Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Программа настоящего курса построена на основе «Курса Вайшнавского Образования» системы VTE



Программа настоящего курса построена на основе «Курса Вайшнавского Образования» системы VTE. Изменения и добавления, которые мы сделали, обусловлены тремя причинами:

1. Необходимость адаптировать курс к заочной схеме образования, ориентированной главным образом на преданных, живущих дома

2. Учет специфики развития движения сознания Кришны в России

3. Учет современных глобальных тенденции развития Международного Общества Сознания Кришны

Разделы курса сгруппированы в три части: «Вайшнавская Философия», «Вайшнавская Практика» и «Вайшнавская Культура». В тексте учебника Вы найдете множество заданий, письменное выполнение которых обязательно для успешного освоения материала. При выполнении их можно и даже нужно пользоваться текстом данного учебника, книг Шрилы Прабхупады и другой вайшнавской литературы. Многие из вопросов не имеют однозначных ответов и ставят своей целью стимулировать работу разума и таким образом углубить общий уровень понимания материала. Письменное же выполнение заданий не только поможет подключить моторную память, но и даст возможность обратиться к старшим преданным с просьбой проверить нас и при необходимости поправить наше понимание.

В Разделе 1 (Часть I, Вайшнавская Философия) Вы познакомитесь с основополагающими принципами функционирования ИСККОН. В Разделах с 2-го по 4-й излагаются основы философии сознания Кришны.

Из Раздела 5 (Часть II, Вайшнавская Практика) мы узнаем о том, что значит и как принять прибежище у истинного духовного учителя, который даст нам ключ к дверям трансцендентной реальности. Раздел 6 подробно ответит нам на вопросы, касающиеся повседневной практики преданного служения – как привнести сознание Кришны в свой повседневный образ жизни. Раздел 7 посвящен проведению вайшнавских служб и киртанов. Раздел 8 описывает возвышенные правила этикета взаимоотношений для преданных, правила для «истинных леди и джентльменов», как говорил Шрила Прабхупада.

Раздел 9 (Часть III, Вайшнавская Культура) представляет истоки и историю ведической культуры, а также место в ней ИСККОН. Раздел 10 описывает ведическое социальное устройство общества – варнашрама-дхарму – и дает множество практических рекомендаций и советов по внедрению принципов варнашрамы в своей жизни. Вечную свежесть ваишнавской традиции мы сможем ощутить, знакомясь в Разделе 11 с историей движения Сознания Кришны и жизнеописаниями выдающихся преданных со времен Шри Чаитаньи Махапрабху.

В Разделе 12 мы знакомимся с философией проповеди, являющейся неотъемлимой частью культуры Гаудия-вайшнавизма. Раздел 13 описывает основные направления деятельности ИСККОН. Он также поможет нам увидеть ИСККОН как неотъемлемую часть окружающего нас общества и понять, какой практический вклад мы можем сделать в решение реальных проблем нынешнего времени.

В заключении мы выражаем бесконечную признательность нашему духовному учителю Е.С. Гопалу Кришне Госвами, по чьей беспричинной милости мы получили возможность погрузиться в нектарный океан преданного служения. Всем знаниям, всему опыту и всему вкусу, который мы обрели в преданном служении, и которые постарались передать в этой книге, в первую очередь мы обязанны ему.

Текст настоящего пособия в явном и неявном виде включает в себя цитаты и переложения отрывков из книг и лекций Шрилы Прабхупады, его последователей и ачарьев Гаудия-вайшнавизма. Фактически данная работа представляет из себя попытку систематической компиляции материалов, содержащихся в многочисленных авторитетных вайшнавских источниках, объединенных единым стилем и снабженных дополнительными примерами и пояснениями.

Матаджи Елена Брусникина проделала замечательную работу по редактированию и подготовке учебника к изданию. Благодаря неисчерпаемому энтузиазму Ангиры Муни Прабху, дизайнерскому таланту Матаджи Кавери и финансированию, предоставленному???????????, эта книга вышла в свет. И, наконец, мы благодарны нашей супруге Вринде деви даси за то терпение и поддержку, которую она оказывала на протяжении всей работы над учебником. Пусть Их Светлости Радха и Кришна прольют Свои благословения на этих преданных.

Харе Кришна!


Исходные предпосылки для успешного освоения курса

При написании данного учебника мы исходили из того, что:

1. Вы знакомы с основными понятиями о философии, практики и системе ценностей сознания Кришны:

Философия: Положение Верховной Личности Бога, живого существа, материальной природы; временные циклы, закон кармы

Практика: повторение святого имени, проведение служб, общение с преданными, предложение пищи Господу

Ценности: искренность, бескорыстие, уважение к преданным, уважение к авторитету духовного учителя, святых личностей и священных писаний

2. Вы принимаете и стараетесь следовать основам практики сознания Кришны, что подразумевает:

ежедневное повторение Харе Кришна мантры на четках

отказ от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц,

отказ от употребления одурманивающих веществ (спиртное, сигареты, наркотики),

отказ азартных игр,

отказ от внебрачных связей с представителями противоположного пола

3. Вы поставили для себя цель постепенно готовиться к принятию духовного учителя и посвящения у него

4. У Вас есть духовный наставник, который помогает Вам:

Создать в своем окружении среду, благоприятную для развития сознания Кришны

Продвигаться в следовании стандартам преданного служения

Постигать духовное знания и применять его на практике

Культивировать ценности сознания Кришны

Овладевать принципами Ваишнавского поведения

Заниматься практическим преданным служением

K Зачем все это нужно?

Возможно, Вас обескуражили какие-то из перечисленных выше требований. Неужели это обязательно? Что без всего этого как-нибудь нельзя? Попробуем изложить наши соображения, а Вы уже сами сможете для себя решить, относятся они к Вам или нет.

Во-первых, мы ориентируемся на определенный уровень знакомства с элементарными понятиями философии и практики сознания Кришны. Мы постараемся писать учебник достаточно простым языком, но все равно без элементарных понятий и терминов не обойтись. Все они очень обстоятельно объясняются в книгах Шрилы Прабхупады, и если Вы еще этого не сделали, то перед тем, как взяться за этот курс, мы рекомендуем Вам прочитать «Науку Самоосознания», а еще лучше и «Бхагавад-гиту». Ничего страшного, если Вам многое непонятно. Цель этого курса – разъяснить это. Но по крайней мере мы предполагаем знакомство с основными понятиями, перечисленными в пункте 1. В этом, а также во многом другом Вам сможет помочь разобраться Ваш духовный наставник.

По всей вероятности, у Вас уже есть знакомый преданный, с которым Вы общаетесь, звоните, обращаетесь с различными вопросами. Если у Вас нет такого знакомого, то мы искренне рекомендуем Вам обратиться в близлежайший центр Общества Сознания Кришны и попросить Вам в этом помочь. Дело в том, что сознание Кришны – это не просто философия, это целостная духовная культура, где различные аспекты нашей жизни: духовный, физический, эмоциональный, интеллектуальный – тесно переплетены и взаимодействуют друг с другом. Попробуйте представить себе, сможет ли ребенок вырасти и овладеть всеми аспектами жизни в рамках современной культуры, не имея рядом примера родителей и других взрослых. В духовной жизни мы все еще дети. И для того чтобы овладеть этой духовной культурой, нам точно также необходимо иметь рядом пример людей, которые сами живут ей. А также время – время духовного становления…

Далее мы предполагаем, что Вы уже следуете основам практики сознания Кришны. Духовная «материя» очень тонка, и если наше внимание будет слишком приковано к грубым объектам внешнего мира, то нам будет сложно различить и понять эти тонкие вещи. Пристрастия, такие как мясоедение, употребление одурманивающих веществ, азартные игры и секс – подобны помехам в радиоприемнике нашего ума, мешающим настроиться на волну передачи из духовного мира. Повторение Харе Кришна мантры – основной метод практики сознания Кришны – помогает обуздать эти пристрастия и сделать наш ум более восприимчивым к духовной науке. О том, как повторять Харе Кришна мантру на четках, Вы сможете подробно прочитать на последних страницах любой из книг Шрилы Прабхупады в приложении, которое традиционно называется «Руководство к джапа-медитации».

И последнее… Этот курс задуман специально в помощь тем, кто твердо решил дойти до конца по пути духовного самоосознания. Самым важным шагом на этом пути является принятие истинного духовного учителя. Во время духовного посвящения человек дает обеты, которым решает следовать на протяжении всей оставшейся жизни. Следование этим обетам будет подобным лифту, который быстро поднимет нас на вершину небоскреба духовного совершенства. Нарушение же их обернется серьезным препятствием на пути нашего духовного совершенства. Настоящий курс поможет Вам лучше разобраться в себе, понять какого будущего Вы для себя желаете и взвесить свои силы перед тем, как принять это самое важное решение в своей жизни.

Задание А.1. В какой мере Вы считаете себя подготовленным для освоения Курса Ваишнавского Среднего Образования?

Цели Заочного Курса Вайшнавского Образования

Помочь сформировать систему ценностей, основанную на принципах чистого преданного служения.

5. Дать знание и понимание основ философии сознания Кришны

6. Ознакомить со всеми аспектами жизни в сознании Кришны. Помочь преданному обрести понимания своего места, а также обучить практическим навыкам гармоничной жизни – в ИСККОН и окружающем мире.

7. Вдохновить развить в себе:

Дух служения

Здоровое уважение к авторитету

Дух открытого и честного философского вопрошания

Дух зависимости от Кришны

Чувство личной ответственности

Нравственную чистоту

Веру в Шрилу Прабхупаду, Господа Кришну и преданное служение

Позитивный вкус к духовной жизни

8. Развить знание, понимание и осознание своего духовного наследия – Ведической культуры и традиции Гаудия-Вайшнавизма

9. Помочь обрести целостное понимание основополагающих принципов, а также целей и направлений деятельности ИСККОН

10. Воспитать желание быть ответственным, активным членом ИСККОН на протяжении всей жизни

11. Привести человека на достаточный уровень зрелости в сознании Кришны, необходимый для принятия посвящения

Задание А.2. Какие из 8 целей курса Ваишнавского Среднего образования, Вы чувствуете для себя наиболее важными, близкими и понятными? Как Вы думаете, в чем Вам сможет помочь достижение остальных целей?


Раздел 1. Принципы, духовная и организационная структура ИСККОН

Глава 1.1. Цели и задачи ИСККОН.

Регистрируя ISKCON – International Society for Krisna Conciseness, Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН) в 1965 г. в Америке Шрила Прабхупада определил его цели и задачи следующим образом:

Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.

4. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

5. Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне – изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

6. Распространять и поощрять движение санкиртаны – совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

7. Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.

8. Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

9. Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Так что же такое ИСККОН? Это духовное общество, своего рода духовная цивилизация, которая существует вне зависимости от географических границ современных государств. Как и в любом государстве, в ИСККОН есть свой высший административный орган, министры, законы. Общество живет своей социальной, деловой, политической и культурной жизнью. Члены этого общества – реальные живые люди, личности, каждая из которых обладает своей индивидуальностью. И существует нечто, что связывает их всех воедино – это идеал чистой бескорыстной любви и преданного служения Всевышнему Господу, Кришне, Верховной Личности Бога, источнику всего сущего. Некоторые уже достигли этого идеала, некоторые стремятся к нему, а некоторые лишь стоят в самом начале духовного пути.

ИСККОН – это не религия. Религия, как правило, объединяет людей вокруг определенных ритуалов поклонения. Среди членов ИСККОН можно найти людей, воспитанных в христианской, мусульманской, иудейской и других традициях. В ИСККОН есть, например, даже католические монахи, которые, следуя всем христианским канонам, практикуют также и сознание Кришны. Кроме того, из описанных выше целей и задач ИСККОН следует, что совершение религиозных обрядов является лишь одним из аспектов жизни общества.

ИСККОН – это не организация. Организация подразумевает наличие какой-то внешней цели, ради которой и объединяются люди. На первый взгляд может показаться, что у ИСККОН есть такая внешняя цель – миссионерская и просветительская деятельность. Но это не совсем так. Сознание Кришны (любовь к Богу) столь прекрасно, что каждый, кто вкусил хотя бы каплю его, естественным образом хочет поделиться этим с окружающими. При этом отсутствует конфликт между интересами личности и Общества. Не интересы Общества диктуют поведение личности, а, наоборот, искренние желания преданных формируют характер деятельности Общества. Каждый находит форму деятельности в интересах Общества в соответствии с личными способностями и наклонностями. Также в соответствии со своим духовным уровнем кто-то проповедует более активно, кто-то – менее.

Другим аспектом существования любой организации является наличие структуры и четко определенного порядка взаимодействия между ее компонентами. Несомненно, в ИСККОН есть организационные структуры, законы и порядки – мы поговорим о них ниже. Но если в обычной организации кто-либо нарушает правила внутреннего распорядка, его могут просто исключить из нее. В ИСККОН ситуация гораздо сложнее. Это Общество предполагает добровольное участие в его деятельности, и в нем не существует учета членства. Разные люди практикуют сознание Кришны на разных уровнях и в разной степени отождествляют себя с ИСККОН. Шрила Прабхупада объяснял, что цель всего менеджмента и организации в том, чтобы людям хотелось прийти и оставаться в ИСККОН, в обществе преданных. Так как находясь в обществе преданных мы имеем возможность совершать устойчивый духовный прогресс и вернуться домой назад к Богу. Все технические и организационные моменты являются вспомогательными. Для Шрилы Прабхупады никогда не были приемлемыми административные решения, в результате которых у преданных пропадал энтузиазм практиковать сознание Кришны. Он считал, что все необходимо строить на любви и доверии.

Таким образом, управление в ИСККОН – дело чрезвычайно сложное, и оно требует значительной духовной зрелости, терпения и сострадания. В силу духовного и добровольного характера общества, в ИСККОН не существует мер наказания, есть лишь меры исправления. Самая строгая мера, к которой может прибегать руководство ИСККОН в чрезвычайных случаях, если поведение какого-то человека становится особенно оскорбительным, – это исключение из ИСККОН. Цель ее – не в том, чтобы наказать человека, а соблюсти с ним определенную дистанцию, чтобы не провоцировать его совершать новые оскорбления. Очень важно помнить, что так называемая власть руководства ИСККОН построена на взаимном доверии и уважении. Обычные действия руководства в случае возникновения конфликтов (которые периодические возникают вследствие разного уровня духовной чистоты людей) – это проповедь, убеждение, лишение имеющегося статуса в ИСККОН. Если какие-то взаимоотношения в рамках ИСККОН носят характер финансовых, деловых, трудовых и т.д., они должны заключаться в рамках действующего в стране законодательства. Тогда государство сможет стать гарантом этих взаимоотношений и арбитром в случае возникновения конфликтов. Например, одним из первых правил, которым следовал Шрила Прабхупада, было то, что все сделки на сумму более $1000 (это для Америки, для нас должно быть существенно меньше) должны заключаться юридически. Из печального опыта следует, что проблемы в ИСККОН возникают в большинстве случаев, когда преданные игнорируют наставления Шрилы Прабхупады.

Таким образом, ИСККОН неоднороден. В зависимости от места, времени, обстоятельств и реальных личностей один его центр может быть похож на большую семью, другой – на организацию, а третий – на маленький город или деревню. В любом случае с материальной точки зрения будут свои преимущества и свои несовершенства. Но все они объединены идеалами сознания Кришны, описанными в книгах Шрилы Прабхупады и олицетворяемыми лидерами Общества, и все принимают верховную власть Руководящего Совета ИСККОН (ДжиБиСи – GBC, или Governing Body Commission), представляющего Шрилу Прабхупаду после его ухода.


Глава 1.2. Духовное руководство в ИСККОН

Обыкновенная организация манипулирует материальными ресурсами: деньгами, материалами, людьми (а точнее их материальными способностями), информацией, взаимоотношениями и т.д. – для достижения материальных целей. Для духовного же общества, которым является ИСККОН, такая деятельность является лишь вспомогательной.

Духовное «производство» связано в первую очередь с передачей системы духовных ценностей, являющейся основой получения духовного знания и овладевания духовной практикой. Единственным «механизмом» передачи этой системы ценностей является общение с теми людьми, которые ей уже обладают. Поэтому в ИСККОН особенно важное место занимает понятие духовного руководства или духовных авторитетов.

Принятие чьего-то авторитета – это вещь очень естественная для всех нас. С детства мы впитываем основы окружающей нас системы ценностей, знаний и навыков жизни от своих родителей, затем от учителей в школе, выдающихся ученых, философов, политиков, с экранов телевизоров и из динамиков радиоприемников. Общаясь с друзьями, обучая других мы принимаем и усваиваем эти ценности еще лучше. Материальные знания и навыки мы получаем от признанных авторитетов в соответствующих областях знания. Естественно, что поскольку все материальное временно и несовершенно, то и подобные знания и навыки также будут относительными. Никого не удивляет, когда какая-либо научная теория оказывается неверной и на смену ей приходит другая, более совершенная. Или когда мы понимаем, что какая-то идеология оказывается несостоятельной, и нам предлагают другую. Поэтому не нужно винить наших несчастных лидеров во всех смертных грехах. Такова жизнь! Многие из них искренне стараются, как могут, и нужно быть совсем наивным, чтобы ожидать от них чего-то другого. Сам Кришна говорит Уддхаве в Шримад Бхагаватам, что Он совершенно терпимо относится к различным теориям и концепциям философов и ученых, которые просто разными словами описывают отдельные аспекты реальности. Многие из них, несомненно, имеют практическую, хотя и не абсолютную ценность.

Но подлинно духовные ценности, знания и навыки по определению совершенны и непреходящи. Поэтому в той мере, в которой человек обладает ими, он сможет совершенным образом передавать их окружающим. Если человек осознал Кришну на 20%, то в рамках этих 20% он сможет передать вам эту духовную науку. Если он будет обучать чему-то, что лежит за пределами его понимания, то вы почувствуете какую-то неубедительность, что он и сам в этом не очень уверен. Но преданные, как правило, и не пытаются этого делать. Если вы попросите их о чем-то, в чем они не могут вам помочь, то, скорее всего, они просто, направят вас к более опытному преданному или к книгам Шрилы Прабхупады, в которых есть все. От вас требуется лишь искреннее желание научиться, решимость и терпение, поскольку процесс обучения требует времени. Такой подход убережет вас также от опасности развития цинизма, когда мы слушаем с желанием услышать определенный ответ, и виним в некомпетентности авторитеты, если слышим от них что-то иное.

Таким образом, в духовной жизни в ИСККОН мы руководствуемся системой духовных авторитетов или духовного руководства. Духовная наука исходит, естественно, от Самого Кришны, который дает ее в виде священных писаний и передает через цепь ученической преемственности от учителя к ученику. ИСККОН – это одна из ветвей этого дерева ученической преемственности, у основания которой находится Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада на все 100% олицетворяет собой самые возвышенные духовные ценности, знания и практику, которые получил от предыдущих великих святых личностей – Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура и других. Это вечный спутник Господа, который явился из духовного мира лишь для того, чтобы служить Господу в Его миссии помощи всем нам – обусловленным душам в этом мире.


Система духовной иерархии в ИСККОН

Шрила Прабхупада вечно живет в своих книгах, но теперь, когда его физически нет рядом с нами, его представляет совет его старших последователей – Международный Управляющий Совет ИСККОН, или «ДжиБиСи» (от английского GBC, или Governing Body Comission). В него входят возвышенные личности, в полной мере компетентные представлять Шрилу Прабхупаду. Олицетворяя чистое сознание Кришны сами, они следят за поддержанием чистоты духовной традиции. Изначально Совет ДжиБиСи был назначен еще при Шриле Прабхупаде, и после его ухода он сам регулирует свой состав. Совет ДжиБиСи является высшим духовным авторитетом в ИСККОН – звеном в цепи ученической преемственности, стоящим непосредственно после Шрилы Прабхупады.

Совет ДжиБиСи дает свои благословения преданным, которые готовы и чувствуют своим долгом перед Шрилой Прабхупадой служить ему, беря ответственность за духовную жизнь других людей. Такие преданные становятся духовными учителями ИСККОН. Во время посвящения ученик доверяет свою духовную жизнь своему духовному учителю и принимает его духовный авторитет как абсолютный. Естественно, это требует большого доверия и глубоких духовных взаимоотношений, что происходит не вдруг. Мы еще остановимся более подробно на этой теме.

Можно представить себе, какое большое бремя (бремя любви, впрочем) представляет для духовного учителя забота обо всех учениках, количество которых может доходить до сотен и даже тысяч. Всегда есть какие-либо сокровенные вопросы, которые мы доверяем только своему духовному учителю. Но многому мы можем также научиться у преданных, которые нас окружают. Поэтому мы должны пощадить своего Гуру Махараджа и не беспокоить его лишний раз. Общение с преданными имеет большое значение, мы можем учиться сознанию Кришны всегда, а не лишь когда мы видим своего гуру несколько раз в году или слушаем записи его лекций. Другие преданные также могут нам очень много дать! Даже если они не на все 100% в сознании Кришны, все равно их процентов хватит с лихвой, чтобы перекрыть наши. Поэтому исключительно важным в системе духовной иерархии является авторитет старших преданных: других духовных учителей, общение с которыми для нас доступно, наших старших духовных братьев и сестер, других старших преданных, которым мы доверяем.

Мы воспринимаем общение с ними как милость духовного учителя. Старшие преданные, с которыми у нас складываются близкие доверительные взаимоотношения, становятся нашими наставляющими духовными учителями. Для преданного, еще не принявшего духовного учителя, такие старшие преданные стараются представлять Шрилу Прабхупаду, и следует воспринимать их таковыми.

Система духовной иерархии в ИСККОН состоит из трех уровней: Совет ДжиБиСи, представляющий Шрилу Прабхупаду и предыдущих ачарьев; духовный учитель (если есть); старшие преданные.

Задание 1.2.1. Объясните преимущества и недостатки принципа принятия авторитета.

Задание 1.2.2. Приведите примеры личностей, достойных принятия их в качестве совершенного духовного авторитета.

Задание 1.2.3. В чем заключается принцип здорового уважения к духовному авторитету в ИСККОН?

Задание 1.2.4. Каковы три уровня духовного руководства в ИСККОН? Какую роль играет каждый из них?


Глава 1.3. Организационная структура ИСККОН

Принципы руководства в ИСККОН

Подобно тому, как Кришна проявляет свою вечную обитель Вриндаван-дхаму в этом мире, ИСККОН также является представительством духовного мира здесь на Земле. Представляя изначальное движение Санкиртаны Господа Чайтаньи в вечной Навадвипа-дхаме и будучи вечным и неизменным, ИСККОН проявляется здесь в пространстве, времени и определенном окружении. Хотя реальная жизнь ИСККОН не вписывается чисто в формальные организационные рамки – мы уже отмечали, что ИСККОН – это общество, в котором существенную роль играют неформальные отношения, тем не менее, организационная структура является важной неотъемлемой частью движения Шрилы Прабхупады. Внешне выглядит, что организационные структуры ИСККОН действуют подобно любым другим организациям. Но существенное отличие в том, что материалисты используют материальную природу в тщетных попытках реализовать свои планы достижения чувственного удовлетворения, а преданные понимают план Господа, помогают Ему и по Его желанию занимают материальную природу в служении Ему. Это принципиально важно: действовать не в соответствии со своими планами, а в реальности понимать план Кришны и действовать в соответствии с ним. Но для этого требуется достаточная духовная зрелость.

Поскольку ИСККОН это особое духовное общество, то чрезвычайно важно подчеркнуть принципы духовного руководства, лежащие в его основе. Их четыре:

1. Самое главное, на чем держится вся организация ИСККОН – это чистота духовных принципов и практики ее лидеров всех уровней. Мы никогда не сможем побудить кого-либо бескорыстно посвятить свою жизнь единственной цели удовлетворения Господа и сотрудничать, если сами не будем иметь такой единственной цели, и сами не будем с энтузиазмом следовать всем наставлениям духовного учителя и Кришны. Все эти наставления содержатся в книгах Шрилы Прабхупады (поэтому чрезвычайно важно изучать книги Шрилы Прабхупады по меньшей мере час в день).

Мы можем быть несовершенны и находиться на разных уровнях духовного развития, но именно наша упорная решимость следовать высшим идеалам чистого преданного служения, развивать в себе качества подлинного вайшнава и служить всем вайшнавам – будут создавать ту атмосферу любви и доверия, на которой держится ИСККОН. Как говорит Господь Чайтанья в Чайтанья Чаритамрите: «Преданный своим поведением проповедует суть всех религиозных принципов».

2. Следующий принцип руководства в ИСККОН – это забота и служение вайшнавам. Кришна говорит Уддхаве, что преданные – это самое дорогое, что у Него есть. Они дороже для него чем Господь Брахма, Господь Шива, Господь Санкаршана, Богиня Процветания и даже Он Сам. Поэтому служение вайшнавам, дружба между вайшнавами, основанная на стремлении удовлетворить Кришну, слушая о Нем, беседуя о нем и занимаясь практической деятельностью для Его удовлетворения – это второй принцип управления в сознании Кришны.

3. Когда имеется прочный фундамент личной чистоты и доверительных взаимоотношений между преданными, то на передний план выступают профессиональные навыки – профессиональная компетентность, умение внимательно слушать и доходчиво излагать свою позицию, разрешать конфликтные ситуации, умение грамотно договариваться друг с другом, проясняя все взаимные ожидания, умение обучать других. Одно из 26 качеств преданных это дакша, компетентность, которое Шрила Прабхупада объяснял так: «Преданный должен знать понемногу обо всем, и все о немногом». Некомпетентность может свести на нет искренние усилия многих преданных. Поэтому мы учимся использовать материальные навыки и ресурсы как можно более мудро и профессионально для расширения миссии Шрилы Прабхупады – и вместе с тем, не привязываясь к ним и сохраняя свое положение слуги слуги слуги… В реальности часто компетентности не хватает, но Кришна Сам помогает искреннему преданному: «для тех, кто поклоняется Мне с любовью и преданностью, Я охраняю то, что у них имеется, и даю то, чего им не достает».

4. Каждый раз начинать какое-то дело заново всегда очень сложно. Это требует больших затрат энергии и ресурсов. Но когда процесс отлажен, то та же деятельность отнимает гораздо меньше усилий и внимания, и позволяет нам лучше сосредоточиться на Кришне. В окружающем нас обществе действуют разнообразные системы и традиции, которые поддерживают буквально все – от оплаты проезда в транспорте до правил нравственности и общественного поведения. Мы знаем по своему опыту, что когда эти системы и традиции ломаются, это приводит большим неудобствам и беспокойствам. А когда они хорошо отлажены, то они защищают нас от потрясений связанных с приходом или уходом конкретных лидеров, стихийных бедствий, внутренних конфликтов, экономических потрясений и т.д. Шрила Прабхупада всегда был противником частых перемен без особой на то необходимости.

Поэтому в соответствии с тем же принципом практичности мы развиваем в ИСККОН организационные структуры и системы, позволяющие распространять послание сознания Кришны, заботиться о потребностях людей и решать их проблемы, возникающие в процессе преданного служения. К ним относятся, например, системы образования, коммуникации, управления, а также менее формальные вещи, такие как, традиции и общественное мнение. Например, существует система отчетности за распространение книг, система рекомендаций для получение посвящения, а также такие традиции, как Декабрьский Марафон Шрилы Прабхупады и ориентация на принципы варнашрамы в социальной сфере. Эти структуры способны выживать, совершенствоваться, адаптироваться и сохранять свои ценности в изменяющихся внешних и внутренних условиях на протяжении ближайших 10,000 лет – ибо столько, согласно предсказаниям священных писаний, предстоит продлиться Золотому Веку Господа Чайтаньи.

Таковы четыре принципа, на которых строится управление в ИСККОН: от личной чистоты и примера сознания Кришны – к доверительным вайшнавским взаимоотношениям – к профессионализму в служении – к поддерживающим структурам и системам.

Международный Совет ДжиБиСи

В решении практических вопросов организации деятельности Общества высшим административным авторитетом также является Международный Совет ДжиБиСи. Он олицетворяет в себе высшую законодательную, исполнительную и арбитражную власть. Естественно, что сами члены Совета считают себя смиренными слугами всех преданных, помогая им мудростью, знанием и опытом, который они получили по милости Шрилы Прабхупады – и все преданные с благодарностью сотрудничают с ними. В рамках этого Совета формируются разнообразные «Глобальные» Министерства, комитеты и другие подразделения, разрабатывающие видение, стратегии, программы, рекомендации по конкретным направлениям таким как, например, проповедь или кампания празднования столетнего юбилея Шрилы Прабхупады. Другие подразделения контролируют исполнение решений Совета или являются механизмами разрешения возможных разногласий. Таким образом, Совет ДжиБиСи сочетает в себе элементы кшатрийского и брахманического руководства, и конкретное распределение этих функций между его структурными подразделениями меняется с течением времени в соответствии с практическими нуждами.

Совет ДжиБиСи утверждает глобальные видения, стратегии, программы, рекомендации, а также принимает другие важные решения, требующие высшего рассмотрения, принятия законов ИСККОН, положений, правил, рекомендаций и т.д.

Совет ДжиБиСи собирается раз в году на две недели в Майапуре перед фестивалем «Гаура-Пурнима», а в течение года обсуждает и принимает решения посредством электронной почты и телеконференций.

Российский Национальный Совет

Поскольку в разных частях света ситуация очень сильно различается, Совет ДжиБиСи принимает лишь наиболее общие директивы, делегируя часть своих функций коллегиальным органам управления следующего уровня. Во всех странах схема управления практически одна и та же, и мы конкретно остановимся на примере России. Россия поделена на одиннадцать регионов:

Москва и Московская обл.

Санкт-Петербург

Северо-Западный Регион (области вокруг Санкт-Петербурга и Север Европейской части России)

«Золотое Кольцо» (Вологодская, Ярославская, Владимирская, Костромская, Ивановская и Нижегородская области)

Центральный регион (другие соседние с Москвой области)

Уральский Регион

Поволжский Регион

Южная Россия (к югу от Волгоградской области, включая Северный Кавказ)

Восточная Сибирь

Западная Сибирь

Дальний Восток

Каждый из регионов курирует один или несколько уполномоченных членов Международного Совета ДжиБиСи, которых тоже называют «ДжиБиСи». Им помогают местные старшие преданные, занимающие пост Региональных Секретарей. В Москве и Санкт-Петербурге эту роль выполняют Президенты Храмов. Таким образом, ДжиБиСи, Региональные Секретари, и некоторые другие преданные, занимающие руководящие должности Всероссийского уровня и формируют Российский Национальный Совет.

Российский Национальный Совет представляет Международный Совет ДжиБиСи на территории России. Его функции (законодательные, исполнительные и арбитражные) такие же за исключением того, что его деятельность ограничивается:

Территорией России и ее специфической ситуацией в плане законодательства, культуры, традиций и т.д.

Общими рамками законов ИСККОН и других решений Международного Совета ДжиБиСи.

Подобно Международному Совету, Национальный Совет формирует вспомогательные подразделения, обеспечивающие его функционирование. Конкретное распределение функций и полномочий между ними меняется в соответствии с принципами ситуационного управления.

В реальности интенсивность работы Национального Совета меняется в зависимости от конкретной необходимости. Как правило, он собирается раз в квартал или раз в полгода на несколько дней, и в течение остального времени обсуждает и принимает решения посредством электронной почты и телеконференций.


Местные структуры управления

В рамках каждого Региона существует множество местных организаций ИСККОН. Это храмы, проповеднические центры, центры Нама Хатта, школы-гурукулы, кафе и другие объединения преданных, которые различаются:

· по количеству и уровню зрелости преданных;

· направлениям деятельности;

· уровню полномочий, в рамках которых они могут представлять ИСККОН.

Ими управляют соответственно Президенты Храмов и проповеднических центров, лидеры центров Нама Хатта, директора гурукул и кафе и т.д. Лидеры наиболее крупных центров вместе с местными ДжиБиСи составляют Региональный Совет. Его функции аналогичны функциям Национального Совета, но ограничены дополнительно решениями самого Национального Совета и территорией региона. Остальные подразделения ИСККОН действуют под руководством более крупных храмов и т.д. Более того, в рамках каждого центра есть разнообразные отделы, специализирующиеся по направлениям деятельности, например, отдел распространения книг, отдел приема гостей. Их возглавляют соответственно руководители этих отделов. Вышеупомянутые четыре принципа управления остаются, хотя конкретные схемы решений будут меняться в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

Таким образом, организационно управление ИСККОН в России имеет 5 уровней:

Международный Совет ДжиБиСи (Местные ДжиБиСи, другие лидеры международного уровня).

Российский Национальный Совет (Местные ДжиБиСи, Региональные Секретари, другие Российские лидеры).

Региональные Советы (Местные ДжиБиСи, Региональные Секретари, Президенты крупных храмов и центров).

Храмы и проповеднические центры (Президенты, лидеры подразделений).

Подразделения в рамках храмов (Лидеры подразделений).

Еще раз подчеркнем, что все организационные формы являются вспомогательными, и весь ИСККОН держится на личной чистоте его преданных, в особенности лидеров, а также на вайшнавских взаимоотношениях между ними.

Финансирование проектов ИСККОН

Очень часто людей интересует вопрос, каким образом финансируются разнообразные программы и проекты ИСККОН. В соответствии с принципами, заложенными Шрилой Прабхупадой, каждый храм или центр поддерживает себя самостоятельно. Источники финансирования самые традиционные – продажа духовной литературы, атрибутики, прасада. И, конечно же, пожертвования и помощь членов общины – прихожан. В идеале преданные, живущие в храме, естественно принимают на себя роль садху, возвышенных святых личностей, заботящихся о прихожанах, своим примером и проповедью вдохновляющих их стремиться к возвышенным идеалам чистого преданного служения. Прихожане же, испытывая к ним огромное уважение, стараются взять на себя бремя забот о поддержании храмов. Необходимо помнить, что помимо мест, где нарушают четыре регулирующих принципа, Кали (раздоры и лицемерие) селится там, где есть деньги. Поэтому чем в большей степени коммерческие проекты вынесены за пределы храмов, тем чище и духовнее будут отношения между преданными.

Небольшие расходы на содержание аппарата международного совета ДжиБиСи покрываются за счет ежегодных отчислений местных центров. Международные проекты финансируются независимо за счет пожертвований.

Разница между духовным и организационным руководством в ИСККОН

Итак, существуют две линии руководства в ИСККОН. Одна – это духовная иерархия, цель которой – помочь каждому преданному продвигаться в индивидуальной духовной практике и вернуться назад домой к Богу. Другая – это вспомогательная, административная иерархия, цель которой – поддержание стандартов чистоты и осуществление конкретных проповеднических проектов в ИСККОН. Поскольку существуют эти две линии руководства, то во избежание недоразумений очень важно различать, какие вопросы относятся к компетенции духовного руководства, а какие к компетенции административного руководства ИСККОН. Как правило, проблем не возникает. Но все же (мы живем в материальном, и, стало быть, несовершенном мире) следует иметь в виду существование следующего распределения полномочий:

Вопросы, связанные с индивидуальным духовным развитием, индивидуальная духовная практика (повторение мантры, следование регулирующим принципам, чтение книг, посещение храмовых служб, служение вайшнавам), а также принятие серьезных практических решений, которые могут повлиять на ход вашей духовной жизни (смена ашрама или места служения и т.д.) – относятся к компетенции ваших духовных наставников. Эти вопросы имеют главный приоритет, потому что устойчивость в индивидуальной духовной практике поможет решить все остальные вопросы. И наоборот, проблемы в личной духовной жизни невозможно оправдать никакими так называемыми «практическими» соображениями.

Вопросы, связанные с вашим практическим служением в ИСККОН решаются в рамках организационного руководства. Они должны решаться на основе взаимного договора между вами и представителем организационного руководства. Этот договор может быть как устным, так и письменным, но, пожалуйста, убедитесь, что и вы, и ваш руководитель четко прояснили взаимные ожидания по следующим аспектам:

Какие результаты от Вас ожидаются?

10. Сроки и формы отчетности.

11. Общие рамки сотрудничества (правила, соблюдения которых требует руководство, и, с другой стороны, условия, которые вам понадобятся для успешного выполнения служения, в частности, возможность личного духовного роста).

12. Ресурсы (возможно, какие-то полномочия, материалы, помощь, обучение, которые потребуются вам для успешного выполнения служения).

13. Результаты. Формы ответственности для сторон, не соблюдающих условия договора, а также действия в исключительных и несчастных случаях.

В центрах ИСККОН, которым удается строить свою деятельность на неформальных взаимоотношениях и доверии (это идеал) все эти вопросы обычно решаются совершенно естественно. Там же, где храмам приходится самим решать многие организационные и финансовые вопросы, прояснение этих взаимных ожиданий может оградить нас от возможных взаимных упреков и критики вайшнавов, которые так пагубно сказываются на нашем духовном развитии.

Если Вы сомневаетесь, к какой сфере относится разрешение конкретного вопроса – духовной или организационной, то просто проконсультируйтесь у своего духовного наставника. Он подскажет Вам, как поступить правильно.

Задание 1.3.1. В чем заключается сходство и различия в деятельности ИСККОН и мирских организаций?

Задание 1.3.2. Каковы четыре принципа, лежащих в основе руководства ИСККОН? К каким последствиям может привести пренебрежение каждым из этих принципов?

Задание 1.3.3. Каковы пять уровней организации ИСККОН в России? Кратко опишите, какие задачи решаются на каждом из них.

Задание 1.3.4. Какие вопросы следует разрешать по линии духовного, а какие по линии организационного руководства ИСККОН?


Раздел 2. Философия – введение.

В этом разделе мы постараемся дать основы философии Гаудия-вайшнавов (Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампрадайа), изучение которых поможет Вам в дальнейшем разбираться с любыми философскими понятиями.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...