Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Библиография и сокращения 2 страница



[73] 73. ПСРЛ, 12, 133‑135.

[74] 74. Четвертая новгородская летопись, с. 446‑447.

[75] 75. Там же, с. 447.

[76] 76. Текст договора 1471 г. см.: ГНП, с. 45‑51.

[77] 77. Фрагмент уточненного текста Новгородской судной грамоты см.: Владимирский‑Буданов. Хрестоматия, 1, 172‑185; ПРП, 2, 212‑218; английский перевод см.: Vernadsky. Medieval Russian Laws, pp. 83‑92.

[78] 78. ПСРЛ, 12, 163.

[79] 79. Соловьев. История, 5, 23.

[80] 80. Об этом см.: ПСРЛ, 6,200‑205 и 12,158‑168; Четвертая новгородская летопись, с. 449;

[81] 81. ПСРЛ, 12, 169.

[82] 82. ПСРЛ, 12, 169‑170.

[83] 83. Карамзин. Примечания, № 147 к т. 6.

[84] 84. Об этом см.: ПСРЛ, 6, 207‑221; 12, 171‑179.

[85] 85. Diugosz, 14, 697‑698; Карамзин. История, 6, 131 и Примечания, 6, № 182.

[86] 86. Карамзин. История, 6, 131 и Примечания, 6, № 182, содержащие ссылки на Arnt, Liefland Chronicle.

[87] 87. Никитский. Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде, с. 128.

[88] 88. ПСРЛ, 4, 152‑154; 6, 19‑20; 12, 197‑200; Четвертая новгородская летопись, с. 516

[89] 89. Соловьев. История, 5, 37‑39.

[90] 90. Карамзин. Примечания, № 196 к т. 6; Никитский. Очерк...Новгороде, с. 127; ААЭ, 1, 476.

[91] 91. ПСРЛ, 12, 214‑215.

[92] 92. Четвертая новгородская летопись, с. 467; Никитский. Очерк‑Новгороде, с. 132‑134.

[93] 93. Соловьев. История, 5, 39‑40.

[94] 94. Согласно В.Н. Лазарцеву, та форма фрески, что известна в XIX веке, сложилась в XVI в. Она погибла во время немецкой оккупации Новгорода в 1941‑1944 гг. (Грабарь, 2‑е изд., 2, 73‑74).

[95] 95. Кондаков. Иконография Спаса, с. 50‑51 и The Russian Icon, p. 94. О фреске см.: Кондаков. Иконография Спаса, с. 50; Грабарь, 6, 130.

[96] 96. Кондаков. Иконография Спаса, с. 50; ПСРЛ, 3, с. 211.

[97] 97. ПСРЛ, 6, 182.

[98] 98. Ключевский. Курс русской истории, 2, 109.

[99] 99. Памятники СРЛ, 1, 283‑284; Гудзий, с. 261‑262.

[100] 100. Гудзий, с. 261.

[101] 101. ПСРЛ, 12, 137‑138.

[102] 102. ПСРЛ, 4, 127.

[103] 103. Гудзий, с. 260.

[104] 104. Ключевский. Жития, с. 151‑152; Гудзий, с. 259‑260.

[105] 105. Напомним, что тогда в Великом княжестве Литовском не делалось различий между раввинизмом и караизмом. Это также справедливо и в отношении Восточной Руси.

[106] 106. Следует отметить, что некоторые ученые придерживаются мнения, что этот Захария был итальянцем, а не евреем. Так или иначе, Иван III трижды обращался к нему как к «Захарию иудею»; см. Сборник, 41, 41, 71.

[107] 107. Kurat, p.49, line 17. Базилеиич (с. 112, No 2) дает неправильную страницу при ссылке на публикацию Курата.

[108] 108. См. Монголы и Русь. Генеалогическая таблица VI.

[109] 109. ДДГ, с. 197.

[110] 110. ДДГ, с. 209.

[111] 111. Казанская история, с. 55. См. также Г.Н. Моисеева. Автор Казанской Истории. ТОДРЛ, 9 (1953), 266‑288.

[112] 112. См. Монголы и Русь.

[113] 113. ПСРЛ, 12, 113.

[114] 114. ПСРЛ, 12. 116‑117.

[115] 115. Базилевич, ее. 99‑101.

[116] 116. Сборник. 41, 16‑20.

[117] 117. См. Базилевич, с. 133.

[118] 118. Базилевич, ее. 134‑147.

[119] 119. Текст послания Вассиана (в известной нам форме) см. в ПСРЛ, 6, 225‑230; 12, 203‑212. См. также И.М. Кудрявцев, «Послание на Угру Вассиана Рыло», ТОДРЛ, 8 (1951), 158‑186.

[120] 120. Базилевич, с. 147.

[121] 121. Грушевский, История Украины и Руси, 4, 228‑229; Базилевич, ее. 150‑153; Яблоновский, ее. 118‑123.

[122] 122. Базилевич, с. 154.

[123] 123. Базилевич, с. 159, № 3.

[124] 124. Казанская история, с. 56.

[125] 125. См. текст в Базилевич, ее. 164‑165. См. также Золотая Орда, с. 427. Статья К.В. Базилевича «Ярлык Ахмат‑хана Ивану III», Вестник Московского Университета (1948), № 1. недоступна для меня (цитируется в Золотой Орде, с. 426.

[126] 126. См. Монголы и Русь.

[127] 127. Устюжская летопись, ее. 93‑94.

[128] 128. О термине выход см. Монголы и Русь.

[129] 129. N. Machiavelli, The Prince and the Discoiirces (Modern Library ed., C.E. Detmold's translations), pp. 172‑173.

[130] 130. См. Крымский, с. 108.

[131] 131. Базилевич, с. 239.

[132] 132. См. R, Loewe, Die Restc dcr Gennanen am Schwarzen Meerc (Halle, 1896), pp. 38‑40.

[133] 133. Базилевич, с. 239, сноска на МХХ, VI, No. 33.

[134] 134. См. Сборник, 41, ее. 72‑73, 77.

[135] 135. Базилевич, с. 410.

[136] 136. См. Н.Л. Эрнст, «Конфликт Ивана III с генуэзской Каффой», ТОИАЕ, 1 (1927), 167‑180.

[137] 137. См. Монголы и Русь, Генеалогическая таблица VII; Вельяминов‑Зернов, 1, 3‑4, 13‑14, 58‑59.

[138] 138. О Hyp Салтап см. Базилевич, с.с. 177‑178; Б.С. Ижболдин, «Царица Татарская Нурсултана,» Новик (1951), ее. 11‑15.

[139] 139. Базилевич, с. 206.

[140] 140. Карамзин, История, 6, 227, и Примечания, NoNo 360, 361 к т. 6.

[141] 141. Карамзин, История, 6, 228‑229, и No 362 к т. 6.

[142] 142. J.H. Gleason, The Genesis of Riissophobia in Great Britain (Cambridge, Нагvard University Press, 1950), pp. 9, 11, 15, 19.

[143] 143. Wojciechowski, pp. 238‑140; Любавский, Очерк, cc. 117‑118.

[144] 144. См.: Szyszinan, Die Катает in Ost‑Mitteleuropa, pp. 37‑38.

[145] 145. AFED, p. 377.

[146] 146. См. Монголы и Русь.

[147] 147. ДДГ, с. 11.

[148] 148. ДДГ, с. 39.

[149] 149. ДДГ, cc. 290, 295, 301, 315, 332.

[150] 150. Текст договора см. в ДДГ, cc. 329‑332. Ср.: Базилевич, cc. 326‑329.

[151] 151. Сборник, 35, 182‑187. Ср.: Базилевич, cc. 332‑334.

[152] 152. Слово тапкана, судя по всему, – осетинское заимствование. По‑осетински тапка значит навес, полог". Тапкана, по всей видимости, представляла собой крытую подводу или сани (Елена ехала в январе).

[153] 153. Кика – древнерусский головной убор. Его вариант известен как кокошник.

[154] 154. Базилевич, cc. 206‑208.

[155] 155. ПСРЛ, 8, 220; Базилевич, с. 413.

[156] 156. ПСРЛ, 12, 232.

[157] 157. См. выше; и Базилевич, cc. 409‑411.

[158] 158. Текст письма царя Александра см. Карамзин, Примечания, No 370 к т. 6; Белокуров, 1, сс. xxi‑xxii.

[159] 159. Во времена Ивана мамлюкский султанат был еще независимым государством. Его захватил оттоманский султан Селим Ужасный в 1517 г.

[160] 160. Сборник, 41, 107.

[161] 161. Андреев, с. 318.

[162] 162. Сборник, 41, 312‑313; Базилевич, cc. 417‑418.

[163] 163. Крымский, с. 113.

[164] 164. О посольстве Плещеева к султану см. Сборник, 41,231‑236, 241‑249.

[165] 165. О посольстве Голохвастова см. Сборник, 41, 280‑282.

[166] 166. Базилевич, с. 399.

[167] 167. Forsten, pp. 597‑598; Базилевич, с. 379.

[168] 168. Базилевич, cc. 387‑393.

[169] 169. Макарий, 9, 100‑102.

[170] 170. Сборник, 41, 288; Базилевич, с. 446.

[171] 171. Базилевич, с. 451.

[172] 172. ПСРЛ, 12, 252.

[173] 173. ПСРЛ, 12. 2577; Базилевич, cc. 494‑495.

[174] 174. Сборник, 35, 398‑402; Базилевич, cc. 518‑521.

[175] 175. Карамзин, Примечания, No 551 к т. 6.

[176] 176. Договор от 1450 г.; см.: ДДГ, с. 164.

[177] 177. ДДГ, с. 207.

[178] 178. ДДГ, с. 277.

[179] 179. ДДГ, с. 293.

[180] 180. ДДГ, с. 301.

[181] 181. ДДГ, сс. 193‑198.

[182] 182. ПСРЛ, 6, 222.

[183] 183. ПСРЛ. 6, 222.

[184] 184. ПСРЛ, 6, 222.

[185] 185. ДДГ, сс. 295‑301.

[186] 186. См. Костомаров, Народоправства, 1, 241‑242.

[187] 187. См. Монголы и Русь.

[188] 188. Костомаров, Народоправства, 1, 248‑249.

[189] 189. Устюжская летопись, сс. 97‑98.

[190] 190. Владимирский‑Буданов, Обзор, с. 192.

[191] 191. См. Монголы и Русь.

[192] 192. Там же.

[193] 193. С.В. Веселовский, сс. 270‑271.

[194] 194. Самой ранней региональной грамотой, выданной московским великим князем, является «Грамота Двинской Земли», изданная Василием I в 1397 году. Англ. перевод текста ем. Vernadsky, Medieval Russian Laws, pp. 57‑60.

[195] 195. См. Череннин, Русские феодальные архивы, 2, 33‑34.

[196] 196. Новое исследование белозерской грамоты и англ. перевод текста см. H.W. Dewey, «The White Lake Charter: A Mediaeval Russian Administrative Statute», Speculum, 32 (1957), 74‑83. Русский текст белозерской грамоты см. ПРП, 3, 170‑174.

[197] 197. ПСРЛ, 24, 213.

[198] 198. Лихачев, Разрядные дьяки, с. 133.

[199] 199. С.В. Веселовский в ИЗ, 5 (1939). 31‑47.

[200] 200. И.С. Лурье, «Из истории политической борьбы при Иване III», Ученые записки, Ленинградский университет, Исторические науки, 10 (1940).

[201] 201. Черепнин, Русские феодальные архивы, 2, 273, 289‑303.

[202] 202. Там же, 306‑310.

[203] 203. Общую характеристику судебника см. H.W. Dewey, «The 1497 Sudebnik», ASEER, 15 (1956), 325‑338; M. Szeftel, «Le Justicier (Sudebnik) dii Grand Due Ivan III», RHDFE (1956), pp. 531‑568 (with French translation). Русский текст судебника см. Судебники, ред. Б.Д. Греков, сс. 17‑29; ПРП, 3, 346‑357.

[204] 204. Англ. перевод «Русской правды» и Псковской судной грамоты см. Vernadsky, Medieval Russian Laws, pp. 26‑56, 61‑82.

[205] 205. Государский убойца и коромольник. Следует заметить, что словосочетание государский убойца в статье 9 понимается современными учеными по разному. Термин государь (производным от которой) является прилагательное государский) означает «суверен», но также имеет значение «господин» (господин рабов; господин крестьян, живущих в поместье). Термин убойца тоже многозначен. Он может означать «убийца, политический убийца». Герберштейн, который в XVI веке перевел часть судебника на латинский язык, интерпретировал слова государский убойца как «убийство своего господина» (Herberstein‑Backus, p. 60). Некоторые современные историки, включая Черепнина, Dewey и Szeftel, приняли интерпретацию Герберштейна и утверждали, что эти слова относятся к восставшим рабам. С моей точки зрения, интерпретация неверна. Прежде всего, статья 9 в целом имеет дело с преступлениями против государства и церкви (она базировалась на статье 7 Псковской судной грамоты). Кроме того, прилагательное государский в статье 9 судебника совершенно очевидно относится не только к существительному убойца, но также и к следующему за ним существительному коромольник, В ней говорится о вооруженном восстании и заговоре против суверена (государя).

[206] 206. См. Монголы и Русь

[207] 207. Ильяшевич, 1, 139. Другую интерпретацию статьи 57 см. в комментариях К статье Л.В. Черепнина в «Судебники», ред. Б.Д. Греков. По Черепнину, этот судебник «создал юридические предпосылки для закрепления крепостного права и усиления феодальной эксплуатации».

[208] 208. См. Vernadsky, «Feudalism»; и Vernadsky, «Serfdom».

[209] 209. Ильяшевич, 1, 232‑233.

[210] 210. Монголы и Русь.

[211] 211. См. Киевская Русь.

[212] 212. См. Монголы и Русь.

[213] 213. Там же.

[214] 214. Ильяшевич, 1, 259‑263.

[215] 215. Монголы и Русь.

[216] 216. О дворе как военном институте см. Монголы и Русь.

[217] 217. См. Монголы и Русь.

[218] 218. ДДГ, с. 10.

[219] 219. Монголы и Русь.

[220] 220. ПСРЛ, 12, XII, 121‑123.

[221] 221. Очерки, 3, 36.

[222] 222. См. Никитский, Очерк о Новгороде, сс. 125‑126.

[223] 223. Там же, ее. 193‑194.

[224] 224. Веселовский, с. 289.

[225] 225. ПСРЛ, 12, 220.

[226] 226. См. Веселовский, сс. 288‑299; Базилевич, сс. 340‑345.

[227] 227. Веселовский, сс. 287 и 296. Ср. Очерки, 3, 39.

[228] 228. Базилевич, с. 454.

[229] 229. См. Максимович, с. 141.

[230] 230. ПСРЛ, 6, 39‑40; Карамзин, История, 6, 203‑204.

[231] 231. «Ересь жидовствующих» будет обсуждаться в т. 5 настоящего издания.

[232] 232. ПСРЛ, 4, 72.

[233] 233. АФЕД, с. 109.

[234] 234. ПСРЛ, 6, 335.

[235] 235. ПСРЛ, 6, 279; 12, 263.

[236] 236. ПСРЛ 6 279

[237] 237. ПСРЛ, 22, 513; Черепнин, 2, с. 302.

[238] 238. Черепнин, Русские феодальные архивы, 2, 293‑303. См. также Базилевич, сс. 360‑364.

[239] 239. Герберштейн описывает бармы как высокий воротник из черного шелка, украшенный золотом и драгоценными камнями (Herberstein‑Backiis, p. 386).

[240] 240. Так называемую «шапку Мономаха». См. также Монголы и Русь.

[241] 241. ПСРЛ, 6, 241‑243; 12, 246‑248. См. также Herbcrstein‑Backiis, pp. 22‑24.

[242] 242. Herberstein‑Backus, p. 13.

[243] 243. Contarini, сс. 163‑165.

[244] 244. Сборник, 35, 250‑253.

[245] 245. ПСРЛ, 6, 43; 12, 246.

[246] 246. Базилевич, сс. 371‑375.

[247] 247. Устюжская летопись, с. 100.

[248] 248. ПСРЛ, 6, 43; 12, 248‑249; Устюжская летопись, с.100; Карамзин, Примечания, примечание 451 к т. 6.

[249] 249. Сборник, 35, 275; Базилевич, с. 375.

[250] 250. Псковская летопись, сс. 83‑84.

[251] 251. Соловьев, История, 5, 180.

[252] 252. ПСРЛ, 6, 48; 5, 255.

[253] 253. Соловьев, История, 5, 81.

[254] 254. Herberstein‑Backus, p. 81.

[255] 255. Хрущев, сс. 178‑179.

[256] 256. О дате бесед см. АФЕД, с. 205.

[257] 257. Текст письма Иосифа Митрофану см. АФЕД, сс. 436‑438.

[258] 258. См. Павлов, Очерк, ее. 39 и следующие; Vernadsky, «Heresy», p. 146.

[259] 259. ПСРЛ, 6, 49; 12, 258; Никитский, Очерк о Новгороде, с. 187.

[260] 260. АФЕД, с. 439.

[261] 261. ДДГ, сс. 353‑364.

[262] 262. ПСРЛ, 6, 495; 12, 258; АФЕД, ее. 216‑217.

[263] 263. Herberstein‑Backiis, p. 11. Следует отметить, что «Гавриил» было христианским именем Василия, а «Василий» его «княжеским именем». В киевский период княжеские имена обычно были славянского и норвежского происхождения (см. Киевская Русь). В монгольский и постмонгольский периоды оба имени были именами христианских святых.

[264] 264. Герберштейн – Бакус, сс. 15 и 18.

[265] 265. Карамзин, История, 7, 190.

[266] 266. Там же, 190; ПСРЛ, 6, 280.

[267] 267. Псковская летопись, с. 103.

[268] 268. Письма, 1, 3‑5.

[269] 269. Герберштейп‑Бакус, сс. 31‑32.

[270] 270. О князе Михаиле Львовиче Глинском и роде Глинских см.: А.Э. [А.В. Экземплярский], «Глинский, кн. М.Л.», ЭС, 16 (1893), 866‑867; Р.В. Зотов, О Черниговских князьях по Любечскому Синодику (С.‑Петербург, 1892), с. 131; Временник, 10, сс. 157‑158.

[271] 271. Лаппо, Западная Россия, с. 123.

[272] 272. О монастыре в Печерах см.: Andreyev, «Pskov‑Pechery Monastery». См. также: Л. Зуров, Отчина (Рига, 1929).

[273] 273. Герберпггейн‑Бакус, с. 17.

[274] 274. Псковская летопись, с. 105.

[275] 275. Герберштсйн‑Бакус, с. 11.

[276] 276. О дальнейшем см.: Псковская летопись, ее. 92‑97; ПСРЛ, 4, 282‑288.

[277] 277. ПСРЛ, 4, 282.

[278] 278. ААЭ, 1, 116‑117. Она пересказана в: Соловьев, История, 5, 443‑444.

[279] 279. О причинах этого см. ниже.

[280] 280. Текст письма Филофея псковичам см. в: Малинин, приложение, ее. 7‑24.

[281] 281. Текст этого письма см. в: Малинин, приложение, ее. 49‑56.

[282] 282. Малинин, с. 372.

[283] 283. Псковская летопись, с. 97.

[284] 284. Герберштейн‑Бакус, с. 88.

[285] 285. АФЕД, сс. 511‑513, 522‑523.

[286] 286. АФЕД, сс. 488‑489, 518‑520.

[287] 287. См.: Киевская Русь.

[288] 288. Хрущев, с. 206. 2С Там же, сс. 208‑209.

[289] 289. Гродненский повет относился к воеводству Трокай.

[290] 290. Там же, сс. 209‑215.

[291] 291. Жмакин, с. 71.

[292] 292. Об этом татарском набеге см.: ПСРЛ, 6, 263; 13, 38‑43; Соловьев, История, 5, 365‑369; Герберштейн‑Бакус, сс. 107‑109.

[293] 293. Вельяминов‑Зернов, 1, 250‑252.

[294] 294. Там же, 256‑260.

[295] 295. ЭС, 22, 600.

[296] 296. ПСРЛ, 6, 255; 13, 19.

[297] 297. ПСРЛ, 13, 21‑22; Псковская летопись, с. 98. Примечательно, что сообщение о битве при Орше в Псковской летописи написано в стиле «Слова о полку Игореве».

[298] 298. Сборник, 35, 629‑642.

[299] 299. Соловьев, История, 5, 390.

[300] 300. Там же, 390‑391.

[301] 301. Хрущев, сс. 249‑251; Соловьев, История, 5, 391‑392.

[302] 302. О Максиме Греке см.: Иконников, Максим Грек; Denissoff, Maxime le Grec et I'Occident.

[303] 303. Соловьев, История, 5, 386‑387.

[304] 304. Жмакин, с. 135.

[305] 305. Соловьев, История, 5, 387‑389.

[306] 306. Жмакин, с. 137.

[307] 307. ПСРЛ, 4, 295.

[308] 308. Жмакин, с. 140.

[309] 309. Следственное дело, касающееся Берсеня, известно лишь частично. Оно опубликовано в ААЭ, 1, 141‑145; см.: Жмакин, сс. 172‑173

[310] 310. Жмакин, сс. 173‑181.

[311] 311. Там же, сс. 185‑196.

[312] 312. Там же, сс. 196‑232.

[313] 313. Курбский (изд. Устрялова) с. 5.

[314] 314. Сборник, 35, 727‑731.

[315] 315. ПСРЛ, 13, 43‑44.

[316] 316. Вельяминов‑Зернов, 1, 268‑271.

[317] 317. Карамзин, История, 7, 141.

[318] 318. См.: Forstreuter, pp. 101‑115.

[319] 319. Pierling, 1, Livre III, chaps. 1‑2.

[320] 320. См.: Малинин, сс. 256‑266.

[321] 321. В.Ф. Ржига, «Боярин‑западник XVI века (Ф.И. Карпов)», РАНИОН, 4 (1929), 39‑50.

[322] 322. ПСРЛ, 6, 267‑276; Соловьев, История, 5, 395‑404.

[323] 323. Базилевич, ее. 87‑88. Первое известное нам упоминание о двуглавом орле на великокняжеской печати датируется 1497 г. См. также: Очерки, 2, с. 331. Об археологических основах этой эмблемы см.: Кондаков, Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры (Прага, 1929), сс. 115‑119. Ср.: A.V. Soloviev, «Leg Emblemes heraldiques de Byzance et les Slaves», SK, 7 (1935), 119‑164.

[324] 324. Савва, сс. 118‑128. В Византийской империи термин «цезарь» прилагался ко второму по важности официальному рангу. Византийских император был известен как Basilcus Autocrator. Русские обычно переводили Basileus как «царь», а Autocrator – как «самодержец», этот последний термин является буквальным переводом слова Autocrator на славянский язык.

[325] 325. ПСРЛ, 6, 242.

[326] 326. ПСРЛ, 1, табл.2 (2‑е изд., 1927), кол.370. Цитата здесь анонимна, но может быть атрибутирована читателями, как относящаяся к Св. Павлу (цитата из которого предшествует цитате из Агапета). О «Пчеле» см.: Киевская Русь. Ср.: Шевченко, сс. 142‑144.

[327] 327. Просветитель, с. 547; Письма Иосифа к Василию III см.: АФЕД, сс. 513‑520; Вальденберг, Древнерусские учения, сс.197‑220, и «Наставление»; Шевченко, сс.156‑159.

[328] 328. Макарий, 9, 63‑68.

[329] 329. Текст послания Сниридона см.: Дмитриева, сс. 159‑170.

[330] 330. Герберштейн‑Малеин, с. 32.

[331] 331. Герберштейн‑Бакус, с. 4.

[332] 332. Сказание о князьях Владимирских: Дмитриева, сс. 171‑178.

[333] 333. Малинин, приложение, с. 55.

[334] 334. О Третьем Риме см.: Н. Schaeder, Moskau das Drilte Rom (Hamburg, 1929); Medlin, Moscow and East Rome; О. Охлоблин, Московека теория III Рима в XVI‑XVII стол (Мюнхен, 1951); Архимандрит Константин [К. Зайцев], «Чудо русской истории, 1. Возникновение православного царства», Православный путь (1951), сс. 108‑126; А.В. Соловьев, «Святая Русь», СРАОКС, 1, (1927), 77‑113;idem,"Helles Russland‑Heiliges Russland", Festschrift fur D. Cyzevskyj (Berlin, 1954), pp. 282‑289; Ульянов, «Комплекс Филофея»; Chemiavsky, «Holy Russia».

[335] 335. Жемайтия (по‑русски; по‑польски Zmudz) – название северо‑западной части литовской территории, спор за которую на протяжении долгого времени велся между Тевтонским орденом и Литвой. Окончательно присоединилась к Великому княжеству Литовскому в 1411 г.

[336] 336. О русской федерации киевского периода см.: Киевская Русь.

[337] 337. См.: Монголы и Русь.

[338] 338. Akta Unji, p. 2.

[339] 339. Лаппо, Западная Россия, ее. 122,126.

[340] 340. Там же, с. 122.

[341] 341. См.: Монголы и Русь, карта 5.

[342] 342. Rutkowski, p. 20; Дорошенко, Нарыс истории Украины, 1, 139.

[343] 343. Дорошенко (сн 8, выше).

[344] 344. См.: Монголы и Русь.

[345] 345. РИБ, 33, кол.2‑231; Korzon, 1, 340‑341.

[346] 346. См.: Backus, Motives of West Russian Nobles, pp. 107‑110.

[347] 347. Любавский, Очерк, ее. 86‑87.

[348] 348. Kutrzeba, I, 124‑127; 168‑172; Wojciechowski, pp. 178‑183, 252‑258.

[349] 349. Представляется, что славянское слово «хоругвь» происходит от монгольского orunga, «знак», «знамя». См.: asmer, REW, 3, 206.

[350] 350. О Свидригайло см.: Монголы и Русь.

[351] 351. Kutrzeba, 2, 120.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...