответы, транспонировать простые мотивы.

В разделе «Ритмика» в IV классе предусмотрены придумывание движений для музыкальной игры, хоровода, пляски, комбинирование знакомых элементов танца, создание собственных движений, своего простого танца, собственных композиций музыкальных игр, продумывание последовательности эпизодов и действий персонажей сценической игры.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» ученикам предлагается по записи несложных оркестровых партитур к песенным и музыкальным миниатюрам создать свою оркестровку из набора детских инструментов с обоснованием замысла.

В разделе «Духовная музыка» предлагается рассказать ребятам о связи духовной музыки, религиозной культуры с современностью в виде диалога поколений, соединить настоящее с прошедшим, указав на преемственность поколений в передаче глубокого жизненного опыта от искусства Древней Руси до нашего времени.

В разделе «Музыкальная культура родного края» для изучения детям предлагаются произведения повествовательных жанров народного творчества – былины (богатырские, сказочно-фантастические), исторические песни (отражающие историю России), баллады, скоморошины, сказки с напевами, сочетающие устное поэтическое и музыкальное народное творчество (волшебные, приключенческие, бытового характера с установкой на вымысел).

В разделе «Интеграция художественных дисциплин» представлены следующие художественные произведения по темам и различным видам искусства:

- Тема "Народность авторской сказки";

- Тема "Москва. Россия. Отечество";

- Тема "Наполним музыкой сердца".

Основные итоговые ориентиры для учителя IV класса.

Учащиеся должны знать:

· жанры русской народной песни (исторические, трудовые, свадебные, шуточные);

· характерные особенности музыкального языка народной песни (переменный лад, свободное многоголосие на основе подголосочной полифонии);

· способы использования народной песни в профессиональном творчестве (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном духе);

· различное соотношение ступеней в мажорном и минорном ладу; значение триолей.

Учащиеся должны уметь:

· делать разбор музыкальных произведений;

· определять общий характер музыки;

· охарактеризовать средства музыкальной выразительности - темп, динамика, регистр, мелодия, лад (мажорный, минорный - натуральный, гармонический, переменный лад), гармония, фактура (гомофонно-гармоническая, гармоническая, полифоническая);

· прослеживать развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности;

· разбираться в строении произведений;

· соблюдать в пении певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от piano до forte);

· петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука, напевно (legato, поп legato, staccato, marcato);

· пользоваться цепным дыханием в процессе хорового пения, петь интонационно чисто, ясно и грамотно произносить текст песен;

· импровизировать ритмическое сопровождение в характере музыки, подголоски к песням, досочинять заданные мелодии и придумывать свои на предложенные стихи;

· передавать в движениях синкопированный ритм;

· исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах;

· протактировать музыкальный размер некоторых образцов народной музыки;

· транспонировать несложные мелодии;

· комбинировать знакомые элементы танца;

· придумывать свои движения для игры;

· создавать свои простые танцы;

· создавать собственные композиции игр;

· продумывать последовательность эпизодов и действий персонажей музыкального спектакля;

· создавать свою оркестровку из набора детских элементарных инструментов с обоснованием собственного замысла;

· ориентироваться в записи несложных оркестровых партитур к музыкальным миниатюрам.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1028 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...