Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История меннонитсткой братской общины



В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[4] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась новоменнонитство или Меннонитская Братская община.

Пиэтическое движение получило распространение с 30-х годов 19 в. среди всех российских колонистов. Последователи этого движения, не удовлетворялись своими церковными службами, стали устраивать отдельные собрания, которые назывались по-немецки stunden. Штунды были различными: библейскими, назидательными (andachtsstunden), молитвенными и миссионерскими. Среди пиэтистов были и русские, но вначале они не порывали с Православием.

Представителем нового направления в России был Вюст, начавший свою деятельность в 1845 году в среде немецких пиетистов в Тарической губернии (Бердянский уезд).

Под влиянием проповедей Вюста, рисовавшего мрачные картины будущих мучений, его слушатели сокрушались в грехах, каялись; за этим сокрушением следовало состояние внутренней отрады и блаженства, соединенного с чувством доверия к Богу. У некоторых чувство радости было настолько сильно, что им чудился в душе невидимый глас: "твои грехи уже прощены, ты - свят".

Осознание себя спасенным было делом чисто субъективным. Опыт личного Богообщения для пиетиста был уникален и поэтому принимался как подтверждение веры в то, что человек спасен.

Движение, вызванное его проповедью, распространилось в колониях немецких поселенцев Юга России, независимо от их конфессиональной принадлежности: среди лютеран и меннонитов. Последователи Вюста несмотря на разную конфессиональную принадлежность общались между собою. Особое распространение это движение получило среди молоканских меннонитов.

Новое движение смотрело на себя как на общество возрожденных и святых и противопоставляло себя старому меннонитству, которое еще до времени переселения в Россию отошло от прежних принципов Менно, особенно по части дисциплины. Крещение в нем совершалось по традиции после изучения основных принципов вероучения, не было эмоционального "возрождения" и "обращения" и оно приобрело обрядовый характер. Церковная жизнь, по мнению сторонников Вюста, была низведена до мертвых форм, дисциплина упала настолько, что порочным лицам оказывалось крайнее снисхождение. Кроме того, вюстовцы по причине субъективного толкования Библии. Но какой подход отличался от староменнонитского, предполагавшего коллективное, то есть общинное толкование Писания.

Эти разногласия привели к расколу и образованию новоменнонитства.

В новой общине крещение совершалось по вере через полное погружение, над лицами "раскаявшимися и обращенными”.

Постепенно новоменнонитские идеи с Юга России стали проникать в среду колонистов Центральной России и Киевской губернии.

Так влияние пиэтизма распространилось среди меннонитов в Хортицком округе с 1855 г, где к этому времени образовалась группа, находившаяся под влиянием германских баптистов. Одним из лидеров этой группы был Абрагам Унгер. Он переписывался с лидером немецких баптистов Онкеном по вопросу крещения и сделался его последователем. В 1861 г. Унгер просил прислать Онкена в Россию немецких баптистов для упорядочения жизни новоменнонитской общины, но сделать это не удалось. Поскольку Унгер был знаком с новоменнонитским движением, идеи которого были весьма близки к баптистским, то весной 1862 г. он принял крещение от новоменнонитов и вскоре после этого того была образована новоменнонитская община в Эйнланге Хортицкого округа. Она усвоила себе многие черты баптизма, в частности, обязательным было крещение по вере через погружение. Без такого крещения никто не допускался к участию в обряде преломлении хлеба. В последующем эта община стала баптистской. В 1869 г. Россию посетил Онкен, который утвердил (посвятил, рукоположил) Унгера на должности пастора.

Начиная с 1863 г. новоменнониты занимались прозелетизмом и среди православных, за что неоднократно привлекались к ответственности, как нарушители российских законов, и среди общин других конфессий (лютеран, старых меннонитов). Их деятельность вызывала беспорядки в жизни колоний и привела к раздорам и вражде вначале в семьях, а затем в светском обществе.

Окончательная организация всех новоменнонитских общин в России завершилась образованием в 1872 г. в духе баптизма "Союза новоменнонитского братства". Они переняли их организацию и усвоили себе баптистские приемы и методы миссионерской работы. С тех пор новоменнониты находились в тесных отношениях с баптистами: принимали крещение от баптистских проповедников, совершали для баптистов крещение и участвовали с ними в обряде преломления хлеба. Некоторые исследователи называют новоменнонитство меннонитской формой баптизма.

В 1876 г. было издано первое вероизложение новоменнонитов, дословно повторяющее баптистское, принятое на их первой Генеральной Конференции в Гамбурге в 1849 г., но отличающееся от него лишь отрицанием военной службы, присяги и учением о совершении обряда омовения ног.

Таким образом, пиэтическое движение среди российских колонистов и новоменнонитство способствовали распространению на юге России баптизма.

Российские меннониты и новоменнониты вели миссионерскую работу в Индии. Миссия русских новоменнонитов в Индии работала совместно с Американским Баптистским Миссионерским Союзом.

После революции 1917 г. много меннонитов погибло в ходе гражданской войны, а их хозяйства были разграблены. С 1923 г. началась новая волна эмиграции, главным образом в Канаду, некоторые направились в Ю.Америку и в Парагвай; из России уехало 22 000 меннонитов.

В 30-х годах, во времена коллективизации, сотни меннонитов были расстреляны или сосланы на Восток. После нападения Германии на СССР последовало очередное перемещение на Восток. Но всех не удалось выслать и 35 000 ушли на Запад вместе с немецкими войсками, однако, 20 000 из них в последствии были захвачены советскими войсками и возвращены в СССР.

С 1971 г. меннонитам разрешили уезжать из СССР в Германию. К настоящему времени количество переселенцев перевалило за 100 000. В России сейчас осталось около 10 000 меннонитов, проживающих преимущественно на Урале, а также в Казахстане и в Киргизии.

В настоящее время образован Центральный комитет меннонитов России, а также Московский Центр меннонитов для связи с другими конфессиями и организациями.

Современное меннонитство утратило свои первоначальные черты: представление о себе как обществе святых, религиозный энтузиазм, нетерпимость к другим вероисповеданием и стремление к прозелетизму. Сейчас - это застывшая в установившихся формах обряда и уживающаяся с другими конфессиями еще одна деноминация. В царское время меннонитство отождествляло себя в культурном отношении с немецкой нацией. Большинство современных меннонитов не забыли своих национальных корней.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...