Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Исторические особенности эпохи Возрождения............................. 125
2. Специфика философской культуры Возрождения.......................... 128
3. Философия итальянского гуманизма............................................. 130
4. Развитие идей неоплатонизма....................................................... 134
5. Натурфилософия Возрождения..................................................... 138
6. Реформация и гуманизм............................................................... 142
7. Социальная философия Ренессанса............................................... 147
Заключение.......................................................................................149
Важнейшие события эпохи Возрождения........................................150
Искусство эпохи Возрождения.........................................................151
Глава У. Философия Нового времени: XVII век.................... 153
1. Социально-исторические и научные предпосылки философии
XV11 века....................................................................................... 153
2. Английская философия XVII века................................................. 155
Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества..................155
«Новый Органон» и его основные идеи..........................................157
Учение об «идолах» или призраках познания..............................159
Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя......................................162
Гносеология: методы и знаки.........................................................163
Социально-политические взгляды Гоббса.......................................165
3. Французская философия XVII века............................................... 166
Декарт: жизнь и деятельность.........................................................166
Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы........................168
Познание: цели и метод достижения истины..............................169
Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений......................171
4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов.................... 173
Эпоха и жизнь Спинозы..................................................................173
Учение о субстанции.......................................................................174
Атрибуты и модусы субстанции.......................................................175
Концепция познания......................................................................176
Этика Спинозы.................................................................................177
Жизнь и деятельность Лейбница....................................................179
Учение о монадах.............................................................................181
Познание: методы и принципы........................................................182
Заключение....................................................................................... 185
Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
1. Европейский мир на исходе Нового времени................................. 189
2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века............... 192
Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)..................................... 193
Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)...........................................194
Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832).............................................196
3. Кант - родоначальник немецкой классической философии............... 199
Докритический этап........................................................................200
Критика чистого разума..................................................................202
Критика практического разума......................................................203
Критика способности суждения....................................................205
Социальная философия...................................................................207
4. Философия Фихте....................................................................... 209
5. Философия Шеллинга................................................................. 213
6. Апогей немецкого идеализма. Гегель.............................................216
Бытие и мышление...........................................................................218
Идея развития...................................................................................219
Философия природы.......................................................................222
Философия Духа...............................................................................223
Философия истории........................................................................225
7. Ученики, последователи, оппоненты.............................................. 227
Гегельянство......................................................................................228
Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872)........................................230
Натурализм.......................................................................................235
Карл Генрик Маркс (1818 - 1883).....................................................236
Неокантианство................................................................................243
Позитивизм.......................................................................................245
Иррационализм.................................................................................246
Заключение.......................................................................................248
Научные открытия XVIII - XIX ВВ...................................................249
Хронология жизни немецких философов (классический период)..............................................................................................251
Энциклопедия философских наук (по Гегелю)...............................252
Развитие философских идей во II-й пол. XIX века........................253
Глава VII. История русской философской мысли................255
Введение........................................................................................ 255
1. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX - XIII вв.)............... 257
Влияние языческих традиций..........................................................258
Античные взгляды и византийское православие Руси..................259
Философские идеи Киевской Руси..................................................260
2. Древнерусская мудрость (XIV-XVII вв.)..................................................263
Формирование идей национального и личного самосознания........264
Еретические движения в духовной жизни Руси............................265
Начало светской мысли как предшественницы русской философии.........................................................................................267
3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.).... 269
Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия................................................................................270
Утверждение философии как теоретической науки.......................271
Социальная философия декабризма..............................................273
4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)...... 274
Ортодоксальное направление...........................................................275
Демократическое направление........................................................277
Либеральное направление...............................................................280
5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.).....282
Спор об уникальности и универсальности русской культуры......283
Демократические теории революционного процесса.....................284
Марксизм и анархизм на русской почве.......................................286
6. «Философия естествознания» в России................................................ 287
Последователи Ломоносова.............................................................288
Русский космизм..............................................................................289
7. XX век в русской философии........................................................291
Философия русского «зарубежья»..................................................292
Советский этап в русской философии..........................................295
Заключение. Основные черты русской философии............................. 296
Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности........299
1. Идейные предшественники...........................................................299
2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития....... 300
3. Отношение к философии, понимание ее предмета......................... 303
4. Логический позитивизм................................................................ 305
5. Семантический позитивизм........................................................... 309
6. Лингвистический анализ............................................................... 312
7. Падение престижа неопозитивизма................................................ 314
8. Постпозитивизм.......................................................................... 316
9. Прагматизм................................................................................ 319
Социальные взгляды прагматистов................................................326
Дальнейшая судьба прагматизма....................................................328
Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века...............................333
1. «Философия жизни».................................................................... 333
Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше........342
2. Психоанализ 3. Фрейда...............................................................342
3. Неофрейдизм..............................................................................347
Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма............354
4. Философия экзистенциализма...................................................... 354
Экзистенциалы человеческого бытия...............................................361
Глава X. Основные проблемы философии
экзистенциализма................................................................. 362
Причины возникновения экзистенциализма,
его разновидности и представители................................................362
Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории.............366
Отношение к познанию и науке. Понимание философии............375
Социальные взгляды экзистенциалистов.......................................380
Попытки реформировать экзистенциализм...................................385
Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии.....389
1. Философские идеи Библии........................................................... 391
Библия о мироздании.....................................................................391
Оценка учеными библейской картины мира.................................393
Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека...........394
Библия о личности...........................................................................399
Почему человек страдает?...............................................................400
Свобода воли и предопределение....................................................402
Библия о смысле жизни................................................................-.404
2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
Моисей............................................................................................ 408
Божественное повеление. Выведение израильского народа
из египетского плена.......................................................................409
Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420
Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция.....430
1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» - проснуться знаменитым.......... 431
Социально- политическая и экономическая ситуация
в Германии (1900 - 1914)..................................................................431
От школьного учителя до духовного пророка Германии...........432
Открытие принципиально новой философии истории................433
Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435
2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира........ 437
«Прусская идея и социализм» - первое «неморфологическое» произведение Шпенглера........438
Конкретизация Шпенглером своей политической
доктрины........................................................................................... 442
Единство философской и политической концепции
О. Шпенглера...................................................................................445
3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449
Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП
и причины расхождения с национал-социализмом......................449
4. Последний период творчества: «Человек и техника»,
«Годы решений» (Германия в опасности)........................................... 453
Предисловие
Философия - один из древнейших способов постижения мира и определения личностью своего места в нем. На протяжении десятков веков человечество с ее помощью удовлетворяло свое любопытство, развивало воображение, совершенствовало интеллектуальное мастерство, питало сомнение, поддерживало дух творчества. Не случайно наш соотечественник философ С.Н. Булгаков отмечал: «Философия по существу своему есть неутолимая и всегда распаляемая «любовь к Софии»; найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила бы свое существование. Предмет ее стремления находится за пределами ее обладания».
Курс философии в современных высших учебных заведениях, в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, знакомит учащихся с двумя вариантами подхода к постижению основных философских вопросов: историко-культурным и предметно-системным. Ограниченность объема учебного курса, полифоничность и разнообразие позиций мыслителей разных эпох практически по всем рассматриваемым вопросам, отсутствие у студентов младших курсов необходимого опыта работы со специальной литературой, значительная доля времени, отводимая на самостоятельное знакомство с материалом, создают ощутимые трудности у студентов нефилософских вузов.
Предлагаемое учебное пособие создавалось в надежде помочь учащимся овладеть базовыми знаниями по философии, выработать и закрепить необходимые навыки и умения работы с философским материалом. Опыт преподавания обновленного курса философии в техническом вузе показал, что наибольшие сложности возникают при изучении историко-философских проблем. Их постижение требует привлечения серьезных исторических, культурологических и общефилософских знаний. В учебниках по философии нового поколения данная часть программы представлена, как правило, сжато, концептуально, крайне лаконично.
В связи с этим авторский коллектив при подготовке материала стремился полнее показать условия и причины формирования, развития и смены различных типов философствования в истории человечества, познакомить с характерными для них школами, учениями, мыслителями. В материалах пособия
используются идеи дискуссионного характера, изложение ведется в различной тональности - от повествовательной до сюжетной, привлекаются схемы и таблицы. В зависимости от разнообразия, доступности и сложности рекомендуемой литературы авторы отдельных глав сосредотачиваются либо на воспроизведении целостной исторической философско-культурной картины, свойственной для конкретного периода, либо на творчестве отдельных выдающихся представителей философской мысли этой эпохи.
В задачи учебного пособия входит привлечение внимания учащихся к философской проблематике, стимулирование самостоятельной работы студентов в ходе ее освоения, выработка способности к исторически конкретному восприятию интеллектуальной среды той или иной научной идеи, расширение кругозора и развитие воображения будущих специалистов.
Глава I. Философская культура Древнего Востока
1. Что такое «Древний Восток»?
Географически «Древний Восток» подразделяется на: Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония).
Хронологически «Древний Восток» определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временной промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н. э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н. э. (падение Ханьской династии в Китае).1
Древний Восток представляет собой сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки:
- экономическим основанием является мелиоративное земледелие, при котором земля и вода находятся в собственности государства;
- централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией;
- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император);
- население находится в полной зависимости от государства; большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах;
- человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока.
Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций - Египет, Двуречье, Индия и Китай - для истории философии особый интерес представляют два последних.
1 Конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан - 710 г. н. э.
2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии
Уже более ста лет длится дискуссия по Древнему Востоку, в ходе которой были высказаны две крайние точки зрения.
Первая: Индия и Китай не создали настоящей философии, не «доросли» до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении. Вторая: Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока не поднялся.
Сосуществование противоположных взглядов на одно и то же явление можно объяснить тем, что в обоих случаях в качестве эталонной модели философии, «образца для подражания», берется западноевропейский вариант философствования. А индийская и китайская мысль, не укладывающиеся в это «прокрустово ложе», объявляются «предфилософией» или «сверхфилософией»... в зависимости от личностного отношения исследователя к европейской философии.
Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом - «Восток» - и противопоставлены «Западу». В действительности же следует говорить не о двух источниках, очагах мировой философской мысли, а о трех: Запад, Индия и Китай. Между Индией и Китаем гораздо меньше сходства, нежели между Западом и Индией, связанных общей - индоевропейской - прародиной и языком. Индию же духовно породнил с Китаем буддизм, проникший туда только во II в. н. э.1
Многие современные историки философии называют античный Запад, Древнюю Индию и Древний Китай тремя очень разными, но равными по духу собеседниками.
Не менее сложным является вопрос о генезисе (происхождении) индийской и китайской философии, ее отношении к богатой образными понятиями мифологии.
Л.С. Васильев, автор фундаментальных трудов по происхождению древнекитайской цивилизации, государства и мировоззрения,2 разработал общую схему перехода от мифологиче-
1 Данная мысль была высказана А.И. Кобзевым. Буддийские мотивы мы можем обнаружить и в арабо-мусульманской культуре, и в славянской («Повесть о царевиче Иоасафе»).
2 См. список рекомендуемой литературы в конце главы.
ского миросозерцания к философскому мышлению. Эта схема включает в себя четыре варианта перехода:
1) ветхозаветный;
2) индоарийский;
3) античный;
4) китайский.
Для ветхозаветного варианта происхождения философии характерно вытеснение множества мифологических божеств единым Богом-Абсолютом. Индоарийский (древнеиндийский) вариант перехода связан с совмещением мифологических божеств с вполне рационально понимаемым Единым. Для античного варианта перехода характерно стремление к целостной рационалистической картине мира, где нет места Божественному произволу.1
А в Китае мифологическое сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китайские церемонии»). Философия же никогда не прерывала ту нить, которая связывает между собой предание и научную теорию, миф и логос. Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его, как это происходит в античной Греции. «Живучесть» китайского мифа-предания заключается в том, что он оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, художественным и познавательным горизонтом, в котором происходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему китайская медицина и даже техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философскими понятиями, а философия - весьма натуралистическими образами и ассоциациями. (Например, философско-эстетическая категория, которая встречается только в Китае - чистота).
Наличия развитой, проникнутой философическим духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Философия становится философией, лишь выработав свой - отличный как от мифа, так и от науки - способ и язык осмысления действительности.
Начинается философия в Древнем Востоке как комментарий: в Китае - к «И-цзин» (Канон перемен); в Индии - к Ведам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность многосмысленности и
1 Античная философия начинается, во-первых, с сомнения в достоверности как мифологического мировосприятия, так и свидетельств органов чувств, здравого смысла; во-вторых, с удивления, о котором так вдохновенно писал Аристотель.
многозначности толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности и стимулировал формирование оригинального философского языка.
3. Философия Древней Индии
Этапы и источники древнеиндийской философии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.
- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,
йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла настоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.
Рита
В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.
Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия (Маха Пралайя). Потом рождается новый Брахма и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса.
В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей от Золотого века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаиваться не стоит: до завершения нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных лет!
Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном развитии мироздания.
Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небытии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную - к духовному, нравственному совершенству. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени
подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.
Пракрити, Пуруша,Майя
Представления древних индусов об основах мироздания очень сложны и разнообразны. Тем не менее можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя.
Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун».
Гуна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет.
Гуна раджас - деятельность, борьба, сила.
Гуна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак.
В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия.
Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заменен философским, и "пуруша" стало означать индивидуализированное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, несводимость к пракрити.
Истинное «лицо» практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, боль-
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!