Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самовоспитание как цель и результат воспитания 5 страница



Тема 4. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

4.1. Понятие о целях воспитания

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса.

Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.

Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности, что выражается в следующем:

• с точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей;

• как суверенная личность он руководствуется высокими моральными принципами, в выборе поведения свободен от внешних влияний и соображений выгоды;

• в общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага;

• он заботится об экологической целостности природы, культурном развитии, нравственной чистоте и единении общества;

• он непримирим ко злу в любых его проявлениях (война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие над человеком, социальная несправедливость, неравенство между людьми и др.).

В отличие от абстрактного идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самой себя. Это достигается максимально полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

4.2. Гармоничное развитие личности как цель воспитания

Традиционно общая цель воспитания понимается как формирование гармонично развитой личности, сущностные и содержательные характеристики которой на разных этапах развития общества трактовались по-разному, в соответствии с эталоном (моделью) гармоничной личности как совокупности устойчивых представлений, специфических для различных культурно-исторических эпох.

Античное представление о гармоничном развитии личности, выступающее в качестве одного из наиболее распространенных эталонов, базируется на идее оптимального соотношения составляющих телесной и душевной природы человека, которые образуют упорядоченное внутреннее единство. В античном сознании эталон гармоничного развития – это «красота» и «соразмерность», которые находятся в определенном («правильном») соотношении, причем характер этого соотношения в философских течениях древности определяется по-разному.

Античный идеал гармоничного развития наиболее полно раскрыт в «Диалогах» древнегреческого философа Платона (428 или 427 до н. э. – 348 или 347), где он соотносится с многозначным понятием «калокагатия», которое является фундаментальной характеристикой «благородного», «прекрасного» и «совершенного» человека (калокагата). Согласие души и тела в трактовке Платона – это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие существования человека.

В соответствии с принципами гармоничного существования античная культура разработала конкретные техники индивидуальной «работы над собой», в частности:

• процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни;

• практика самоанализа, или «рассуждений о делах» – ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий;

• работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, самоосмысление (например, знаменитые «Размышления» Марка Аврелия).

Механизмом достижения целей гармоничного существования в античной философии является «катарсис» (дословно «очищение»). В нем наиболее полно выражалось античное представление о душевной и мировой драме искупления, исход которой виделся как восстановление нарушенного первопорядка и в мире, и в индивидуальной душе.

Таким образом, если свести античную концепцию гармоничного развития личности к нескольким основным положениям, то ее можно представить следующим образом:

– гармония связывается прежде всего с внутренним устройством человека, внутренней согласованностью его телесных и душевных проявлений;

– гармония трактуется как здоровье и соразмерность, предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта;

– быть гармоничным означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей;

– гармоничная жизнь достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее и не противодействуя ей;

– основными душевными качествами гармонично развитого человека являются здравомыслие и самообладание, благодаря чему он властвует над собственными страстями;

– обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования, поскольку «точку опоры» следует искать не вовне, а в себе самом;

– внутреннее устройство гармоничного человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка».

Античная концепция гармоничного существования нашла отражение и в средневековой философии, с позиций которой гармония достигается благодаря соразмерному и гармоничному сочетанию основных элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и активность субъекта. Только дополняя и ограничивая друг друга, составляющие человеческой натуры пребывают в равновесии и гармонии, образуя согласованное единство. Постоянное поддержание такого состояния приводит человека к гармонии.

Отголоски античной мудрости слышатся в немецкой классической философии, натурфилософии XIX в., науке XX столетия. Античное понятие равновесия, гармонии, или оптимального соотношения гетерогенных составляющих человеческой природы представляется необходимым связующим звеном и объяснительным принципом в междисциплинарных, комплексных исследованиях человека.

На современном этапе развития педагогической науки широко распространена гуманистическая модель гармоничного развития личности. Анализ этой модели требует детального рассмотрения основных идей гуманистической педагогики и психологии, в которой проблематика гармонии нашла наиболее полное отражение и оказалась в центре большинства теоретических построений.

Фундаментальные положения гуманистической модели стали складываться еще в эпоху Возрождения. Многие положения, составившие базис гуманистической модели, были сформулированы такими великими мыслителями прошлого, как Данте, Петрарка, Джордано Бруно, Джанбаттиста Вико, Томас Мор, Мишель де Монтень. Следуя этой традиции, гуманистическая педагогика и психология подчеркивает уникальность человеческой личности, необходимость поиска нравственных ценностей и смысла существования, а также обретения внутренней свободы, выражающейся в самоуправлении и самосовершенствовании. Основополагающие принципы этого научного направления можно выразить в следующих положениях:

• человек целостен и должен изучаться в его целостности;

• каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

• человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

• жизнь человека должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;

• человек обладает потенцией к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

• человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

• человек есть активное, творческое существо.

4.3. Методика постановки целей воспитания

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных проблем в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что у человека есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог – это ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы воспитания. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность воспитательной деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

Конкретная цель деятельности воспитателя содержит ряд частных целей, которые принято рассматривать как воспитательные задачи, отражающие установку на конкретное воспитательное мероприятие, определенный отрезок времени и др. Таким образом, в ходе воспитательного процесса педагог имеет дело с системой целей, образующих иерархическую структуру: 1) общая (генеральная) цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности и указывающая общие направления деятельности для всех учебно-воспитательных учреждений общества, определяющая характер педагогической деятельности вообще; 2) педагогические цели на определенном этапе формирования личности; 3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.

Для эффективности протекания воспитательного процесса и достижения конечного результата важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается, ставится. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех его участников. Это достигается в результате грамотно организованного целеполагания, которое в педагогической науке рассматривается как процесс, включающий в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание успешно, если в его основе лежат следующие требования.

1. Диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2. Реальность – выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации, реальных условий, обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.

3. Привлекательность – соответствие цели устремлениям и желаниям членов школьного коллектива, социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения.

4. Преемственность – осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.), выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности, возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»).

5. Идентификация – достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

6. Направленность на результат – возможность «замера» результатов достижения цели, что имеет место, если цели воспитания четко и конкретно определены.

Условно выделяют следующие типы целеполагания: свободное, жесткое и интегрированное, сочетающие элементы первых двух типов.

При свободном целеполагании все участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска. При жестком целеполагании цели и программы действий задаются школьникам извне (педагогом). При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения вырабатываются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения (возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности ее существования, способа возникновения), доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, наиболее эффективно свободное целеполагание.

Методика постановки целей воспитания включает также определение конкретных задач, среди которых выделяют две основные разновидности: 1) воспитательные задачи, ориентированные на развитие учащихся, их отношений с окружающими людьми и миром, коллектива детей и отношений в нем; 2) организационно-педагогические задачи, направленные на организацию воспитательного процесса.

Следует помнить, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут различаться.

Таким образом, педагогическое целеполагание в самом общем виде может быть условно представлено следующими этапами: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; 2) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов; 3) организация коллективной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей, определение жизненно важных задач; 4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

5.1. Понятие о содержании воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. Таким образом, в практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к тем или иным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи {патриотическое воспитание);

• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания {умственное воспитание);

• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе {нравственное воспитание);

• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне {эстетическое воспитание);

• потребности в здоровом образе жизни {физическое воспитание) (подробнее об этом см. 5.2).

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической (подробнее об этом см. 5.3).

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец) (подробнее об этом см. 5.4).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

• максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

• поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

• философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем (подробнее об этом см. 5.5).

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

5.2. Традиционная программа воспитания

Традиционная программа воспитания действует в отечественных школах с 1970-х гг. В ее основе лежит программа «Примерное содержание воспитания школьников», разработанная творческим коллективом под руководством И. С. Марьенко. В данной программе содержание воспитания соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяются умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы – это гражданское, правовое, экономическое, экологическое воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Его основными задачами являются: а) формирование гуманистического мировоззрения; б) развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; в) формирование культуры учебного и интеллектуального труда; г) стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями; д) развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания молодого поколения определяются морально-нравственными требованиями общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Священных книгах (например, в Библии и Коране). Основными задачами этического воспитания являются: а) накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах); б) разумное использование свободного времени; в) развитие нравственных качеств личности – внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности; чувства долга и чести; уважения человеческого достоинства; трудолюбия и культуры труда; бережного отношения к национальному достоянию.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные, общественно одобряемые виды деятельности с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления и трудолюбия. Основной задачей трудового воспитания является профориентационная работа, направленная на развитие и подготовку добросовестного, ответственного и творческого отношения формирующейся личности к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Трудовое воспитание призвано: а) прививать школьникам уважение к людям труда; б) знакомить их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, работы в строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания; в) побуждать к сознательному выбору профессии.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Его цель – развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Такое восприятие может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства – человек обязан привносить прекрасное в свою жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Средствами эстетического воспитания выступают окружающая жизнь, природа, искусство в различных его проявлениях (музыка, живопись, литература, кино, театр и др.).

Физическое воспитание – это процесс включения подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью. Цель физического воспитания – гармоничное развитие тела в тесном органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием.

Основные задачи физического воспитания: а) правильное физическое развитие; б) тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата; в) закаливание организма; г) воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен не только соблюдать законы, но и добросовестно выполнять профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, всей страны, а также на формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости) и накопление знаний о собственности, системах хозяйствования, экономической рентабельности, налогообложении.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон.

5.3. Программа формирования базовых культур личности

Данная программа разработана на основе подхода, предложенного О. С. Газманом и А. В. Ивановым и направленного на формирование базовых культур личности.

Центральной среди них выступает культура жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Главный компонент самоопределения – выработка позиции творца, преобразующего собственную личность. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность и программу действий для ее воплощения.

В соответствии с этим подходом воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.

На основе программы формирования базовых культур личности педагоги могут разработать подпрограммы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Программа «Здоровье» основывается на том, что педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, понимать, каковы причины отклонений в их здоровье. Классный руководитель с помощью школьного врача и родителей составляет личную программу питания и закаливания ребенка, разрабатывает систему физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку выработать индивидуальный режим работы и отдыха, определить необходимое время для сна и самостоятельно организовать свой режим жизни.

Программа «Общение» предполагает помощь педагога в организации взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, в разрешении проблем в общении. Беседуя с родителями, педагогу необходимо понять, в какой среде воспитывается ученик, насколько сильны семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с ребенком, каково его положение в семье. Педагог должен уметь различать как наследственные черты характера ребенка (замкнутый, открытый, болтливый и т. д.), так и социально обусловленные (некоммуникабельный, стеснительный, развязный и т. д.). Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог помогает ему разрешить трудности, связанные со взаимодействием; создает условия для коррекции его отношений с товарищами, со взрослыми, с родителями; способствует самоутверждению в коллективе (например, помогает изменить социальную роль ученика как «неудачника», «хулигана», «двоечника»).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...