Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Одним из основных понятий кибернетики является информация, под которой понимается совокупность данных (сведений)



Одним из основных понятий кибернетики является информация, под которой понимается совокупность данных (сведений), циркулирующих в реальном мире, в обществе, биологических и технических системах. Понятие информации принадлежит к исходным, неопределяемым понятиям науки. Как отражение явлений реального мира понятие информации раскрывается лишь указанием действий, в которых она участвует. Такими действиями могут быть измерение, передача, преобразование, обработка и хранение информации.

Важнейшие формы информации – дискретная и непрерывная. Дискретная форма информации является основной и представляется в виде конечных совокупностей качественно различных символов: это дискретные сигналы, печатные или рукописные документы, состояния цифровых автоматов и т.п. Непрерывная информация воплощается в образах (зрительных, звуковых и др.). Как в естественных, так и в искусственных процессах одна из этих форм информации может переходить в другую.

Информатикой называется наука о законах и методах измерения, передачи, обработки и хранения информации с использованием математических, технических и программных средств.

Термин «информатика», как название определенной выше области науки, был введен на рубеже 60-х – 70-х годов практически одновременно во французской (Informatique) и немецкой (Informatik) научной литературе. Еще раньше в США стало использоваться в аналогичном смысле название Computer Science. В отечественной практике употребление термина «информатика» длительное время сдерживалось тем, что он использовался как название области знаний, связанной с архивным делом и документалистикой. Окончательноеегоутверждение произошло лишь после перевода в 1976 г. книги Ф. Бауэра и Г. Гооза «Информатика» [1] и образования в 1983 г. отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации АН СССР.

Когда речь идет о таких науках, как физика, химия, биология и т.п., трудно говорить о единой науке. По существу, под этими названиями объединяются сильно различающиеся направления, имеющие общие объекты исследования. Если, например, сравнить ядерную физику, механику, теорию электричества, то становится очевидным, что, несмотря на существование пограничных областей и взаимопроникновение методов и идей, каждое из этих направлений существует как самостоятельная наука. Аналогичная структура и у информатики. Под этим понятием объединяют ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта информации.

Информатика родилась на основе достижений электротехники, электронике, точной механики, физики, автоматики, телемеханики, физиологии, математики, лингвистики и других, на первый взгляд даже не имеющих ничего общего между собой, наук.

Из областей знаний, являющихся разделами информатики или тесно связанными с ней, отметим следующие.

1. Теоретическая информатика – чисто математическая дисциплина, имеющая в своем составе следующие разделы:

математическую логику (математическая логика – одна из ветвей общей логики, науки о формах мышления, которая развивается применительно к потребностям математики и вычислительной техники);

вычислительную математику и вычислительную геометрию (вычислительная геометрия рассматривает алгоритмы для решения геометрических задач, основное прикладное значение – машинная графика);

системный анализ;

исследование операций.

2. Кибернетика – наука об управлении. Возникла в конце 40-х годов прошлого столетия, когда Н. Винер впервые выдвинул идею о том, что системы управления в живых, неживых и искусственных системах обладают многими общими чертами. Наиболее активно развивается раздел технической кибернетики, в состав которой входит теория автоматического управления.

3. Программирование – научное направление, которое своим появлением полностью обязано вычислительным машинам (термин «программирование» не всегда понимается однозначно, так как имеется ряд таких разделов математики, как линейное программирование, нелинейное программирование, дискретное программирование и т.п., не имеющих ничего общего с программированием для компьютеров; в связи с этим вместо термина «программирование» иногда употребляют термин «кодирование»).

4. Искусственный интеллект – самое молодое направление в информатике. Время его появления как научной дисциплины – начало 70-х годов прошлого столетия. Основная цель работы в области искусственного интеллекта – стремление проникнуть в тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Это не чисто теоретическая наука, она занимается и прикладными вопросами. Примерами прикладных разделов этой науки являются робототехника или экспертные системы.

5. Информационные системы – направление, истоки которого лежат в области документалистики и анализа научно-технической информации. Информационные системы включают следующие разделы:

анализ и прогнозирование потоков разнообразной информации, перемещающихся в обществе;

исследование способов представления и хранения информации, создание специализированных языков для формального описания информации, разработку приемов сжатия, кодирования информации и т.п.;

создание информационно-поисковых систем и т.п.

6. Вычислительная техника – самостоятельное направление исследований, в рамках которого решается немало задач, не имеющих прямого отношения к информатике и ее проблемам (например, микроэлектроника, технология и т.п.). В то же самое время развитие вычислительной техники невозможно без использования результатов, полученных в теоретической информатике, программировании и других разделах, составляющих информатику.

7. Информатика в обществе – широкое внедрение компьютеров во все сферы человеческой деятельности, которое коренным образом изменяет среду обитания людей. Перспективы перехода к информационному обществу вызывают массу проблем социального, правового, технического характера. Все эти проблемы составляют объект исследования тех психологов, социологов, философов и юристов, работающих в области информатики.

8. Информатика в природе – изучение информационных процессов, протекающих в биологических системах, и использование накопленных знаний при организации и управлении природными системами и создании технологических систем. Три самостоятельные науки входят в эту ветвь информатики:

биокибернетика, изучающая информационно-управляющие процессы, протекающие в живых организмах (диагностика заболеваний и поиск путей их лечения);

бионика (нейрокибернетика), исследующая насколько принципы работы живых систем могут быть применены в искусственных объектах;

биогеоценология, решающая проблемы, относящиеся к системно-информационным моделям поддержания и сохранения равновесия природных систем и поиска таких воздействий на них, которые стабилизируют разрушающее воздействие человеческой цивилизации на биомассу земли.

Разнообразие решаемых информатикой проблем, широкое применение ее в научной, хозяйственной, административной и культурной деятельности делают необходимым изучение элементов этой научной дисциплины в средних, средних специальных и, тем более, в высших учебных заведениях. При всем многообразии разделов информатики и направлений, непосредственно связанных с ней, их появление и развитие зависит от средств вычислительной техники. Эти средства имеют универсальный характер и на определенном уровне не зависят от приложений. Они имеют основополагающую, фундаментальную роль в науке, которая называется информатика, именно с этим связано то, что в США вместо термина информатика употребляется computer science (компьютерные науки).

В то же самое время средства вычислительной техники включают в себя ряд взаимосвязанных частей, сильно различающихся по существу и требующих совершенно различных подходов при их изучении.

Это указанные выше разделы – вычислительная техника и программирование, включая языки программирования.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...