Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественная организация



Основой фризского общества, средоточием его вольнолюбивых устремлений была сельская община с ее самоуправлением, в течение столетий сопротивлявшаяся натиску светских и церковных феодалов.

Вся нидерландская Фрисландия делилась на независимые общины во главе с выборными — гритманами. Известно, что одна из функций сельских и городских общин Фрисландии заключалась в организации коллективных усилий, направленных на обуздание Северного моря и многочисленных рек и речушек, протекавших по фризским землям. Этим же во многом занимались создававшиеся в сельской местности крестьянские товарищества [7, 103, 108].

Существует средневековый нидерландский свод законов и правил общественного поведения, названный «Rüstringer Rechtsregels», подобный британскому «Magna Carta». В нем есть и такая запись: «Мы, фризы, создадим и будем сохранять сооружения для защиты от моря, золотой пояс которых опояшет всю Фрисландию, в котором каждый участок дамбы будет таким же, как и следующий, и против которого соленое море будет биться день и ночь» [2, 25].

Общины формировали те обычаи, которые позже стали обычным правом. Суровые условия жизни требовали солидарности членов общин, нарушавшие это требование становились фрилингами, отсеивались из общества. Такая бескомпромиссная селекция вырабатывала у членов общин сознание своей принадлежности к этой группе людей, т. е. способствовало появлению общинного, коллективного сознания, того что в Нидерландах называют «сознанием солидарности» или «сознанием коллективизма», которое также проявлялось в борьбе с морем и в какой-то степени питалось этой борьбой. Интересно, что на протяжении столетий в Нидерландах сохранялась эта традиция своего рода общинной (коллективной) безопасности.

Даже в настоящее время, несмотря на существование в Нидерландах специального ведомства, осуществляющего возведение дамб, плотин и т. п., главными исполнителями проектов являются провинциальные организации, опирающиеся, как и прежде, на местные органы самоуправления (магистраты, советы сельских общин). Права и обязанности фризских общин всегда были четко сформулированы. Например, в одном из документов XII в. говорится: «...мы, фризы, должны гарантировать от моря и содержать в хорошем состоянии обруч, опоясывающий всю Фрисландию» (имеется в виду цепь плотин и дамб, сдерживавших воды Северного моря, и впадавших в него рек) [7, 103—104].

Полагают, что наименование «фризы» первоначально относилось к жителям маршей. Позже область проживания фризов расширилась и стала захватывать некоторые лесные территории, но эта колонизация проходила в Средние века постепенно и началась, вероятно, в XI в., когда уровень моря стал подниматься и фризы стали искать более высокие места внутри континента. Но дело не только в миграциях фризов. В Средние века фризы были независимы от феодалов, поэтому они не несли феодальные подати. Это влияло на культуру фризов, а также на культуру жителей прилегающих областей, главным образом тех, кто располагал по побережью Северного моря. Для жителей побережья фризы были примером свободы от феодальных податей, дававшим возможность заявить и свои права, как это было, например, в Скандинавии, не знавшей феодализма. Более того, даже в областях, прилегавших к маршам со стороны материка, жители при первой возможности спешили объявить себя фризами, дабы снять с себя тяготы феодальных податей [12, 7].

Во Фрисландии, где центральная администрация не существовала, деревни и области были независимыми политическими и общественными единицами. Особенностью общин было вымирание старой знати; в этих условиях влиянием пользовались только землевладельцы вне зависимости от знатности рода. Один из крупнейших землевладельцев был головой области или деревни. Он избирался на собрании области. Влияние народа на отправление правосудия и участие его в решении многих вопросов управления оставались, несмотря на все политические превратности. Во Фрисландии избирались все, даже приходские священники, не говоря о судьях деревенских судов [10, 41].

Общины объединялись в области. Хроники зафиксировали общефрисландский орган управления — ландтаг, на который посылалось по одному депутату от каждой из областей. Этих выборных представителей называли рувордами, т. е. хранителями мира, спокойствия. Средневековые документы сообщают, что в первой четверти XIII в. руворды собирались ежегодно по вторникам после праздника Троицы близ г. Ауриха. Местом сбора и своеобразным символом свободы был доисторический курган, называвшийся «Упсталбоом» — «Upstalbeam» (фриз.): буквально — дерево, под которым проходили сборы. К этому «алтарю свободы», по образному выражению известного фризского ученого ХVI—ХVII вв. Уббо Эммиуса, на протяжении XIII — первой половины XIV столетия стекались посланцы фризских земель. Но источники называют также и более раннюю дату, а именно 1101 г., указывая при этом, что до апреля названного года союз Упсталбоом «держал» в своих руках все прибрежное пространство к востоку от р. Вли, т. е. фризские земли, которые отправляли своих посланцев на ежегодный сбор [7, 106].

То был союз семи приморских областей. Во главе каждой области стоял местный орган самоуправления — малый ландтаг; известно, что малые ландтаги также собирались ежегодно (в период между двумя большими). «В ведении местных органов самоуправления находились суд, разбор локальных дел, а также подготовка вопросов, подлежавших решению на большом ландтаге; например, защита торговцев от грабителей. Зачастую на региональном уровне не удавалось достичь согласия по территориальным спорам между отдельными общинами, могли вызывать разногласия совместная прокладка дорог и — что жизненно важно особенно для прибрежных районов Нидерландов — возведение дамб, плотин, укрепление береговой линии, сооружение отводных каналов, т. е. борьба людей с водной стихией за свое существование. Документы той эпохи зафиксировали даже годы наибольшей активности рувордов: в XIII столетии это 1216, 1224, 1231 гг., а в первой половине XIV в. — с 1323 по 1327 г.» [7, 106].

Суды

Выше упоминалось об общинном сельском выборном гритмане. Вообще говоря, гритманы во Фрисландии были не только общинные. Гритман — это самое общее название; у них было множество специализаций: земельный, налоговый, рыночный и др. Гритманы были разных уровней власти.

Гритман земли (земель в XIII в. было две — Остерго и Вестерго — к востоку и западу от реки Боорн соответственно) имел как административные, прежде всего военные, так и юридические функции. Как военный он был предводителем ополчения земли, должен был организовывать защиту от чужих феодалов и преследовать непослушных. Как судья он заседал в земельном суде, в компетенцию которого входили тяжелые преступления и крупные гражданские дела. Он налагал за непослушание денежный штраф в 2 фунта. Суд земли формировался гритманами особых районов земли. Например, в Остерго таких районов было 18. Как правило, земельные суды находились под наблюдением духовенства.

Гритман района не имел никаких военных обязанностей. Он судил за менее крупные преступления и менее важные гражданские дела. Ему помогали два или более судей более низкой ступени. Гритман района должен был также надзирать за соблюдением законов.

Судьи более низкой ступени назывались gagrietman, что можно перевести как пеший гритман (он же atta, или tollegrietman, что означает гритман, крутящийся как волчок). Они судили только за самые незначительные проступки, например, за нарушение клятвы, но при условии, что жалобщик мог подтвердить свою жалобу показаниями свидетеля. Впрочем, в некоторых местах в полномочия гритмана входило наложение штрафа менее, чем 2 фунта. В его функции иногда входил надзор за соблюдением законов.

Земельный суд был форумом для господ, а районные суды — для народа. Деление на господ и народ было отражено и в обязанностях шерифа, чиновника, назначавшегося графом и представлявшего его интересы, который должен был собирать деньги со всего населения на поддержание мира и согласия в равных частях с господ и с народа.

Уставное правило гласило: никто никогда не мог быть дольше одного года в должности гритмана, и по истечении этого срока нужно было передать все дела преемнику [12, 18—21].

Судопроизводство определялось нормами обычного права. С XIII в. римское право также стало применяться, но в общине оставалось только обычное право, которое противостояло навязывавшемуся феодальному праву. Самым низшим судом был деревенский суд, где заседали присяжные, а высшим судом в графский период (1165—1345) был так называемый хофдинг, состоявший из графа и его вассалов. Этот суд принял название суда, существовавшего до графского периода, но изменил правила правосудия на феодальные. В

результате фризы игнорировали хофдинг, заявляя, что такой суд они вершили и без графа. С окончанием графского периода хофдинг был ликвидирован. Графы не добились распространения своей власти на Фрисландию. Земельная аристократия, особенно в Вестерго, успешно сопротивлялась попыткам графов Голландии наладить во Фрисландии феодальную систему и подчинить ей судебную систему. В течение графского периода фризы добились «свободы противостоять» графу, который по европейским представлениям тех времен был сувереном в своем лене [12, 42]. В источниках X—XI вв. постоянно указывается на непокорность и несговорчивость фризов, их нежелание подчиняться голландским феодалам. Стоило назначить в Западной Фрисландии, находившейся в графстве Голландия, балью (чиновника, облеченного судебной властью), который не был сведущ в вопросах самоуправления общин и пренебрегал древними традициями фризов, как в 1274 г. крестьянское ополчение нескольких областей двинулось на Харлем, а оттуда к р. Амстел, уничтожая на своем пути отряды знати и укрепленные замки. Пришлось бедолаге-графу заключить соглашение о нейтралитете с общинным плотинным ведомством и несколькими крестьянскими общинами и дать гарантии фризам в исполнении им их древних обычаев [7, 112]. О фризах говорили: «Фризы склоняются лишь перед Богом». До XIV в. фризы подчинялись местным выборным правителями, сохраняя слой свободных крестьян, существовали традиционная судебная и военная организация и система местного самоуправления [7, 114].

Появление Западной Фрисландии в графстве Голландия требует пояснения. В эпоху римского завоевания на месте залива Зейдерзе был густой лес, окружавший большое озеро Флево. Оно соединялось с Северным морем рекой Фленум. Озеро Флево питали реки Амстел и Эйссел. Когда римляне соединили каналом воды Эйссела с Рейном, озеро стало выходить из берегов и постепенно наступать на лес. Берега превращались в топкие болота, а озеро все больше приближалось к Северному морю. В 1287 г. разбушевавшееся в очередной раз Северное море обрушилось на дюны и прорвало их в нескольких местах, морская вода проникла в «сердце страны», дошла до озера Флево и соединилась с ним, образовав обширный залив Зейдерзе [13, 80—81]. Море разорвало Фрисалндию на две части заливом.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...