Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Довоенные годы прошли под знаком поворота общественных наук к человеку, когда основным вопросом философии, социологии, других наук стало: что есть человек? Прогресс техники, belle epoque в искусстве, архитектуре, развитие точных наук не могли помешать осознанию наиболее прозорливыми мыслителями бесперспективности наращивания "позитивного знания" при игнорировании самого человека как первоисточника смысловых ценностей этого мира. Максимилиан Волошин, в свое время прошедший через увлечение антропософией, в свойственной ему форме поэтического философствования выразил эту тревогу:
<...> Разум
Есть творчество навыворот, и он [человек], Вспять исследил все звенья мирозданья. Разъял вселенную на вес и на число, Пророс сознанием до недр природы, Вник в вещество, впился как паразит В хребет земли неугасимой болью, К запретным тайнам подобрал ключи, Освободил заклепанных титанов, Построил им железные тела, Запряг в неимоверную работу:
Преобразил весь мир, но не себя, Он заблудился в собственных пещерах И стал рабом своих же гнусных слуг.
(М- Волошин. Путями Каина, 6)
Шок двух мировых войн побудил многих творчески мыслящих деятелей науки и- культуры отправиться на поиски
*AIПPoп^>лoгия права»
58 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
"подлинного бытия" человека, человеческих оснований всего сущего1. Наконец, "проняло" и юристов: благодаря работам антропологов стало очевидно, что правовое бытие человека может протекать и без острых конфликтов и противоречий, коими насыщена (и кормится этим) современная юриспруденция. Необходимо было найти ту нить, которая вывела бы современное право из кризисного состояния, о котором мы говорили выше.
Такой нитью стало соединение усилий специалистов двух наук, уже более ста лет тяготеющих друг к другу, — этнологии и юриспруденции (примечательно, что с опозданием на полвека такая же тенденция наблюдается сейчас в становлении российской юридической антропологии). Семена, посеянные Ф. Боасом и Б. Малиновским, дали свои всходы...
Соединение воедино усилий этнологов-антропологов и юристов означало, что отныне юридическая антропология пойдет именно по пути синтеза знаний, которые юриспруденция в силу особенностей своей методологии не в состоянии добыть • самостоятельно. На первых порах юридическая антропология развивалась в тени юридической этнологии, но с активизацией юридико-антропологических исследований в 60—70-е гг. на материале развитых стран и по проблемам правовой системы этих стран (например, проблемам правовой социализации) "экзотический" налет на юридической антропологии постепенно исчезал и она приобретала все более самостоятельное состояние, оставляя юридической этнологии собственное поле для исследований.
В разных странах антропологизация правоведения проходила по-разному. В Америке и Канаде правоведение активно использовало наработки психологов и социологов (особенно бихевиористов) для исследования взаимовлияния различных культур, поведенческих установок на правовую культуру различных меньшинств и выработки рекоменда-
1 Проследить этот поиск можно в глубокой по содержанию (несмотря на одиозное название — иначе бы книга не вышла) работе: Буржуазная философская антропология XX века / Отв. ред. Б. Т. Григорьян. М., 1986.
Глава 2, Традиции и современность в антропологии права 59
ций по их интеграции s основную (real american) правовую
культуру'.
В Великобритании, где проблема меньшинств не стояла так остро, акцент был сделан на совершенствовании правовых форм организации социальных систем и включении в них всех социальных категорий граждан — фактически юристы обслуживали обширные социальные программы правительства. По этому же пути двигалось правоведение скандинавских стран.
Во Франции традиционно велик удельный вес теоретиков-эссеистов в ущерб эмпирикам англосаксонской формации; помимо наработок теоретических проблем юридической антропологии, в круг интересов французских юристов-антропологов входит изучение таких форм выражения правового бытия человека, как религия, мифология, устное фольклорное творчество, а также — что особенно ценно — обновления методологии правовых антропологических исследований, где главным достижением стала школа структурной антропологии во главе с К. Леви-Стросом.
В странах, получивших независимость, со всей остротой встала проблема снятия наиболее острых противоречий между традиционным правом и унаследованным западным правом как публичным, так и гражданским, остающимся непонятным и потому отторгаемым большинством
населения.
Не ставя перед собой задачу дать исчерпывающую картину развития всех школ в современной юридической антропологии, остановимся кратко на наиболее типичных и влиятельных — американской, британской, французской и индийской.
' Рекомендуем обратиться к популярной (без ущерба ее научности) книге:
Kluckhohn С. Mirror for Man. The Relation of Anthropology to Modern Life. N. Y.; Toronto, 1956 (русский перевод: Клакхон К. К. М. Указ. соч.). В ней читатель проследит основные этапы развития американской антропологии и частично юридической антропологии, а главное, познакомится с проблематикой исследований современной антропологии, ее методологией и технологией — и все это в занимательной, нескучной для чтения форме.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!