Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· поступок -- поведенческий текст. Если жест и поступок получали смысл,
· соотносясь со словом, то "любая цепь поступков становилась текстом
· (приобретала значение), если ее можно было прояснить связью с определенным
· литературным сюжетом. Гибель Цезаря и подвиг Катона, пророк,
· обличающий и проповедующий, Тиртей, Оссиан или Баян, поющие перед воинами
· накануне битвы (последний сюжет был создан Нарежным), Гектор, уходящий на
· бой и прощающийся с Андромахой, -- таковы были сюжеты, которые придавали
· смысл той или иной цепочке бытовых поступков. Такой подход подразумевал
· "укрупнение" всего поведения, распределение между реальными знакомыми
· типовых литературных масок, идеализацию места и пространства действия
· (реальное пространство осмыслялось через литературное)" (Там же.
· С.343). То есть мир символический здесь задавал границы и нормы мира
· реального, даже превалируя над ними.
· И последняя особенность того периода: этот тип поведения входил во все
· виды человеческого поведения и отношений. "Если для последующих этапов
· общественного движения будут типичны разрывы дружбы, любви, многолетних
· привязанностей по соображениям идеологии и политики, то для декабристов
· характерно, что сама политическая организация облекается в формы
· непосредственно человеческой близости, дружбы, привязанности к человеку, а
· не только к его убеждениям. Все участники политической жизни были включены и
· в какие-либо прочные внеполитические связи. Они были родственниками,
· однополчанами, товарищами по учебным заведениям, участвовали в одних
· сражениях или просто оказывались близкими знакомыми" (Там же. С.
· 371-378). Интересно, что они ощущали значимость своего поведения для
· истории: "Чувство политической значимости всего своего поведения
· заменилось в Сибири, в эпоху, когда историзм стал ведущей идеей времени,
· чувством значимости исторической" (Там же. С.381).
· Обратим теперь внимание на некоторые другие семиотические. идеи Юрия
· Лотмана. Выделив в качестве двух базовых семиотических сфер
· сигнификацию и коммуникацию,
·
·
· эпилог 310
·
· У.Эко (Eco U. A theory of semiotics. Bloomington-London,
· 1976) оставил вне внимания третью сферу -- динамику, под которой следует
· понимать законы смены моделей сигнификации и коммуникации как в одно время,
· так и в разные исторические периоды. Это не просто диахронический аспект,
· поскольку в динамике получает освещение также соотношение и
· взаимозависимость разных систем сигнификации и коммуникации в одном
· синхроническом срезе. В качестве примера можно привести сопоставление
· освещения одного и того же события разными каналами массовой коммуникации
· (радио, ТВ, печать), отображение его в литературе, перенос данного сюжета в
· кинотекст и под. Это как бы проблема семиотического перевода, проблема
· семиотической трансформации, когда имеет место сохранение одних структурных
· элементов при изменении других.
· Свою концепцию динамического аспекта семиотики Ю.Лотман
· предлагает в работе "Культура и взрыв". "Язык -- это код плюс его история",
· -- пишет он, отвергая уже ставшее традиционным структуралистское
· рассмотрение языка только как кода (Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,
· 1992. С.13).
· Подобные динамические аспекты всегда были в поле внимания русского
· формализма (Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н.
· Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Эйхенбаум Б.
· Литературный быт // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987; Even-Zohar
· I. Polysystem studies // "Poetics Today", vol.11, 1990, No1, p. 11).
· Впервые основные идеи своей концепции Ю.Лотман предложил в
· препринте "Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного
· разума" (Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы
· искусственного разума (Предварительная публикация). М., 1977). Здесь он
· подчеркивал значимость многообразия индивидуальностей для общества,
· поскольку наличие разных людей позволяет предлагать не одно решение, а
· разные варианты его, что особенно важно в ситуации неопределенности, в
· которых живет человеческое общество. В те годы эти слова звучали особенно
· необычно в условиях принципиального занижения индивидуального, личностного
· начала, характерного для тоталитарного общества.
· Следует подчеркнуть, что с именем Ю.Лотмана связан не только
· интеллектуальный багаж. Лотман воссоздавал климат культуры, статус
· гуманитария, утерянный за десятилетия
·
·
· семиотика поведения и другие идеи Лотмана 311
·
· триумфального правления советской власти. Тартуский университет в те
· годы был островком интеллектуальных еретиков всего бывшего Советского Союза,
· и место главы этой школы по праву занимал профессор Лотман. Я
· вспоминаю, как в семидесятые годы присутствовал на одном из Тартуских
· семинаров по изучению вторичных моделирующих систем (так тогда
· перефразировалась семиотика). И мне хорошо запомнилось одно непосредственное
· ощущение того времени: если бы Ю.Лотман набирал в тот момент себе
· рабов, я бы без промедления вступил в их число. Таков был профессор
· Лотман в восприятии аспиранта семидесятых.
· В последней книге Лотман описывает культуру как целостный
· механизм. В ее сущности он видит динамический элемент двух видов -- эволюцию
· и взрыв. Каждая новая школа, каждое новое направление -- это взрыв,
· поскольку он не был предсказуем. Поэтому явления культуры признаются
· авторскими в отличие от технического мира, где из-за эволюционного характера
· изменений авторство не столь значимо. "Дело в том, что творчество даже
· плохой певички -- личное по своей природе, -- пишет Ю.Лотман. --
· Творчество даже хорошего инженера как бы растворяется в общем анонимном
· потоке техники. Если бы мост провалился, фамилию инженера, наверное,
· запомнили, потому что это было бы недюжинное событие. Хороший мост
· растворяется в общем потоке уровня техники" (Лотман Ю.М. Культура и
· взрыв. С. 32).
· Здесь Ю.Лотман возвращается к идее деавтоматизации, характерной
· для структуры литературного произведения, которое характеризуется
· неоднозначностью. "Художественный текст не имеет одного решения", поэтому
· бессмысленно говорить, что эту симфонию я уже слышал, хотя возможно, эту
· задачу я уже решил" (Там же. С. 189).
· В каждый момент времени любое общество имеет свои модели сигнификации и
· свои модели коммуникации, признавая одни из них более центральными, другие
· относя к периферии. Это сходно с проблемой признания, что есть правда, что
· есть ложь, о чем писал в свое время М.Фуко. Общество борется за то,
· чтобы признать те или иные тексты более правильными, нужными. Одни из них
· начинают вытеснять другие, осуществляя это за счет внимания критики,
· внесения в списки для обязательного чтения в школе и в университете-и т.п. С
· этой точки зрения становится семио-
·
·
· эпилог 312
·
· тической и проблема импичмента -- Никсон или Ельцин
· начинают рассматриваться как деятели, которые не могут находиться на посту
· президента, поскольку они ведут себя не так, как это следует по образцу (см.
· рассмотрение речевого поведения Никсона как недостоверного в исследовании:
· Есо U. Strategies of lying // On Signs. N.Y., 1980).
· З.Фрейд в общем-то строил свои рассуждения в близкой области,
· когда занимался вопросами вытеснения, сублимации, обмолвок и т.д., имеющих
· место опять-таки из-за их несоответствия правильному образцу с точки зрения
· субъекта.
· Близкую проблему мы видим сегодня и в том, когда кинотекст на
· телеэкране вытесняет книжный текст в руках человека. Здесь соответствие уже
· лежит не в области эквивалентности реальности, а скорее в образе
· идеализированной реальности. Именно ему кинотекст удовлетворяет в большей
· степени. Он и более референтен, поскольку герой кино обладает массой
· деталей, которые еще следует домыслить в случае книги. В общем, это более
· коммерческое искусство, которое, как отмечает Лотман, всегда
· побеждает реальное.
· Настоящее искусство -- это проявление непредсказуемого. Многие страницы
· "Культуры и взрыва" рассматривают феномен нормального/ненормального
· поведения. В этом плане представляется предсказуемым поведение и умного, и
· дурака, но вот статус сумасшедшего позволяет любые откровения. Поэтому в
· прошлом в число сражающихся попадали такие отклоняющиеся от нормировок
· воины, своим непонятным поведением они сбивали с толку противника. В
· советской истории в роли таких носителей ненормированного поведения
· выступали диссиденты, действия которых совершенно не совпадали с образцами
· поведения, принятого в данном обществе. Они говорили, когда следовало
· молчать, и молчали, когда следовало говорить.
· В сферу непредсказуемого Ю.Лотман включает и моду:
· "аудитория должна не понимать моду и возмущаться ею" (Культура и взрыв.
· -- С. 126). В аспекте непредсказуемости Ю. Лотман видит и различие
· поведения человека и животного: "Поведение животного ритуально, поведение
· человека тяготеет к изобретению нового, непредсказуемого для противников. С
· точки зрения человека животному приписывается глупость, с точки зрения
· животного, человеку -- бесчестность (неподчинение правилам)" (Там же.
· С.50).
·
·
· семиотика поведения и другие идеи Лотмана 313
·
· В другой своей работе Ю.Лотман связывает появление письменности
· с этим моментом непредсказуемости: "для того чтобы письменность сделалась
· необходимой, требуются нестабильность исторических условий, динамизм и
· непредсказуемость обстоятельств и потребность в разнообразных семиотических
· переводах, возникающая при частых и длительных контактах с иноэтнической
· средой" (Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки
· культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С.11).
· Вяч.Вс.Иванов связывает в этом плане биологию и лингвистику, в
· которых он видит совпадение "не только динамического подхода к предмету, но
· и методы выделения основных типов эволюционной информации" (Иванов
· Вяч.Вс. О взаимоотношении динамического исследования эволюции языка,
· текста и культуры // Исследования по структуре текста. М., 1987. С.22).
· Свои рассуждения Ю.Лотман завершает сопоставлением бинарных и
· тернарных систем, первые, как он считает, характерны для славянского мира,
· вторые -- для западного. Взрыв в рамках тернарной системы не уничтожает
· всего существующего. В бинарных системах взрыв охватывает все. "Характерная
· черта взрывных моментов в бинарных системах -- их переживание себя как
· уникального, ни с чем не сравнимого момента во всей истории человечества"
· (Лотман Ю.М. Культура и взрыв. С.258). Современную жизнь в странах
· СНГ Лотман видит как попытку перехода с бинарной системы на
· тернарную. При этом он считает, что возникший порядок не станет копией
· западного, ибо "история не знает повторений. Она любит новые,
· непредсказуемые дороги".
· Связывая явления культуры со взрывными процессами, как нам
· представляется, Ю.Лотман несколько утрирует реальную ситуацию,
· преднамеренно огрубляет ее. В противовес этому следует подчеркнуть, что
· культура скорее зиждется на предсказуемом непредсказуемом, в противном
· случае мы бы постепенно пришли к полному хаосу, однако перед нами даже в
· непредсказуемом наличествует элемент порядка.
· Сфера непредсказуемого гораздо шире сферы предсказуемого, однако из-за
· своей неструктурированности мы не можем ощутить ее как единую модель. Часто
· при этом и эта сфера находится в рамках разрешенного поведения. Так, текст
· все время строится на элементе непредсказуемого,
·
·
· эпилог 314
·
· поскольку в него вводится деавтоматизация. Определенный элемент
· непредсказуемости заложен и в элементарном бытовом разговоре. То есть
· непредсказуемость должна стать таким же объектом семиотического изучения,
· каким стало предсказуемое для лингвистики. Грамматика представляет собой
· канонизацию предсказуемого. Непредсказуемое и предсказуемое могут
· соотноситься друг с другом по аналогии дискурс/текст, где дискурс включает в
· себя социальный, а текст лингвистический -- аспект одного и того же явления.
· Реально работа науки характеризуется расширением сферы предсказуемого и
· сужением сферы непредсказуемого. "То что дано и что кажется неиспытанному
· исследователю содержанием, то разрешается в тем более сложную систему форм и
· напластований форм, чем глубже он вникает в это содержание. Таков прогресс
· науки, разрешающий каждое содержание в систему форм и каждый "предмет" -- в
· систему отношений, таков же прогресс поэзии. Мера содержания, наполняющего
· данную форму, есть определение уровня до которого проник наш анализ", --
· писал еще в 1923 г. Г.Шпет (Шпem Г. Эстетические фрагменты,
· II. Пг., 1923, -- С. 101). В целом же сфера непредсказуемого, подобно
· областям, связанным с психоанализом, должна получить освещение в семиотике.
· Перед нами единая сфера человеческой ментальности. Усиленное
· исследовательское внимание к этому аспекту одновременно даст ответ и на
· многие другие вопросы семиотического структурирования общества, человека и
· литературы.
· В заключение отметим, что некоторые идеи Юрия Лотмама являются
· чуть ли не дословными формулировками тех или иных положений, входящих в
· базисный фон паблик рилейшнз. Приведем некоторые из них.
· "Категория авторитетности, ее степени и ее источников играет в русской
· культуре первостепенную роль. Таким образом, центр внимания переносится с
· того, "что" сказано, на то, "кем" сказано, и от кого этот последний
· получил полномочия на подобное высказывание" (Лотман ЮМ. Тезисы к
· семиотике русской культуры // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая
· школа. С.407);
· "Критика классицизма как "века позы" совсем не означает отказа от жеста
· -- просто сдвигается область значимого: ритуализация, семиотическое
· содержание перемещаются в те сферы поведения, которые прежде воспринимались
· как пол
·
·
· семиотика поведения и другое идеи Лотмана 315
·
· ностью внезнаковые. Простая одежда, небрежная поза, трогательное
· движение, демонстративный отказ от знаковости, субъективное отрицание жеста
· делаются носителями основных культурных значений, т.е. превращаются в жесты"
· (Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической
· риторики) // Театральное пространство. Материалы научной конференции. М.,
· 1979. С.249);
· "Жизнь символа в культуре приобретает активный характер только тогда,
· когда он перемещается на исходное чуждое ему место" (Лотман ЮМ.
· Камень и трава // Лотмановский сборник. I. М., 1995. С.80);
· "Любой кинематограф создает свой мир, свое пространство, которое
· населяет своими людьми. Но тут вступает в силу внушающая природа зрения.
· Если я это слышу, то я вполне допускаю, что сведения могут быть ложными.
· Иное дело, если я нечто сам вижу" (Лотман Ю; Цивьян Ю. Диалог с
· экраном. Таллинн, 1994. С. 19);
· "Мода всегда семиотична. Включение в моду -- непрерывный процесс
· превращения незначимого в значимое. Семиотичность моды проявляется, в
· частности, в том, что она всегда подразумевает наблюдателя. Говорящий на
· языке моды -- создатель новой информации, неожиданной для аудитории и
· непонятной ей. Аудитория должна не понимать моду и возмущаться ею. В этом --
· триумф моды....Вне шокированной публики мода теряет свой смысл" (Лотман
· ЮМ. Культура и взрыв. С.126-127);
· "Ни одна культура не может удовлетвориться одним языком. Минимальную
· систему образует набор из двух параллельных знаков, -- например, словесного
· и изобразительного. В дальнейшем динамика любой культуры включает в себя
· умножение набора семиотических коммуникаций" (Лотман Ю.М. Культура
· как коллективный интеллект.... С.11-12).
· Мы выбрали лишь эти высказывания, реально же число их не имеет конца,
· поскольку Юрий Лотман глубоко анализировал явления культуры как
· коммуникативный процесс. Именно это позволило ему по-новому взглянуть как на
· русскую литературу, так и на русскую историю.
·
·
· ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
· Аксенов И.А. Гамлет и другие опыты в содействие отечественной
· шекспирологии... -М., 1930.
· Александров А. Чудодей // Хармс Д. Полет в небеса. - Л., 1988.
· Андреев Д., Парин В., Раков Л. Новейший Плутарх.
· Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей
· всех стран и времен. - М., 1991.
· Арсеньев Н.С. Пессимизм и мистика в древней Греции // Путь.
· -1926. - No5; переизд. в Путь. - Кн. 1. - М., 1992.
· Архангельский А.Л. Музыка и ритм сценического действия // Маски.
· - 1912-1913.-No6.
· Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. -Л., 1971.
· Асафьев Б. Русская музыка (XIX и начало XX века). - Л., 1979.
· Бахтин Вс. Школьная жизнь в Париже ХII века. Средневековый быт.
· - Л.,1925.
· Белый А. Арабески // Белый А. Критика. Эстетика. Теория
· символизма. В 2-х тт.-Т. 2.-М.. 1994.
· Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. - Т. 1.
· - М., 1994.
· Белый А. Мастерство Гоголя. - М.-Л., 1934.
· Белый А. Между двух революций. - М., 1990,
· Белый А. Начало века. - М., 1990.
· Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.
· Белый А. Эмблематика смысла // Белый А. Критика. Эстетика.
· Теория символизма. - В 2-х тт. - Т. 1. - М., 1994.
· Берг Л.С. Наука. Ее содержание, смысл и классификация. -
· Петербург, 1922.
· Бердяев Н. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании
· Вл.Соловьева // Сборник статей о В.Соловьеве. Брюссель, 1994.
· Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М.,
· 1991.
· Бертельс Е. Персидский театр. - Л., 1924. Беседы В.Д.Дувакина с
· М.М.Бахтиньм. - М., 1996.
· Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.,
· 1903.
· Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. -Пг., 1921.
· Бицилли П. Заметки о роли фольклора в развитии русского языка и
· русской литературы. - София, 1944.
· Бицилли П. Избранные труды по филологии. - М., 1996.
· Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996.
· Бицилли П. Элементы средневековой культуры. - Одесса, 1919;
· переизд. СПб., 1995; М., 1995.
· Бицилли П. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.
· Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. - М., 1996.
· Блок А. Крушение гуманизма // Блок А. Собр. соч. Т.7. Статьи.
· Книга первая. 1906-1921. - Берлин, 1923.
·
·
· библиография 317
·
· Блок А. О современном состоянии русского символизма. - Пг.,
· 1921.
· Блок А. О театре // Собрание сочинений. - Л., 1936. - Т. 12.
· Богаевский В. Задачи искусствознания (Современные проблемы
· изучения изобразительных искусств) // Задачи и методы изучения искусств. -
· П., 1924.
· Богданов АЛ. Всеобщая организационная наука (текгология). -
· Л.-М., 1929.-4.3.
· Богданов АЛ. Принцип относительности с организационной точки
· зрения // Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). - Л.-
· М., 1929.-Ч.3.
· Богданов АЛ. Тектология. Всеобщая организационная наука. -М.,
· 1989. -Кн.1.
· Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле. Основы
· этногеографии. - М.-Л., 1928.
· Бонч-Томашевский ММ. Зритель и сцена. 1. Зритель, как участник
· театрального действа // Маски. - 1912. - No 1.
· Бонч-Томашевский М.М. Театр и обряд//Маски. - 1912-1913. -Noб.
· Бонч-Томашевский М.М. Театр пародии и гримасы (Кабаре) // Маски.
· - 1912-1913. -No 5.
· Бороздина Н. Древнеегипетский танец. - М., 1919
· Бороздина Т.В. Древнегипетский танец. - М., 1919.
· Борхес Х.Л. Проза разных лет. - М., 1984.
· Брук П. Лекции во МХАТе // Театр. - 1989. - No 4.
· Бруксон Я. Театр Мейерхольда. - Л.-М., 1925.
· Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии. - М.,
· 1893.
· Булгаков А.С. Театр и театральная общественность Лондона эпохи
· расцвета торгового капитализма. - Л., 1929.
· Булгаков С.Н. Православие. Учения православной церкви. -Киев,
· 1991.
· Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Сочинения: В 2-х т. - М.,
· 1993. - T.I.
· Бурдъе П. Социология политики. - М., 1993.
· Бэндлер Р. и др. Семейная терапия. -Воронеж, 1993.
· Вагинов К. Труды и дни Свистонова // Вагинов К. Козлиная песнь.
· - М., 1991.
· Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
· Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Спб., 1994.
· Вернадский В.И. Очерки и речи. - Пг., 1922.
· Веселовский А.Н. Собрание сочинений: Том второй. Вып.1. Поэтика.
· Поэтика сюжетов (1897-1906). - СПб., 1913.
· Веселовский А.Н. Собрание сочинений: Том первый. Поэтика
· (1870-1899) -СПб., 1913.
· Волконский С. Человек на сцене. - СПб., 1912.
· Волошин М. Метерлинк // Волошин М. Автобиографическая проза.
· Дневники.-М., 1991.
· Волошин М. Театр и сновидение // Маски. -1912-1913.-No5.
·
·
· библиография 318
·
· Вомперский В.П. Петр Михайлович Бицилли. Жизненный и творческий
· путь //
· Бицилли П. Избранные труды по филологии. - М.: Наследие, 1996
· Габрический А.Г. Портрет как проблема изображения // Искусство
· портрета. - М., 1928.
· Гвардчни Р. Конец нового времени // Вопросы философии. - 1990. -
· No 4.
· Гвоздев А.А. Итоги и задачи научной истории театра // Задачи и
· методы изучения искусств. - Пг., 1924.
· Герасимова А. ОБЭРИУ (Проблемы сметного) // Вопросы литературы.
· - 1988.-No4.
· Гершензон М.О. Гольфстрем. - М., 1922.
· Гершензон М.О. Печерин // Научное слово. - 1904. - KН.IV.
· Гершензон М.О. Печерин // Научное слово. - 1904. - Кн.Х.
· Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Из глубины. -
· М., 1991.
· Гершензон М.О. Тройственный образ совершенства. - М., 1918.
· Гильдебрант А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.,
· 1914.
· Гинзбург Л. В поисках реальности. - М., 1987.
· Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. - Л., 1989.
· Глебов И. Книга о Стравинском. - Л., 1929.
· Глебов И. Процесс оформления звучащего вещества // De musica. -
· Пг., 1923.
· Глебов И. Современное русское музыкознание и его исторические
· задачи // De musica. - Вып. I. - Пг., 1925.
· Глебов И. Теория музыкально-исторического процесса как основа
· музыкально-историческрого знания // Задачи и методы изучения искусств. -
· Пг., 1924.
· Глебов И. Ценность музыки // De musica. - Пг., 1923.
· Гриндер Дж. и др. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1993.
· Гриндер Дж. и др. Структура магии. -М., 1995.
· Грубер Р. О "формальном методе" в музыковедении // De musica. -
· Вып. Ш.-Пг.,1927.
· Грубер Р. О музыкальной критике как предмете теоретического и
· исторического изучения // De musica. - Вып. П. - Пг., 1926.
· Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии
· этого различия на умственное развитие человеческого рода (Санкт-Петербург,
· 1859).
· Гумилев Н. Записки кавалериста // Гумилев Н. Сочинения. Т. 2. -
· М., 1991.
· Гумилев Н. Читатель // Гумилев Н. Сочинения. Т. 3. - М., 1991.
· Гуревич Л.Я. На путях обновления театра // Памяти Веры Федоровны
· Комиссаржевской. СПб., 1911.
· Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
· Дараган Д. "Один из самых активных строителей..." // Сов.
· музыка. - 1978.-No5.
·
·
· библиография 319
·
· Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. - СПб.,
· 1902.
· Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. - М., 1962.
· Добиаш-Рожоественская О.А. Культура западноевропейского
· средневековья.-М., 1987.
· Друскин Я. "Чинари" // Аврора. - 1989. - No 6.
· Евреинов Н. История телесных наказаний в России. - Харьков,
· 1994.
· Евреинов Н.Н. К постановке "Хильперика". - Б/м, 1913.
· Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма
· в искусстве). -М., 1922.
· Евреинов Н.Н. Театр для себя. - Пг., б/г. - Ч. 1 -3.
· Евреинов Н.Н. Театр у растений // Апокриф. - б/г. - No 2.
· Евреинов Н.Н. Художники в театре В.Ф.Комиссаржевской // Памяти
· Веры Федоровны Комиссаржевской. - Спб., 1911.
· Еко У. Поетика вiдкритого твору // Антологiя свiтовоi
· лiтературно-критичноi думки XX ст. Львiв, 1996.
· Жинкин Н.И. Портретные формы // Искусство портрета. - М., 1928.
· Жолковский А.К. Заметки бывшего пред-пост-структуралиста //
· "Литературное обозрение", 1991,No 10.
· Жолковский А.К. Структурализм ходил в рваных джинсах
· //"Независимая газета", 1991, 23 окт.
· Замятин Е. Большим детям сказки. - Берлин; Пг., 1922.
· Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой
· половины XVIII века: принципы, приемы. - М., 1983.
· Зенъковский В.В. Основы христианской философии. - М., 1992.
· Зотов Б. Проблема формы в музыке // De musica. - Пг., 1923.
· Иванов Вяч. Вагнер и дионисово действо // Иванов Вяч. Родное и
· вселенское. -М., 1994.
· Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. - СПб., 1994.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!