Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Центральной идеей баптистской доктрины Искупления является учение о заместительной смерти Христа за всех грешников, удовлетворившей требованию правосудия Божия. Она выводится ими главным образом из юридически истолкованных сектантами образов искупления взятых из Ветхого Завета.
Представление о заместительной жертве, по мнению баптистов, было дано еще в Ветхом Завете. В книге Левит говорится, что правом искупления человека, который продался пришельцам обладал близкий родственник (Лев. 25,47-55). "Бог установил закон о родственнике-искупителе, чтобы подготовить почву для пришествия Христа, Который, воплотившись, стал нашим родственником и таким образом получил право искупить нас'""". Идея заместительной жертвы может быть выражена формулой: одна жизнь за всех, - что находит свое выражение в пророчестве Исаии: "Господь возложил на Него грехи всех нас" (Исх. 53,6)'""". Из этих библейских текстов следует, что Искупитель должен был быть человеком, чтобы иметь право выкупа и Богом, чтобы внести соответствующий выкуп. Поскольку ранг личности, которой было нанесено оскорбление и масштаб этого греха требовали бесконечного удовлетворения, то заместительная жертва должна была обладать равноценными качествами, то есть быть Богом.
Необходимость избавления от наказаний Божиих посредством выкупа находит свое обоснование и в представлении сектантов о Боге, точнее - в учении о Его святости'""", чьей важной чертой является праведность и справедливость (Авв.1,13)'"""". Святости свойственна нетерпимость ко греху'""", выражающаяся через правосудие Божие, задача которого состоит в том, чтобы осуществлять наказание виновных. Поскольку Бог в силу этого свойства Своей природы не может не быть правосудным (то есть не может не наказывать), то правосудие не допустит попыток ни отклонить наказание, ни уменьшить кары за нарушение закона Божия, поэтому грешники находятся под вечным проклятием (Мф. 25,45; Мк. 9, 43-48; Рим. 6, 23; Откр. 21,8). Единственный путь избавить грешника от вечного проклятия, по мнению сектантов, состоит в том, чтобы кто либо невинный и безгрешный добровольно согласился принять на себя гнев Божий""" и согласился бы умереть вместо грешника за его личные грехи и преступление Адама. Избавление от наказания сводится таким образом к предоставлению Богу возможности излить свой гнев на жертве замещающей собою грешника.
Только при таких условиях Бог получит возможность удовлетворить свой гнев, что явится основанием для того, чтобы смилостивиться над грешником, не игнорируя Своего правосудия и не нарушая его.
Во Христе исполнились все требования Божьего правосудия. Когда Он шел на распятие Бог возложил на Него грехи всего человечества и излил весь Свой гнев, так если бы Христос Сам совершил каждый из этих грехов (Ис. 53,10). Христос занял место грешников перед Богом и испил за них всю чашу гнева. По мнению сектантов, "Его страдания на кресте равнялись мукам грешников в аду" и во время голгофских мучений Он якобы пережил отделение от Отца, о чем говорят Его слова: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?" (Мф. 27,46). После того как "страдание во искупление завершилось, Христос сказал: "Свершилось" и предал дух Свой в руки Отца"""'. "Когда были произнесены эти слова, была принесена... заместительная жертва". Тем самым была разрушена преграда отделявшая Иисуса от Отца в момент страдания. Открыв этот путь для Себя, отмечают сектанты, Иисус открыл Его и для нас.
Таким образом. Своими страданиями и смертью Христос полностью удовлетворил правосудию Божию, и, по мнению баптистов, заместил Своими страданиями вечные страдания всех грешников'"™".
Оправдание же без заместительной жертвы, сделало бы правосудие Божие компромиссным, чего, как полагают баптисты, не может быть. Они признают, что всем людям отвратительна сама мысль, будто Бог может применять такую жесткую кару как вечное осуждение, но Он принуждаем к этому абсолютной необходимостью, вытекающей из Его природы. Бог является Законодателем и Судьей и не может отказаться от своей обязанности судить.
Однако, с нравственной точки зрения, юридическая теория спасения противоречит евангельскому духу, поскольку "свобода Божественной любви оказывается подчиненной жесткой необходимости свирепого эгоцентрического "правосудия", требующего садистского удовлетворения'""""". Справедливость Божия предстает как превосходящий все закон"'""". В результате чего Бог Отец превращается в неумолимого и грозного Судию, требующего удовлетворения своего гнева и получающей его лишь смертью Христовой на Кресте.
Та же справедливость, по мнению баптистов, есть причиной вечных мук"'"'" и бытия ада. Согласно же православному учению существование ада является выражением Божией любви. Господь предоставляет грешникам согласно их желанию возможность находиться вне общения с Ним, поскольку их пребывание в нетварном свете Его Божества будет для них более невыносимым, чем вне этого света.
В сектантском представлении об Искуплении вскрывается вся несостоятельность баптизма. С одной стороны, они признают, что все человечество унаследовало поврежденное человеческое естество, но с другой - требуют от падшего и подверженного тлению человека нравственного богоподобия, отрицая при этом возможность благодатной (в православном понимании этого слова) помощи Божией. Отсюда следует, что Христос лишь избавил людей от гнева Божия и наказаний за грехи, но не предоставил им средств к противостоянию проявлениям греха, коренящегося в человеческом естестве. Сектантам чужда сама постановка вопроса о спасении, как уврачевании от греховной скверны нашей природы и ее обожении. Но именно в таком контексте и в полном согласии с свидетельством Писания говорят святые отцы о существе нашего спасения: "Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом'""""'1. В этой фразе они стремились выразить саму сущность христианства: "неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, - снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством". Искупительный подвиг Христа "непосредственно связывается здесь с конечной целью поставленной перед тварью, а именно - соединением ее с Богом. Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына, - Бога, ставшего человеком, то... нужно, чтобы каждый из нас стал также богом по благодати, или "причастником божественного естества", по выражению святого апостола Петра (2Петр.1,4)"'""""1.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!