Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ваш любимый литературный герой ( по произведениям отечественной литературы 19 века



Евгений Онегин - главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. В самом начале мы видим его в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг «науку страсти нежной». Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню. Онегин, разочаровавшись в жизни и интересах светского общества, покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у него не получается, чтение не приносит удовольствия.

Быть хозяином поместья, доставшимся в наследство от дяди, и постоянно заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело. Его преследует «душевная пустота» и одиночество, которые не могут развеять ни любовь, нидружба.

Причина скуки этого героя - непонимание его обществом и собственное нежелание идти навстречу людям, совершать смелые поступки. Он мечется из стороны в сторону, бежит от Татьяны, от своей настоящей любви, бежит от людей, все глубже уходя в себя. А когда, много позже, пытается вернуть былое,Татьяна уже замужем, несвободна... Скука мешает жить Онегину, и даже сильная любовь не способна вернуть ему радость жизни, потому что сам Онегин этого не хочет. Очень точно охарактеризовала его Татьяна:

· Чудак печальный и опасный,

· Созданье ада иль небес,

· Сей ангел, сей надменный бес,

· Что ж он?..

Ответ на этот вопрос, к сожалению, не знает даже сам Онегин. Печорин - главный персонаж произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Печорину выпало видеть духовный упадок в обществе. Воспитанный в духе дворянской интеллигенции, он воспринимал окружающую действительность без оптимизма. Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Но эта враждебность не выражается в действиях. Печорин умеет произвести впечатление, может строить в воображении идеалистические картины, но не делает ничего реального и полезного для других. Он уходит в себя, бесцельно растрачивает силы, хотя осознает бессмысленность своего существования.

Особым видом скуки болен герой Гончарова Обломов. Илья Ильич целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Болезнь его - «обломовщина». Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии. Все, о чем мечтает Обломов, - «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам... Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова - это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог.

Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Причина скуки этого героя - «обломовское» воспитание и его неприятие окружающего мира, в котором он не способен найти свое место. Любовные страсти, хозяйственная суета отнимают у него слишком много сил и энергии. По его мнению, другие (Штольц, например) тратят столько сил на работу - и зачем? Для Обломова лучше лежать на диване и ничего не делать. «Живой» Ольге он предпочитает Агафью Пшеницыну, рядом с которой не нужно думать, развиваться.

Но по своей сути Обломов - добрый и благородный человек. Недаром Штольц называл его «золотым сердцем». Илья Ильич был неглуп, его душу трогалапоэзия, он мог оценить хорошую книгу. В нем изначально очень много хороших качеств. В дальнейшем, когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.

Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет и не может ничего для этого сделать. Скучающий герой - один из ведущих типов героев в русскойлитературе 19 века. Во многом это связано с особенностями времени, с перерождением и изменением дворянского класса. Как правило, судьба таких героев плачевна, они не находят себя в этой жизни. Интересно, что обычно это очень глубокие, неординарные, выдающиеся личности, которые могли бы сами быть счастливыми и принести пользу обществу.

Билет

1. Обличие самодержавного – административного аппарата в сказке Салтыкова – Щедрина «Медведь на воеводстве»

Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму он как бы переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры.
Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.
Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), либерализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).
В сказках Щедрина отчетливо прослеживаются фольклорные традиции. Связь с фольклором устанавливается с помощью традиционного “жил-был”, которое является в сказке зачином. Писатель также употребляет присказки (“По щучьему велению, по моему хотению...”), обращается к народным изречениям, поданным в социально-политическом истолковании.
Сюжет сказок Салтыкова-Щедрина также фольклорен, поскольку здесь добро противостоит злу, хорошее — плохому. Однако привычные грани между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются самим автором.
Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, чтобы сделать свое произведение доступным читателю, поэтому близость к фольклору проявляется и в образном строе, что дает ему возможность прямо использовать эпитеты, а выбирая животных для аллегории, опираться также на басенную традицию. Писатель использует привычные и для басен, и для сказок амплуа. Например, в сказке “Медведь на воеводстве” Медведь-воевода - майор, Осел - советник, Попугаи — скоморохи, а Соловей — певец.
Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна, как и в баснях Крылова, где, по мысли Белинского, нет зверей, а есть люди, — “и притом русские люди”. Сказки Салтыкова-Щедрина неслучайно называли баснями в прозе, так как в них четко прослеживалась соответствующая этому жанру традиция изображения человеческих пороков в образах зверей. Кроме того, щедринская сказка, как и басня Крылова или Эзопа, всегда несет в себе поучение, мораль, являясь стихийным воспитателем и наставником народных масс.
В своих сказках Салтыков-Щедрин продолжает русскую сатирическую литературную традицию. Например, в ряде сказок прослеживаются гоголевские мотивы и полемика с Гоголем. Вообще гоголевская сатира во многом определила характер дальнейшей литературной деятельности писателя. Например, как в гоголевской “Шинели”, так и в “Премудром пискаре” Салтыкова-Щедрина показана психология запуганного среднего человека. Новаторство же Щедрина состояло в том, что он ввел в сказки политическую сатиру, имеющую как злободневное, так и общечеловеческое звучание. Этот писатель перевернул само представление о сатире, выйдя за пределы гоголевского психологического метода, раздвинул границы возможностей сатирического обобщения и осмеяния. Отныне предметом сатиры становились не отдельные, зачастую случайные события и происшествия и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа-раба, трагедия которого заключалась в неспособности протестовать против жестоких форм жизни. Так, основная идея сказки “Медведь на воеводстве” заключается в том, что причины народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа - в свержении царизма.
Сатира Щедрина, таким образом, приобретает устойчивую политическую окраску.
Сатирик борется не с конкретными явлениями, а с порождающим и вскармливающим эти явления социальным строем. Салтыков-Щедрин рассматривает каждого отдельного человека как продукт породившей его общественной среды, лишает художественный образ всех человеческих черт и подменяет индивидуальную психологию проявлениями классового инстинкта. Всякий поступок героя осмысляется Щедриным как социально необходимый и неизбежный.
Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика всегда основана на реальных событиях.
Изображение “призрачности” политической действительности требовало соответствующей формы, которая, доведя явление до абсурда, до уродства, обнажила бы его подлинное безобразие. Такой формой мог быть только гротеск (соединение несоединимого), который является в сказках важным источником комического эффекта. Так, гротеск искажал, преувеличивал действительность, фантастика же самым необычным жизненным явлениям придавала характер привычности и обыденности, а мысль о ежедневности и регулярности происходящего только усиливала впечатление. Чрезмерная жестокость политического режима и полное бесправие народа действительно граничили с волшебством, с фантастикой. Так, например, в сказке “Дикий помещик” Щедрин в уродливо-комическом виде показал апогей как нравственного, так и внешнего “запущения” человека. Помещик “оброс волосами, ногти у него стали, как железные”, он начал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельно звуки”, “но хвоста еще не приобрел”. А в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” генералы находят на необитаемом острове номер “Московских ведомостей”.
Очень активно использует Щедрин гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля.
Иногда - хотя и не так часто и явно, как другие средства художественного изображения, - Салтыков-Щедрин использует антитезу (противопоставление). Это можно увидеть на примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Генералы столько “денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”.
Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” учитель каллиграфии не может различить сторон света.
Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “собственно не был зол, а так, скотина”.
Итак, активное использование художественных приемов позволило писателю глубже раскрыть сущность самодержавного аппарата. Помимо этого, сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 749 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...