Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Окрашивание древесины



Чтобы придать древесине более красивый внешний вид, ее окрашивают различными красителями. Это по­зволяет усилить естественную окраску, или придать ей более глубокий тон, или имитировать более ценную по­роду дерева, или, наконец, скрыть некоторые де* фекты.

Для окраски применяют естественные (гуммирован­ные) или искусственные красители. Растворителями этих красителей могут быть мягкая вода, спирт, бензин и скипидар. Радиолюбители пользуются обычно водораст­воримыми красителями как гуммированными (бейцы, морилки), так и искусственными. При окраске искус­ственными красителями к ним добавляется небольшое количество нашатырного спирта (аммиака), чтобы окраска получилась более равномерной.

В табл. 25 даны рекомендации по окраске некото­рых пород древесины в целях имитации их под более ценные породы, а в табл. 26 приведены некоторые ре­цепты красок,


Таблица 25


Рецепт окраски

Красители растворяются в горячей воде (60—80° С) при непрерывном помешивании, после чего им дают от-стоятыя. Гуммированные красители (и их смеси с ис­кусственными), отстаиваются двое суток, а искусствен­ные—от 4 до 6 час. Отстоявшийся раствор, не взмучи­вая осадка, сливают или тщательно отфильтровывают.

Необходимо отметить, что искусственные красители бывают основные и кислотные; при составлении слож­ных красителей нельзя путать основные с кислотными. В кислотные красители для закрепления добавляют не­много уксусной или соляной кислоты.

§9


Древесину красят следующим образом. Тампоном, смоченным водой, древесину увлажняют несколько раз и слегка подсушивают. Затем тампоном Наносят краси­тель в несколько проходов.

Надо помнить, что чем слабее концентрация раство­ра красителя и больше число проходов, тем точнее можно получить нужный цвет окраски. Это особенно важно при изготовлении дополнительных деталей к уже готовым конструкциям.

Необходимо еще отметить, что после нанесения про­зрачного покрытия на окрашенную поверхность древе­сины цвет ее будет более глубокого тона (т. е. конт­растнее). Поэтому необходимо сделать несколько проб, прежде чем наносить раствор на деталь.

§ 12. СТОЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Столярные соединения—трудоемкая работа, требу­ющая большого навыка. Поэтому такого вида соедине­ния, как вязка шипами, радиолюбитель старается из­бегать.

В последнее время радиолюбители (да и не только они) прибегают к соединениям на круглых вставных шипах. Такие соединения отличаются простотой изго­товления и при помощи их можно соединять детали во всех встречающихся случаях. При качественном склеи­вании такие соединения почти не уступают шиповым и другим известным соединениям.

Круглый вставной шип изготовляется из твердых пород древесины (бука, дуба и др.), по толщине он должен быть равен половине толщины детали и по длине около четырех диаметров. Соединение обычно со­держит два—три таких шипа. Для облегчения поста­новки шипов вдоль каждого (по образующей цилин­дра) прорезается небольшая канавка, по которой вы­ходят излишки клея.

Разметка под такое соединение производится отрез­ками стальной проволоки, заточенными с обеих сторон. В одну деталь устанавливают два—три таких «гвоздя» там, где будут шипы, так, чтобы их концы выступали на 3—5 мм. Затем другая деталь приставляется по ме­сту и легким ударом молотка делается разметка. Гвоз­ди удаляют и в местах отметок коловоротом (с перкой






Рис. 7. Столярные соединения при помощи круглых вставных шипов:

о—сращивание брусков; б—формирование рамок с прямоугольной подрез­кой; в — формирование рамок с подрезкой на ус; г — формирование решеток и тавровые соединения; д — формирование щитов; е — крепление ножек

соответствующего диаметра) делают гнезда под шипы. Глубина гнезд должна превышать половину длинытии-па на 0,5—1,0 см.

При помощи круглых вставных шипов можно сра­щивать бруски (рис. 7,а), формировать рамки с прямо­угольной подрезкой (рис. 7,6) и на ус (рис. 7, в), фор­мировать решетки и делать серединные (тавровые) соединения (рис. 7, г), формировать щиты (рис. 7,д), а


также крепить ножки к различным конструкциям (рис. 7,е).

Среди других соединений различных столярных де­талей необходимо также отметить соединения металли­ческими угольника­ми. Такие соединения придают дополни­тельную жесткость всей конструкции. Ставят их обычно на тыльных частях кон­струкций и внутри при креплении раз­личных переборок или лабиринтов в высококачественны х акустических агре­гатах. В последнем.случае деревянные 'детали устройства должны быть обяза­тельно посажены на клею, а металличе­ские уголки лишь дополнительно скре­пляют все детали.

Так как в послед­нее время считаются модными конструк­ции на небольших ножках (консольная радиоаппар а т ура, радиомебель), необ­ходимо остановить­ся на креплении но­жек.

На рис. 8,а. по­казано крепление ножек к конструкции

Рис. 8. Крепление ножек: а — круглым шипом с расклинкой; б — круг­лым шипом с расклинкой впотай

круглым шипом с расклинкой, а на рис. 8, б— крепление тоже круглым ши­пом с расклинкой впотай. В обоих случаях ножки ста­вятся на клею.


Склеивание древесин^

При склеивании древесины особенно широко приме­няются столярный и казеиновый клеи.

Казеиновый клей широко применяют при склеива­нии древесины и значительно реже для фанерования.

Примечание. При приготовлении клеев необходимо помнить, что небольшая добавка антисептика (бура, фенол, салициловая кис­лота) делает их стойкими против всех видов плесени.

Столярный клей. Нужное количество сухого клея (костного или мездрового) заливается чистой холодной водой. Процесс набухания клея должен длиться 8— 24 час (в зависимости от того, какой консистенции не­обходим клей).

Набухание считается достаточным, когда вес набух­шего клея увеличивается (по отношению к весу сухого клея): в 8—10 раз у мездрового для склеивания и в 3— 4 раза для фанерования; в 2—2,5 раза у костного для склеивания и в 2 раза для фанерования.

После процесса набухания клей переносят в клее-варку (рис. 9) и распускают его на медленном огне без добавления воды. Температура клеевого раствора не должна превышать 70° С для мездрового клея и 60° С для костного. Превышение указанных температур при варке клея приводит к потере им клеящей способности.

Клей нужно приготавливать непосредственно перед употреблением. Остатки клея можно хранить один—два дня, после чего студнеобразную массу можно опять рас­пустить в клееварке без добавления воды. Качество такого клея хуже, чем свежеприготовленного.

Склеивание столярным клеем производится в поме­щении с температурой воздуха 18—20° С, температура клеевого раствора должяа быть 30—50° С. Детали, на­мазанные столярным клеем, выдерживают 3—5 мин, а затем Соединяют и стягивают.

Прочность склеиваемого шва зависит от его толщи­ны. Для наиболее качественной склейки толщина шва должна быть 0,1—0,15 мм.

Качество склеивания в сильной степени зависит от влажности склеиваемых деталей. При влажности древе­сины более 12% (а фанеры и шпона—5%) качество склеивания резко падает.


При склеивании столярным клеем необходимы раз­личные приспособления для стягивания, так как детали должны находиться в стянутом состоянии 4—6 час. В сто­лярной практике имеется большой набор приспособле-

Катервнм банки

Рис. 9. Клееварка

ний для стягивания: клиновые и винтовые сжимы, раз­личные струбцины и т. п. Радиолюбителю можно реко­мендовать одно простое приспособление для стягивания деталей, показанное на рис. 10, а. Используя пару таких приспособлений и два простейших зажима (рис. 10,6), можно склеивать даже щиты.

При формировании рамок для стягивания можно применить приспособление, изображенное на рис. 11.


Рис. 1). Приспособление для формирования рамок


Казеиновый клей. Рецепты некоторых казеиновых клеев, применяемых в промышленности, приведены в табл. 27.

Таблица 27

Казеиновый клей приготавливается непосредственно перед склеиванием; перестоявший клей (более 4— 6 час) полностью теряет клеящую способность и не раз­водится водой.

В холодной воде (1 часть клея к 2 частям воды) растворяются все компоненты, кроме клея. Затем при непрерывном помешивании малыми дозами всыпается казеин. Размешивать следует 40—50 мин до получения однородной массы. Интересно отметить, что чем дольше размешивать, тем клей получается гуще.

Склеивание казеиновым клеем производить в поме­щении с температурой воздуха 18—20° С, однако допу­стима и температура до 14°С.

Влажность древесины должна быть такой же, как и при склеивании столярным клеем.

Деталям после нанесения казеинового клея надо дать выдержку 4—6 мин. Выдержка в стянутом (зажа­том) состоянии должна быть не менее 6 час.

Примечание. При приготовлении клеев надо обязательно снять пену с клея, в противном случае качество клея значительно снижается. ^





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...