Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

магии НЛП 25 страница



Теперь мы можем обратиться к исследованию «якорей» и «процессов якорения» в нашей жизни и в жизни тех, кто живет и работает рядом с нами. Мы можем исследовать «сообщения» и нейросемантичес-кие состояния, которые они вызывают. Мы можем также развить навыки использования якорей и при­менять их в повседневной жизни более осознанно, отдавая себе отчет в том, как мы это делаем, напри­мер, наедине с любимыми или с аудиторией на пуб-личной лекции.

Вопросы для размышления

1. Что такое «якорение»?

2. Как Павлов открыл процесс якорения и как он его назвал?

3. Перечислите четыре принципа якорения.

4. Как установить якорь?

5. Что вы чувствовали, используя якоря в различных упражнениях?

6. Что значит «коллапс якорей»?

7. Как коллапс якорей связан с интеграцией частей?

8 Подумайте о якорснии в контексте публичной лек­ции или презентации - чему вы научились?

Фокусирование

на субмодальностях

Что можно узнать из этой главы:

Объяснение субмодальностей

Новое понимание секретов субмодальностей

Некоторые психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей

Упражнение на исследование субмодальностей

«Лечение* головной боли и других дискомфортных ощущений

Перекрестное отображение с помощью субмодальностей

Субмодальности на линии времени

Паттерн «Шоколад леди Годивы»

Паттерн «Взмах»

Паттерн изменения формирования убеждения

Паттерн горя/потери

Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП

Приходилось ли вам слышать, как кто-то говорит: «Я чувствую себя сегодня довольно уныло»? Поду­майте над значением фразы «Я ясно слышу вас». Мы постоянно слышим такие метафорические высказы­вания. До открытий, сделанных в НЛП, большинство из нас рассматривали их просто как метафоры и, сле­довательно, как символы, не имеющие большого зна­чения. Однако, опираясь на НЛП, мы теперь знаем, что такие метафоры часто являются буквальным описанием внутренних репрезентаций говорящего.

Мозг воспринимает такие высказывания и «наделя­ет их смыслом» на буквальном уровне чаще, чем мы иногда думаем. Понятие «субмодальности» связано с одним из основных способов функционирования нашей нервной системы и программирования ею на­ших эмоций, действий, навыков и т. д.

Понятие «субмодальности» связано с одним из основных способов функционирования на­шей нервной системы и программирования ею наших эмоций, действий, навыков и т. д.

Мы описали три основных способа «мышления». А именно мы думаем при помощи картин, звуков и ощущений (тактильных и проприоцептивных). «Мышление» также осуществляется при помощи обонятельных, вкусовых ощущений и метарепрезен-тативной системы слов. Однако мы формулируем свои внутренние репрезентации главным образом в картинах, звуках и/или ощущениях. Учитывая это, область субмодальностей позволяет нам обнаружить дальнейшие различия своих внутренних репрезента­ций.

Вспомните приятное переживание.

Визуально: Вы представили картину, не так ли? Вы видите ее в цвете или черно-белой? Она выглядит трехмерной или плоской, как фотография? Видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите ее своими собственными глазами (ассоцииро­вание)? Заключена ли картина в рамку, или вы ви­дите ее как панорамную фотографию? Вы видите фильм или неподвижную картину? Она расположе­на далеко или близко? Картина выглядит яркой, тус­клой или имеет среднюю яркость? Вы видите ее в фокусе или не в фокусе? Где она расположена? Вы видите ее слева, справа или прямо перед собой? Где вы видите картину?

Аудиально: Имеет ли воспоминание звук? Он зву­чит громко или приглушенно? Тон звука мягкий или резкий? Его тембр богатый или бедный? В каком на­правлении расположен источник звука? Он передви­гается быстро или медленно? Звук звонкий или глу­хой? Слышите ли вы его в стерео или в моно?

Кинестетически: Содержит ли воспоминание в себе какие-нибудь ощущения? Как интенсивно вы их испытываете? Испытываете ли вы ощущение так, как если бы оно имело текстуру? Если бы оно име­ло вес, насколько тяжелым оно было бы? Если бы это ощущение имело форму, то какую? Оно теплое или холодное? Какой частью своего тела вы его ощущаете?

Эти качественные различия внутренних репре­зентаций в НЛП называют субмодальностями. Реп­резентативная система включает в себя субмодально­сти визуальной, аудиальной и кинестетической мо­дальностей. Термин «субмодальности» звучит так, как будто мы обнаружим «субразличия». Однако как мы узнали в главе 1, это описывает ситуацию не со­всем верно. Эти качества или свойства репрезента­ций являются строительными блоками внутренней репрезентативной системы, но не на подуровне. Внутренние репрезентации всех переживаний, не­сомненно, включают в себя субмодальности. Уайатт Вудсмолл отмечал:

Субмодальности являются строительными блоками репрезентативной системы.

«Если сознание/тело способно проводить ка-кие-либо различия, оно должно обладать опре­деленным способом проведения этих различий; способ, при помощи которого оно на самом деле делает это, опирается на различия в субмодаль-ностях, посредством которых осуществляется внутренняя репрезентация различных вариан­тов»*

Мозг человека определяет параметры пережива­ний, опираясь на субмодальные свойства (а также на словесные значения, которыми мы их наделяем). Все свои переживания, эмоции и даже убеждения разу­ма мы репрезентируем при помощи субмодальнос­тей. Более двух тысячелетий назад один мудрый че­ловек сказал: «Каковы мысли в душе его, таков и он»**. Итак, наш мозг обрабатывает информацию,

Wyatt Woodsmall, LifeLineTherapy (Arlington: Advance Behavioral Modeling, 1989), p. 4. Книга притчей Соломоновых, 23:7.

Глава.14 •--Фокусирование-на субмодальностях

используя субмодальности и словесные значения, ко­торыми мы наделяем репрезентации для создания реальностей. Это, в свою очередь, дает начало эмоци­ям, которые определяют поведение. И на исходном уровне репрезентаций, и на метауровнях наше ре­презентативное кодирование обладает различными качествами (субмодальностями).

Отличительные признаки, приведенные в приме­ре, связанном с приятным переживанием, представ­ляют собой только несколько субмодальностей в каждой репрезентативной системе. Однако именно они являются ключевыми. На рис. 14.1 приведен бо­лее полный список субмодальностей.

Различные виды субмодальностей

Рассматривая субмодальности, вы заметите разли­чия даже в пределах одной субмодальности. Обсудим визуальные субмодальности. Какие различия вы мо­жете заметить между картиной, выглядящей цветной или черно-белой, и картиной, кажущейся далекой или близкой?

Это различие исходит из того факта, что картина выглядит или черно-белой, или цветной. Мы не созда­ем (и не можем создать) картины в промежуточной кодировке. (Не все тренеры НЛП соглашаются с этим заключением. Они считают, что все субмодаль­ности относятся к аналоговой категории.) Однако в случае картины, кажущейся далекой или близкой, визуальный образ может иметь некоторые промежу­точные значения из данного диапазона. Картина мо­жет быть расположена на расстоянии пяти метров от вас, трех метров или прямо перед вашим носом.

Дигитальные субмодальности функциони­руют как выключатель: могут быть или «вклю­ченными», или «выключенными». Субмодаль­ности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями.

Таким образом, некоторые субмодальности функ­ционируют подобно выключателю: могут быть в по­ложении либо «включено», либо «выключено». На­пример, элементы картины могут двигаться, или кар­тина может оставаться неподвижной. Оба варианта не могут иметь место одновременно. Такие виды

субмодалыюстей мы называем дигитальными суб­модальностями. Субмодальности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодально­стями. «Положение» является примером аналоговой субмодальности. Более полное понимание субмо­дальностей обычно развивается у нас после того, как мы научимся изменять их и обращать внимание на вызываемые этим изменением переживания. Про­изошедшее событие существует как факт. Мы не мо­жем изменить его. Однако сегодня мы реагируем не на факт, а на наше воспоминание об этом событии. Поэтому хотя мы не можем изменить свершивший­ся факт, мы можем изменить то, как мы воспринима­ем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.

Когда мы, наделяя наши внутренние репрезента­ции новыми значениями, осуществляем изменение восприятия, мы также изменяем субмодальную структуру этой внутренней репрезентации. Анало­гично, когда мы осуществляем изменение при помо­щи субмодальных сдвигов, мы всегда активируем фрейм более высокого уровня, который наделили значением более высокого уровня. Поэтому мы мо­жем осуществлять сдвиги восприятия и при помощи слов (посредством рефрейминга), и при помощи суб­модальностей (посредством перекрестного отображе­ния). В любом случае для осуществления и сохране­ния сдвига мы должны «переместить» проблемное состояние во фрейм более высокого уровня (желае­мое состояние).

Хотя мы не можем изменить свершившийся факт, мы можем изменить то, как мы воспри­нимаем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.

Рассмотрим что-либо, что вызывает у вас гнев. При вспоминании такого переживания, вы, вероят­но, получаете картину стимула, вызывающего гнев. Эта картина выглядит цветной или черно-белой? Вы видите ее трехмерной или плоской? Видите ли вы себя на картине (диссоциирован™) или вы видите все события как бы собственными глазами (ассоци­ированно)? Как правило, диссоциация от воспоми­нания удаляет значительную часть эмоций, если не все. Ваша картина выглядит как панорама, или она заключена в рамку? Движется какой-нибудь элемент картины или нет? Как далеко расположена картина? Она выглядит яркой или тусклой, в фокусе или не в фокусе? Где вы видите картину относительно себя?

Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП

Визуальные          
Картина черно-белая или цветная?          
Близкая или далекая?          
Яикая или тусклая?          
Положение?          
Размер картины?          
Ассоциирована/диссоциирована?          
В фокусе или не в фокусе?          
Фокус изменяется или нет?          
В рамке или панорамная?          
Фильм или неподвижная картина?          
Ускоренный, нормальный или замедленный фильм?          
Контрастность?          
Трехмерная или плоская?          
С какого угла видна?          
Количество картинок (сдвиг)?          
Аудиальные          
Положение звука          
Направление          
Внутренний или внешний?          
Громкий или тихий?          
Быстрый или медленный?          
Высокий или низкий? (высота)          
Тональность          
Тембр          
Наличие пауз          
Ритм          
Продолжительность          
Уникальность звука          
Кинестетические          
Положение          
Размер          
Форма          
Интенсивность          
Твердость          
Движение/продолжительность          
Вибрация          
Давление/теплота          
Вес          

Рис. 14.1. Контрольный список субмодальностей

Глава. 14 •. Фокусирование.на субмодальностях

Исследование и определение различий суб­модальностей двух образов мы называем сравнительным анализом.

Теперь подумайте о чем-то, что вызывает у вас чувство полного спокойствия и расслабления. Поду­майте о каком-нибудь внешнем стимуле, на который вы обычно реагируете спокойствием, так что это вы-зывает у вас более глубокое и полное дыхание и рас-слабление всех мышц. Увидьте картину этого стиму-ла. Теперь определите те же субмодальности этой второй картины расслабления, что и в случае гнева. Вы обнаружите некоторые различия. Мы называем это сравнителъныманализом. При этом вы исследо­вали и определили различия субмодальностей двух противоположных основных состояний: гнева и рас-слабления.

Итак, для того чтобы осуществить вмешательство, возьмите образ гнева и придайте ему субмодальнос-ти мягкого испокойногорасслабления. Если карти­на гнева выглядела черно-белой, а расслабления -цветной, сделайте картину гнева цветной. Изменение субмодальностей гнева в субмодальности расслабле­ния обычно изменяет то, как вы ощущаете гневное состояние. Ваше состояние гнева будет ощущаться более спокойным, мягким и положительным. В ито­ге вы получите «расслабленный гнев».

В этом случае мы не изменили ничего, кроме внут­ренней репрезентации гнева. Содержание воспоми­нания осталось тем же. Действительно, «каковы мыс­ли в душе человека, таков и он». Это также показы­вает силу субмодальностей.

В этом примере мы работали с явлением основно­го уровня (с гневом). Мы не использовали метауров-невые явления, такие как убеждение, неверие, пони­мание и т. д. Явления более высоких метауровней не сдвигаются при перекрестном отображении субмо­дальностей. Фрейм значения расслабления находит­ся на более высоком уровне абстракции, чем основ­ной уровень гнева. При изменении «гнева» в «рас­слабление», то есть при влиянии «расслабления» на «гнев», большинство людей испытывают сдвиг.

Метауровневые явления не сдвигаются при перекрестном отображении субмодально­стей.

Если вы не чувствуете успокоения своего гнева, это значит, что ваш гнев находится на более высоком

уровне, чем расслабленное состояние. Вы наделили свой гнев намного большим значением (более высо­кий метауровень). Если у вас имеется это пережива­ние, спросите себя: «Какова цель моего гнева?». За­давайте этот вопрос до тех пор, пока не перейдете во фрейм более высокого уровня, который сможете ис­пользовать для регулирования своего гнева. Напри­мер, когда я (Б. Б.) работал с одним своим старым переживанием гнева, я спросил себя: «Боб, какова была природа того гнева?». Я получил (из глубины сознания) такой ответ: «Для подтверждения его су­ществования». «Хорошо, Боб. Какова была причина подтверждения существования твоего гнева?» В глу­бине сознания мгновенно возник такой ответ: «Я был прав!». «Боб, какова была причина того, чтобы ока­заться правым?» «Чтобы другие считали меня сто­ящим человеком». Стоп! Это не сработает. Гнев ни­когда не дает мне ощущение собственной ценности. А что дает? Мои духовные убеждения дают мне ощу­щение собственной ценности. Итак, я могу сдвинуть мой гнев «вверх» к моей духовной репрезентации Иисуса или попросить Иисуса повлиять на мой гнев. Догадайтесь, что при этом произойдет с гневом? Он пропадет.

Процесс изменения субмодальностей одно­го образа в субмодальности другого мы на­зываем перекрестным отображением субмо­дальностей.

Изменяя внутренние репрезентации посредством изменений субмодальностей, вы обнаружите, что некоторые субмодальности приводят к более силь­ным изменениям, чем другие. Например, изменяя картину замешательства в картину уверенности, вы можете обнаружить, что изменение ее положения изменяет и другие субмодальности. Процесс изме­нения субмодальностей одного образа в субмодаль­ности другого мы называем перекрестным отобра­жением субмодальностей. При перекрестном ото­бражении обычно две или три субмодальности (как и у многих людей, в моем случае это положение) приводят к изменениям других субмодальностей. Если это происходит, вы имеете дело с критической субмодальностью или, как говорят некоторые, веду­щей субмодальностью (драйвером). Изменяя одно переживание в другое посредством перекрестного отображения субмодальностей, мы используем драйверы. Это является одним из способов исполь­зования сравнительного анализа различных пере­живаний.

Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП

При перекрестном отображении обычно две или три субмодальности приводят к измене­ниям других субмодальностей. Если это про­исходит, вы имеете дело с критической суб­модальностью или, как говорят некоторые, ведущей субмодальностью (драйвером).

Опять-таки, хотя вы не можете изменить собы­тия, произошедшие в вашей жизни и причинившие вам много боли, вы можете изменить свои внутрен­ние репрезентации этих воспоминаний. Изменяя внутренние репрезентации, вы можете изменить то, как вы ощущаете эти события. Изменяя то, как вы их ощущаете, вы изменяете свои реакции на похо­жие события. Таким образом, управление своими внутренними репрезентациями событий и воспоми­наний позволяет нам управлять чувствами по отно­шению к различным событиям. Репрезентативные системы, ключи глазного доступа и субмодальнос­ти — основные способы структурирования наших субъективных переживаний. Мы также должны принимать во внимание то, как мы устанавливаем последовательность использования своих внутрен­них репрезентаций в процессе мыслительной и фи­зической деятельности. Установление последова­тельности использования репрезентативных систем при построении мыслей и поведения мы называем

стратегиями.

Репрезентативные системы, ключи глазного

доступа и субмодальности - основные спо­собы структурирования наших субъективных переживаний. Другим строительным блоком субъективных переживаний является уста­новление последовательности использова­ния этих ключевых элементов в процессе мыслительной и физической деятельности. Установление последовательности использо­вания репрезентативных систем при постро­ении мыслей и поведения мы называем стра­тегиями.

Более подробное описание того, как мета-уровни и метасостояния влияют на субмо­дальности, можно найти в книге «Структура мастерства: снимаем маску с метауровней "субмодальностей"» (Hall & Bodenhamer, 1999, Empowerment Technologies, Grand Jet, CO, USA).

Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей

Упражнения

I. Упражнение на исследование субмодальностей

(выполняется в группе из трех человек) Берите по одной субмодальности из приведенно­го выше списка и используйте их для изменения пе­реживания (переживания основного уровня) в каче­стве совместного исследования. Перед тем как перей­ти к другой субмодальности, кратко поделитесь своими переживаниями друг с другом. Я советую вам выбрать визуальную субмодальность, такую как по­ложение, размер и/или яркость. Если вы будете ра­ботать с метауровневыми переживаниями, процесс может не работать. Если он работает, обратите осо­бое внимание на то, какие качества субмодальности работают. Затем исследуйте его при помощи мета-уровневого анализа. Какая ресурсная мысль более высокого уровня (метасостояние) вызывает сдвиг переживания?

Изменяйте только одну субмодальность за раз, чтобы обнаружить, как ее изменения влияют на пе­реживание. При этом следите за экологией! Это уп­ражнение устроено так, что ведет вас только к иссле­дованию субмодальностей. К вмешательствам мы перейдем позднее, в дополнительных упражнениях. Если сдвиг вызывает неприятные ощущения или приводит к протесту, отнеситесь к этому с уважени­ем и исследуйте какую-нибудь другую субмодаль­ность. Обратите внимание на следующее:

Экология - забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или системой.

1 Сдвигаются ли вместе с данной субмодальностью какие-нибудь другие?

2. Изменяется ли при этом интенсивность или каче­ство ваших ощущений?

3. Спросите себя: «В каком контексте этот сдвиг суб­модальности может привести к более полезному поведению?» «Как я могу использовать его для того, чтобы сделать свою жизнь лучше?»

4. Попробуйте кроме визуальных какие-нибудь ауди-альныеи кинестетические (тактильные [внешние]

Глава-14 •-Фокусирование-на субмодальностях

и проприоцептивные [внутренние]) отличитель-ные признаки.

II. «Лечение» головной боли и других дискомфортных ощущений*

1. Оцените головную боль по шкале от 1 до 10. Это, во-первых, инициирует процесс диссоциации; во-вторых, даст образец для сравнения; в-третьих, позволит клиенту «разукрупнить» головную боль на части и, наконец, позволит ему постоянно чув­ствовать подкрепление, вызываемое успехом при уменьшении головной боли, например, с 7 до 6.

2. Осуществите репрезентацию головной боли, со­здав в своем сознании картину или фильм. Этот этап диссоциирует головную боль и переводит ее из общей формы в конкретную. Вместо того что­бы головная боль контролировала человека, он сам начинает контролировать ее.

3. Если картина содержит движущиеся элементы, вызывающие боль, вы можете попросить челове­ка изменить движение. Предположим, что он ис­пытывает головную боль как удары молота. По­просите его представить между молотом и местом удара что-нибудь, что уменьшит силу ударов, на­пример подушку. Спросите его: «На сколько бал­лов вы бы сейчас оценили свою головную боль?».

4. Измените цвет головной боли так, чтобы она уменьшилась с___до_. Этот простой субмодаль­ный метод часто приводит к эффективному изме­нению.

5. Спроецируйте картину головной боли на киноэк­ран и уменьшите размер картины, пока боль не будет оцениваться всего лишь 3 баллами. Так как размер картины обычно является действенным субмодальным драйвером, сохраните его на время уменьшения главного компонента головной боли. Если человек испытывает сложность, используй­те двойную диссоциацию; пусть испытуемый вый­дет из своего тела, находящегося в кресле киноте­атра и смотрит на себя, смотрящего на себя с го­ловной болью на экране.

6. Уменьшите размер картины на экране, пока она не станет небольшим воздушным шариком. Позволь­те шарику начать подниматься. Когда он достигнет облаков, головная боль уменьшится до 1 балла.

7. Теперь наблюдайте за шариком, исчезающим в об­лаках. Когда вы больше не сможете видеть его, у

вас останется только слабое воспоминание о го­ловной боли.

Если вы заметили, на многих этапах этого процес­са качество репрезентации (ее субмодальности) ис­пользуется как фрейм метауровня. Вы берете диссо­циацию (голубой цвет, ощущение прохлады и т. д.) и делаете так, что она влияет на переживание основно­го уровня - на головную боль.

Вы можете использовать этот метод по отноше­нию к нежелательным чувствам, таким как гнев, де­прессия и желание поесть. Познакомьте испытуемо­го с методикой, использованной в случае лечения го­ловной боли. Затем сделайте так, чтобы лечение головной боли стало метафорой удаления нежела­тельных чувств. Попросите его представить чувство, от которого он хочет избавиться, как что-то, распо­ложенное внутри воздушного шарика. Затем пусть он представит, как эти чувства медленно, одно за дру-гим, выходят из воздушного шарика. Наконец, ускорьте процесс, так чтобы он требовал времени не больше, чем нужно вам для того, чтобы сказать «Раз!».

,

III. Перекрестное отображение

субмодальностей

(выполняется в группе

из трех человек)

1. «Б» думает о проблемном состоянии и соответ­ствующем ресурсном состоянии, которое, как он считает, необходимо ему для преодоления про­блемного состояния. «А» говорит «Б»: «Подумай­те о контексте, в котором вы ощущаете себя в ту­пике, или в котором вы каким-либо другим обра­зом ощущаете себя обладающим меньшим количеством ресурсов, чем хотели бы». «А» осуще­ствляет калибровку состояния «Б». Когда «Б» по­лучит доступ к проблемному состоянию, и «А» осуществит его калибровку, «А» говорит «Б»: «Те­перь подумайте о том времени, когда у вас было ресурсное состояние, которое, как вы считаете, могло бы вам помочь в этом контексте тупика». «Б» позволяет «А» убедиться в том, что ресурс обладает всеми характеристиками, необходимыми «Б» в проблемном состоянии. «А» калибрует это состояние вместе с «Б».

2. «А» узнает у «Б» о различиях между визуальны­ми, аудиальнымии кинестетическими субмодаль­ностями проблемного состояния и ресурсного со­стояния. «А» записывает субмодальности каждо-

* По книге: Burt Wasserman, «The Cure» for Headaches and Other Uncomfortable Feelings, in Anchor Point (Franktown: Cahill Mountain Press, Inc., April, 1993), p. 4-7.

Часть 3 •.Модель нервных процессов.НЛП

го образа и отмечает их различия (сравнительный анализ). «Б» ничего не рассказывает о содержа­нии; при этом вы найдете сравнительный анализ намного более легким. Когда клиент обращается к содержанию, он оставляет процесс. Помните, что изменение осуществляется на уровне процесса. «А» заносит субмодальности обоих состояний в контрольный список субмодальностей. «А» спрашивает у «Б»: «Как ваши переживания в проблемном состоянии отличаются от пережива­ний в ресурсном состоянии?». Пусть «Б» сообщит о наблюдаемых различиях субмодальностей. За­тем вы можете спросить о других субмодальнос­тях. Пусть «Б» удерживает оба образа в сознании одновременно.

3. Перекрестное отображение. «А» говорит «Б»: «Те­перь подумайте одновременно и о проблемном со­стоянии, и о ресурсном состоянии. Вы будете удер­живать содержание проблемного состояния, а я попрошу вас изменить способ, которым вы испы­тываете это состояние. Возьмите субмодальности проблемного состояния и примените их по отно­шению к ресурсному состоянию*. Сначала ис­пользуйте визуальные субмодальности, а затем, если понадобится, аудиальные. Используйте кине­стетические субмодальности только в том случае, если они важны для «Б».





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...