Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
условиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтения
при отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура,
шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороны
жизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра-
вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком-
понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность граней
общественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах,
не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона.
Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоения
действительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, "обсту-
пал" ее; частично он получил отражение и преломление в решениях,
признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче-
ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал их
усилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешней
схожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии,
архитектурной формы. Корни этих отличии - в исторических, фило-
софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу-
ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и
религиозных установок. Эстетические принципы художника склады-
вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот-
ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознание
интегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокого
предназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла-
денцем), заступничества и милосердия ("Христос с предстоящими",
"Николай Мирликийский предотвращает казнь" и др.), самопожерт-
вования по имя единства земли русской ("Борис и Глеб"), торжества
гармонии над раздором и хаосом ("Троица") развивались древне-
русскими иконописцами в многочисленных вариациях.
Патриотические идеи составили смысловой центр композиций "Пок-
рова Богородицы", ассоциировались с иконой "Казанской Богоматери";
они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен-
ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му-
зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовное
содержание произведений, признанных церковью каноническими, про-
является за рамками богослужения - в городских архитектурных ан-
самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждается
мысль об относительной самостоятельности художественного начала по
отношению к религиозно-культовому.
Поистине бесценны многие памятники художественной культуры,
созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальных
религий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус-
стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика),
в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а также
в их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо-
действие священнослужителей и верующих при "исполнении"
религиозных текстов, строгий порядок "сценария" богослужения), в
орнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве-
дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга,
обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиозной
проповеди и культовых действий.
Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус-
ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на-
значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные для
церкви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав-
лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такую
сторону искусства, как полифункциональность. Она определяется
прежде всего различием формальных и содержательных особенностей
искусства. Если первые обусловлены сюжетом, символической
атрибутикой и внешними особенностями образов художественного
произведения, то вторые - спецификой воплощения идейного замысла
художника и функциональным назначением произведения. При этом
сам замысел, его реализация, равно как и общественное место (а
значит, и смысл художественного решения), зависят от социально-
исторического контекста эпохи, когда оно создавалось. Соответствен-
но, произведение религиозного искусства несет информацию о тех
общественно-идейных ситуациях, к которым оно относится; воплощая определенное нравственно-эстетическое, философское, политическое и религиозное содержание, оно вызывает идейные и эмоциональные ас-
социации как у современников, так и у представителей последующих
поколений. В свою очередь, "аудитория", воспринимающая произве-
дение, концентрирует внимание на его формальных либо содержатель-
ных сторонах, может выбрать ту или иную их "пропорцию". Так,
"Троица" Андрея Рублева воспринималась современниками художника
с точки зрения содержания как неотъемлемая принадлежность храма;
ныне посетители Третьяковской галереи видят в ней эстетический иде-
ал русского средневековья на рубеже XIV - XV столетий, наиболее
глубоко воплотивший в конкретно-исторической форме общечелове-
ческое стремление к гармонии, миру и красоте.
Взаимодействие образов Подобное смещение акцентов возможно
религиозного искусства не только в диапазоне исторического времени, нос духовным миром личности и в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эс-
тетическом, нравственном, философском, политическом, историчес-
ком, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ее
интересов и установок видоизменяют восприятие художественного
образа в течение индивидуальной жизни. Структурно организованная
система линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов,
составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или "размытые" мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно-окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется "со-творчесгво": художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности6. Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс сотворчества преимущественно в русло создания,
активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний.
Однако процессы создания произведений религиозного искусства, пере-
дачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержания
в социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное
взаимодействие с ними наших современников, более широки и мно-
гоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства.
Тенденции эволюции Секуляризация ослабляет, как известно, религиозного искусства духовное и организационное в условиях секуляризации искусство. Ряд его видов и жанров раз
вивается в соответствии с потребностями светской
культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочинения
в музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается "сектор"
церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре-
деленными становятся церковные требования к религиозному содер-
жанию художественных произведений. В протестантизме они сводятся,
по существу, к защите норм религиозной нравственности художест-
венными средствами и к утверждению искусством божественной
природы мира и человека. Католицизм после II Ватиканского собора
осуществляет программу освоения церковью современного искусства
при условии, если последнее не отвергает идей христианства, способ-
ствует религиозным размышлениям и переживаниям. Более строго, с
канонической точки зрения, отбирает новые художественные решения
православная церковь; это касается как строительства новых храмов,
так и их оформления средствами живописи. В музыке и поэзии, свя-
занных с православной традицией, появляются образы и сюжеты, отра-
жающие противоречия бытия и сознания человека нашего времени.
Еще более разнообразен круг художественных решений, призна-
ваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-
философскими концепциями. Наряду со своеобразным освоением
восточной философско-религиозной и религиозно-художественной
традиции (в том числе С. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для
них характерен интерес к европейской мистике (и художественным
средствам воплощения ее идей), художественно-философским разра-
боткам темы единства природы, общества и человека (прежде всего
в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской пробле-
матике [представленной в наследии Б.Паскаля (1623 - 1662), С.
Кьеркегора, М. Хайдеггера (1889 - 1976), А. Камю (1913-1960) и
других философов и художников ]. Сквозь призму этих подходов пере-
осмысливаются многие положения традиционных религий. Как
традиционные, так и современные религии нуждаются в образных
средствах искусства, обращаются к сокровищнице его находок и ас-
социаций.
Вне художественного контекста мир религиозной фантазии
значительно потерял бы в своей выразительности. Вместе с тем
религиозное содержание многих художественных произведений древ-
него мира, средневековья и Возрождения нельзя объяснить данью
внешним требованиям или моде. В нем преломилось своеобразие как
общественной жизни прошлого, так и мировоззрения их создателей.
Аналогично фундаментальные противоречия современного общества,
его кризисные состояния и угрожающие ему катаклизмы получают
отражение в художественных образах, в том числе и религиозного
искусства, XX столетия (М. Шагал, С. Дали, Л. Гудиашвили, М. Ше-
мякин - в изобразительном искусстве, О. Нимейер - в архитектуре,
и др.). В нашей стране в искусстве последних десятилетий сложилось
несколько художественно-эстетических подходов к религиозным обра-
зам и сюжетам:
1) их воспроизведение в соответствии с каноническими требо-
ваниями христианских церквей, существующих в нашей стране (труд
художника-кописта, современные версии традиционных сюжетов);
2) осмысливание в образно-художественной форме исторической
роли религии в судьбах Отечества и его культуры. Наибольший резо-
нанс в этом направлении получили художественные решения, связан-
ные с христианством (например, творчество писателей В. Тендрякова,
В. Солоухина, Ч. Айтматова, художника И. Глазунова);
3) развитие темы нравственно-религиозного содержания смысла
жизни и деятельности человека (поэты Б. Пастернак, С. Аверинцев,
писатель А. Солженицын и др.);
4) художественное воплощение неоориенталистских (в том числе
теософских и антропософских) воззрений, сочетаемых иногда с
христианскими, в том числе и православными версиями истории и
культуры (писатель Д.Андреев, художник О. Кандауров и др.).
Нередко между названными направлениями отсутствуют жесткие
границы, имеет место взаимопроникновение образно-художественного
материала и элементов философско-эстетических концепций. Конкрет-
ный анализ эволюции творческих решений помогает выяснить
"доминанту" в соотношении эстетической, философской, нравственной
и религиозной составляющих, преломившихся в образно-художествен-
ной форме современного искусства.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!