Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пути происхождения адаптации. 21 страница



Финноязычным народом северо-востока Европейской части СССР являются коми — основное население Коми АССР; очень близки к ним комипермяки, проживающие на территории Коми-Пермяцкого национального округа Пермской области. Общая численность тех и других 475 тыс. Язык коми включается в так называемую пермскую группу финских языков, куда относится также язык удмуртов. Удмурты (704 тыс.) живут на территории Удмуртской АССР.

Самый крупный финноязычный народ Поволжья — мордва (1263 тыс.), проживающий на территории Мордовской АССР, а также в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Куйбышевской и Чкаловской областях. Мордва подразделяется на две основные этнические группы — мордву-мокшу и мордву-эрзю. К финнам Поволжья относятся также марийцы (599 тыс. в Марийской АССР), подразделяющиеся на горных, живущих на правом высоком берегу Волги, и луговых — на левом низменном берегу.

С указанными народами Поволжья много общего в культуре обнаруживают чуваши, проживающие в основном в Чувашской АССР (1694 тыс.), но чувашский язык относится не к финской, а к тюркской языковой группе.

К тюркоязычным народам Европейской части СССР принадлежат также татары (5931 тыс.), широко расселенные помимо Татарской АССР и в ряде областей Поволжья, и башкиры (около 1240 тыс.), живущие преимущественно на территории Башкирской АССР. В степях между Доном и Волгой живут калмыки.

Коренное население Молдавской ССР — молдаване (2698 тыс.), говорят на языке романской группы. В Молдавской ССР и в отдельных районах Украины живут гагаузы,


говорящие на тюркском языке, а также небольшие группы болгар, албанцев, греков и цыган.

На территории Европейской части Союза расселены евреи, общая численность которых в СССР составляет 2151 тыс. человек (с. 424).

Антропологическая характеристика населения. В целом по своему антропологическому составу народы европейской части СССР очень сходны с народами средней и северной областей Западной Европы.

Все попытки некоторых зарубежных антропологов противопоставить «запад» «востоку» в историко-культурном и в расовом отношении находятся в противоречии с фактами.

Европеоидное в своей основе восточноевропейское население местами обнаруживает очень легкую монголоидную примесь главным образом на севере, северо-востоке и востоке рассматриваемой территории. Эта примесь здесь связана с проникновением элементов уральской расы.

В населении европейской части СССР можно выделить следующие расы, которые в значительной степени смешаны между собой.

На северо-западе у русского, белорусского, литовского, латышского населения прослеживаются черты беломорско-балтийской расы; эта же раса отчетливо представлена и у финноязычных народов этой территории — у карелов, вепсов, некоторых групп комизырян. У латышей и эстонцев преобладают черты, сближающие их со скандинавским вариантом атланто-балтийской расы (высокий рост, светлая пигментация) <...> (с. 425).

В центральной области Восточно-Европейской равнины для русского и северо-украинского населения, мордвы, отчасти для татар Поволжья характерны черты среднеевропейской расы. На юго-западе — среди украинцев и молдаван, — а также в Среднем Поволжье — у русских, мордвы-мокши, татар Поволжья, мишарей — отмечается небольшая примесь южно-европейских элементов — более темная пигментация волос и глаз, а в некоторых группах и несколько более выпуклая спинка носа.

Перед рассмотрением антропологического состава русского народа остановимся кратко на истории его изучения.

Начало антропологического изучения русского народа совпадает с первым этапом развития антропологии как самостоятельной отрасли знания в нашей стране. Первые работы в этой области принадлежали Богданову, труд которого — «Материалы по антропологии курганного периода в


Московской губернии» — был опубликован в 1867 г. Следующие по времени крупные исследования по краниологии русских принадлежат Таренецкому (1884).

Начало обширных систематических исследований на живых индивидах было положено известным трудом Д.Н. Анучина «О географическом распределении роста мужского населения России» (1889). Следующим шагом вперед в деле изучения антропологии русского народа была монография Н.Ю. Зографа «Антропологические исследования мужского великорусского населения Владимирской, Ярославской и Костромской губерний» (1893), в которой было установлено, что антропологический тип великорусса сложился в результате смешения пришедших с запада славян с древним финноязычным населением Русской равнины <...> (с. 425).

Важным этапом явились исследования Е.М. Чепурковского («Географическое распределение формы головы и цветности крестьянского населения Великороссии», 1913) и ряд работ Д.А. Золотарева по антропологии северозападных и северных областей России. <...>

Наиболее крупными краниологическими работами по восточным славянам являются исследования Т.И. Алексеевой, В.В. Бунака, Г.Ф. Дебеца, Т.А. Трофимовой, Н.Н. Чебоксарова <...>

Чепурковский выделил в русском населении валдайский (светлый брахикефальный) и рязанский (более темный мезокефальный) типы. Бунак проследил связи двух этих типов с антропологическими вариантами смежных областей и выделил два больших круга типов — «балтийский» и «понтийский», причем валдайский тип Чепурковского был определен как один из подтипов балтийского, а рязанский, или нижнеокский, как один из подтипов северопонтийского <...>

В позднейших работах в составе русского народа были выделены следующие антропологические типы: 1) ильменский, 2) валдайский, 3) беломорский, 4) восточно-балтийский (Чебоксаров). Ильменский и валдайский типы отличаются от беломорского и восточно-балтийского более темным цветом волос и глаз <...> более высоким ростом, более удлиненным лицом <...>.

Все отличия между этими типами невелики и связаны переходами. Весьма близкими к ильменскому типу (но более темноглазыми) оказались русские, обитающие по Мокше, Цне и Оке (так называемый «восточный великорусе»).


Среди русского населения северных и северо-восточных областей (Кольский полуостров, Мезень, нижнее течение Печоры, верховья Камы и Вишеры), а также в Поветлужье в той или иной степени проявляется небольшая примесь уральской расы. <...>

Важным этапом антропологического изучения русского народа было исследование, выполненное в 1955—1959 гг. сотрудниками Института этнографии АН СССР и Института антропологии Московского государственного университета под общим руководством В.В. Бунака и под руководством работой на местах Т.И. Алексеевой. Было исследовано 107 групп, всего около 17 тысяч мужчин и женщин. Выделены 16 областных типов, из которых семь признаны основными: ильменский, валдайский, западный верхневолжский, волговятский, донсурский, средневолжский, верхнеокский. Девять остальных рассматриваются или как территориальные ответвления основных, или как переходные варианты, или как варианты локальные окраинные.

Среди многочисленных выводов этого детального труда следует отметить значительную целостность русского антропологического типа, которую авторы объясняют отчасти поздним заселением окраинных территорий Восточной Европы, но главным образом сочетанием антропологических признаков, сложившихся в далеком прошлом. <...>

Наиболее характерны четыре антропологических типа: ильменскобелозерский, волговятский, донсурский, верхнеокский. Областные различия возникли вследствие того, что в состав русского народа вошли дославянские типы: балтийский, уральский, понтийский. В основе как русских, так и некоторых дославянских типов лежит общий антропологический «пласт», восходящий к раннему неолиту и даже к мезолиту, который можно обозначить как восточноевропейский.

Существенно также обнаруженное в этом исследовании совпадение в целом границ областных антропологических типов и диалектологических провинций и зон, которые выделяются по этнографическим признакам (женская одежда, виды построек), а также по данным археологии и истории. <...>

Украинцы в своей значительной массе близки в расовом отношении к суммарному типу русских, в целом отличаясь большим ростом, более темной пигментацией волос и глаз и более высоким головным указателем. Выделяют несколько территориальных типов: 1) волынский (на верхней Го


рыни), <...> 2) черниговский и правобережный, <...> 3) центрально-украинский.

Кроме этих типов выделяют еще тип, характеризующийся (по Николаеву) очень большим процентом светлых глаз. <...> Этот тип характерен для украинского населения северовосточной части УССР и сходен по ряду признаков с типом русских из соседних областей РСФСР. <...>

В Закарпатской Украине были выделены два типа: западный и восточный. (Бунак) <...>

В результате антропологического изучения украинцев, организованного в 1956 г. Академией наук Украинской ССР, на территории Украины были выделены следующие основные четыре типа: 1) центрально-украинский, 2) карпатский, 3) полесский и 4) днепровский (Дяченко).

Центрально-украинский тип <...> занимает среднее положение между остальными типами. Карпатский тип — наименее высокорослый <...> Днепровский тип отличается самым высоким ростом. <…>

Кроме этих четырех типов, Дяченко отметил несколько местных вариантов.

Таким образом, украинский народ, как и все крупные народы, неоднороден в антропологическом отношении.

Все попытки доказать, что единственным исконным славянским типом является якобы «динарский», характерный для населения Балканского полуострова, и что в антропологическом отношении только украинцы суть «чистые» славяне, должны быть полностью оставлены.

Белорусы мало изучены в антропологическом отношении. Среди них было выделено два типа (Бунак): тип Полесья, близкий к центральному типу русских. <...>

По данным трудов Прибалтийской объединенной комплексной экспедиции (1959), западные белорусы оказались сравнительно высокорослыми. Исследования той же экспедиции показали, что в пределах летто-литовской группы литовцы в общем слегка отличаются от латышей немного меньшим ростом, большим процентом волнистых волос, немного менее светлыми глазами.

Финские народности РСФСР представляют значительное разнообразие в антропологическом отношении. Саамы (лопари) Кольского полуострова (равно как и лопари Швеции и Норвегии) характеризуются низким ростом, <...> брахикефалией, <...> очень низким лицом, вогнутой спинкой носа.

Их место в систематике рас было и остается предметом больших разногласий.


<...> Ф. Бернье (см. выше) выделял лопарей в особую расу. Деникер включал их в монголоидную расу. Бойд на основании серологических свойств сближал их с европеоидными расами. Кун, Бунак, Якимов видят в них недифференцированную особую расу, которая по некоторым своим особенностям занимает промежуточное положение между европеоидными и монголоидными расами. Некоторые авторы, считая, что в лопарях преобладает европеоидная раса, приписывают монголоидные их особенности примеси низколицей монголоидной расы. Брахикефалия лопарей — свойство сравнительно позднее (В.П.Алексеев, 1969).

Антропологический тип северных карелов сходен с беломорским типом великоруссов, а южных карелов — с восточно-балтийским.

Вепсы — характерные представители восточно-балтийского типа.

Северо-западные и северные комизыряне занимают в общем промежуточное место между ильменским и беломорским типами. В большей или меньшей степени уклоняются от этого типа, приближаясь к восточно-балтийскому, западные, южные и восточные комизыряне (Чебоксаров). У комипермяков (зюздинских) ярко выражена примесь уральской расы, что придает им некоторое сходство с саамами. У иньвенских коми-пермяков проглядывают черты какого-то из южноевропейских мезокефальных типов (Гремяцкий). Удмурты в общем сходны с иньвенскими коми-пермяками, но более темноволосы и темноглазы (Зенкевич).

Финны Поволжья обнаруживают разнообразие антропологического состава. Наиболее существенны различия между мари и мордвой. Мари дают отчетливую картину примеси уральской расы, выражающейся в таких признаках, как довольно слабый рост бороды, невысокое переносье, небольшой процент светлых глаз, рост ниже среднего (Зенкевич). Мордва же в целом представляет резко выраженные черты депигментированного европеоидного типа. Особенно характерна в этом отношении группа мордвы-эрзи б.Лукояновского уезда Нижегородской губернии. По большинству признаков она очень сходна с северо-западной группой коми-зырян. Мордва-мокша отличается от мордвы-эрзи наличием небольшой уральской примеси (Г.Хить). Вполне вероятно, что в западной группе мокши имеется некоторая небольшая примесь темнопигментированного европеоидного типа.


Из тюркоязычных народов Среднего Поволжья чуваши в общем, по-видимому, мало отличаются от мари; по сравнению с мари у чувашей несколько длинное лицо и чаще встречается вогнутая спинка носа.

Наиболее монголоидные карагаши (астраханские татары). <...>

У татар Арского, Елабужского и Чистопольского районов антропологический тип неоднороден. Среди татар Поволжья выделяют следующие основные типы: «светлые европеоидные», «темные европеоидные», «евразийско-монголоидные» (слегка напоминающие саамов) и «монголоидные» (Трофимова). Некоторые из татарских групп весьма близки по типу к тем или другим группам финнов Поволжья и Прикамья.

Башкиры также неоднородны в антропологическом отношении. В Башкирии были выделены три основные области — восточная, юго-западная и северо-западная. <...>

Восточные башкиры несколько приближаются по типу к казахам Средней Азии (Руденко, Золотарева).

Антропологический тип гагаузов европеоидный и близок к типу болгар и молдаван, однако в некоторых семьях гагаузов вполне отчетливо выражены признаки монголоидной примеси (Дьяченко) (с. 426—429).

Этнический и антропологический состав северной Азии

Этнический состав. Основным по численности народом в Сибири являются русские. Массовое переселение русских за Урал началось в конце XVI в. и шло в последующие столетия из различных частей Европейской России. В ряде районов Сибири русские старожилы в значительной степени смешались с коренным населением. По переписи 1970 г., численность русских в Сибири достигла 21,5 млн. человек. Численность коренного населения превышает 1 млн. человек; оно относится по языку к нескольким группам: угорской, самодийской, тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской и так называемой палеазиатской.

К угорской группе относятся в Сибири два весьма близких по языку и культуре народа: ханты (остяки) и манси (вогулы), называемые также обскими уграми. Ханты (около 21,1 тыс.) и манси (около 7,6 тыс.) составляют коренное население Ханты-Мансийского национального округа. Манси живут преимущественно в западной части округа в


бассейнах рек Сосьвы и Конды и в небольшом количестве в соседних районах Свердловской области. Ханты помимо Ханты-Мансийского округа живут в южной части Ямало-Ненецкого округа, а также в Томской области, в бассейне р. Васюган. Ханты и манси в основном рыболовы и охотники; северные их группы заимствовали от самодийских народов оленеводство; южные ханты и манси занимаются также животноводством и земледелием.

К народам самодийской языковой группы относятся ненцы (28,5 тыс.) и селькупы (4,2 тыс.). Ненцы живут в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском национальных округах, от Мезени на западе до Енисея на востоке; группа так называемых лесных ненцев живет по р. Пуру. К ненцам близки нганасаны (около 0,8 тыс.), живущие в Таймырском национальном округе. Ненцы и нганасаны — оленеводы, в недавнем прошлом совершавшие далекие перекочевки по тундрам Сибирского и Европейского Севера. Селькупы в старой литературы назывались остяко-самоедами. Южные селькупы живут по берегам рек Тым и Кеть, северные — по берегам рек Таз и Турухан. По типу хозяйства и культуре южные селькупы сходны с хантами и манси. Основное занятие — охота и рыболовство; северные селькупы занимаются также и оленеводством. Самодийские языки в прошлом были распространены в Западной Сибири далеко на юг. Еще в XVII—XIX вв. они сохранялись у койбалов, камасинцев и некоторых других групп Алтае-Саянского нагорья.

К тюркоязычным народам в Южной Сибири относятся: алтайцы — коренное население Горно-Алтайской автономной области (55,8 тыс.), хакасы — коренное население Хакасской автономной области (66,7 тыс.), тувинцы — коренное население Тувинской автономной республики (139,4 тыс.), шорцы, жители южных районов Кемеровской области (16,5 тыс. человек) и тофалары, или карагасы, живущие на северном склоне Саянского хребта в пределах Иркутской области (около 0,6 тыс. человек).

В недавнем прошлом население Алтая не имело общего названия и состояло из нескольких племенных групп: алтай-кижи (собственно алтайцы), теленгеты, телеуты и губалары, кумандинцы и лебединцы, составляющие группу северных алтайцев, к которым также близки шорцы. Хакасы до революции также были известны только по названиям отдельных групп: качинцев, сагайцев, бельтиров, кызыльцев, койбалов. <...>

К тюркоязычным народам относятся сибирские татары — тобольские, тюменские, барабинские и др. (около 450 тыс.,


вместе с татарами переселенцами из Европейской России). Другой тюркоязычный народ Сибири — якуты — основное население Якутской АССР (296,2 тыс.). Обитающие в северных широтах якуты, в отличие от своих соседей охотников и оленеводов, издавна были скотоводами и разводили рогатый скот и лошадей. Хозяйство и культура якутов по происхождению связаны с более южными районами Сибири.

Монголоязычная группа представлена в Сибири одним народом — бурятами, представляющими основное население Бурятской АССР (314,7 тыс.). Между западными бурятами, живущими к западу от Байкала, и восточными, живущими к востоку от озера, до недавнего времени сохранялись значительные различия в диалектах, хозяйстве и быте. Западные буряты вели оседлый образ жизни и занимались наряду со скотоводством и земледелием; восточные буряты до социалистической реконструкции их хозяйства были кочевниками-скотоводами.

Тунгусо-маньчжурская группа включает ряд народов Сибири. Наиболее крупным из них являются эвенки, которые в старой литературе назывались тунгусами. Они заселяют небольшими группами Северную Сибирь от Енисея до Охотского моря. При столь обширной территории расселения они насчитывают всего 25,1 тыс. человек. В недавнем прошлом хозяйство эвенков основывалось на охоте и оленеводстве и было связано с кочевым образом жизни. Кроме северных эвенков существовала группа южных эвенков, живших в Забайкалье и разводивших рогатый скот и лошадей. Эвенки Забайкалья в начале XX в. слились с русскими и бурятами.

К северным эвенкам по языку и культуре близки эвены (ламуты), живущие в северо-восточных районах Якутии, в северной части Охотского побережья и на Камчатке (10 тыс. человек). Эвенами по своему происхождению являются долганы (4,9 тыс. человек), говорящие в настоящее время по-якутски и составляющие население Таймырского национального округа.

По языку эвенки и эвены входят в северную, или собственно тунгусскую, группу тунгусо-маньчжурских народов. Сюда же относятся и негидальцы (около 0,5 тыс. человек), живущие на р. Амгунь.

В южную, или маньчжурскую, группу входит ряд небольших по численности народов нижнего течения Амура, Приморья и Сахалина: нанайцы (гольды), живущие по берегам Амура, ниже Хабаровска (10тыс. человек), ульчи —


по Амуру, восточнее нанайцев (2,4 тыс.), орочи — в районе Советской Гавани (1,1 тыс.), удэгейцы (1,5 тыс.), населяющие тайгу по хребту Сихотэ-Алинь, ороки (самые малочисленные) на восточном берегу Северного Сахалина. Нанайцы, ульчи и в значительной степени орочи — рыболовы; в хозяйстве удэгейцев преобладает охота. Ороки Сахалина, в отличие от всех других народов Амура и Сахалина, занимаются оленеводством.

Группа палеазиатских языков включает народы Сибири различных между собой и не включаемых ни в одну из рассмотренных выше крупных лингвистических групп. К палеазиатским (по языку) народам относятся: чукчи (13,6 тыс.) и коряки (7,5 тыс.) —коренное население Чукотского и Корякского национальных округов. Чукчи и коряки делились на кочевников-оленеводов, населявших внутренние районы тундры, и на охотников за морским зверем, живущих оседло по морскому побережью.

Коренное население полуострова Камчатки — ительмены — в настоящее время в значительной степени слилось с русскими. Ительмены, сохранившие свой язык (около 1,3 тыс.), живут на западном побережье полуострова. Основное их занятие — рыболовство.

Чукотский, корякский и ительменский языки объединяются в северо-восточную группу палеазиатских языков.

В Амурском лимане и на Северном Сахалине живут нивхи (4,4 тыс.). По своему хозяйству и культуре нивхи сходны с тунгусо-маньчжурскими народами Амура, но их язык занимает совершенно обособленное положение.

К палеазиатским относятся также юкагиры. В прошлом юкагиры, охотники и рыболовы, были широко расселены в таежной полосе Восточной Сибири. В дальнейшем значительная часть их была ассимилирована эвенкийскими племенами. В настоящее время юкагирский язык сохранился лишь у двух небольших групп: по р. Алазее и в верхнем течении р. Колымы.

Совершенно изолированное положение по языку занимают кеты (1,2 тыс.), живущие в низовьях р. Подкаменной Тунгуски и по рекам Курейке и Елогую. По хозяйству и культуре они в значительной степени сходны со своими соседями — селькупами и хантами. Еще в XVII—XVIII вв. народы, родственные кетам по языку, жили значительно выше по Енисею. Эти народы (котты, арины и др.) занимались скотоводством и частично земледелием.


На северо-востоке Сибири живут эскимосы (1,3 тыс.) и алеуты (0,4 тыс.).

Антропологическая характеристика населения. В антропологическом отношении коренное население Сибири характеризуется преобладанием монголоидных особенностей. Монголоидный комплекс признаков наиболее выражен у народов Средней и Восточной Сибири, которые антропологически относятся к разным вариантам североазиатской расы. У различных народов к западу от Енисея отмечается заметное ослабление монголоидных признаков; здесь преобладает уральская раса, сложившаяся, по мнению многих исследователей, в результате древних смешений монголоидных и европеоидных типов. Население крайнего северо-востока Сибири относится преимущественно к арктической расе <...> (с. 398399).

Североазиатская раса представлена двумя основными антропологическими типами: байкальским и центрально-азиатским.

Байкальский тип характеризуют следующие признаки: прямые, но сравнительно мягкие волосы, светлая, по монголоидному масштабу, пигментация, исключительно слабое развитие третичного волосяного покрова, сильно выраженные монголоидные особенности глазной области (до 60—70% эпикантуса у взрослого населения) <...> (стр. 400).

Комплекс признаков, характерный для байкальского типа, отчетливо выступает у ламутов, северных эвенков, юкагиров (эти группы отличаются долихо и мезокефалией), а также у негидальцев и сроков Сахалина, отличающихся брахикефалией (головной указатель 83—85); у других тунгусо-маньчжурских групп Дальнего Востока (ульчей, орочей, нанайцев) байкальский тип смешан с иными антропологическими типами: так, ульчи отличаются более сильным ростом бороды и более темной пигментацией, что сближает их с нивхами.

Центрально-азиатский тип характеризуют следующие признаки: волосы прямые и тугие, пигментация умеренно темная, в целом значительно темнее, чем у байкальского типа.

<...> рост бороды по общему масштабу слабый, но по сравнению с байкальским типом заметно больше; развитие эпикантуса и складки верхнего века сильное, но все же меньшее, чем у байкальского типа <...> (с. 400).


Характерными представителями центрально-азиатского типа считаются якуты, буряты, тувинцы, южные алтайцы. Среди якутов и, по-видимому, бурят прослеживается и байкальский компонент. С другой стороны, среди южных эвенков присутствует, по-видимому, и центрально-азиатский тип.

Характерными представителями арктической расы являются эскимосы. К ним по антропологическому типу близки чукчи и коряки. В целом в населении северо-востока Сибири прослеживаются элементы, связанные по происхождению с древним населением Восточной и Юго-Восточной Азии. Среди оленных чукчей и коряков отмечается примесь байкальского типа <...> (с. 400).

В составе этнических групп бассейна нижнего Амура и Сахалина прослеживаются, как уже отмечалось, помимо байкальского и другие антропологические типы.

Антропологический тип нивхов занимает несколько особое место среди указанных выше типов Восточной Сибири и Дальнего Востока. По большинству признаков он включается в североазиатскую расу, но отличается такими существенными признаками, как сильное (по сравнению с другими монголоидами) развитие бороды и заметный прогнатизм. Последние две особенности должны быть отнесены по крайней мере частично за счет примеси курильской расы <...> (с. 400—401).

Среди народов Западной Сибири преобладает уральская раса. Различные ее варианты представлены среди манси, хантов, селькупов, западных ненцев, сибирских татар и шорцев. Черты уральской расы выступают также у северных алтайцев (в отличие от южных, для которых характерен центрально-азиатский тип), у некоторых групп хакасов.

Для всех этих групп в большей или меньшей степени характерны прямые мягкие волосы, сравнительно светлая пигментация, повышенный по сравнению с монголоидными типами Восточной Сибири рост бороды, невысокий процент эпикантуса (в пределах 20—30%) <...> (с. 401).

Среди некоторых манси Ивдельского района, живущих в верховьях р. Лозьвы и ее притоков, < ...> ненцев Северного Ямала <...> и особенно кетов описан особый тип, известный в литературе как енисейский.

Для него характерно своеобразное сочетание признаков. <...>.

Этот комплекс признаков нередко фигурирует в литературе под названием «американоидного» вследствие некоторого его сходства с типом американских индейцев. Однако


нет оснований предполагать генетическое родство этих типов. Западная Сибирь издавна была областью смешения монголоидов и европеоидов, и как уральская раса в целом, так и характерный для кетов тип сложились в результате этих смешений (с. 401).

Вопросу о светлопигментированном элементе в коренном населении Западной Сибири особое внимание уделил Г.Ф. Дебец в своей работе «Селькупы». <...>

В итоге Дебец приходит к заключению, что наиболее древним источником депигментации здесь были, по всей вероятности, влияния европеоидной расы с запада, которые предшествовали гипотетическим переселениям около начала нашей эры из Алтае-Саянского нагорья.

У тюркоязычных групп югозападной Сибири (тегенгетов Алтая, качинцев Хакассии) выступают и черты южносибирской расы, основная область распространения которой лежит за пределами Сибири; наиболее ярко признаки этой расы выражены у казахов.

Выше мы указывали, что для уральской расы, в отличие от других расовых типов Сибири, характерно сравнительно невысокое лицо. Исследования недавнего времени показали, что малая высота лица встречается у некоторых групп в сочетании с другими, не уральскими чертами, в частности с темной по сибирскому масштабу пигментацией глаз и волос. Таковы западные группы эвенков (Дебец, Рычков), восточные тувинцы и тофалары — оленеводы Саянского нагорья (Левин), некоторые группы чулымцев (Розов). Этот вариант получил название «катангского» (Дебец, 1951). Он входит в состав северно-азиатской расы и отличается как от байкальского, так и от центрально-азиатского типа <...> (с. 402).

Особого упоминания заслуживает антропологический тип нганасан. Исследования И.М. Золотаревой подтвердили, дополнили и поновому осветили ранее существовавшие беглые и отрывочные сведения о типе этого народа. Прежде всего им как бы замыкается ряд самодийских народов, обнаруживающих преобладание монголоидного элемента по сравнению с хантами и манси (Аксянова). Отмечая исключительно темную пигментацию у нганасан волос и глаз, высокую частоту эпикантуса (43,4%), очень слабый рост бороды, чрезвычайно большой скуловой диаметр (153,8 мм) <„.> (с. 403). Золотарева выделяет нганасан в особый расовый вариант Сибири, отличный от уральской расы. Тем не менее они в некоторых отношениях приближаются к катангскому варианту. Их антропологический тип представляет еще особый интерес в связи с предположением Золотаревой о том, что нганасаны — это


остаток древнейшего антропологического населения севера Средней Сибири, сохранившийся в условиях изоляции на Таймырском полуострове» (с. 403).

Алексеев В.П. «Новые споры о старых проблемах», 1991:

Структура расы

«Исследования последних лет принесли большую информацию о вариациях генетических маркеров и изменили взгляд на само существо расовой проблематики. Они впервые снабдили нас конкретными сведениями о человеческих популяциях, их размерах, внутренней структуре, т.е. родственных связях, входящих в популяции индивидуумов, их динамике во времени.

Что же собой представляет человеческая популяция и что для нее характерно? Прежде всего скажем несколько слов о генетических барьерах, нарушающих связи между популяциями. Природа генетических барьеров в человеческом обществе чрезвычайно своеобразна. Именно в них проявляется специфика популяционной структуры человечества по сравнению с популяционной структурой других видов. Здесь, как и в биологии вообще, огромное значение имеют географические факторы — труднопреодолимые геоморфологические и гидрологические рубежи, труднопроходимые лесные или болотные участки. Роль генетических барьеров географического характера особенно велика на Кавказе и в Передней Азии, где в качестве барьеров выступают горные массивы. В Центральной Азии, кроме гор, велика роль пустынных территорий в прилегающих к огромному Андскому поднятию в районах Южной Америки. Даже связанные между собой каким-то родством популяции и этнические группы, проживающие в этих областях, различаются довольно значительно по концентрации генетических маркеров. Это как раз и свидетельствует о географической изоляции, вызывающей генетико-автоматические процессы.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...