Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анализ формообразующей деятельности журналистов



На уровне формообразующей деятельности в нашей системе редакции находятся руководители отделов и служб (департаментов). Их ключевыми обязанностями является осуществление множества всевозможных управляющих действий. Среди них:

– обеспечение отбора и профессионального роста сотрудников редакции, работа с внештатными авторами,

– реализация информационной политики издания в виде организации структурированного потока разнообразных по объему и жанрам текстов,

– подготовка авторских текстов к публикации путем приведения их соответствие с редакционными требованиями и характеристиками каналов распространения.

Остановимся подробнее на текстовой деятельности. Для нее характерны следующие принципы[141]:

Принцип новизны является ключевым принципом новостей. Принципиальным вопросом здесь является само по себе понятие события. Главной сложностью принципа новизны является тот факт, что не существует универсального понятия такой новизны: есть новости субъективные, когда то, что будет являться новостью для одного сообщества, не будет таковой для другого. Может быть новость и объективная, когда она носит всеобъемлющий характер.

Принцип релевантности предполагает, что приоритетность размещения новостей в выпуске новостей на телевидении, на газетной полосе и т.д. зависит от значимости этих новостей. Они также индивидуальные и зависят от аудитории, на которую СМИ ориентируется, а также от собственных представлений редакторского коллектива о значимости того или иного события.

Принцип оперативности предполагает, что новость должна быть доставлена в редакцию как можно быстрее. Предполагается, что аудитория имеет определенную сформированную приверженность конкретной газете или определенным новостям на данном канале и смотрит каждый день эти новости или читает каждый день эту газету. Ошибок в этом деле аудитория не прощает и после нескольких проколов у читателя сформируется разочарование в торговой марке этой газеты, и он может переключиться на другое издание или перестанет читать газеты вовсе. Именно поэтому, например, в газете «Коммерсант» за пропущенные события журналисты немедленно увольняются за несоответствие профессиональным требованиям. Вместе с тем, при жестком исполнении данного принципа видим, что целевая аудитория СМИ начинает подстраивать свой график жизни и деятельности под сроки выхода средства массовой информации и начинает целиком от него зависеть в вопросах выработки точки зрения по тому или иному вопросу.

Принцип условности, состоит в том, что в силу ограниченности формата, объема или хронометража новости средств массовой информации не в состоянии передать все нюансы реальной информации. Из этого принципа вытекает принцип технологической зависимости, суть которого сводится к тому, что у разных СМИ разные выразительные средства, что приводит к тому, что тема, которая легко раскрывается в одних видах СМИ (например, экономика в газете), в других крайне сложно «переваривается» аудиторией. Следовательно, основанием для отсева темы или придания ей меньшего значения может быть несоответствие информационного повода тем выразительным средствам, которыми располагает данный вид СМИ.

Принцип объективности предполагает не абсолютную объективность, но постоянное дополнение темы новыми деталями, последующими публикациями, постоянный поиск полярных и неординарных мнений. В этом смысле, как пишут Билл Ковач и Том Розенстил[142], журналистика традиционных новостей представляет собой «перманентное движение к поиску правды». Каждый последующий материал должен предоставлять читателю возможность иначе взглянуть на проблему и таким образом помогать продвинуться на пути к истине. Традиционные новости в журналистике и принципы их создания должны вносить вклад в разностороннее отражение действительности.

Принцип объективности в связи с этим часто синонимичен принципу беспристрастности, то есть отсутствию у создателя журналистского материала желания при создании журналистского материала встать на ту или иную сторону.

Таким образом, можно сказать, что вид СМИ и его выразительные средства это не просто абстрактная форма представления информации, но и по сути формирующий эту информацию элемент, который обуславливает ее понимание и смысл.

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть – жанр[143]. Проблема жанрового разнообразия, адекватности применения жанров для тех или иных журналистских материалов является весьма серьезной и до сих пор не нашедшей своего теоретического решения задачей[144].

Классики российской теории журналистики считают, что жанры бывают разные. По Л.Е.Кройчику[145], жанр это особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная. Автор различает пять групп жанров:

оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях,

оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты,

исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарии, рецензии,

исследовательские – статьи, письма, обозрения,

исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, памфлет.

А.А.Тертычный[146] выделяет следующие жанры:

информационные – заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог;

аналитические – аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз;

художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Коллектив авторов[147] полагает, что жанры бывают такие:

информационные жанры – репортаж (проблемный, познавательный, событийный), интервью (-монолог, -диалог, -полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка), отчет,

аналитические жанры – корреспонденция, статья (передовая, теоретико-популяризаторская, проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензии, обозрение.

художественно-публицистические – фельетон и памфлет.

В.В. Ворошилов[148] предлагает свою классификацию. По ней жанры бывают такие:

информационные – новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет;

аналитические – корреспонденция, публицистический комментарий, рецензия, обозрение,

художественно-публицистические – очерк (портретный, проблемный, научно-популярный, путевой), фельетон, памфлет, заметка.

В рамках тройственных концепций существуют и иные классификации[149]. Например, ряд авторов в Интернете сотворили следующий текст «про жанры»[150]: «Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее».

Далее идет рассказ о том, что строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

Г.В. Лазутина и С.С. Распопова предлагают несколько иную по методологии модель жанров[151]. Они предложили различать жанры новостной, проблемно-аналитической, очерковой, смеховой, культурно-просветительской и интерактивной журналистики. Среди них:

Хроника – факт без подробностей. Это небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка.

Информация – короткая информация, или заметка.

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа.

Отчет – по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал.

Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки.

Обозрение – важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица.

Более интересно рассмотрение аналитических жанров. Они описываются как широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Принято замыкать описание групп жанров художественно-публицистическими. В них главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль.

Типичными жанрами данной группы являются:

Очерк, в котором факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение[152].

Есть еще один образец попытки осмысления теории жанров журналистских произведений[153]. Его написала бизнес-вумен от журналистики – Ирина Кобякова – поэтому некоторая энергичность выражений вполне простительна.

Итак, жанр газетной журналистики – это способ и форма производства публикации газетным журналистом: «И все. И не нужно больше ничего выдумывать. Признаться, меня раздражает умничанье создателей некоторых учебников для несчастных студентов. …». Ее классификация жанров газетной журналистики следующая:

Информационные:

– Информация, а также «новость», «информационное собщение», элемент «бегущей строки», «горячей линии»... Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.

– Заметка. Расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.

– Корреспонденция. Отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование, прогнозирование).

– Репортаж. Изложение актуального фактического материала, полученного с «места происшествия». Рассказчик – непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги.

– Интервью. Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте.

– Комментарий. Объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

– Отчет. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц.

– Опрос. Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

– Вопрос-ответ. 1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (напр., «прямая связь»). 2. «Пинг-понг» – автономно при презентации персон или рассказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.

– Совет. Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это – узкопециализированная информация: «советы садоводам», «наш домашний доктор»...

– Пресс-релиз. «Закулисный жанр», ибо готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или пециалистов.

– Некролог. Рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Аналитические жанры в изложении данного автора выглядят следующим образом:

– Отчет. Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие – в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.

– Корреспонденция.

– Интервью.

– Беседа.

– Круглый стол. То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.

– Комментарий. Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.

– Анкета. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.

– Мониторинг. Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.

– Рейтинг. Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т.д.

– Рецензия. Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства.

– Статья. Характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.

– Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй.

– Обозрение. Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ – спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания...

– Прогноз. Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

– Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

– Эксперимент. Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником...).

– Письмо. Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).

– Исповедь.

– Рекомендация.

И наконец художественно-публицистические жанры:

– Очерк. Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия – документальность, фактичность, объективность.

– Фельетон. Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы.

– Памфлет. «Брат» фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.

– Пародия. Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

– Сатирический комментарий. Сопровождение события и явления (чаще – слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.

– Житейская история. Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.

– Легенда. Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах (это не так, но оставим такое утверждение на совести автора).

– Эпитафия. Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода «пресс-реквием».

– Анекдот. Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

– Шутка. Вымысел, служащий развлечению читателей. «Добрый обман», часто используемый журналистами, например, 1 апреля.

– Игра. Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.

Есть и такая концепция журналистских жанров.

Информационные жанры

Основные жанровые подвиды информации таковы:

Разговорные (словесно – логические) жанры:

а) Новости в дикторском чтении;

б) выступление (в кадре, в газете, у микрофона).

Существенная черта – импровизационность, т.к. в них выражен как факт, так и эмоции мыслящего и сопереживающего человека. Носитель информации – лицо, персоналия во всем ее многообразии. Информация поступает из первых рук, обладая во многом за счет этого эффектом достоверности. Выступление может быть: официальным (оглашение точки зрения государственного или общественного института); организованным (по заранее подготовленному сценарию); текстовым (с заранее подготовленным текстом, что характерно для не только для телевидения, но и любых печатных СМИ); импровизированным (беседа в стиле импровизации); тезисным (выступление по тезисам); иллюстрированным (с заранее подготовленным видеорядом, изображением)

Текстовая информация:

а) Информационное сообщение – краткое некомментированное изложение событий и обстоятельств. Это максимально короткое изложение фабулы событий с точным указанием что, где и когда и при каких обстоятельствах произошло. Характерно для информационных агентств больше, чем для газет. В информационном сообщении важно точно подобрать лексические единицы для адекватного отображения факта, жестко выдерживать композиционное построение и максимально точно следовать фактам. Необходимо избегать выражений «около», «приблизительно», точно излагать цифры и даты. Надо избегать сокращений, по возможности, неупотребительных аббревиатур.

б) информационная заметка – расширенное авторское изложение событий. Для телевидения и радио аналог заметки – информационный сюжет.

в) репортаж – сообщение о событии с участием журналиста, находящегося на месте события. Может быть передано как в момент прохождения события, так и несколько позже. При увеличении разрыва между событием и его передачей, информационность репортажа снижается.

Отличие репортажа от информационного сообщения заключается в единстве места и времени действия. В репортаже место и время действия едины, информационное сообщение включает множество элементов.

В последнее время, по словам О.Р. Самарцева[154], для информационных жанров характерны две тенденции:

• персонификация – более личностный подход к изложению информации на доступных персонифицированных примерах;

• глобализация – более широкий взгляд на раскрываемую проблематику с привлечением сравнений, дополнений, аналогий, с предысторией (например, о террористе, захватившем подводную лодку, и о его семье, мнений соседей о нем и т.п.)

г) официальная информация – имеет, как правило, определенный формальный источник и не подвергается цензуре и редактуре на уровне издания. Допускается ее цитирование с точной ссылкой на источник.

Публицистические (документально-аналитические) жанры

Отличие этих жанров от информационных в доминировании авторского начала. Публицистическое произведение появляется как результат осмысления автором событий, т.е. как материал, где автор имеет большую степень свободы. Жанровые особенности публицистики заключаются в изначальном дуализме (но не противоречии) между свободой творческого поиска и требованием к точности факта. Автор имеет собственное отношение к материалу и может его обобщать, используя необходимые для этого факты из других источников, право на интерпретацию. По сути дела аналитика – это факт пропущенный через личность автора.

Главное отличие публицистики – аналитическое начало. Сопоставление сходных групп фактов позволяет выявлять общее, типизировать деятельность, и исследовать не столько форму ее проявления, сколько скрытую внутреннюю суть. Выводы публициста могут быть весьма обобщающими и неожиданными, он видит суть, предоставляя ее аудитории доказательно и компетентно.

Публицистика синтетична, т.е. имеет дело с информацией синтезированной, возникшей в результате сложного сочетания разрозненных фактов, понимания скрытых тенденций, видения неочевидных процессов. Информация в отличии от публицистики – репрезентативна, она воспроизводит действительность в том виде, в котором была зафиксирована.

Основные жанровые подвиды этой группы жанров:

Комментарий. Характерен для всех СМИ. Это произведение, исследующее данную тему, дополняющее сведения о нем, раскрывающее суть, смысл и содержание, подготовленное наиболее компетентным в этой области специалистом. Смысл комментария – объяснение факта при недостатке информации у аудитории (в силу специфичности проблемы, особой тематики или закрытости).

Анализ (аналитическая статья, аналитическая программа). Произведение всестороннее исследующее ситуацию, группу событий, событий на основании сопоставления фактов и событий, явлений и т.д. анализ имеет дело не столько с самим фактом и самой информацией, сколько с тем синтетичным предметом исследования, который можно назвать – аналитической информацией.

Комментарий дополняет факт, а анализ – прогнозирует. Анализу доступен не только расклад ситуации на составляющие, но и прогнозирование. Выводы аналитика тем более сопоставимы с действительностью, чем более компетентным специалистом он является.

Очерк. Наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; язык; подбор образов, сравнений и эпитетов; композиция и т.д.

Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургическим законам. Очерк полифоничен – в нем много различных линий. Очерк позволяет достаточно вольно использовать факт для создания образа. Он не требует жесткой связи со временем и местом действия, абсолютной точности в цифрах и датах.

Дискуссия. Отличается диалогичностью, т.е. когда мнение автора не является истиной в последней инстанции, а допускает возможность трансформации как в ходе индивидуального зрительского анализа, так и в очной беседы.

Дискуссия может быть импровизированная и сценарная, т.е. заранее выстроенная. Современная журналистика отличается диалогичностью. Диалогичность – это способ подачи материала, при котором установки и положения, приводимые в качестве аргумента, не являются косными и застывшими, а дают повод для размышления и последующего диалога, пусть даже внутреннего.

Монологический характер журналистики свойственен тоталитарным системам, рекламе и никаких трактовок при этом не допускается.

Диалогичность, характерная для современного стиля журналистики, достигается с помощью интерактивных методик, особой доверительной манеры ведения разговора. Диалог со СМИ в условиях новых технологий может вестись непрерывно и непосредственно, будучи обеспечен интерактивными методиками.

Обозрение (ревю). Материал обозрения – группа однородных событий политических, экономических, культурных, научных, производственных. Это могут быть также нескольких связанных между собой тематических групп (экономика – политика, производство – культура). Основываясь на фактическом материале, используя определенные критерии отбора, обозрение выстраивает разрозненные факты в определенной последовательности, выявляет существенное и приводит оценку событий, результирующий вывод из группы фактов.

Обозрение – это один из видов публицистики, которая имеет дело с группой фактов. Сравнивая обозрение с комментарием можно сказать, что комментарий – это объяснение содержания и смысла факта или группы фактов, а обозрение – это группировка фактов, нахождение связи между ними.

Беседа (ток-шоу). Беседа – это жанр, предусматривающий беседу автора со зрителем, с гостем, с аудиторией. Характерная и для печатных, и для электронных СМИ, беседа, как жанр, склоняется в сторону последних, в особенности телевидения.

Принципиально важное значение в беседе играет личность героя, т.е. центральной фигуры, которая является источником информации. Однако, важна и личность ведущего, т.к. неравноценность этих двух фигур, сторон общения приводит к ухудшению восприятия.

Американская концепция ток-шоу предусматривает несколько форм подачи беседы:

1. Один на один (в России – «Час пик», «Герой дня»);

2. Аудиторные ток-шоу (в России – «Акуна Матата», «Моя семья», «Про это»). Ток-шоу бывают с участием экспертов, с анонимным опросом, с полярными участниками. Беседа может носить характер свободный, импровизированный и сценарно заготовленный. Но во всех случаях принципиально важную роль играет эмоциональная составляющая.

Интервью. Интервью – это разновидность беседы, при котором есть две стороны интервьюер и интервьюируемый, беседа проходит по определенному плану, решает определенные заранее поставленные задачи.

Интервью затрагивает наиболее острые темы и может являться материалом, включенную в композицию другого материала. Интервью предусматривает большую степень готовности корреспондента к беседе, знание темы, умение психологически точно строить последовательность диалога для максимального раскрытия темы. В отличии от беседы, интервьюер в этом жанре внешне играет вспомогательную функцию, т.е. он лишь проводник, который позволяет узнать информацию. Чем меньше интервьюера на кадре и на странице, тем лучше.

Некоторые исследователи теории журналистики также выделяют и художественные жанры. Они позволяют автору строить материал с минимальным соотнесением его с реальными событиями и фактами, во многом на основании собственного образного восприятия автора, утверждает, например, О.Р. Самарцев[155]. Он же приводит часто используемую в различных произведениях метафору Александра Дюма, о том, что факт в художественном творчестве «гвоздь, на который художник вешает свою картину», уточняя, что то что безоговорочно относится к художественной литературе, для журналистики справедливо лишь отчасти: «В отношении факта в художественной журналистике следует пользоваться правилом, которое позволяет достаточно вольно его трактовать и интерпретировать, но не подменять другим или, тем более, не выдумывать несуществующие. Факт, взятый за основу художественного произведения, не может быть вырван из контекста или перенесен в иной контекст, искажающий его значение и суть[156]».

Требования жесткой достоверности к художественной журналистике, как правило, мало применимо, однако совершенно исключена и полная недостоверность. В этом смысле характерен жанр памфлета или фельетона, который в сатирической форме описывает некие события с привлечением сколь угодно вольных аналогий и параллелей, но сохраняет суть процесса или явления, концентрируя его в образном представлении. В некотором смысле, художественная журналистика способна ярче и очевиднее отобразить явление за счет концентрации содержания в цельном образе, нежели иные жанры, так как в силу художественной специфики вольно отбирает материал и компонует его, используя приемы искусства, драматургические и выразительные средства.

Резюмируя, видим, что среди всех концепций превалирует деление жанров на три группы.

1 группа. Информационные жанры

Это тип произведений, которые являются сложившимся жанром в силу устойчивости их жанровых признаков. Информационные жанры отображают действительность, максимально приближаясь к ее исконной сущности, максимально точно и полно отображая происходящее, поскольку информация не приемлет домыслов, интерпретаций и всего подобного, а буквально фиксирует действительность в том виде, в котором она доступна отображению.

2 группа. Аналитические, публицистические (документально-аналитические жанры)

Здесь авторы имеют больше возможности показать свое «я», поскольку у них есть возможность выстраивать в тексте такую последовательность событий и комментариев, имея возможность перестраивать, видоизменять их по своему усмотрению. Как пишет по этому поводу О.Р.Самарцев[157], «преломляя факты через призму собственного видения, собственной позиции, автор тем самым осуществляет творческий их отбор, выявляя наиболее на его взгляд существенное, отсекая второстепенное, но не в коем случае не искажая их». Публицистика, по мысли этого автора, руководствуется индивидуальным видением, однако правило паритета в выражении различных мнений играет здесь не менее важную роль. Получается так, что публицист балансирует на грани допустимого и недопустимого личностного отношения, сохраняя нетронутой и не искаженной канву реально произошедших событий, спектр доступных ему фактов и мнений о них. Публицистика требует высокого профессионального уровня и широкого кругозора, большой гражданской ответственности и взвешенности от журналиста.

3 группа.Современная теория журналистики утверждает, что все большую роль играют межвидовые жанры, который можно называть синтетическими:

Межжанровый синтез[158], как явление пока мало изучен в теоретическом аспекте, что, с одной стороны, плохо, поскольку отсутствие теории не позволяет выйти на требуемый уровень серьезных обобщений. Но с другой стороны, есть возможность для рефлексивного анализа и прогнозов всех возможных результатов сплава нескольких жанров воедино и появлений на этой базе новых произведений, не ограничиваясь только наиболее часто повторяющихся. Этому способствует целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера. Можно, например, рассмотреть видеоклип, как наиболее характерного примера межжанрового синтеза в журналистике и СМИ.

Технология создания видеоклипов[159], которые некоторые теоретики почти сразу поспешили назвать новым жанром, начинает развиваться именно с внедрением в телевидении новых технологий, происходивших на рубеже начального периода трансформации его эстетических принципов. Разумеется, некоторые основания для этого были, так как видеоклип явственно стоял особняком как по средствам, так и по содержанию от всех иных видов телевизионного зрелища. Он сочетает самые разнородные элементы – текст и музыку песен, изображение и драматическое действие, динамизм, композицию и хаос, графику и свето-теневые эффекты. Клипы зачаровывают зрителя сложнейшей рваной темпо-ритмикой, Там время и пространство искажены и нарушены причинно-следственные взаимоотношения элементов. Структура смыслов существует словно сама по себе, вне единства с содержанием, а, порою, и вопреки содержанию. Клип нарочито игнорирует смысл сказанного[160], заменяя его смыслом происходящего, слова перестали играть роль, а динамическая синтактика зрелища приобретает силу магического, почти ритуального и надчувственного действа. Видеоклип изменил отношение аудитории не только к самому телевидению и самому восприятию музыки, он родился во взаимопересечении и стал неким третьим, самостоятельно существующим явлением. Подобно замкнутому миру, существующему в цельной панораме действительности, которую развертывает перед зрителем телевидение, видеоклипп сочетал в себе черты особого эстетического единства и части более общей эстетической системы.

По сути дела, клиповый стиль раздробленного на мельчайшие элементы действия как новый жанр, уходит корнями в иные, традиционные жанры – комикс, кинофильм (киноэссе, кинозарисовка) т.д.

Появляющийся в последние годы жанр компьютерного анимационного фильма вырос из этого стиля со свойственной ей преувеличенно акцентированной структурой, при которой сама структура, темпо-ритм, композиционное единство превалирует над тем содержанием, которое выражается при помощи графики. Даже не улавливая деталей графического «морфинга», зритель поддается организующему единству структуры и верит ей, воспринимая ее как новую ступень условности, абстрагирующей действительность до предела.

Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, поиск ведется в сколь угодно вариативном их сочетании.

Например, современные информационно-аналитические программы (как уже исчезнувшие из эфира, такие как усопшие «Итоги» Е.Киселева на НТВ и программа С.Доренко на ОРТ, так и ныне процветающие «Воскресное «Время»» на Первом канале, «Вести недели» на «России 1» и другие) не проводят четкого разделения на информационные и публицистические блоки (что произошло и как нам к этому должно относиться). Напротив факт и мнение здесь существуют в неразрывном единстве, поддерживая друг друга. «Рейтинг слухов» в газете «Московский комсомолец», Ульяновская газета «Симбирские губернские вести» (с лозунгом во главе выпуска «завирательные и совершенно фантастические истории», основанные на публикациях местной прессы, а так же некоторые факты из жизни «замечательных» людей Ульяновска, как имеющие место быть, так и не быть») – демонстрируют сложное сочетание вымысла и факта, существующих в единстве и трудно разделимых.

Такая смесь жанров не может не вызывать опасений радетелей за «чистоту» теории журналистики. Но на самом деле с точки зрения системы по-другому и быть не может, поскольку, как уже неоднократно видели, четких границ между субстанциями системы нет и не может быть.

Синтез жанров, таким образом, предстает именно как показатель реальности журналистики, ее нормального существования. В таких условиях появляется возможность (по крайней мере для наиболее талантливых журналистов) решать нестандартные задачи, постоянно возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени.

То есть, настает время представить именно системную картину жанров.

В этой связи встает задача определения смыслообразующего центра этой системы. Анализируя журналистскую деятельность, нельзя пройти мимо того очевидного факта, что смыслом такой деятельности является создание текстов. Известно, что существует два основных понятия, описывающих «текст»: культурологическое и лингвистическое.

Лингвистическое – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка)и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку[161].

Сущностные признаки такого текста: целостность, связность, включенная в него тем или иным способом информация о говорящем и адресате, о ситуации общения, обработанность речетворческого материала в соответствии с законами и нормами естественного языка.

Культурологическое понимание текста исходит из того, что исходным моментом является именно то, что сам факт лингвистической выраженности перестает восприниматься как достаточный для того, чтобы высказывание превратилось в текст. Вследствие этого вся масса циркулирующих в коллективе языковых сообщений воспринимается как не-тексты, на фоне которых выделяется группа текстов, обнаруживающих признаки некоторой дополнительной, значимой в данной системе культуры выраженности[162].

В этой связи крайне важным является тот факт, что для современного читателя традиционный «эффект присутствия» достигает предельных значения и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психологическое состояние. Человек не поглощает сведения, а оперирует информацией. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках, тезаурусах библиотек или Интернете, в собственном образовании или личной ментальности[163].

В этой связи пятикомпонентная формула создания текста массовой информации выглядит таким образом: «кто сказал», «что сказал», «через посредство какого канала коммуникации», «кому сказал», «с каким результатом» при всей ее банальности и очевидности как раз и может быть тем самым краеугольным камнем системы жанров.

Тексты, как видим, появляются лишь и только в результате деятельности социума и межсоциального взаимодействия. Поэтому можно провести некоторые прямые аналогии. Точно так же как любому событию предшествует подоплека различной продолжительности (например, рождению ребенка предшествуют такие события как знакомство будущих папы и мамы, их совместное общение и проведение вместе свободного времени, потом – свадьба и ряд других ритуальных и не только ритуальных действий, после чего через в определенный природой срок появится на свет ребенок). Точно так же у всякого информационного сообщения о события должна быть информационная подоплека. В свою очередь событие не повисает в воздухе и не исчезает вместе с публикацией о нем, оно всегда продолжается во времени. Точно так же как наш ребенок растет, учится, бегает, веселится, взрослеет и лет через двадцать уже он становится родителем нового ребенка, да еще и нескольких…

Итак, когда идет речь об информационной журналистской деятельности, всегда имеется в виду так называемая информационная цепочка. Она выглядит следующим образом: подоплека – анонс – информация о событии – аналитика – обновление и актуализация подоплеки – новые анонсы – информация о событии – аналитика и так до бесконечности.

Параллельно информационной ведется также рекреативная журналистская деятельность, которая характеризуется своим подбором жанров. Связывает ее с информационной такой жанр, как анекдот. Но о нем немного позднее.

После всего указанного подробное системное описание жанров текстов журналистики может быть представлено следующим образом.

Жанр подоплеки:

База данных – выстроенная по определенному алгоритму совокупность сведений по той или иной проблеме, по событиям, по личностям, по процессам, законам и так далее. Может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде. В последнем случае резко упрощается поиск нужной информации, появляется возможность значительно увеличить объем используемых данных.

Характерным отличием подоплеки от прочих жанров журналистики является ее принципиальная «непечатаемость», поскольку абсолютному большинству массовой аудитории все нюансы того или иного события знать не хочется, да и не зачем. Но на выходе подоплеки должно быть практически полное представление о том, что увидит журналист на мероприятии. Отсюда, кстати, следует правило, что 90% текста должно быть написано до того, как произойдет само событие.

Жанры анонсов:

Краткий анонс – короткое сообщение (20-30 знаков) о предстоящем событии, написанное в стиле «что? где? когда?». Самым характерным видом такого анонса является театральная или киноафиша, краткое объявление. К ним также можно отнести, например, такие газетные сообщения, как сообщения о смерти и прочие краткие сообщения о предстоящих событиях, мероприятиях и т.д. Кстати, именно «Театральный роман» М.А.Булгакова[164] показывает нам, как маленькая афиша становится причиной бурных страстей.

Развернутый анонс – сообщение в 100-300 знаков о предстоящем событии, в котором сообщается о дате и месте будущего события, его основных участниках, о перечне и порядке событий, которые произойдут по указанному месту в указанное время, продолжительность будущего события и многое другое.

Информационные жанры (здесь используется классификация предложенная А.А.Тертычным[165]):

Заметка – краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы.

Информационная корреспонденция – отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Информационный отчет – причина отнесения типа публикаций, обозначенных как «информационный отчет», к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Именно в ходе их вырабатывается «продукция», представляющая собой различные планы, заявления, намерения, решения и т.д., и воспроизводящая потенциальный объект интереса аудитории СМИ (хотя, разумеется, ее могут интересовать и различные стороны хода самих конференций, собраний и прочих мероприятий).

Информационное интервью – появляется там, где при сборе материала был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: «что? где? когда?» Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: «почему? каким образом? что это значит?» и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

Блиц-опрос – это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого – получение ответов на несколько (порой – множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых – краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.

Вопрос-ответ – возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Подобного рода публикации существуют на страницах прессы с незапамятных времен. Существуют они в журналистском обиходе под определением «Ответы на вопросы». А.А. Тертычный предложил выделить их в отдельный жанр, поскольку, с одной стороны, их обычное причисление к жанру заметки приводит к необоснованному расширению этого жанра. С другой стороны – у «ответов на вопросы» существуют специфические черты, по которым их вполне можно отнести к самостоятельному жанру. Главная из них – неразрывное единство вопроса и ответа.

Репортаж – король информационных жанров. У лучших журналистов он находится на стыке с аналитикой. Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода публикации стали называть «отчетами». А «репортажами» – публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что называется очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Некролог – специфический жанр. Его жанровое своеобразие определяется предметом отображения, каковым является факт смерти какого-то человека. Смысл публикаций этого рода заключается прежде всего в том, что они просто извещают аудиторию о смерти людей (прежде всего – известных данной аудитории). Кроме того, некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

После публикации информационных сообщений следует рефлексия, анализ произошедшего события. Особую ценность представляет ситуация, когда «что-то пошло не так». В этом случае появляется материал для анализа. С другой стороны, даже если все идет так как должно, само событие – лишь одно из многих в цепочке событий. Выстраивая такую цепочку, журналист создает ту картину мира, которую он представит миру. Если эта картина будет убогой или попросту неполной, то такого журналиста ждет неминуемый профессиональный крах.

Аналитические жанры (здесь также используется классификация А.А.Тертычного[166]:

Аналитический отчет – предметом журналистского аналитического отчета является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей – выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Этот же предмет, разумеется, может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репортажа, корреспонденции присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о самостоятельном жанре журналистики.

Аналитическая корреспонденция – предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция. Центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Аналитическое интервью – отличается от информационного тем, что несет в себе не только сообщение о факте, отвечая на вопросы: «Кто? Что? Где? Когда?», но и содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: «Почему? Каким образом? Что это значит?» и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Аналитический опрос – имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. Но в отличие от публикаций, относимых к жанру информационного опроса, публикации, составляющие жанр аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария. Это становится возможным в результате «кумулятивного эффекта», возникающего при объединении в одном тексте нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос. Отнесение публикации в данном случая к жанру интервью происходит по методу получения журналистом информации, изложенной в ней, но не по содержанию этой информации, которое может быть оценочным, комментирующим по своей сути.

Беседа – наряду с интервью, опросом является важным аналитическим жанром журналистики, опирающимся на использование диалогического, вернее, «полилогического» метода получения информации.

Комментарий – функции этого жанра неразрывно связаны с его предметом. Он рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. Все многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы: об особенностях или новых качествах факта, его ценности; о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях; о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта); о порядке развития комментируемого явления; о тенденциях, закономерностях развития общества, которые проявляются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта; о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов.

Социологическое резюме – представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме.

Анкета – дает в распоряжение журналиста сложный и разнообразный материал. Во-первых, анкета, как правило, включает в себя достаточно много разных вопросов, нацеленных на выяснение тех или иных сторон явления, которое становится центром внимания анкетируемых. При этом организатора анкетирования (или журналиста) могут интересовать как характеристики самого предмета (т.е. сведения о сущности предмета, его количественных и качественных характеристиках), так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, который они рассматривают.

Во-вторых, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких (порой десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной информации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и структуре конкретное журналистское произведение.

Мониторинг – жанр долговременного изучения того или иного социального объекта.

Рейтинг – название данного жанра происходит от английского «rating», что переводится как «оценка», «классификация». Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публикаций периодической печати, относимых к жанру рейтинга, выступает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку.

Рецензия – как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую социальную оценку, выводящую на обсуждение (осуждение) тех или иных социальных проблем.

Статья – является основным жанром в аналитической журналистике. Под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, процесс или явление.

Журналистское расследование – предметом этого жанра обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внимание общества). Цель журналистского расследования прежде всего и заключается в том, чтобы определить корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный негативный или криминальный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: «Почему?» Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: «Как?» и «Что сделать, чтобы этого больше не повторялось?» Причем, ответ на третий вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю.

Обозрение – определяющий признак этого жанра – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации.

Обзор СМИ – этот жанр рожден расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю.

Прогноз – суждение о будущем. Самый наглядный показатель компетентности журналиста. Поэтому, кстати, сами журналисты нечасто рискуют выступать с ними, предпочитая публиковать суждения специалистов.

Версия – основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как корреляция причин произошедших событий на последующие.

Эксперимент – жанр активного участия журналиста в социальной жизни и выявления основных алгоритмов происходящих событий путем «вбрасывании» в массовую аудиторию эталонных текстов для отслеживания реакции читателей. Ожидаемая реакция может быть разной: от простого одобрения (неодобрения) до активных практических действий.

Письмо – публикации, выполненные в жанре письма, часто называют эпистолярной журналистикой.

Исповедь – к этому жанру журналистики относятся публикации, предметом которых является внутренний мир авторов этих публикаций. Основным методом, который применяется при подготовке таких публикаций, является самоанализ.

Рекомендация (совет) – тексты, содержащие рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, являющиеся ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории.

Аналитический пресс-релиз – подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. Цель аналитического пресс-релиза заключается не просто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и доказать это.

Анекдот – сложнейший аналитический жанр, сочетающий в себе информационную и рекреативную журналистику. Он же является одним из самых гонимых и дискредитируемых современных жанров.

Он настолько многослоен и глубок, что его изучение составляет особую, можно сказать фундаментальную, проблему рассмотрение адекватности проводимого массово-информационного процесса реальной жизни общества, ее информационных запросов, потребностей и интересов. Можно долго и мучительно выискивать выразительные средства для повышения эффективности материалов. Можно старательно набирать сенсационные материалы и завлекать цветными обложками. Можно использовать в качестве основы для лексикона журналистского произведения искусственные идеологемы (или иные модные словосочетания). В работе Н.А.Купиной[167] приводится целый список подобных речевых оборотов. Но если основной смысл произведения журналиста находится в явном противоречии с реальной действительностью, то говорить об адекватном восприятии данного материала, а тем более об использовании в жизни и деятельности предлагаемых в нем алгоритмов деятельности не может быть и речи.

Более того, при явном противоречии предлагаемой информации реальной практики личности и социума происходит процесс инверсии содержания информационной посылки, когда тема остается прежней, но ее раскрытие становится полностью противоположным.

Лучше всего данный процесс можно наблюдать с помощью анекдотов.

Рассмотрению подлежали некоторые немецкие анекдоты времен Третьего рейха и советские анекдоты с середины 1960-х годов по настоящее время.

Наиболее характерным для народного юмора является резкое неприятие бессмысленных идеологем, особенно если они употребляются к месту и не к месту. Вот, например:

Адольфу Гитлеру мы обязаны всем здоровым подрастающим поколением. Здоровые крестьяне производят здоровый скот.

Сын спрашивает у отца:

– Папа, у нас уже построен социализм, или будет еще хуже?

Или для современной России:

– А почему вы решили, что когда будет свобода, вас по-прежнему будут кормить?

Резко высмеивает народный юмор просчеты в широко разрекламированных производственных программ:

Хрущев обратился к Кеннеди с просьбой продать зерно. Кеннеди продал, но спросил:

– А когда вы распространите коммунизм по всей Земле – где тогда хлеб покупать будете?

В 1979 году с помпой достойной лучшего применения прошел очередной Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам на железнодорожном транспорте. Все газеты были забиты материалами о совершенствовании работы МПС. Народный юмор тут же уловил суть проблемы:

Едут в одном вагоне Сталин, Хрущев и Брежнев. Вдруг поезд остановился – рельсы кончились. Выходит из вагона Сталин:

– Гдэ началник дороги? Расстрэлят!

Потом ткнул пальцем в какого-то парнишку:

– Тепер ты началник дороги. Строй!

Едут дальше. Вдруг опять стоп, опять рельсы кончились. Выходит из вагона Хрущев:

– Ну-ка, к едрене фене, берем рельсы с конца и переносим вперед.

Едут дальше. Опять рельсы кончились. Выходит Брежнев:

– Значит так, дорогие товарищи. Вот вы берете в руки веточки с листьями и бегаете вдоль вагона, а вот вы раскачиваете вагон и громко кричите: Тук-тук, тук-тук, тук-тук!

Достаточно характерным для анекдота является использование омофонов, то есть, различных по смыслу слов, звучащих примерно одинаково.

Встречаются два врача-психиатра. Одни говорит:

– Хайль, Гитлер!

Другой отвечает:

– Лечи его сам!

На заседании Политбюро Брежнев тихо дремал, вдруг встрепенулся:

– Идея.

Все к нему:

– А, что? Какая идея? Что пришло в вашу гениальную голову?

А Брежнев и говорит:

– Мы вот тут посовещались и спрашиваем: И где я?

Народный юмор очень четко и грубо отслеживает самые уязвимые точки господствующих кумиров.

Почему это фюрер всегда держит фуражку ниже живота? Это он заботится о последнем безработном.

Брежнев выступает на Политбюро:

– У нас процветает грубость и неуважение к человеку. Вчера, когда мы хоронили товарища... Кстати, где он? Когда же заиграла музыка, только я один догадался пригласить даму на танец.

Несмываемым черным пятном на российской журналистике будет лежать печать написания за «дорогого и уважаемого генсека» трилогии «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Народный юмор отреагировал на непристойную возню вокруг этих произведений таким образом.

По прямому проводу Сталин звонит на фронт Жукову, а телефонист ему и отвечает:

– Извините, товарищ Верховный Главнокомандующий, но маршал Жуков сейчас советуется с полковником Брежневым по поводу предстоящей войсковой операции.

Немецкий народный юмор также прошелся по полководческим талантам своего «отца нации»:

– В чем разница между Адольфом Гитлером и солнцем. Солнце на востоке всходит, а Гитлер на востоке закатится.

– Фольксшурмисты в возрасте от 50 до 60 лет могут быть освобождены от службы, если они представят справки, что их отцы находятся на фронте.

– По кладбищу идут с лопатами двое мужчин. Какой-то старик кричит им вслед: «Вы что, хотите откопать замену для фольксштурма?»

Никогда и никому не удавалось и не удастся обмануть народ по поводу истинных основ того или иного строя, его квинтэссенции.

Для гитлеровской Германии это выразилось в ставшем крылатом выражении:

– Наполеон жалуется: ах, как жаль, что у меня не было доктора Геббельса. Франция никогда бы не узнала о моем проигрыше в войне с русскими.

Для эпохи Хрущева эта ключевая фраза звучала уже так:

– Ну что, будем сеять кукурузу, или будем сажать?

– Нет, лучше сеять!

Для эпохи Брежнева:

– Хорошо работаешь, на БАМ пошлем!

Для новых русских времен:

Новый русский на очередном банкете спит, уткнувшись в тарелочку с черной икрой. Его приятель поднимает его голову и спрашивает:

– Как жизнь, Вася?

– Удалась, – произнес тот и снова уткнулся лицом в тарелочку с икрой.

Так же и появление новых действующих лиц в истории России, т.н. «новых русских», которых журналисты кинулись во все лады расхваливать, как людей, способных вдохнуть новые силы в слабеющую российскую экономику, было рассмотрено народом, что называется, под лупой, и появились анекдоты-диагнозы умственных, деловых и культурных способностей «новых русских».

Новый русский рассказывает о своем бизнесе:

– А чё! Я конкретно закупаю в Германии цистерну пива на тысячу баксов. Гоню ее сюда. А здесь продаю за три тысячи баксов. Вот на эти два процента я и живу.

Купил новый русский «шестисотый». Через неделю приходит и покупает еще один. Потом еще через неделю еще один. Ошарашенные продавцы его спрашивают:

– Что с автомобилями?

– Да там пепельницы маленькие. Засоряются быстро.

Новый русский приценивается к иномарке. Продавец расхваливает машину:

– Такой комфорт, сплошная автоматика, по дороге идет как ласточка.

– А скорость?

– Ну вот если прямо сейчас вы поедете в Санкт-Петербург, то будете там в четыре утра.

– Не, братан, не пойдет.

– Как, почему?

– Ну ты сам чисто конкретно подумай. Ну и на фига мне Санкт-Петербург в четыре утра?

Выходит новый русский из Эрмитажа. Его спрашивают:

– Ну, как?

– Братаны, все конкретно по понятиям. Бедненько, но чисто.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.06 с)...