Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хогарт — один из первых английских теор^ тиков искусства. В трактате «Анализ красоты (1753) он выступал поборником реализма, ищу щим красоту в многообразных формах действг тельности, в самой жизни, отстаивая ведуще место бытового жанра в живописи. Его теоретг ческая и художественная деятельность теси переплеталась с общественной, с организацие. художественных выставок, с преобразование1 преподавания в художественной школе на де мократических началах. Хогарт стремился ис пользовать искусство как большую обществе] ную силу. Его сатирические циклы получил широкий отклик в европейском искусств 19 в. Но в Англии у него не было достойны преемников; не получил дальнейшего развг тия в английской живописи 18 в. и бытово жанр.
Высшие достижения английского искусств второй половины 18 в. относятся к жанру порт рета, имевшему прочные установившиеся тр; диции, идущие от Гольбейна и национально: портретной миниатюры. В борьбе с отживаь щими, устаревшими схемами рождались прин ципы реалистического портрета. И именно:-портретной живописи со всей очевидностью ирг явилась двойственность мировоззрения ее создь телей, косвенным образом отразивших компр* мисс между идеалами практичной развивающем: ся буржуазии и стареющей консервативной ари стократии. Английские портреты в своем боль шинстве отмечены стремлением художников созданию полнокровных живых характеров и
18 век
Англия
то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.
Рейнольде. Среди многих портретистов Англии особое место принадлежало Джошуа Рей-нольдсу (1723—1792). Он был организатором п первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 г. Поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнольде сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества.
Рейнольде родился в Плимптоне в семье па-тора, учился у портретиста Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили его художествен-ое образование, способствуя формированию вободной живописной манеры и гармоничного асыщенного колорита. Сильные стороны его ворчества проявились там, где он следовал на-уре. Тяготение Рейнольдса к созданию жизнен-
0 правдивых и в то же время облагороженных
празов обнаружилось в «Портрете писателя
терна» (1760, частное собрание). Он любит
зображать портретируемых за работой, в кругу
-мьи. Полна естественности и грации Нелли
Брайен (ок. 1762 г., Лондон, собрание Уол-■"с), сидящая в тени деревьев. Яркие лучи •лнца, проникая сквозь частую листву, ложат-
1 бликами на ее платье, на маленькую собачку,
■торую она держит на коленях. Спокойный
эистальный взгляд молодой женщины привле
чет внимание к ее приветливому нежному лицу.
Одновременно с реалистическими, свободно-
принужденными портретами Рейнольде ис-
•лнял парадные и аллегорические портреты в
'олыпом статуарном стиле» (как его называл
м художник), сочетающие черты яркой инди-
луальности, идеализма, рационализма и при-
днятости. Портретируемые в нарядных
•ждах изображались на фоне колонн, драпи-
вок, декоративных пейзажей. Сложен по ком-
шции портрет актрисы Сары Сиддонс в виде
!ы трагедии (1784, Сан-МариНо, США, гале-
1 Хантингтон). В величественной позе воссе-
-т она на троне, позади которого видны ал-
ории — Преступление и Возмездие. Портрет
зращен в красочное театральное зрелище,
рота портретной характеристики в нем соче-
тся с иносказательностью, торжественностью.
•нпо такого типа портреты снискали попу-
пость художнику у многочисленных аристо-
тических и буржуазных заказчиков. Не ус-
1Я исполнять заказы собственноручно, Рен-
ьдс был вынужден прибегать к помощи уче-
ников, что снижало качество его работ. Однако в лучших парадных портретах многочисленные аксессуары не заслоняют характера портретируемых, представленных в состоянии душевного подъема, вдохновения. Таковы портреты офицеров на полях сражений. В них трактовка образов способствует выявлению героических черт. Овеян романтикой морских боев и странствий образ старого адмирала лорда Хитфилда (1787 —1788, Лондон, Национальная галерея, ил. 222). Он стоит около орудий. Плотная крепкая фигура, острохарактерное, энергичное, обветренное лицо с маленькими проницательными серыми глазами, пристально глядящими из-под мохнатых бровей, жест руки, сжимающей ключ от Гибралтарской крепости,— все это выражает собранность и упорство, готовность к действию. Контраст красных тонов (в форме адмирала) с темно-зеленоватыми и сероватыми (преобладающими в предгрозовом пейзаже) подчеркивает монументальность и напряженность образа. Энергичная плотная живопись и решительная пластическая моделировка усиливают его выразительность.
Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, Рейнольде исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства он призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусство античности и Возрождения, Придерживаясь взглядов, близких классицизму, он в то же время подчеркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.
Гейнсборо. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (1727 —1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерла в литературе, Гейнсборо в лучших произведениях был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.
Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати.
Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность
18 век
Англе
живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (ок. 1749 г., Лондон, Национальная галерея, ил.224).
Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа — пейзаж старинного парка или лесной опушки,— становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольде. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.
Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами. Особенности живописной. манеры
Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцог ни де Бофор (?)», пленительное очарование к торой передают ослепительное по свежести то: лицо с легким румянцем, живые и задумчивь карие глаза (1770-е гг., Ленинград, Эрмитаж Переливы белых, жемчужно-серых и голубов тых тонов одежды усиливают впечатление у то. чепности, благородства ее облика.
В излюбленной серебристо-голубоватой кр сочной гамме написан «Голубой мальчш (портрет Дж. Баттола, ок. 1770 г., Сан-Марик США, галерея Хантингтон, ил. 223), в которс Гейнсборо с особой изысканностью развивав традицию аристократического портрета в рос-сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Г в этом портрете больше интимности, поэзи; музыкальности и тонкости живописного маете: ства. Внимание привлекает нервное бледне лицо подростка с отпечатком сложной душе:-ной жизни; его меланхоличному настроению с-звучна взволнованная природа. Непринужде: ный в своей осанке, стоит нарядный и хрупки мальчик, держа в руке большую черную шля пу. Его фигура выделяется на фоне облачног неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные гол> бые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковь: тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.
Помимо портретов в рост, поясных, погруд ных, Гейнсборо писал парные и групповь;-портреты, иногда сближающиеся с жанровым сценами. Такой вид жанрового группового порт рета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени. В мастерск; исполненных, композиционно построенных труп повых портретах Гейнсборо умело подчеркивав теплоту отношений, связывающих людей, и близость к природе, их мечтательность, и эт роднит его образы с героями литературны произведений английских писателей-просветите лей и сентименталистов, утверждавших идеаль естественной простоты и правдивости. Глубо кие чувства объединяют сквайра Халлета и ег жену в портрете, получившем название «Утрен-няя прогулка» (1785, Лондон, Национальна галерея). Гуляя по старинному парку,красивы-молодые люди наслаждаются природой, блап родство их чувств тонко передано в движения рук, во взглядах, в выражениях лиц. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйы дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверх ности холста подвижный характер. Нежна приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины
18 век
Англия
Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», ок. 1775 —1777 гг., Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнс-боро предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 в. и прежде всего искусство Констебла.
Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734—1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Ленинград, Эрмитаж) з широкополой шляпе с белым пером.
Лоуренс. Самым прославленным портретистом:,онца 18 — начала 19 в. был Томас Лоуренс 1769—1830), в искусстве которого еще более силиваются идеалистические тенденции. Занимая пост главного художника короля, а 1820 г. президента Королевской Академии ху-:ожеств, Лоуренс получал множество заказов. >н работал не только в Англии, но и во Фрап-;ии, Австрии, Италии, с отточенным виртуозным мастерством писал он портреты членов ко-олевской семьи, видных политических и воеп--ых деятелей, женские и детские портреты. Бо-ее живы и непосредственны созданные им ортретные этюды. К таким относится портрет олоденькой Сары Сиддонс (Москва, ГМИН), шечатлевший тип своеобразной утонченной е некой красоты.
Реберн. Несколько особняком, хотя и в связи общ«й линией развития английского портрета, оит самобытное, мужественное творчество >тландского живописца Генри Реберна Лоб —1823), получившего образование в Эдин-рге. Он был создателем громадной портрет-
ной галереи своих соотечественников — общественных деятелей, писателей, ученых. Лучшие из портретов Реберна, написанные широкой свободной кистью, в мощной " пастозной манере, сильно и смело раскрывают своеобразные черты национальных характеров: портрет прославленного романиста Вальтера Скотта, портрет главного судьи Шотландии лорда Ньютона (оба — Эдинбург, Национальная галерея).
В английской портретной живописи 18 в. большое место занимал групповой портрет — ни в одной другой европейской стране нельзя найти ничего подобного. В этом пристрастии, очевидно, проявилось то новое общественное мироощущение, которое было порождено английской просветительской культурой 18 в.
В групповом портрете раскрываются различные виды человеческих связей — семейные, корпоративные, непринужденно-товарищеские, торжественно-официальные; специфической разновидностью английских групповых портретов были первоначально семейные портреты. Они назывались «сценами собеседований». Члены семейства в них изображались в домашней обстановке, обычно объединенными общим занятием — музицированием, чаепитием, карточной игрой и т. п. Небольшого формата, эти картины наиболее отвечали запросам английской буржуазии, являлись выражением культа семейного начала. Традиции подобных многофигурпых портретов восходят к голландским и фламандским бюргерским портретам 17 в., отличавшимся разнообразием композиций и живостью выражения чувств. На развитие портрета в Англии оказала влияние французская живопись — Ларжильера, Ватто и многих других: в композицию английского группового портрета был привнесен дух светскости, галантности и грации. Самобытное искусство Хогарта возвело жанр группового портрета в ранг крупного художественного явления. Его традицию продолжали Рейнольде и другие. 1870-е годы стали временем наибольшего распространения в Англии групповых портретов, которые постепенно сблизились с жанровой картиной.
Архитектура. В то время йак барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять па позициях рационализма и классицизма. Теоретики и практики английского классицизма 18 в. проповедуют возврат к канонам Витрувня и Палладио. Крупнейшими представителями этого направления были Грант Вуд (1705—1754), Уильям Кепт (1684—1748) и Джеймс Джиббс (1682 —1754). Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развер-
18 век
Англии
иутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами. Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры — в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой (Роберт Адам, 1728— 1792).
Регулярный парк (французский) во второй половине XVIII в. вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами.
Прикладное искусство. В области скульптуры в Англии в 18 в. не было создано ничего выдающегося. Но именно это время — период
высокого подъема декоративно-прикладног искусства: торевтики (обработка металлов обработки стекла и особенно производств фарфора.
Далеко за пределами Англии получил ра пространение своеобразный по формам фаян изготовленный на предприятиях Джошуа Уэ. жвуда (1730—1795) из новых сортов керамг ческой, так называемой каменной массы. Н-обычайно прочная, она допускала вместе с те и большую тонкость обработки изделий, час~ представлявших собой копии античных ваз шг. свободные им подражания. Каменная масса с; них, черных, зеленых тонов украшалась бель ми рельефами строгих очертаний и форм, во производящих античные мотивы. Сервизы, вазь туалетные принадлежности вместе со строгиг формами мебели и оформлением интерьера в площали поиски изящной классической красот в английском искусстве.
•
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!