Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе…
| | кумулятивного накопления
|
| | пролиферации идей
|
| | секуляризации
|
|
| мутации
|
Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…
|
| наблюдения и измерения
|
|
| теоретического уровня познания
|
|
| математического знания
|
|
| изобретательской деятельности
|
Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…
|
| философии периода первой научной революции
|
|
| неопозитивизма
|
|
| постпозитивизма
|
|
| классического позитивизма
|
К.Поппер является автором концепции…
|
| научно-исследовательских программ
|
|
| эволюционной эпистемологии
|
|
| роста знания
|
|
| научных революций
|
Первый европейский университет был открыт в …
|
| Болонье
|
|
| Москве
|
|
| Вене
|
|
| Кембридже
|
Согласно концепции научных революций Т. Куна, смена парадигм в науке является…
|
| углублением и расширением знания
|
|
| нормальным этапом развития науки
|
|
| революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму
|
|
| реакцией на появление противоречащих ей фактов
|
| Научное познание / Наука и техника
| |
Процесс интенсивного взаимодействия науки и техники, т.е. научно-технический прогресс, начинается в…
| | Античности
|
| | IV–XIV вв.
|
| | XVII в.
|
|
| конце XVIII – первой половине XIX века
|
Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит …
|
| Г. Гадамеру
|
|
| И. Канту
|
|
| Н.А. Бердяеву
|
|
| В.С. Соловьеву
|
Возникновение инженерной деятельности связано с…
|
| ремесленной организаций производства
|
|
| необходимостью изготовления орудий труда
|
|
| появлением мануфактурного и машинного производства
|
|
| необходимостью отправления культа
|
В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимаются…
|
| любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей
|
|
| искусственные предметы, обеспечивающие производство материальных благ
|
|
| природные средства, используемые человеком в готовом виде
|
|
| только материальные искусственные предметы
|
Стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания называется…
|
| техницизм
|
|
| технофобия
|
|
| технократия
|
|
| технология
|
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…
|
| сциентизма
|
|
| антисциентизма
|
|
| экологического оптимизма
|
|
| технократического утопизма
|
В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …
|
| Ж.-Ж. Руссо
|
|
| П. Гольбаха
|
|
| Д. Дидро
|
|
| Р. Декарта
|
Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является…
|
| описание метафизического бунта
|
|
| отрицание внеисторичности сущности человека
|
|
| анализ конфликта сознания с бессознательным
|
|
| утверждение бессмертия
|
Работу «Феномен человека» написал …
|
| Мартин (Мордехай) Бубер
|
|
| Альбер Камю
|
|
| Пьер Тейяр де Шарден
|
|
| Г. Маркузе
|
Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в …
|
| необходимости приспособления к природной среде
|
|
| противоречии разума и нравственности
|
|
| противопоставлении личности обществу
|
|
| антиномии духа и тела
|
Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как…
|
| сострадание
|
|
| ощущение счастья
|
|
| познание окружающей действительности
|
|
| социальная деятельность
|
Сущность человека как преимущественно словесную понимает …
|
| фрейдизм
|
|
| герменевтика
|
|
| марксизм
|
|
| экзистенциализм
|
По Аристотелю, человек – это …
|
| великая тайна
|
|
| ансамбль общественных отношений
|
|
| двуногое и без перьев
|
|
| политическое животное
|
Духовная сущность человека выражается …
|
| исключительно в религиозной вере
|
|
| в подавлении биологических инстинктов
|
|
| в витальных влечениях
|
|
| в действиях, основанных на идеалах
|
Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …
|
| эмоциями
|
|
| волей
|
|
| творчеством
|
|
| разумом
|
В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…
|
| смысла жизни
|
|
| этического долга
|
|
| соотношения бытия и мышления
|
|
| свободы
|
Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …
|
| индивид
|
|
| индивидуальность
|
|
| личность
|
|
| талант
|
Принцип ответственности личности несовместим с(со)…
|
| природной и социальной необходимостью
|
|
| абсолютизацией сиюминутных выгод
|
|
| сознательной целенаправленной деятельностью
|
|
| свободой
|
«Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …
|
| С.Кьеркегор
|
|
| Ж.-П. Сартр
|
|
| Ф. Ницше
|
|
| Э. Кассирер
|
Личность формируется в процессе…
|
| самосознания
|
|
| социализации
|
|
| антропосоциогенеза
|
|
| индивидуального развития
|
Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать…
|
| самореализацию
|
|
| волеизъявление
|
|
| смирение
|
|
| отчуждение
|
Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется …
|
| социальная стратификация
|
|
| социальная мобильность
|
|
| маргинализация
|
|
| социализация
|
Детерминантами образа жизни человека являются …
|
| природная и социальная среда
|
|
| социальная среда и его профессиональная деятельность
|
|
| природная среда и индивидуальные особенности человека
|
|
| индивидуальные особенности человека и его профессиональная деятельность
|
Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …
|
| эгоизм
|
|
| иррационализм
|
|
| соборность
|
|
| индивидуализм
|
Для современной культуры характерна тенденция…
|
| локализации
|
|
| только регресса
|
|
| интернационализации
|
|
| только прогресса
|
Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для ________ философии.
|
| немецкой неклассической
|
|
| китайской традиционной
|
|
| немецкой классической
|
|
| русской религиозной
|
Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется …
|
| моралью и духовными ценностями
|
|
| религиозной верой
|
|
| СМИ
|
|
| техникой и технологиями
|
Идеал сверхчеловека сформулировал немецкий философ …
|
| Ф. Ницше
|
|
| И. Кант
|
|
| Й. Хейзинга
|
|
| Э. Фромм
|
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …
|
| К. Ясперс
|
|
| Л. Витгенштйен
|
|
| З. Фрейд
|
|
| Э. Фромм
|
Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с…
|
| идеалом соборности
|
|
| научно-техническим прогрессом
|
|
| буддизмом
|
|
| христианством
|
И материальная, и духовная культура представляют собой…
|
| взаимоисключающие явления
|
|
| сотворение человеком собственной сущности
|
|
| результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности
|
|
| преобразование окружающего мира
|
Одним из признаков массовой культуры является …
|
| ограниченность распространения
|
|
| воплощение в физических объектах
|
|
| коммерческий характер
|
|
| анонимность
|
Культура в широком смысле представляет собой…
|
| преобразовательную деятельность человека и ее результаты
|
|
| субъективную форму человеческого бытия
|
|
| мировоззрение
|
|
| естественную среду обитания человека
|
Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …
|
| национальной культурой
|
|
| субкультурой
|
|
| доминирующей культурой
|
|
| контркультурой
|
Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ________ ценностей.
|
| эстетических
|
|
| гносеологических
|
|
| социальных
|
|
| этических
|
Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…
|
| аскетизма
|
|
| эвдемонизма
|
|
| гедонизма
|
|
| гуманизма
|
В конфуцианстве смысл жизни заключен в …
|
| любви человека к человеку
|
|
| достижении состояния нирваны
|
|
| познании окружающего мира
|
|
| нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
|
Религия видит смысл жизни …
|
| за пределами самой жизни
|
|
| в осознании ее бессмысленности
|
|
| в индивидуальном существовании
|
|
| в существовании человеческого рода
|
Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии …
|
| герменевтики
|
|
| неопозитивизма
|
|
| инструментализма
|
|
| персонализма
|
Смысл жизни в христианской концепции состоит в …
|
| достижении физического бессмертия
|
|
| подготовке к загробной жизни
|
|
| обретении самого себя
|
|
| служении Богу
|
Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ________ ценностей.
|
| эстетических
|
|
| этических
|
|
| социальных
|
|
| гносеологических
|
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек…
|
| верит в Бога
|
|
| счастлив
|
|
| смертен
|
|
| имеет свободное время
|
Учение о ценностях называется …
|
| антропологией
|
|
| экзистенциализмом
|
|
| культурологией
|
|
| аксиологией
|
В даосизме смысл жизни заключается в…
|
| изучении ритуала
|
|
| стремлении человека к естественности, близости к природе
|
|
| отказе от наслаждений
|
|
| наслаждении
|
Истина, добро, красота являются…
|
| ценностями
|
|
| знаками
|
|
| нормами
|
|
| оценками
|
Признаком семьи эгалитарного типа является …
|
| проживание в семье нескольких поколений
|
|
| Принадлежность всего имущества одному члену семьи
|
|
| совместное принятие важных для семьи решений
|
|
| разграничение мужских и женских семейных обязанностей
|
Переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую называется социальным(-ой)…
|
| стратификацией
|
|
| мобильностью
|
|
| «лифтом»
|
|
| дифференциацией
|
К политическим институтам относится …
|
| класс
|
|
| телевидение
|
|
| партия
|
|
| сословие
|
Генетически первой малой социальной группой является …
|
| семья
|
|
| племя
|
|
| нация
|
|
| сословие
|
Разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, называются …
|
| суперэтносом
|
|
| племенем
|
|
| классом
|
|
| субэтносом
|
К общим признакам гражданского общества относится…
|
| имперское государство
|
|
| наличие кровнородственных отношений
|
|
| диктаторское государство
|
|
| универсальное правовое государство
|
Под обществом в широком смысле слова понимается …
|
| часть материального мира, отделенного от природы, но тесно связанного с ней
|
|
| весь материальный мир в целом
|
|
| древнекитайское общество
|
|
| любая совокупность людей
|
Институтами гражданского общества являются …
|
| парламенты государств
|
|
| нации
|
|
| правительства государств
|
|
| профсоюзные организации
|
Группа людей, действующих совместно и упорядоченно по достижению общей цели, называется…
|
| организацией
|
|
| толпой
|
|
| стратой
|
|
| публикой
|
Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…
|
| П. Сорокин
|
|
| Н.Я. Данилевский
|
|
| У. Ростоу
|
|
| В.И. Ленин
|
Основной чертой современного развития общества, с точки зрения теории модернизма, является …
|
| создание «технотронного» общества
|
|
| столкновение цивилизаций
|
|
| внедрение в жизнь достижений западной культуры
|
|
| сохранение экономического неравенства
|
Классическое понимание свободы предполагает ее связь с…
|
| действием по собственному усмотрению
|
|
| возможностью делать то, что хочется
|
|
| тождеством свободы и воли
|
|
| необходимостью
|
Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается …