Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация наук в Средние века



Платоно-аристотелевская классификация видов знания и наук через римлян (особенно благодаря Боэцию) перешла и в средневековую науку, которая преимущественно сохраняла достижения античной науки и пыталась соединить их с религиозными ценностями христианства и ислама.

Христианское образование первоначально базировалось на системе древнеримского образования. Главная цель – подготовка оратора, но главным оратором стал уже не юрист, а проповедник. «Свободные» искусства были переосмыслены как «книжные», а несвободные (механические) – как некнижные. Средние века возвращаются к различению ars и scientia (disciplina), забытому римлянами. Все свободные искусства как правило считались «науками», а ремёсла – искусствами. Были и спорные территории, например, медицина и архитектура. Медицина долгое время не признавалась «свободным искусством» (наукой) и причислялась к «механическим искусствам». Лишь отдельные учёные, подобно Альдхельму из Мальсбери включали медицину и механику в состав «философских дисциплин». Медики столетиями боролись за право быть «учёными» (по иронии судьбы теперь именно врачей называют «доктор»).

Структура средневековой науки соответствовала идее и иерархии творения мира Богом. Поэтому теология занимала высшее место, остальные науки – соответственно порядку творения, его «дням» (здесь мы видим специфически-религиозный принцип классификации). Например, у Винцента из Бове (1190-1264, Speculum majus): 1) первичная природа, свет; 2) огонь и воздух; 3) вода, земля, минералы, растения; 4) звёзды, времена года, календарь; 5) птицы и водные животные; 6) наземные животные, земноводные, насекомые, человек; 7) поколения людей, исторические и географические вопросы. По сути это был комментарий к Книге Бытия.

Были и другие способы построения системы знаний, исходившие из различения сверхъестественного света божественного откровения и естественного света человеческого ума, теоретического и практического, уровня абстрактности, назначения.

Наиболее известное средневековое разделение заимствовано у древних римлян – на семь свободных искусств. Исидор Севильский (570-638) в своей энциклопедии «Этимологии, или начала» (20 книг) разделяет знания так: философия состоит из физики, этики и логики; физика разделяется на дисциплины квадривиума; логика – на риторику и диалектику. Далее Исидор собрал сведения о человеке, животных, растениях, природных стихиях, минералах, сельском хозяйстве, различных ремёслах. Его труд называется «этимологии» потому, что строится как выяснение происхождения смысла терминов и понятий. Этимология становится средством анализа переданного от античности знания. Сохранение и передача знаний оцениваются автором как важное для христианина дело. «Всегда будь готов отдать себя учению… Пусть не протекает ни одного часа, в который бы ты не предавался изучению наук»[43].

В XI в. Радульф Пламенный разработал подробную классификацию «механических искусств»: продовольственное, текстильное, архитектурное, врачебное, коммерческое (торговое, negotiatoria), военное и т.д. Каждое из них подразделяется далее, например, продовольственное – на сельскохозяйственное, охотничье, рыболовное, птицеловство, хлебопекарное, кулинарное и т.д. Равным образом Гуго Сен-Викторский (из монастыря св. Виктора, 1096-1141) называет семь «механических наук»: текстильное дело, изготовление инструментов (armatura), сельское хозяйство, корабельное дело (navigatio), охоту, медицину, театр (theatrica scientia). В науке об изготовлении инструментов выделяются две части – «архитектоника» и обработка металла. В составе «архитектоники» – каменное дело и деревообработка. Обработка металла разделяется на ковку и литьё. Рауль Ардентский в XII в. также включает в состав научных дисциплин «механику», охватывающую семь дисциплин, от добывания пищи до медицины, торговли и военного дела. Доминико Гундиссалин в трактате «О разделении философии» (ок.1150) называет в числе физических наук прикладные медицинские дисциплины – фармацевтику, хирургию, диэтетику.

С XI-XII вв. ощущается влияние арабской науки, которая усвоила и модифицировала античное научное наследие.

Аль Фараби (870-950), опираясь на труды Аристотеля, в специальном трактате «О классификации наук» разделяет научное знание на языкознание (важна роль переводчиков), логику, математику, физику, метафизику, гражданскую науку, юриспруденцию и догматическую теологию[44]. Математика разделяется на арифметику, геометрию, оптику, науку о звёздах, музыку, науку о тяжестях (рычагах и весах), науку об искусных приёмах (вычисления). В каждой математической дисциплине Аль Фараби выделяет теоретическую и практическую части. Логика и физика разделяются на восемь частей, в зависимости от видов высказываний и рассуждений (доказательных, диалектических, софистических, риторических, поэтических) или видов тел (простых, сложных, растений, животных).

Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) также исходит из систематики Аристотеля, разделяя научное знание на теоретическое и практическое, а теоретическое – на физику, математику и метафизику. Физике как теоретической дисциплине, рассматривающей иерархию бытия от первоматерии и перводвигателя до растений, животных и даже человеческой души, подчиняется ряд прикладных физических дисциплин – медицина, астрология, физиогномия, толкование сновидений, толкование символов, магия и алхимия. Математика изучает количество, то есть меру и число. Математика как теоретическая наука разделяется на дисциплины квадривиума, дающие основу для практических искусств – вычисления, геодезии, механики, науки о весах, о различных инструментах и приборах и т.д. Астрономия даёт основу для астрологии и составления календаря, теория музыки – для изготовления музыкальных инструментов. Ибн Сина не склонен противопоставлять науки и «искусства», и включает прикладное знание в состав науки. Характерно его отношение к медицине. В знаменитом «Каноне врачебной науки» он разделяет медицину на теоретическую и практическую. Теоретическая часть говорит о причинах болезней, их существенных и необходимых признаках, практическая – о средствах излечения.

Важную для принципов классификации идею высказал Фома Аквинский. Необходимо проводить различие между материальным объектом и «формальным объектом». Материальный объект существует сам по себе, независимо от нас, как единство материи и формы. Формальный объект – то, что выделяет в материальном объекте ум. В одном и том же материальном объекте можно выделить различные формальные объекты (аспекты, стороны). Один и тот же формальный объект можно рассматривать в различных материальных объектах[45]. Это существенно усложняет проблему классификации наук. Многообразие наук создаётся, согласно Фоме, не столько разнообразием вещей, сколько разнообразием способов их познания (рассмотрения). У.Оккам также проводит важное принципиальное различие между действительным сущим (ens reale) и мыслимым сущим (ens rationis).

Средневековая классификация наук отразилась и воплотилась в структуре университетов. Первые университеты были образованы во второй половине XII в. в Болонье (1158), Оксфорде (1168), Кембридже и т.д. К 1500 г. их было 79. Классический европейский университет имел четыре факультета: богословский (теологический), юридический, медицинский и философский. Первые три считались высшими, а последний - низшим, подготовительным. С него начиналось обучение. Философский факультет назывался также "артистическим" или факультетом семи «свободных искусств», на которые и разделялась прежде всего средневековая наука. Тот, кто хотел стать «учёным», магистром и доктором, должен был сначала научиться читать и писать (грамматика), затем – научиться писать и говорить не просто грамотно, но и красиво, убедительно (риторика, элоквенция). «Диалектикой» называли, собственно, аристотелевскую логику, приспособленную для обсуждения сложных, спорных богословских проблем, для аргументации и доказательства тех или иных «тезисов» на университетских диспутах или в богословско-философских трактатах. Наряду с этими «гуманитарными» дисциплинами изучали и «естественнонаучные». Освоив эти науки, и став «бакалавром искусств», можно было приступать к изучению медицины,права и теологии. В Средние века появились впервые и бакалавры, и магистры, и доктора, и диссертации (рассуждения), и публичные защиты (диспуты) научных трактатов с оппонентами и респондентами и последующим присуждением учёных степеней, одним словом, была разработана формальная структура научной коммуникации, сохранившаяся в основных чертах до сего дня.

Высшие и важнейшие научно-философские вопросы в Средние века относились к ведению теологии. Познание Бога, основанное на опыте и свободном, самостоятельном рассуждении, было названо естественной теологией (научное или разумное познание Бога), в отличие от откровенной теологии, основанной на знании текстов Священного Писания (Божественного Откровения). Естественная теология и получила латинское наименование «метафизика». Метафизикой стали называть познание сверхчувственногомира, и стали трактовать её как науку о бестелесных сущностях и существах, и это толкование стало традиционным для европейской университетской традиции. В это время в состав метафизики входят, например, демонология и ангелология. «Метафизическое» было понято религиозными мыслителями как сверх-физическое, т.е. бытие и знание «более высокое», «более совершенное», чем физическое, а «физическое» свелось к чувственно воспринимаемому, данному в опыте, эмпирическому, вещественному. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать как особого рода бытие, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира. Соответственно этой религиозно-ценностной установке и метафизическое познание рассматривалось как знание более «совершенное», знание более «высокого уровня» и более ценное, чем физическое или эмпирическое.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2001 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...