Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпиада по искусству (МХК) 27 страница



Grief» (видеозапись) (Boulder: NLP Comprehensive, 1987).

Глава 14 • Фокусирование на субмодальностях

представляет больного ребенка или гроб, спроси­те его: «Как вы узнали, что потеряли что-то цен­ное?» или «Как вы узнали, что это имело значи­тельную ценность и заслуживает того, чтобы горе­вать об этом?» Задавайте подобные вопросы, пока «Б» не подумает о каком-нибудь ценном пережи­вании, а не о его отрицании. В данном паттерне эта часть играет крайне важную роль. Без нее паттерн горя работать не будет.

2. Определите структуру «потери». «А» спрашива­ет «Б»: «Как вы представляете себе этого челове­ка - потерю этого человека?» Используйте в этом упражнении визуальные субмодальности репре­зентации: цветная/черно-белая, фильм/непо­движная картина, трехмерная/плоская, в рамке/ панорамная, ассоциированная/диссоциированная, яркая/темная, в фокусе/не в фокусе, далекая/ близкая и положение. После определения этих визуальных субмодальностей «А» спрашивает у «Б», имеются ли в этой репрезентации аудиальные или кинестетические субмодальности, которые кажутся значимыми и важными. Если да, опреде­лите их. «Б» приводит список этих субмодальнос­тей в левой верхней части чистого листа бумаги.

Структура потери будет тем или иным образом со­держать ощущение пустоты. Человек попытается представить человека, предмет, переживание, цен­ность и т. д., а затем для создания значения «пре­вратить это в призрак» - «на самом деле этого больше нет».

3. Определите структуру наличия и полноты (ресур­сного человека). «А» просит «Б» подумать о зна­чимом для него человеке, который умер или боль­ше не живет с ним рядом, но при воспоминании о котором «Б» больше не ощущает потери. «Б» вы­бирает такого человека, смерть или потеря которо­го вызвала у него горе, но при воспоминании о ко­тором в настоящее время «Б» ощущает полноту или его наличие, как если бы тот человек «в неко­тором роде все еще был с ним». Этот человек явля­ется для «Б» в некотором смысле ресурсом.

Иногда человек может оказаться неспособным определить такой ресурс. В таком случае попроси­те клиента подумать о человеке, который обычно доступен, но в данный момент живет в другом ме­сте. Ресурсом может явиться ребенок, живущий в другом месте. Или я могу попросить человека вспомнить любимого учителя, который еще жив, но проживает в другом месте. Человек подойдет при условии, что клиент будет ощущать его как ресурс, имеющийся в его распоряжении.

«А* определяет субмодальности ресурсного че­ловека «Б». «А» спрашивает «Б»: «Как вы пред-

ставляете себе этого ресурсного человека?» «Б»

приводит список соответствующих субмодально­стей в правой верхней части листа бумаги. Запи­шите их рядом с субмодальностями нежелатель­ного убеждения (№ 1) в том же порядке.

4. Выполните сравнительный анализ. Сопоставьте

эти два переживания (№ 1 и № 2). Отметьте звез­дочкой различающиеся субмодальности. Обрати­те внимание на то, как человек говорит о каждом Переживании, и определите специфический язык каждого из них.

5. Проверьте структуры переживаний. «А» предла­гает «Б» проверить все (помеченные звездочкой) различия субмодальностей 1 и 2 переживаний. Это нужно для определения того, какие субмо­дальности окажутся наиболее действенными при изменении горя/потери в наличие/полноту. После проверки каждой субмодальности «А» просит «Б» вернуть ее в исходное состояние.

6. Проведите экологическую проверку. «А» спраши­вает у «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против восприятия человека № 1 как чело­века № 2? Отнесется ли какой-нибудь из членов вашей семьи неодобрительно к тому, что вы пре­кратите горевать?» Удовлетворите при помощи рефреЙминга все возражающие части. Например, если «Б» скажет, что если он не будет горевать, тем самым он не отдаст покойному дань уважения, вы можете осуществить рсфрейминг, спросив: «Что может быть лучшим способом отдать дань уваже­ния этому человеку, чем радостное сохранение его в своем сердце на протяжении всей оставшейся жизни и расходование ресурсов, которые он дал вам, на то, чтобы сделать свою жизнь более пол­ной?»

7. Отобразите различия субмодальностей с одного человека на другого. Используя субмодальные

драйверы, обнаруженные в пункте № 4, «А» под­водит «Б» к изменению переживания потери (№ 1) в переживание наличия/полноты (№ 2). Как правило, содержание репрезентации будет ос­таваться неизменным. Однако иногда для соответ­ствия структуре текущего переживания содер­жание необходимо отрегулировать. Также пере­крестно отобразите то, что человек говорит о потере, когда примиряется с ней и полностью при­нимает ее.

8. Проверка. «А» говорит «Б»: «Подумайте сейчас о переживании "потери". Ощущается ли оно вами как ресурс; как исходное переживание "полно­ты"?* «А» проверяет субмодальности бывшего пе­реживания потери «Б». Они должны оказаться теми же, что и субмодальности переживания на-

Часть 3 • Мидель нервных-процессов.НЛП

личия/полноты. Иногда субмодальности этих пе­реживаний могут слегка отличаться. В таких слу­чаях используйте эти различия для завершения изменения.

Часть II

В части I вы использовали перекрестное отобра­жение субмодальностей для трансформации пережи­вания прошлой потери в имеющийся в настоящем ресурс. В части II вы будете направлять клиента на поиск переживаний, которые смогут заменить в на­стоящем и в будущем переживания, связанные с ут­раченным человеком, и на осуществление этой заме­ны. Это делается с помощью подстройки к будуще­му, призванной гарантировать то, что человек уладит свою собственную жизнь.

1. Получите доступ к ценному переживанию. «А»

просит «Б» вызвать тот связанный со значимым человеком опыт, который вы только что трансфор­мировали из потери в полноту, и репрезентировать его таким образом, который кажется ему есте­ственным и самым простым. Представьте перед собой пустой экран. Поместите на одной стороне этого экрана образ данного человека.

2. Определите ресурсы. «А» говорит «Б»: «Я знаю,

что этот человек многое значил для вас. Он дал вам многое, что позволяет вам улучшить свою жизнь сейчас и в будущем. Получите репрезента­цию (образ) того, как этот человек дарит вам ре­сурсы, качества и ценности, которые помогут вам сейчас и в будущем. Поместите этот образ на вто­рой стороне экрана». «А» осуществляет подстрой­ку к «Б». Иногда клиенту для получения такого образа потребуется несколько минут и небольшая тренировка. «А» вспоминает некоторые качества, ценности и ресурсы, которые узнал от «Б» в пре­дыдущей беседе, и указывает на них «Б» для того, чтобы помочь ему сформировать такой образ.

3. Выполните экологическую проверку. «А» спра­шивает «Б»: «Возражает ли какая-нибудь ваша часть против того, чтобы сделать эти переживания или инструкции частью вашего будущего? Будет ли кто-нибудь в вашей жизни иметь возражения

против того?» Перед тем как продолжить, отрегу­лируйте эту репрезентацию и/или осуществите ее рефрейминг так, чтобы это удовлетворяло все воз­ражающие части.

4. Встраивание в будущее. «А» говорит «Б»: «Теперь возьмите ресурсы, качества и ценности, которые этот человек дал вам, с собой в будущее, и обра­тите внимание на то, какую форму примут эти ре­сурсы, и как они помогут вам жить с другими людьми». «А» может предложить «Б» представить последовательность образов, в которых «Б» ис­пользует эти ресурсы для улучшения своей жиз­ни. Эти репрезентации должны выглядеть привле­кательно и убедительно, но они не должны быть слишком конкретными. Они должны выглядеть в чем-то неопределенно и неясно, допуская множе­ство возможностей. Большинство клиентов полу­чают при этом очень ценный опыт.

Вопросы для размышления

1. Опишите различия между дигитальными и анало­говыми субмодальностями.

2. Если бы вы хотели узнать критические, или веду­щие, субмодальности какого-нибудь человека, как бы вы попытались их установить?

3. Что означает «перекрестное отображение» с ис­пользованием субмодальностей?

4. Какие субмодальности вы находите наиболее кри­тическими в ваших репрезентациях «времени»?

5. Как субмодальности объясняют паттерн «Взмах»?

6. Какие проблемы связаны с использованием терми­на «субмодальности»?

7. Какие слова или термины мы предлагаем в каче­стве более точной и эффективной альтернативы «субмодальности»?

8. Как работают субмодальности при вызове измене­ний?

ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Стратегии

Что можно узнать из этой главы:

«Стратегии» НЛП как способы, позволяющие узнать о том, что делает мозг

Как использовать язык репрезентативных систем в качестве языка стратегий

Как извлекать и распаковывать стратегии

Как прекращать использование стратегий, разрабатывать и перерабатывать стратегии

Как встраивать стратегии

Глава 15 •.Стратегии

Часть I.

Определение элементов

субъективного опыта*

«"Карта"- не "территория"» Korzybski, 1933

Являясь «изучением структуры субъективного опыта», НЛП включает в себя три наиболее влия­тельных и существенных компонента опыта: нервные процессы, язык и программирование. Следовательно, нейролингвистическое программирование описывает взаимодействия между сознанием и телом и то, как взаимодействия этой системы создают нашу нейро-лингвистическую «модель мира». Результатом этого взаимодействия являются наши эмоции, поведение, коммуникации и т. д.

Нервные процессы описывают вклад, который вно­сит тело в создание наших «состояний», и поведение, берущее начало в этих состояниях. Лингвистика от­ражает то, как мы репрезентируем внешний мир внутри сознания и тела при помощи различных сим­волических систем (слов, фраз, метафор, жестов, ма­тематики, музыки, искусства и т. д.). Программиро­вание описывает те форматы, процессы, технологии, парадигмы и т. д., посредством которых мы органи­зуем свою нейролингвистику полезным образом.

Для того чтобы создать основание для дальнейше­го исследования, в части I этой главы мы знакомим вас с моделью НЛП Вы узнаете об установленных при помощи НЛП аспектах субъективного опыта, которые и определяют уникальность этой модели нейролингвистики человека. В части II мы приведем резюме модели стратегий НЛП. В части III вы най­дете пошаговые инструкции по работе со стратегией решения, стратегией правописания, стратегией моти­вации и стратегией обучения.

НЛП — модель моделей

Первоначально модель НЛП появилась в резуль­тате эксперимента по моделированию образцов чело­веческого мастерства. Лингвист (Джон Гриндер) и программист (Ричард Бэндлер) объединили свои ре­сурсы для того, чтобы изучить психотерапевтические навыки, которые использовали Вирджиния Сатир и Фритц Перлз при общении со своими клиентами. В результате этого первоначального моделирования

Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975) созда­ли эксплицитную модель имплицитных моделей, ис­пользуемых Сатир и Перлзом при управлении свои­ми реакциями, поведением, языком и т. д. Бэндлер и Гриндер назвали эту модель модели «метамоделью языка в психотерапии». Так началось НЛП.

Бэндлер и Гриндер пришли из тех дисциплин, в которых научились думать в терминах разбиения сложных действий и лингвистических паттернов на меньшие элементы (чанки). В конечном счете, они обнаружили эти элементы субъективного опыта в сенсорных репрезентативных системах. Итак, в каче­стве основных компонентов субъективного опыта они использовали сенсорные формы осведомленно­сти (визуальная, аудиальная, кинестетическая, обо­нятельная и вкусовая).

Бэндлер и Гриндер использовали «биокомпью­терную» модель мозга и поэтому предполо­жили, что можно запрограммировать его си­стему обработки информации. Они хотели знать, как внутренняя структура последова­тельностей использования репрезентатив­ных сенсорных систем может приводить к вы­сокопродуктивным видам поведения. Это дало начало модели стратегии.

Затем при помощи вопроса «Как это работает?» они смогли обнаружить последовательность исполь­зования этих элементов. «Как работает этот элемент субъективного опыта (например, психотерапевтичес­кая коммуникация, мотивация встать утром, сохра­нение ресурсов в условиях отрицательной обратной связи и т. д.)?» «Что происходит в первую очередь, во вторую и в третью?» Бэндлер и Гриндер исполь­зовали «биокомпьютерную» модель мозга и поэтому предположили, что можно запрограммировать его систему обработки информации. Они хотели знать, как внутренняя структура последовательностей ис­пользования репрезентативных сенсорных систем может приводить к высокопродуктивным видам по­ведения. Это дало начало модели стратегий.

Философия/ эпистемология НЛП

Эпистемология НЛП является конструктивист­ской и основана на идеях, впервые высказанных Им-

* Эта глава является переработанным вариантом главы 1 книги Майкла Холла «НЛП: Становимся "мета" на ло­гических уровнях» (Hall, 1997).

Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование

I

мануилом Кантом, а затем развитых в рамках общей семантики. Эпистемология описывает то, что мы зна­ем; как мы узнаем, что именно мы знаем, и как мы узнаем, что мы это знаем. Частью эпистемологии НЛП является высказывание Альфреда Кожибски (Korzybski, 1933/1994): «"Карта" - не "террито­рия"*. То, что мы знаем и испытываем «внутри» себя («субъективный опыт»), коренным образом отлича­ется от того, что существует «снаружи» (то есть от «территории*). То, что мы знаем и испытываем внут­ри себя, является «картой» по отношению к «терри­тории» - карта может репрезентировать террито­рию, соответствовать ей, отражать ее, символизиро­вать ее - но она не является территорией. Эти два феномена («карта» и «территория») находятся на разных уровнях (поверхностно называемых «субъек­тивным» и «объективным» уровнями опыта). Как пишут Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dilts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980), это означает, что мы не оперируем непосредственно самим миром:

«Вместо этого мы оперируем закодированны-ми интерпретациями окружающей среды, полу­чаемыми и испытываемыми нашими сенсорны­ми репрезентативными системами: образами, звуками, запахами, вкусами и ощущениями (так­тильными и проприоцептивными) Информация о нашем внутреннем мире (как и о наших внут­ренних состояниях) воспринимается, организу­ется, группируется и передается по внутренней системе нервных путей, которые заканчиваются в мозге, нашем центральном биопроцессоре. Эта информация затем преобразуется при по­мощи внутренних стратегий обработки, которые есть у каждого человека»

Мы оперируем непосредственно, но не с ми­ром, а с нашими «картами» мира. Модели, которые мы создаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис.

Мы оперируем непосредственно, но не с миром, а с нашими «картами»мира. Модели, которые мы со­здаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис. Структурные элементы являются составными ком­понентами, а синтаксис - набором правил или ин­струкций, описывающих то, как мы можем собрать эти компоненты вместе.

Эпистемология НЛП является конструктивист­ской, поэтому, как и другие западные научные мо-

дели, она основана на сенсорном опыте и преобра­зовании факторов окружающей среды в факторы решений. Следовательно, она фокусируется в боль­шей степени на форме, а не на содержании, но от­личается от других моделей тем, что включает на­блюдателя.

Исследуя то, как мозг формирует (или конструи­рует) внутренние репрезентации, создающие состо­яние сознания, НЛП принимает системный подход к сознанию и телу. Сознание и тело, культура, язык и т. д. образуют сложную систему, в которой ни одна часть не функционирует изолированно от других частей.

Под конструктивизмом мы здесь понимаем тот факт, что мы имеем дело не с территорией (реально­стью первого уровня), а только с создаваемыми нами внутренними реальностями.

Сначала Кожибски придерживался модели соот­ветствия истины, то есть он считал, что наша модель должна соответствовать территории. Затем он при­водил доводы в пользу прагматической модели исти­ны, то есть говорил, что нам нужна модель, которая позволила бы нам эффективно функционировать, даже если «карта» не совсем точно соответствует «территории».

Компоненты субъективного опыта

Для формирования режимов осведомленно­сти мозг использует ощущения (сенсорные модальности).

Итак, все начинается с сенсорной репрезентатив­ной системы, которая делает эксплицитным то, о чем мы думаем в терминах образов, звуков, ощуще­ний, запахов и вкусов. При помощи органов чувств (глаз, ушей, мышечных и тактильных ощущений) мы получаем данные из внешнего мира. Затем, ис­пользуя эти видимые, слышимые и ощущаемые формы, мы «думаем» для «репрезентации» того, что увидели, услышали, ощутили и т. д. Для формиро­вания режимов осведомленности мозг использует несколько сенсорных модальностей. Мышление не­возможно без этих основных режимов. Эти компо­ненты составляют саму форму наших отделенных мыслей. Мы обрабатываем информацию, получае­мую по сенсорным каналам. Ради удобства в НЛП репрезентативные системы обозначаются следую­щим образом:

Глава 15• Стратегии

V - визуальная (образы, картины);

А - аудиальная (звуки, тон),

At - аудиально-тональная (звуки);

К - кинестетическая (тактильные и внут­ренние ощущения тела);

О - обонятельная (запахи);

G - вкусовая (вкусовые ощущения);

М - моторная (движения). Эти репрезентативные системы можно считать внешними или внутренними источниками данных, поэтому иногда мы обозначаем это, добавляя индекс е или I, например Ve (визуальная внутренняя систе­ма). Эти репрезентативные системы можно также считать запомненной информацией, сохраняемой внутри нервной системы (г) или сконструированной в воображении (с).

г - запомненная информация (VAK);

с - сконструированная информация (VAK);

i - внутренний источник информации (трансдеривационный поиск);

е - внешний источник информации (состо­яние «аптайм», сенсорная осведомлен­ность).

Для обозначения того, что мы используем мета-репрезентативную систему, слова и язык, мы исполь­зуем следующую нотацию:

Ad - аудиально-дигитальная система (языковая система, слова, внутренняя речь).

Посредством этих репрезентативных систем мы ещераз представляем себе информацию. Наше мыш­ление основано на внешних сенсорных модальностях (ШСплюязык). При помощи этих «инструментов» мы создаем личные «карты» мира для следования по жизни. Большинство из нас предпочитает одну ре­презентативную систему другим и, фактически, злоупотребляет ее использованием, игнорируя остальные.

Эти репрезентативные системы функционируют как составные компоненты поведения. Используя категории и классы, мы проводим мысленные разли­чия. Каждая сенсорная модальность имеет специ­фические качества, которые являются свойствами репрезентативных систем. Эти качества в НЛП тра­диционно называются субмодальностями. Мы пред­почитаем называть их «качествами модальностей» или «отличительными свойствами репрезентаций». Они предоставляют мозгу специфическую информа­цию для сортировки и кодирования опыта. Обычно

мы не осознаем модальности, но можем легко сделать их осознанными, просто получив о них осведомлен­ность. Такая осведомленность позволяет нам изме­нять субмодальную структуру опыта.

Основные визуальные субмодальности:

Яркость

Фокус

Цвет

Размер

Расстояние

Контрастность

Движение

Направление

Передний/задний план

Расположение

Основные аудиальные субмодальности:

Высота звука

Непрерывность/прерывность

Ассоциированность/диссоциированность

Темп

Громкость

Ритмичность

Продолжительность

Расстояние

Четкость

Основные кинестетические субмодальности:

Давление

Расположение

Степень

Форма

Текстура

Температура

Движение

Продолжительность

I

Часть 4 •.Продвинутое НЛП-моделирование

Интенсивность Частота

В конечном счете, мы форматируем или про­граммируем наше поведение, наши навыки и способности при помощи комбинирования и установления последовательности использо­вания репрезентаций, осуществляемых при помощи нервной системы.

Затем мы форматируем или программируем наши поведение, навыки и способности при помощи комби­нирования и установления последовательности ис­пользования этих репрезентаций, осуществляемых при помощи нервной системы. Обработка нами вход­ных стимулов осуществляется при помощи последо­вательности внутренних репрезентаций, которую мы называем «стратегией». Итак, при построении стра­тегии мы фокусируемся на процессах распаковки и реорганизации поведения в эффективные передающи­еся последовательности. Так мы можем задать формат новых, более эффективных способов деятельности.

«Картографирование»: создание «карт» для описания территории

Бэндлер и Гриндер считают, что при создании внутренних «карт» мира (наших «программ») мы используем три процесса моделирования. Это опуще­ние, обобщение и искажение, и они определяют то, как мы абстрагируемся от территории и преобразу­ем ее в репрезентативную «карту».

Опущение

Мы осуществляем опущение из-за того, что не можем обработать все миллиарды бит информации, вторгающиеся в нашу нервную систему в каждый конкретный момент. Это ошеломило бы нас. Наш сенсорный аппарат также не позволяет ввести все доступные данные. Наши глаза видят только очень узкую часть светового спектра. Наши уши восприни­мают только очень узкий диапазон звуковых частот. Итак, мы имеем дело с реальностью не непосред­ственно, а косвенно, при помощи мозга и нервной системы. Мы регистрируем только малую часть по­ступающих образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Избирательно обрабатывая информацию, наш мозг защищает нас. Опущение становится про-

блемой только тогда, когда мы опускаем существен­ные или важные элементы информации.

Хаксли (Huxley, 1954) говорит, что функция моз­га и нервной системы заключается в:

«защите нас от ошеломления и замешатель­ства, вызванного огромным количеством по большей части бесполезной и нерелевантной информации, посредством отбрасывания в каж­дый момент большей части того, что в противном случае мы должны были бы воспринять или за­помнить. Для обеспечения биологического вы­живания информация должна поступать в созна­ние через редукционный клапан мозга и нервной системы. То, что выходитсдругой стороны, пред­ставляет собой ничтожно маленькую струйку осознанной информации, которая помогает нам выжить на этой планете» (курсив наш).

Далее он описывает, как при помощи языка мы выражаем и подтверждаем переживание «мира уменьшенной осведомленности».

Миллер (Miller, 1956) в своей классической рабо­те утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 ± 2 элементам информации за раз. Это значитель­но ограничивает наши знания и нас самих. Поэтому для того чтобы наше «подсознание» управляло восприятием, научением и «программами», они должны стать привычными. Когда мы многократно повторяем определенный мыслительный паттерн, он выпадает из сознания, как если бы мы хранили его неосознанно. В этой модели осознание считается «ре­зультатом деятельности нервной системы». Репре­зентация становится осознанной только тогда, когда достигает определенного уровня интенсивности. Осознание может работать с 7 ± 2 элементами ин­формации за раз (элементы в сознании связаны с формированием паттерна опыта, который мы еще не сделали неосознанным), поэтому когда информация достигает статуса ТОТЕ, она выпадает из сознания, освобождая его для новой информации.

Миллер (Miller, 1956)в своей классической ра­боте утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 + 2 элементам информации за раз.

Обобщение

Чрезмерное количество информации приводит к тому, что мы делаем обобщения, нужные для резю­мирования паттернов. Обобщая при помощи катего­ризации, организации, абстрагирования и перевода знаний на более высокий уровень, мы упрощаем мир. Мы делаем обобщения, относя предметы с похожей функцией, структурой, природой и т. д. к одной ка-

Глава -15- Стратегии

тегории. Обобщая, мы опираемся на гештальты зна­чений, значимые конфигурации и синтез информа­ции. Мы ищем паттерны, и когда находим повторя­ющийся время от времени опыт, мы часто приходим к заключению, что имеем дело с паттерном. Это со­храняет нам время и избавляет от проблем, так как мы не должны постоянно сталкиваться с новым ми­ром. Мы делаем обобщения, чтобы внести в мир по­рядок и значение; это основано на нашей способно­сти замечать паттерны похожих синтаксиса, содержа­ния, формы и значения.

Искажение

При построении моделей мы неизбежно искажаем информацию, опуская и обобщая данные. Мы воспри­нимаем территорию через наши фильтры восприятия. Когда мы встраиваем наши программы, наши «мысли» (репрезентативные системы) перемещаются на более высокий логический уровень в качестве убеждений, ценностей и установок (искажения более высокого уровня). Когда мы «видим» в чем-то потенциал, мы искажаем. Когда мы наделяем что-то значением или ценностью, мы искажаем. Этот процесс моделирова­ния не является ни хорошим, ни плохим, просто наша нервная система таким образом обрабатывает и орга­низует данные. Следовательно, «цвет» существует не во внешнем мире, а внутри нашей нервной системы.

Каждая форма искажения (например, убеждения, ценности, образы восприятия) «организует» нас. В конечном счете, формат искажения психологически организует саму нашу «суть» или личность (то, как мы думаем, воспринимаем, чувствуем, оцениваем, верим и поступаем). Иначе говоря, наши «карты» рефлексивны в том смысле, что они формируют нас по своему образу. Убеждения и ценности, берущие начало в «картографировании», вызывают у нас «состояния сознания», которые, в свою очередь, определяют, мотивируют нас и управляют нами. Это создает особенности нашей «личности» (Hall & Во-denhamer, 1997b).

перемещаться по реальности. Это объясняет, почему очень интеллектуальные люди могут совершать глу­пые поступки. У них есть внутренняя «карта», кото­рая потребовала этого! Их «карты» «программиру­ют» или контролируют их восприятие, поведение, коммуникации, навыки, состояния и т. д. Если их «карты» привели к опущению чего-то существенно­го, к поспешному обобщению принципа, правила или убеждения, к чрезмерному искажению, то програм­мы (стратегии) могут организовать и мотивировать их непродуктивным образом.

Чтоже является результатом опущений, обоб­щений и искажений? Внутренняя «карта» мира - парадигма. Мы создаем эту «карту» для того, чтобы перемещаться по реальности.

Эти процессы и знания мы называем стратегиями. Когда мы «запускаем мозг» и нервную систему с оп­ределенным образом структурированными и органи­зованными опущениями, обобщениями, искажениями и т. д., наш мозг привыкает «приходить в одно и то же место». Он разрабатывает стратегию, или последова­тельность использования репрезентативных систем, для создания опыта. По этой причине мы говорим, что каждый опыт имеет внутреннюю структуру. Даже у таких дезорганизованных состояний, как безумие, за­мешательство, стресс, промедление и т. д., есть опре­деленный специфический сенсорный план.

Стратегии являются просто формальными описани­ями того, что мы делаем внутри своей головы и нервной системы для создания конкретного поведения, состоя­щего из мыслей, эмоций, убеждений, ценностей, состо­яний, навыков, опыта, коммуникации или чего-нибудь еще. Все виды поведения (обучение, запоминание, мо­тивация, выбор, коммуникация, изменение и т. д.) яв­ляются результатом систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций.

Каждая форма искажения (например, убеж­дения, ценности, образы восприятия) «орга­низует» нас.

Все виды поведения (обучение, запомина­ние, мотивация, выбор, коммуникация, изме­нение и т. д.) являются результатом система­тически упорядоченных последовательно­стей сенсорных репрезентаций.

Моделирование, создающее «карты» стратегий

Что же является результатом опущений, обобще­ний и искажений? Внутренняя «карта»мира - па­радигма. Мы создаем эту «карту» для того, чтобы

Заключение

В этом простом введении в понятия, составляю­щие «сознание», «личность» и субъективный опыт

Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование

человека, описаны неотъемлемые элементы нашего поведения. Теперь нас интересует, как эти элементы объединяются и сочетаются для создания «субъек­тивного опыта».

Часть II. Модель стратегий НЛП

Исследование осознания

Наше сознание бродит по разным местам. Вы мо­жете быть в этом уверены! В наших мыслях, эмоци­ях, нервных процессах, поведении мы иногда чув­ствуем, как нас перемещает поток сознания. Мы вста­ем утром, размышляя о своих делах (или делах кого-нибудь другого!), и затем вдруг в сознании воз­никает мысль, активируя наши воспоминания так, что мы внутренне переносимся в другое место и вре­мя... и обнаруживаем, что испытываем интенсивные знакомые эмоции!

Как мы можем исследовать эти изменения и мес­та, в которые нас приводит сознание? Для этого нам надо сосредоточиться на элементах субъективного опыта - на кодировании «мыслей» в терминах сен­сорных систем и субмодальных качеств. Нам нужно посмотреть на внутренний «экран сознания» и обра­тить внимание на кодировки. Если каждое поведение и каждое переживание имеют структуру, то объясне­ние любого поведения (ключ к любому поведению) лежит в его кодировке. Феноменологически, внутрен­не мы «осознаем» что-либо в терминах «ощущений», которые первоначально использовали для ввода ин­формации.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...