Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архантропы — древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды — питекантропы, синан­тропы)

Все живое в мире живет, развивается, усложняется и совершенствуется, испытывая непрерывное воздействие окружающей среды и непрерывно с ней взаимодействуя.

Подчиняясь этому основному условию существования всего живого, развивается как индивидуальность и каждое человеческое существо.

Мы говорим о взрослом человеке – у него такой-то характер, такие-то способности. Он замкнут. Он общителен. Он весь в движении, как беспокойная ртуть. Он тих и скучен, как стоячее болото. Он скор в решениях. Он тугодум и мямля. У него абсолютный слух, и он с детства поражал всех музыкальными способностями. Или – ему, как говорится, медведь на ухо наступил, и с таким ухом он, несчастный, прожил всю жизнь. Один – гениальный полководец. Другой – и в солдатах не смог проявить сообразительности.

На протяжении многих веков люди считали, что ничего с этим поделать нельзя. Сначала виновником всех разнообразий, не поддающихся исправлению, считались всемогущие боги, потом – судьба. Затем нашли нового виновника – наследственность – и стали валить на нее все пороки и объяснять ею все добродетели. Наследственность пришлась ко двору и даже вступила в мирное сосуществование с судьбой, роком. Правда, бывало трудно объяснить, почему у талантливых родителей появлялись огорчительно бездарные дети. Но тут можно было либо сослаться на "роковой" промысел, либо намекнуть на непозволительную ветреность супруги.

Потом науке стало известно, что в формировании характера той или иной индивидуальности рок участия вовсе не принимает, а родители – чаще всего лишь в той мере, в какой их можно назвать окружающей реальной средой, которая воздействует на своего отпрыска и с которой он согласно взаимодействует (или – которой он упорно противодействует). Родители, конечно, передают по наследству физические особенности своего типа, в том числе и анатомическое своеобразие структуры отдельных органов чувств, но это ведь – только кирпичики, из которых можно выстроить все что угодно.

Передаваемые по наследству физические структуры дают возможность для возникновения определенных индивидуальных способностей, но эти возможности могут и не воплотиться в действительность. Например, у пары отличных певцов может появиться безголосый отпрыск, с дедушкиной гортанью.

Психические же свойства – такие, как честность или упрямство, или доверчивость, или вспыльчивость, или нерешительность, – не передаются по наследству, а каждый раз в каждом человеке создаются заново под влиянием условий, в которых он растет. Что уж говорить о таких индивидуальных особенностях, как любовь к прекрасному или тяга к музыке!

Жизнедеятельность человека, его опыт совершенствуют его словесную сигнальную систему, и она, естественно, воздействует на породившую ее образную сигнальную систему.

В ходе прогресса человечества роль словесной системы, роль языка и мышления, все возрастает но это не значит, что теряет значение система непосредственного чувственного познания. И если вторая сигнальная система перестраивает деятельность первой, поднимает ее на более высокий уровень – то и первая система, являясь физиологической основой словесной системы, по мере своей перестройки оказывает на нее обратное, формирующее воздействие.

Упражняя мускулы, гимнаст упражняет и мозг. Взаимодействие мышления и физической деятельности тела (сенсомоторики) – непрерывно. Поэтому гимнастическая тренировка не ограничивается только сенсомоторикой. Закон взаимодействия двух систем позволяет использовать это взаимодействие и в процессе любого познания не игнорировать ни ту, ни другую систему.

Б. Г. Ананьев предостерегал от недооценки роли развития и воспитания сенсомоторных качеств, нужных человеку, потому что "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека", а отсюда – "для ученого, инженера, агронома, педагога сенсорная культура наблюдения и системы моторных умений необходимы так же, как для художника, музыканта, писателя необходимы развитые цветоразличение, музыкальный слух, наглядные образы в мышлении, сочетаемые со сложнейшими моторными навыками и умениями.

Мы часто наблюдаем в жизни – какая-нибудь деятельность за несколько лет неузнаваемо изменяет человека. Так, у прежних актеров-ремесленников повседневно практикуемый ими набор штампов, механическое словоговорение, привычное самовзвинчивание, некое условное благородство и изящество манер приводили к выработке определенных динамических стереотипов и создавали особый "актерский" стиль поведения с ходульностями и "плюсиками", с декламационной манерой речи, от чего актер не мог избавиться и в жизни, даже если этого хотел.

Так и в наши дни поверхностное знакомство с системой Станиславского, боязнь "наиграть чувство" – порождает мертвый штамп простоты в иных спектаклях, и штамп этот мало-помалу формирует бесстрастную, бессодержательную актерскую личность.

Хотим мы того или не хотим – развитие нервно-психической организации ученика, формирование личности на основе природного темперамента все равно происходит при любой системе воспитания актера, даже при воспитании вне всякой системы, даже при дилетантском и ремесленном "воспитании".

В каждой области человеческой практики, в результате взаимодействия человека с окружающей его средой, в результате требований его профессии, в процессе жизненного пути у каждого человека возникают те или иные особенности его нервной системы, так или иначе изменяются сферы эмоциональные и мыслительные, складываются те или иные чувственно-двигательные навыки и умения, изменяется темперамент, преображается (или утверждается, или "маскируется") тип нервной системы.

Именно актерская профессия, как никакая другая, требует особенно пристального внимания к состоянию и эволюции эмоциональной и мыслительной сфер, потому что единственный инструмент актера – его собственный организм, а единственные краски, которыми он воссоздает картину жизни, – его сегодняшние эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Обратившись к современной психофизиологии, мы увидим, что:

качества эмоциональной и интеллектуальной сфер человека теснейшим образом связаны с его способностями к восприятию простейших ощущений – зрительных, слуховых, кожно-осязательных, мышечно-двигательных и др. (поскольку эти простейшие ощущения можно назвать кирпичиками, из которых складываются эмоциональная и интеллектуальная сферы человека);

восприятие ощущений зависит от уровня развития тех или иных органов чувств;

планомерное развитие отдельных чувственных умений (таких, как глубина и объем зрительной памяти, быстрота переключения с одного чувственного различения на другой и т. д.) приводит к общему расширению эмоциональной сферы;

художественный тип нервной системы (по И. П. Павлову) характеризуется зрительной памятью, а качества зрительной памяти определяют качества процессов образного мышления.

Задача состоит в том, чтобы всякий процесс обучения и воспитания учитывал необходимость целенаправленного формирования нужных для данной деятельности (и для данной индивидуальности) чувственных умений и нужных уровней развития органов чувств, поскольку они могут появляться не только сами собой, в итоге профессиональной деятельности, но и планомерно, в результате заданной тренировки.

Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны актерской индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом – это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств – это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы.

Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой над отдельными качествами характера: над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (самооценкой), над коммуникативными чертами личности (умением подойти к другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности, а всякое движение в сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяет темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно так преображается тип нервной системы.

Здесь возникает проблема огромной важности, которая, несомненно, будет решена по мере развития будущего, научно-программированного обучения.

Характер сенситивности человека формируется в процессе его жизненного пути – в результате всех взаимосвязей человека с окружающей средой в его социальной, общественной, трудовой, творческой, повседневной деятельности. Складывающаяся в ходе жизни сенситивность оказывает обратное влияние на дальнейшее течение жизни, продолжая формировать характер человека.

Взаимосвязь и взаимозависимость между сенситивностью и человеческой практикой имеет свои законы. Задачи науки – исследовать и раскрыть их. Какие конкретные условия привели к возникновению сенситивности данного человека? Как именно идет дальнейшее развитие этой сенситивности? Какое влияние оказывает сенситивность данного человека (а не человека вообще) на его деятельность?

Эти вопросы решаются совместными усилиями психологов, физиологов, генетиков, социологов, математиков и других ученых.

В русле этих исследований находится и предпринятое в свое время изучение структур личностей и, в частности, изучение способностей различных социальных групп (работы К. К. Платонова).

Современная генетика помогла узнать более полутора тысяч наследственных болезней и предрасположений к ним. Врачи могут с достаточной вероятностью предсказать родителям первенца, появившегося на свет с тем или иным наследственным дефектом, заболеет ли и второй их ребенок, который еще и не родился.

Согласно представлениям генетиков, каждый живой организм представляет собой результат действия и наследственных факторов и факторов среды, но выявить относительную роль и тех и других в психологической характеристике человека пока еще не удается. Для этой цели используется метод изучения идентичных близнецов в различных условиях среды и сравнения их с неидентичными близнецами.

Определение с помощью тестов уровня умственного развития привели ученых к выводу, что умственный уровень человека не обусловлен одной только наследственностью, а развитие его осуществляется при взаимодействии факторов наследственности и окружающей среды. В какой мере? Ответа пока нет.

Родители передают детям определенные наследственные видовые и индивидуальные особенности организма, определенные физические признаки, в том числе и своеобразную анатомическую структуру отдельных органов чувств, а также общую структуру нервной системы и других систем – кровообращения, дыхания и т. д.

Структуры, передаваемые по наследству (с известной закономерностью этих "передач"), определяют почву для возникновения индивидуальных особенностей и черт характера. Возможности эти могут и не воплотиться в действительность. Условия жизни могут притупить самое острое зрение, ослабить самую крепкую мышечно-суставную систему, превратить человека с задатками сильной и уравновешенной натуры в безвольного истерика, сделать из прирожденного художника педантичного бухгалтера, лишенного порывов воображения.

Нас поражает, что Моцарт в тринадцатилетнем возрасте был уже концертмейстером придворной капеллы, еще в раннем детстве завоевал славу композитора, скрипача и дирижера. Поражает, но кажется понятным: значит, у него были яркие прирожденные способности, которые не могли не проявиться в пятилетнем мальчике. Но как быть с другим гениальным композитором, Чайковским? Ничто не предвещало его музыкального гения. До 20 лет он и не думал сочинять музыку. И, самое непонятное, – Чайковский был, говорят, лишен абсолютного слуха, без которого, как будто, трудно стать композитором.

Нет, не все так просто с наследованием задатков одаренности. Может быть, как уже говорилось выше, в формировании личности ребенка родители принимают участие лишь в той мере, в какой их можно назвать окружающей реальной средой, которая воздействует на своего отпрыска и с которой он согласно взаимодействует (или которой он упорно противодействует?).

Может быть, все психические свойства человека, все особенности его привычек, пристрастий, различных сторон мышления – свойства приобретенные? И каждый раз, в каждом человеке, эти свойства создаются заново под влиянием условий, в которых он живет, и на основе унаследованных физических структур, из которых, как из кирпичей, можно выстроить все что угодно?

Пока ясно только одно – очень много неиспользованных резервов еще таится в нервной системе человека. Низок еще коэффициент полезного действия тех нервных устройств, которыми мы пользуемся.

Жизнь, Личность, Действие, Мысль – это огромные материки, пока еще во многом не исследованные. Скорее описанные, чем изученные. И кажущиеся почему-то такими понятными, что и изучать их вроде бы не к чему!

Новейшие работы нейрофизиологов подводят нас, возможно, к одному из объективных критериев художественной одаренности. При исследовании так называемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга выяснилось разделение обязанностей полушарий: левое – заведует абстрактно-логическим мышлением, управляет логикой речи, правое – занимается интуицией, образным мышлением, и от степени функционального преобладания правого полушария зависит большая или меньшая склонность человека к художественному творчеству.

Американский ученый Е. Орнстейн описал эксперимент, в котором участвовали две группы людей: юристы – "абстрактные логики" и гончары – "художники". Они решали смешанные задачи, активизирующие то правое, то левое полушарие, и выяснилось, что у "логиков" более активным было левое полушарие, а у "художников" – правое. Не будем вдаваться в подробности этого и многих других зарубежных и отечественных экспериментов, но заметим, что наука дает нам все больше возможностей и для распознания одаренности и для поисков управления ее развитием.

Дело ведь не в том, что мы экспериментально констатируем факт: логик или художник. Художник – немыслим вне логики. Инженер без образного мышления – только техник-исполнитель. Видимо, есть еще и "взаимопомощь" полушарий – когда недостаток одних умений компенсируется другими. И в актерской среде мы знаем разных людей, у которых логическое и образное мышление сочетается в различных пропорциях, но какое-то одно из них непременно преобладает.

Остановимся хотя бы на самой возможности объективно установить – что именно преобладает и какова творческая природа того или иного человека.

Характерный признак нашего времени – пристальное, обостренное, как никогда, внимание к человеку, к его духовному миру, ко многим человеческим возможностям, увы, до сих пор не развивающимся в полной мере. Время великих, ошеломляющих открытий на всех фронтах науки говорит нам: человек может делать гораздо больше того, что он делает. Его организм – чудо из чудес. Его психика – неисчерпаема. Его знания способны безгранично совершенствоваться!

Далекий прицел науки, заманчивая перспектива – управляемая нервная деятельность!

Процесс развития личности связан с самыми разными факторами, и можно сказать, что личность развивается:

— под воздействием общественно-социальных условий окружающей среды;

— в зависимости от образа жизни и рода деятельности человека;

— в результате его взаимодействия с окружающим миром;

— на основе чувственного отражения объективной действительности через человеческие ощущения, восприятия, представления;

— на протяжении всей жизни.

У того или иного человека:

— имеющего какую-то унаследованную физиологическую структуру органов чувств;

— такие-то структуры нервной и других систем;

— такие-то физические предпосылки к возникновению тех или иных черт характера и способностей.

У каждого человека складываются:

— та или иная сенситивность;

— те или иные уровни развития органов чувств;

— тот или иной характер;

— те или иные индивидуальные способности и склонности;

— те или иные психические качества и свойства;

— та или иная физическая конституция.

В этом процессе (разумеется, очень упрощенном) нет ни одного неизвестного, которого нельзя, рано или поздно, с большей или меньшей достоверностью, установить. Чем более точными науками будут становиться физиология и психология, тем с большей точностью можно будет определять эти неизвестные. Чем полнее будут наши знания о том, как формируется сенситивность в ходе жизнедеятельности человека, тем с большей эффективностью можно будет направлять ее формирование, а значит – формировать черты характера, способности, склонности, пристрастия и другие стороны психической жизни человека.

Пусть не покажутся лишними эти рассуждения в книге, посвященной творческому тренингу. Напомним, что мы рассматриваем тренинг как способ изучения и освоения механизмов жизненного действия, а также как тренировку органов чувств.

Итак, установив закономерности развития личности можно будет направленно и активно воздействовать на характер формирующейся сенситивности, помогать формированию определенной, заданной сенситивности, необходимой для конкретной человеческой практики, для более продуктивной и целесообразной деятельности человека.

Разумеется, сенситивность – это лишь частность в общем комплексе явлений, связанных с проблемой познания и практики. Характер человеческой деятельности определяется не сенситивностью, взятой в отрыве от уровня сознания человека и от общественных условий, в которых осуществляется деятельность человека. Здесь все взаимосвязано, одно обусловлено другим.

Законы развития личности связаны с законами развития общества. Если можно назвать научно-направленное воспитание сенситивности и нужных комплексов сенсомоторных умений сенситивным воспитанием, то оно явится лишь одной из составных частей воспитания вообще. Можно надеяться, что педагогическая психология соединит теорию обучения и теорию воспитания в единую систему направленного формирования гармонически развитой личности, теорию, основанную на точном знании потребностей общества и на изучении потенциальных возможностей каждой индивидуальности. Бурный рост социологии, наблюдаемый в наши дни, поддерживает эту надежду.

В единую систему воспитания личности вместе с общим и профессиональным обучением войдут, как неотъемлемые и в то же время самостоятельные разделы – и эстетическое воспитание, и освоение "эмоциональной грамотности " – сенситивное воспитание. Наступающая эра программированного обучения потребует научной разработки важной проблемы: сочетания общих задач данного обучения с психофизиологическими возможностями данного учащегося. Иначе говоря – потребуется планируемое и планомерное развитие природных задатков, а также вновь создаваемых сенсорных умений учащегося в соответствии с общими задачами обучения.

Развитие сенсорных умений и навыков, знание механизмов эмоциональной сферы, умение владеть чувствами и волей – это и есть общие задачи актерского сенситивного воспитания. Можно рассматривать тренинг творческой психотехники как часть сенситивного воспитания актера.

Видимо, именно с творческих профессий начнется, как хочется верить, разработка практических методик развития отдельных сенситивных умений. Выше уже приводилась мысль О. Форш о возможности особого тренинга чувственных умений, нужных, например, для писателей.

Многочисленные факты, биографии великих людей позволяют думать, что всякая художественная одаренность – сочетание нескольких способностей, одна из которых преобладает, доминирует. Неодолимая творческая потребность художественно одаренного человека реализовать себя в творчестве – это потребность воспроизвести чувственно-эмоциональные образы, возникшие в его воображении, или выразить в художественных образах свои мысли. Потребность эта, если перейти на язык психологии, осуществляется путем:

— зрительного отображения в статике образа "застывшей динамики" природы (доминируют скульпторская, живописная, графическая, архитектурная, орнаментальная способности);

— словесного воплощения образов и мыслей, описывающих движения жизни и мысли (доминируют литературная, драматургическая, критическая, ораторская способности);

— звукового, ритмически организованного воплощения образов (доминируют музыкально-исполнительская, композиторская, дирижерская способности, а также поэтический вид литературной способности, певческий и хореографический виды актерской способности);

— перевоплощение в образ и действование в нем, выявление себя, своей сверхсверхзадачи через живой образ (доминируют актерская и режиссерская способности).

Очевидно, только сочетанием многих специальных способностей в структуре одаренности можно объяснить, что поэты своеобразно "поют" свои стихи, актеры рисуют себя в гримах и костюмах роли (причем – и это очень любопытно – прежде всего ищут "выражение глаз": это можно увидеть в рисунках и Ф. И. Шаляпина, и Ник. Симонова), а писатель перевоплощается в образы своих героев с такой полнотой, что действительно начинает страдать недугами своих героев, как Флобер, или получает мнимые физические травмы, как М. Горький в описанном выше случае.

Если способности действительно так тесно сплетены, то и в их развитии должен действовать закон косвенного воздействия, – воспитывая живописца, надо пробуждать в нем и актерскую грань дарования (способность к перевоплощению), и литературную грань (способность словесно выражать и осмысливать образы). Точно так же, воспитывая актера, надо развивать и изобразительную грань его творческих способностей, и звукоритмическую, и литературную. И так далее – по всем другим видам специальных способностей.

Высказанное здесь предположение основано на убеждении, что художественная одаренность со всеми ее четырьмя гранями представляет собой лишь часть общетворческой одаренности, присущей каждому человеку. Нет неталантливых людей! Найти свое призвание – значит найти преобладающую грань общетворческой одаренности, в которую, несомненно, входит, наряду с художественными, множество других способностей, в том числе математические, конструкторские, психомоторные, педагогические и т. д.

Значит, сенситивное воспитание – составная часть научно-направленного, гармонического воспитания личности. Решение этой проблемы даст дальнейшую перспективу тренингу творческой психотехники.

Но это дело будущего. А пока в тренинге творческой психотехники мы совершаем вместе с учеником увлекательное путешествие по малоизученной стране человеческих эмоций, человеческой воли и мысли.

Признаться, наш тренинг от соприкосновения с научной терминологией стал казаться каким-то прозаическим или лабораторно-исследовательским делом, несовместимым с вольным духом творчества. Нет! В кропотливой, пусть трудной, но поистине творческой работе и заключено то, что завещал актерам Станиславский, требуя: познайте свою природу, дисциплинируйте ее!

Этими словами, не раз повторенными в этой книге, мы и закончим ее.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Архантропы — древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды — питекантропы, синан­тропы).

Археологический комплекс — совокупность археологических объектов. Археологические ком­плексы бывают открытые и закрытые. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (кла­ды, инвентарь погребений, вещи из неожиданно разрушенного или сгоревшего в древности жилища). Открытые комплексы формируются в течение длительного отрезка времени.

Ассимиляция — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обыча­ев. В археологии — вытеснение признаков одной культуры другой.

Астрагал — позвонок, бабка, таранная кость. В археологии часто встречается в погребениях и на поселениях, начиная с энеолита.

Бармица — кольчужная или пластинчатая сетка, прикрепленная к шлему и свободно спадаю­щая на плечи. Предназначена для защиты шеи воина.

Биритуализм – сочетание на одном могильнике двух видов захоронений, совершаемых одной группой населения

Бифас — нижнепалеолитическая техника обработки галечных орудий труда ударами с 2-х сторон.

Венчик — верхний край сосуда, по форме различный: прямой, загнутый внутрь, отогнутый наружу, валиковый, с утол­щением и т. д.

Височное кольцо — украшения над висками, разнообразные по форме. Крепились к волосам, а также на лентах, шнурах, опоясывающих голову.

Вотивный предмет — сделанный специально для погребенного, положенный с погребенным.

Впускное погребение — совершенное в насыпи уже существовавшего кургана.

Вторичная обработка — вторичное скалывание или нанесение ретуши при изготовлении орудий из кам­ня, придающая орудию его окончательный вид, после того как первичным скалыванием создается заготовка.

Втульчатый — наконечник стрелы, копья или топор, имеющие отверстие для крепления на ручку, древко.

Галечная техника — древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из целого камня или гальки путем отбивки кусков камня с поверхности.

Галечные орудия — наиболее ранний и примитивный вид орудий. Сделаны из целой гальки техникой скола, характерны для раннего палеолита.

Гарпун — метательное орудие из кости или металла, наконечник с зазубринами с 1-й или 2-х сторон

Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях и украшениях, делало керамику прочной, водонепроницаемой, декоративно оформленной.

Глинобитные — сделанные из глины стены жилищ, печи, площадки.

Гоминиды (от лат. homo — человек) — семейство отряда приматов: человекообразные обезья­ны, ископаемые и современные люди.

Гончарный круг — горизонтально вращающаяся площадка (круг) станка для изготовления глиняных сосудов. Гончар приводил его в движение рукой или ногами.

Горит — футляр из кожи и дерева для лука. Украшался металлическими или костяными пла­стинами с тиснением, рельефами.

Горловина сосуда — верхняя часть сосуда с венчиком и шейкой.

Горн — сложенная из камня, глины цилиндрическая камера с отверстием вверху и трубками внизу для поддувания воздуха. Предназначена для плавки (варки) железа.

Городище — древнее поселение на естественной возвышенности, укрепленное рвами и валами.

Граветт — верхнепалеолитическая техника обработки камня, по названию местности в Дордонии (Франция). Изделия — небольшие острые.

Граффити — фигуры, рисунки или надписи, прочерченные на поверхности: на скалах, стенах домов, на керамике.

Гребенчатый (орнамент) — орнамент, нанесенный на сосуд по сырой глине оттисками гре­бенчатого штампа.

Гривна — 1) шейное украшение из металла в виде обруча, гладкого или витого; 2) денежная единица в Древней Руси в виде слитка серебра.

Грифон — фантастическое существо в мифологии и искусстве, сочетающее в своем образе ха­рактерные особенности хищной птицы (клюв) и животного (хвост, лапы, туловище). Широко из­вестен в искусстве скифской эпохи.

Грунтовая могила — могильная яма без насыпи сверху.

Детинец – -укрепленная часть древнерусского города, т.е. кремль. Располагался на высоком месте.

Диадема — головной убор в виде повязки, полосы из кожи, металла с украшениями; корона, изготовленная из драгоценного металла.

Дольмен — погребальное или культовое сооружение из огром­ных камней, накрытых сверху каменной плитой.

Доместикация — приручение, одомашнивание диких животных.

Дресва — толченый камень, добавлявшийся в глину в качестве отощителя при изготовлении керамической посуды. Придавал керамике прочность, предотвращал растрескивание.

Дромос — тоннель, прорытый под землей грабителями кургана или сделанный специально во время строительства погребального сооружения.

Дротик — короткое метательное копье; состоит из каменного, костяного или металлического наконечника, насаженного на древко.

Жальник — культовое или поминальное сооружение из камней.

Жертвенник — сооружение из камней, дерна, дерева; место, где приносились жертвы. В ар­хеологии жертвенники всегда связаны с природой или погребальными комплексами.

Звериный стиль — стилизованное изображение отдельных травоядных животных: оленей, баранов, козлов, лошадей и хищников, в основном из семейства кошачьих.

Землянка — распространенное в древности жилище, сильно углубленное в землю, покрытое деревом.

Зернотёрка — приспособление для ручного помола зерна. Состоит из двух камней: куран­та — неподвижной части и терочника — круглого или продолговатого камня, которым терли.

Зернь — украшение по поверхности металла в виде напаянных мелких шариков.

Зиккурат — культовая башня, своеобразный религиозный центр, где совершали жертвопри­ношения, наблюдали за светилами.

Зооморфный — стилизованный под животное, часто определенного вида.

Идол — каменная или деревянная фигура, изображающая духа, мифологического или эпичес­кого персонажа, героя.

Изваяние — скульптурное изображение, статуя, идол.

Ингумация — захоронение умершего в яме, склепе по принципу трупоположения

Индоевропейцы — языковая семья эпохи энеолита, бронзы и раннего железа на территории Ближнего Востока, Индии, Ирана и степной Евразии.

Индустрия — в археологии приемы обработки камня, набор орудий определенного типа в эпоху камня.

Инкрустация — изготовление изделий путем вставок из другого материала (перламутра, мрамора, дерева и пр.) или драгоценных камней.

Каменная баба — изваяние, изображающее женщину или воина из камня. Оставлены тюрками, половцами, печенегами и другими кочевыми народами.

Камера погребальная — помещение для погребения со стенами, укрепленными деревянным срубом или каменными плитами.

Катакомба — специальное сооружение, подбой в землю в сторону внутри могильной ямы для совершения погребения.

Каури — раковина моллюска из Индийского океана, использовалось как украшение (подвески, нашивки), как предмет обмена с конца неолита и в последующие периоды в Евразии.

Квадрига — колесница, запряженная четырьмя лошадьми.

Кельт — металлическое, чаще бронзовое, орудие в виде полого клина, насаживалось на руко­ятку, иногда снабжено ушками или отверстием для закрепления на рукоятке. Употреблялось как наконечник заступа, мотыги, тесла или топора в зависимости от способа крепления к ручке.

Кенотаф — ложное погребение, не содержавшее тела или праха умершего.

Керамика — общее название всех видов изделий из обожженной глины. По функциональному назначению она делится на производственную (тигли, льячки), бытовую и ритуальную. Различают лепную керамику и сделанную от руки, гончарную, сделанную с помощью гончарного круга.

Керексуры — сооружения из камней, поставленные вокруг курганов, каменные столбы или изваяния.

Кинжал — колюще-режущее оружие с коротким двусторонним лезвием, ручкой и перекре­стием, отделяющим ручку от лезвия.

Клад — намеренно спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи; оружие, украшения, мо­неты.

Клевец — металлическое, чаще бронзовое оружие ближнего боя молотовидной формы с втул­кой для насаживания на древко и заостренным бойком круглой или граненой формы в сечении и немного загнутым, как клюв (клевец), с прямым бойком — чекан.

Клектон — техника обработки камня. Разбивали камень и из отщепов неправильной формы изготовляли различные орудия. Распространена в период палеолита.

Кливер — каменное орудие нижнего палеолита, сделанное из нуклеуса или крупного отщепа. Близко ручному рубилу, имеет рабочую поверхность. Характерен для культуры ашеля.

Колесница — повозка на двух или четырех колесах. Древнейшие имели колеса-диски, более поздние — на спицах с втулкой. Появляется в энеолите.

Коллективное захоронение — в ряде культур многоразовое захоронение в склепе, погребальной камере с входом во внутрь. При раскопках таких камер встречается большое количество скелетов погребенных.

Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.

Комплекс — в археологии группа предметов, обнаруженных вместе на археологическом па­мятнике или группе родственных памятников.

Коньковые подвески — металлическое плоское украшение в виде двух головок животных на од­ной пластине, развернутых в разные стороны.

Копье — колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла в зависимости от эпохи, которой принадлежит.

Косарь — металлическое рубящее орудие. В отличие от серпа имел прямое лезвие. Предназна­чался для заготовки веток, грубой травы.

Костище — место большого скопления костей, обычно на жертвенниках. Типично для куль­тур лесной зоны эпохи железного века и средневековья.

Костяк — археологический термин, то же, что и скелет.

Кратер — большая чаша для вина с двумя ручками в античную эпоху.

Кремация — сжигание тела умершего, трупосожжение.

Кресало — железный предмет для получения огня путем высекания искры при ударе о камень.

Крица — твердая губчатая масса железа с большим содержанием шлаков, полученная в результате сыродутного способа варки железа из руды в горнах.

Кроманьонец — человек верхнего палеолита Homo sapiens, назван по месту первой находки остатков скелета в Дордонии (Франция) в 1868 г.

Кромлех — отдельно стоящие крупные камни, в комплексе образующие круг.

Культурный слой — слой земли, образованный в результате жизнедеятельности людей. Вклю­чает остатки жилых и хозяйственных строений, предметы, отбросы. Слои различаются между со­бой по насыщенности и размерам.

К урант — подвижная часть зернотерки. Им растирали на плите злаки для получения муки, коренья, плоды, сушеную рыбу и т.д.

Курган — надмогильное сооружение из земли, дерна или камней.

Курильница — изделие из камня или керамики для горящих углей, благовоний, небольших жертвоприношений.

Ладьевидный топор — каменный боевой или ритуальный топор в форме ладьи. Характерен для конца неолита и эпохи бронзы.

Леваллуа — двойная техника обработки камня: 1) скалывание овальных пластин с тщательно подготовленного нуклеуса (ядрица) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин и по­лучение нужного орудия.

Личина — схематичное изображение маски или человеческого стилизованного лица.

Лощило — инструмент для заглаживания изделий, поверхности сосудов.

Льячка — глиняная ложка (ковш) для разлива расплавленного металла в формы.

Макролиты — крупные, грубо оббитые каменные орудия.

Маски погребальные — накладывались на лицо погребенного. Их делали из терракоты, металла, бересты, кожи и материи.

Меандр — орнамент в виде ломаной линии. Характерен для андроновской культурной общности. Назван по реке в Малой Азии, русло ее делает зигзагообразные повороты в каменистом грунте.

Мегалиты — древние сооружения из больших каменных блоков.

Менгиры — вертикально поставленные продолговатые каменные плиты, образующие ряды иногда параллельные, длиной в несколько сотен метров («аллеи менгиров»). Связаны с погребальными, культовыми комплексами.

Меч — холодное колюще-рубящее оружие с обоюдоострым клинком.

Микролиты — мелкие каменные пластинки, как правило, в форме трапеции, сегмента, тре­угольника и др.; часто использовались как наконечники стрел и вкладыши в составных рыболовных крюках, гарпунах.

Могила — место погребения умерших: яма в грунте, яма, оборудованная деревянным срубом, выложенная камнем, и сооружение над ней типа кургана.

Могильник — комплекс погребений. Выделяют могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.

Мозаика — украшение пола или стен рисунками, выложенными камнем или цветным стеклом

Мотыга — ручное орудие, состоящее из рукоятки и прикрепленного к ней каменного, костя­ного или металлического клина для рыхления земли.

Нарезной орнамент — встречается на керамике. Наносился на глину до обжига острым инст­рументом: ножом, шилом, проколкой.

Некрополь — могильник.

Ножевидные пластины — кремневые удлиненные пластины, полученные путем скалывания с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками, вкладышами для изготовле­ния орудий. Обрабатывались вторично отжимной ретушью. Характерны для верхнего палеолита и мезолита.

Номадизм — кочевой тип хозяйства и соответствующий ему образ жизни, когда все общество вместе со скотом находится в постоянном движении, как правило, по степным и полупустынным территориям; к условиям приспособлен быт: повозка, легкое переносное жилье (юрта), минимальное количество посуды, вещей.

Нуклеус (букв, ядро, сердцевина) — специально обработанный камень, заготовка, с которой скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы — дисковидные (овальные) (эпоха мустье), пирамидальные, призматические (верхний палеолит), карандашевидные (ме­золит).

Оббивка — техника обработки каменных орудий ударами отбойника.

Оленный камень — вытянутая каменная стелла, антропоморфная, с высеченными на поверх­ности стилизованными изображениями (обычно оленей). Были распространены в степной, лесо­степной полосе Евразии в предскифскую и скифскую эпохи.

Орнамент — ритмично повторяющийся геометрический или другой стилизованный узор на каком-либо предмете. В арх-гии большое значение имеет орнамент на керамике. По технике нанесения выделяются расписной (рисованный), штампованный, нарезной, прочерченный орна­менты.

Остеологический материал — костный материал скелетов животных.

Острога — орудие для ловли рыбы, имеющее несколько костяных или металлических зазуб­ренных наконечников.

Остроконечник — каменное вытянуто-треугольное орудие, сделанное из отщепа, крепилось на древко.

Отбойник — камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

Отжимная ретушь — вторичная техника обработки каменных орудий, при которой отделя­лись мелкие чешуйки с лезвия каменной пластины при помощи костяных или каменных инстру­ментов. Обычно встречается на ножевидных пластинах, наконечниках стрел и копий, проколках.

Отжимник — заостренная кость, использовавшаяся для отщепления мелких каменных фрагментов при обработке ножевидных пластин.

Отщеп — осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

Охра — коричнево-красного цвета окись железа. Широко использовалась в археологические периоды как краситель.

Очаг — место для разведения открытого огня в жилище, определяется по наличию очажн. ямы, глиняной вымостки, каменной выкладки, остаткам прожженного пятна, угля или изменению цвета земли.

Палинология — спорово-пыльцевой анализ в целях установления древней флоры.

Палаш — рубяще-колющее оружие с прямым односторонним лезвием.

Палезоология — наука, изучающая костные остатки ископаемых животных.

Палеоантропы — обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.

Палеоботаника — наука, изучающая древнюю флору по остаткам пыльцы, семян в слоях почвы.

Панцирные пластины — плоские железные (деревянные, керамические) пластины для защит­ного доспеха.

Пектораль — ювелирное украшение, которое носили на груди.

Петроглифы — рисунки, изображения на каменных плитах, скалах; более правильный тер­мин — наскальное искусство.

Пещерное искусство — палеолитические гравировки и росписи, реже — барельефы из глины в пещерах позднего плестоцена.

Писало — костяная или металлическая палочка с острием для нанесеия букв на навощенную дощечку или бересту. С противоположной стороны писала была лопаточка для затирания напи­санного.

Пифос — большой широкогорлый глиняный сосуд античной эпохи для хранения зерна и других продуктов.

Пластина ножевидная — длинный отщеп с параллельными острыми краями-лезвиями, отщепленный от специально подготовленного нуклеуса. Пластина может быть орудием сама или слу­жить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.

Плуг — орудие для вспашки почвы, разрезающий и переворачивающий землю.

Погребальное сооружение — сооружение типа дольмена, кургана, камеры и т. д., предназна­ченное для погребения человека.

Погребальный инвентарь — помещенные в могилу предметы, предусмотренные погребальным обрядом.

Погребальный обряд — действия, совершаемые над умершим человеком во время его погребе­ния, включая положение (вытянутое, скорченное) или сожжение трупа, бальзамирование.

Погребение — выделяют два способа: кремацию (трупосожжение) и ингумацию (трупоположение). Хоронили в земле, на поверхности, на помостах, на деревьях, в скалах и т. п. Покойника клали на спину, на бок, в скорченном положении. Погребения людей как элемент культуры появились в мустьерскую эпоху.

Подбой — вырытое в земле специальное углубление в сторону от основной могилы для захоронения человека, животного или вещей.

Подъемный материал — археологический материал: керамика, отщепы, кости и пр., который находится на поверхности разрушенного культурного слоя или захоронения.

Покол — в древности вид массовой сезонной охоты на животных в местах их скопления или сезонных миграций.

Полукочевое хозяйство — преимущественно скотоводческое, основанное на сочетании постоянных поселений и ограниченного кочевания. Известно три варианта: когда часть населения вме­сте со скотом передвигается на определенном пространстве, прокармливая животных (тебеневка); когда весь род с весны до зимы кочует, оставляя зимние жилища (циклическое кочевание); кочевание из долин в горы в зависимости от времени года (яйлажное скотоводство).

Посад — ремесленно-торговая часть древнерусских городов.

Поселение — место проживания группы людей. Они бывают постоянные и временные, откры­тые (селища, стоянки) и укрепленные (городища).

Праща — ручное орудие для метания камней. В петлю вкладывался камень, раскручивался в воздухе, один конец отпускался и камень с силой летел в цель.

Приматы — отряд высших млекопитающих, включающий обезьян и человека.

Пряслице — круглый с отверстием в центре грузик из керамики или камня. Служил для устойчивости и увеличения инерции при вращения веретена.

Псалии — часть конской уздечки, пара стержней, служивших для ограничения движения удил во рту лошади и облегчавших управление конем.

Пуансонный орнамент — орнамент в виде мелких выпуклостей.

Ранние кочевники — общее название народов евразийских степей скифской эпохи I тыс. до н. э.

Расписная керамика — посуда, поверхность которой покрыта орнаментом, нанесенным крас­ками, т. е. крашеная керамика.

Резец — удлиненная каменная пластина с заостренным концом или клювовидным выступом на конце.

Реконструкция — в археологии обычно графическое восстановление внешнего вида строения, погребального или оборонительного сооружения по археологическим остаткам или следам, ино­гда применяется экспериментальная реконструкция на месте раскопок.

Ретушь — снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого каменного ору­дия. Известны три типа ретуши: 1) ударная — чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная — орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная — когда мелкие чешуйки отделяют путем нажима острой костяной палочкой, отжимником.

Ритон — кубок из рога с металлической оправой, украшением.

Ритуал — совокупность действий, обрядов, связанных с погребением, принесением жертвы, праздниками и пр.

Рубило — универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Рас­пространено в раннем палеолите.

Руны (руническое письмо) — письменность древних скандинавов, норманов.

Сакральный — священный. В археологии — культовый предмет или помещенный с погребенным согласно ритуалу.

Саркофаг — каменный, деревянный (долбленый) или терракотовый ящик — гроб.

Свайное поселение — комплекс жилых построек на сваях на берегах озер и болотистой местности.

Свастика — древний знак, в основе которого крест с загнутыми в одном направлении концами. Распространена в Евразии с энеолита-бронзы, один из символов солнца, происхождение связывают с индоевропейцами.

Святилище — место совершения культовых обрядов, поклонения духам, божествам, то же, что и капище.

Селище — неукрепленное долговременное поселение.

Семантика — в археологии смысловая сторона рисунка, изображения, знака.

Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, связь между ними, их значение, смысл (семантику). В археологии используется в основном нарративная семиотика при исследовании орнаментов, предметов первобытного и древнего искусства.

Серп — ручное орудие для уборки злаковых. В неолите и энеолите встречаются вкладышевые серпы из кости, дерева с вставленными ножевидными пластинами, позднее — металлические с гладким лезвием. Ранние серпы слегка изогнуты, поздние изогнуты полукругом. Известны серпы с отверстием на ручке и с крючком.

Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

Скребло — каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло слу­жить в качестве ножа или скребка.

Солифлюкция — увлажненный подпочвенный слой на границах ледника.

Солярный знак — символ солнца, круг, спираль, свастика.

Сопло — глиняная трубка, через которую подавался воздух в плавильную печь, горн.


Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1792 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.103 с)...