Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дни воинской славы и памятных датах России



Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов сво­ей многовековой истории. Процесс реформирования общества идет непро­сто. К сожалению, он сопровождается экономическим и социальным кри­зисом. Начавшаяся (в который раз?) очередная военная реформа осуществляется в условиях негатив­ных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззрен­ческих и нравственных ориентиров), ограниченных материальных и фи­нансовых возможностей государства. В этих условиях каждому гражданину, каждому призывнику, встаю­щему в армейский и флотский строй, особенно необходимо хранить и ук­реплять чувство любви к своему Отечеству, национальные гордость и са­мосознание.

2.8.1.С чего начинается Родина?

Во все времена о Родине поэты слагали лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. Ее именем ос­вящают славные дела рабочие и крестьяне, врачи и учителя... С именем Отчизны в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами, со­вершали беспримерные героические подвиги. А если нужно было — за лю­бимую Родину, за ее честь и независимость они отдавали самое дорогое, что есть у человека, — жизнь. Что же такое Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти по­нятия? Родина — это исторически сложившаяся социально-экономичес­кая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с кото­рой связана история его народа. Отечество — синоним понятия «Родина». А.Н. Толстой писал: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его харак­тер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории». Понятие «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географи­ческие особенности, населяющий ее народ, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции. Органическая связь человека с Родиной предполагает сознательное и эмоциональное отношение к ней. Так, привязанность к привычному име­ется и у животных. Но человек осознает свою привязанность, свои чувства к Родине. Он воспринимает ее не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством. Условно различают большую и малую Родину. Большая Родина — это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину. Малая Родина — это место (село, город) становления человека как лично­сти. Это место, которое навсегда остается в нашей душе, и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях. Осознание своей Родины, чувство любви к ней возникают не сразу. И у каждого по-своему. Одно несомненно — с первым глотком материнского молока начинает зарождаться это объединяющее нас чувство. Вначале, по­добно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и мате­ри. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к род­ной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает свою принадлежность к матери-Отчизне, ответствен­ность за нее. Так рождается гражданин, так формируется патриот. Патриотизм (от греческого patris — родина, отечество) — это лю­бовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Каждый призывник должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гор­дость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это — целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию. Патриотизм — это и естественное волнение, переживание за успехи и горечи Отечества, его победы и поражения. Следует подчеркнуть, что любовь к Родине и служение ей может прояв­ляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, художника или военного. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но у каждого это будет выражаться по-своему. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, храбрости и героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Для военных людей понятия «патриотизм» и «воинский долг», «подвиг» неразрывно взаимосвязаны, по сути дела яв­ляются синонимами. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему ка­кие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты. Великий татарский поэт Муса Джалиль писал:

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твёрдую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит. (из Моабитской тетради)

Только горячо любящий Родину и мужественный человек мог так ду­мать в аду за колючей проволокой. Благодаря именно таким людям, патриотам в самом вы­соком смысле этого слова, мы победили и будем побеждать. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми вет­рами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать. Необходимо вырасти до этого уровня! Из какой бы республики, края, области ни был призван юноша, он от­ветственен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за наше Отечество. А безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Не случайно легендарный генерал А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма». Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего — в верности своему конституционному, воинскому долгу. Что означает понятие «воинский долг»? На чем оно основывается? Как и в чем проявляется в процессе военной службы? Осмысление этих вопро­сов каждым призывником является чрезвычайно важным и необходимым. В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Человек живет в обществе и не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребнос­тей он пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшими­ся, проверенными веками нормами и правилами. Часть из них общество силой государственной власти возводит в ранг законов. Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и, хотя не облачены в форму государственных правовых документов, они не менее значимы. Это — так называемые нормы морали и нравственности. Правовые и мораль­ные нормы теснейшим образом взаимосвязаны. Подытоживая сказанное, отметим, что долг — это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязан­ности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товари­щеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественно­го долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека. Воинский долг — это нравственно-правовая норма поведения военнос­лужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назна­чением Вооруженных Сил. Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нрав­ственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно — с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в обществен­ном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, что­бы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для стра­ны, да и для этих молодых людей. Каждому военнослужащему важно понять, что воинский долг — не по­желание, а непременное требование российского общества. Служба в ар­мии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «дол­жен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином. Воинский долг, в сравнении с другими видами общественного долга, включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойствен­ные предназначению Вооруженных Сил. Выполнять воинский долг нелег­ко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встреча­ющиеся трудности. По-человечески просто и ясно выразил свое отноше­ние к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И.Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был все­гда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед това­рищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную зада­чу и нанести врагу как можно больший урон». Эти слова для каждого призывника, каждого воина должны быть руководством в службе. Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество прак­тического выполнения долга является одной из нравственных характери­стик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый во­еннослужащий. Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в ФЗ «О статусе военнослужащих» (1998г.). Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обес­печение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательства­ми РФ, отмечается в законе, составляют существо во­инского долга, который обязывает военнослужащих: 1)быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; 2)строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; 3)дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; 4)совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной го­товности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; 5)быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; 6)соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные договоры РФ. Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в сво­их делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. По-дру­гому быть не может. Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге пе­ред Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь. В знаменитом телефильме «Семнадцать мгновений весны» звучит песня на стихи Роберта Рождественского «Мгновения». Там есть замечательные, очень точные слова: «А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья, до последнего». Это главное.

2.8.2. Боевые традиции Вооружённых Сил России.

Без того ценного, что накоплено предшествующими поколениями во всех сферах жизни и деятельности, новое поколение обойтись не может. Более того, хорошее знание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, использование и развитие, обогащение этого лучшего — обязательное ус­ловие преемственности поколений, выполнения молодежью своей миссии продолжателей дела дедов и отцов. Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции — установившиеся определенные действия и отношения (обы­чаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин, в переводе с латинского означает «передача», «пре­дание». Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений. Воинские традиции являются частью национально-государственных тра­диций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии. Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общи­ми для всех ВС РФ, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения» соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций. Обычно воинские традиции подразделяются: 1)по степени общности — на общие (характерные для всех ВС РФ) и частные (характерные для определенного вида ВС, рода войск и т.д.); 2)по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; 3)по степени общественной значимости — на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные); 4)по сферам воинской деятельности — на боевые, ратно - трудовые и во­инского быта. Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы по­ведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несе­нием военной службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаме­нитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковы­вались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы ни открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.

Важнейшими, боевыми традициями ВС РФ являются: 1)беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите; 2)презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам От­чизны; 3)самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; 4)массовый героизм и мужество в период, когда решается судь­ба Отечества; 5)воинская доблесть и уверенность в победе; 6)верность военной присяге и воинскому долгу, умение стойко перено­сить трудности военной службы; 7)любовь к своей части, кораблю, воинской специальности; 8)верность Боевому Знамени части, Военно-морскому флагу корабля; 9)войсковое товарищество и коллективизм; 10)уважение к командиру и защита его в бою; 11)отдание воинских почестей погибшим в бою; 12)гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее. В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основопола­гающая боевая традиция — любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту. На эти отличительные черты русского человека неоднократно указыва­ли наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М.И.Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. Широкое добровольческое дви­жение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и по­зволяло создать многочисленное ополчение. На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, прези­рали изменников и предателей. Закономерно, что когда просторы Роди­ны топчут сапоги иностранных завоевателей, то их шаги болью и ненавис­тью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятная строки Миха­ила Светлова, написанные в суровом 1943 году:

Я не дам свою Родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю — и нет справедливости

Справедливее пули моей!

Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине — преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрыва­ются позором этого преступления. Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массо­вом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми тра­дициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно на­строенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нрав­ственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал: лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание вра­гам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была слом­лена его воля. Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ор­дами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг со­вершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны бо­евым традициям предков. Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале XVI в. утвердилась система поселенных, или поместных войск, называвшихся строго по пунктам их формирова­ния — «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длитель­ной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освящен­ные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону — умрем, но не уроним чести своего полка. Новейшая История знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, из госпиталя стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми това­рищами и друзьями. Исключительно важными традициями армии и флота являются войско­вое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских воинов. Защита командира в боювсегда считалась высшим проявлением войс­кового товарищества. История свидетельствует: русские воины всегда стре­мились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1707 г. в сраже­нии под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было «период Вели­кой Отечественной войны, в Афганистане, Чечне... Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офи­церы также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, поступил гвардии старший лейтенант Вла­димир Задорожный во время атаки противника в Афганистане. Когда душманская граната упала сре­ди солдат, он, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужествен­ному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза. К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Зна­мя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу. В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хо­ругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — сла­ва, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю». Традицию поклонения и верности Боевому Знамени русские воины свя­то пронесли через века. И сегодня новое поколение защитников Отечества остается верным ей. Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А, начиная с 1840 г. воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший по­роховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кав­казе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. под­вига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки час­ти. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжает­ся и в Российских Вооруженных Силах. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обе­лисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подви­гах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убий­ственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломил­ся под пытками и не выдал военной тайны. Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только мо­рально необходимыми, но и юридически обязательными. Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным слав­ным боевым традициям? Это, прежде всего: 1)точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, при­казов и распоряжений; 2)быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг; 3)настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой; 4)по-боевому действовать на учениях и маневрах, в полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений; 5)строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдитель­ность; 6)дорожить дружбой и войсковым товариществом; 7)помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддер­жании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива. Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому дол­гу и славным боевым традициям.

2.8.3. Боевое знамя воинской части (корабля).

Боевое Знамя и военная присяга всегда были, в почете у русского воин­ства. Проявление верности им считалось высшей воинской доблестью. Эта замечательная традиция жива и сегодня. Вид Боевого Знамени вызывает волнение, как у бывалого воина, так и у новобранца, только что пришедшего в воинскую часть. У российских бое­вых знамен долгая и славная история. Поначалу они представляли собой длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Позже к шестам стали прикреплять куски тканей яркого цвета, разнообразные по форме и размерам. После крещения Руси на боевых стягах изображались лики святых, Бо­городицы и Спасителя. Вера в святость знамен на Руси была непоколеби­мой. Со временем религиозные изображения и слова молитв стали допол­няться, а потом и заменяться символическими знаками, выражавшими державную мощь страны. На них появились короткие изречения, боевые кличи, воинские призывы. Во время походов стяги обычно возились при войске в обозе, вместе с оружием и доспехами. Но стоило войску приблизиться к ратному полю, как немедленно на нем водружался стяг — боевое знамя. Стяг был местом сбора для войск, он «стягивал» отдельные отряды. Обычно стяг развевал­ся возле военачальника, вождя. В ожесточенных схватках слава доставалась тому, кому удавалось пробить­ся к неприятельскому стягу, подрубить его, а на это место водрузить свое зна­мя. Такой поступок являлся подвигом и почти всегда означал решительную победу над врагом. Высился стяг над полем битвы — значит рать боеспособна, поник стяг — значит враги сломили силу войска, значит поражение, конец боя... Знамена всегда воодушевляли русских воинов в битвах. В часы страш­ной сечи на льду Чудского озера в 1242 г. чудо-богатыри земли русской вдохновлялись стягом своего вождя Александра Невского. Он высоко па­рил у Вороньего Камня. Каждый воин видел его и знал: там князь. Когда в 1380 г. на Куликовом поле разыгралась жестокая битва между русским войском и татарской ордой Мамая, в гуще страшного сражения гордо развевался стяг Дмитрия Донского. Он демонстрировал воинам, что с ними их полководец и вся слава земли русской. Важные изменения эволюции знамен произошли в ХVIII веке. При Петре I был составлен первый воинский устав. В нем Петр I утвердил сложившие­ся в веках традиции почитания знамени и ввел в армии клятву перед ним. «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, — присягали солдаты Петра, — что от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду». Подчеркивая глубокую значимость клятвы, Петр ввел в свой устав слова: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен». Была установлена особая ответственность за сохранность знамени. По уставу Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал рас­стрелу, а полк расформированию. Охрана боевого полотнища вверялась самым доблестным воинам. Вот как был определен долг знаменосцев в тяжелые минуты: «когда опасный слу­чай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и так себя со оным спасать». И петровс­кие солдаты — гвардейцы-преображенцы и семеновцы, гренадеры и дра­гуны, славные бомбардиры и пушкари — свято исполняли свой долг. Пет­ровский наказ пережил свою эпоху. Его нерушимо соблюдали в последую­щие поколения русских солдат. Под сенью боевых знамен отважно сражались русские солдаты и офице­ры в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг., на полях сражений пер­вой мировой войны. Верность Боевому Знамени сохранили и приумножи­ли советские воины в боях у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), во время советско-финской войны (1939-1940 гг.) и особенно в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны родилась боевая традиция водружения Красных знамен над освобожденными городами. Это было почетное право тех, кто шел впереди. Это была воинская честь, которую старался заслужить каждый полк, каж­дое подразделение. Заслужить отвагой, доблестью и воинским мастерством. 30 апреля 1945 г. над поверженным фашистским рейхстагом в Берлине взвилось знамя 756-го полка 150-й стрелковой дивизии. Его установили разведчики этого полка Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Сегодня это историческое знамя бережно хранится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Захват неприятельского знамени всегда считался высшей доблестью в бою. В Северную войну, при Петре I, овладев шведской крепостью Выборг, русские захватили 63 знамени. В 28 битвах, которыми руководил вели­кий Суворов, было захвачено 609 знамен! В музеях страны хранятся 360 шведских знамен эпохи Карла XII, 370 прусских - армии Фридриха II, более 200 — армии Наполеона. Великая Отечественная война не явилась исключением. Вряд ли кого могут оставить равнодушными кадры тех славных лет: гордо развевающи­еся советские знамена на Параде Победы и поверженные трофейные фа­шистские штандарты... К подножию мавзолея было брошено 200 фашист­ских знамен. А легендарное Знамя Победы торжественно проплыло впере­ди сводных полков всех фронтов. Ныне, в соответствии с президентским указом, Знамени Победы в дни боевой славы должны отдаваться почести наравне с Государственным флагом РФ. Боевое Знамя олицетворяет собой беспредельную смелость и мужество, преданность своему народу и Родине. Оно напоминает каждому военнос­лужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества. Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужествен­но защищать Боевое Знамя в бою и не допускать захвата его противником. При утрате Боевого Знамени командир части и военнослужащие, непос­редственно виновные в таком позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть расформированию. Поэтому пост № 1 у Боевого Знамени доверяют лучшим солдатам и сержантам. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографи­рование у развернутого Боевого Знамени воинской части, Военно-морско­го флага корабля. Такие фотографии как дорогие реликвии, свидетельству­ющие о честном служении Родине, хранятся в семьях многих бывших во­еннослужащих. Законно гордятся своим Военно-морским флагоми российские моря­ки. Его история уходит в глубокую древность. Еще во время морских похо­дов славян на Царьград в VIII — IX вв. их ладьи имели флаги. Первый флаг на русском боевом корабле «Орел» был поднят в 1668 г. Он сочетал в себе три цвета: красный, синий и белый, которые символизировали благород­ство, верность и мужество. С 1712 г. военно-морским флагом стал Андреевский флаг — белое полотнище с синим крестом по диагонали, который просуществовал до ок­тября 1917 года. Под ним российские мореплаватели совершали кругос­ветные путешествия, открывали новые морские пути и земли, а военные моряки добывали славу в сражениях при Гангуте (1714 г.), у Чесмы (1770 г.), Тендры (1790 г.), Наварина (1827 г.), Синопа (1853 г.). Сегодня на флоте новый — Андреевский флаг (учрежден указом Прези­дента Российской Федерации 26 июля 1992 г.) и новое поколение моряков. Но, как и прежде, оно законно гордится своим Военно-морским флагом, олицетворяющим величие и мощь России, ее героическое прошлое. Подъемом флага начинается день на корабле, кончается спуском флага. По положению флагов можно узнать, что на корабле: радость (подняты стеньговые флаги и флаги расцвечивания), печаль (приспущенный флаг), стоит ли корабль на якоре (поднят гюйс) или готов к бою (на стеньгах Госу­дарственный и Военно-морской флаги), считает себя победителем (поднят флаг на мачте) или побежденным (спущенный флаг). Морской устав Петра I ни под каким видом не допускал спуска флага, сдачи корабля врагу. Все русские и советские уставы повторяли этот пункт. Наши моряки только теоретически знают, что это такое — спустить флаг в бою: ни разу не спускался он в огне сражений. В разные времена Боевые Знамена нашей армии выглядели по-разному. Однако какого бы цвета они ни были, что бы на них ни было изображено или написано, они всегда оставались святыней для тех воинов, что за ними шли, воевали под их сенью, защищали их в бою, отдавали за них свое самое дорогое достояние — жизнь.

2.8.4.Военная присяга - клятва воина на верность Родине – России.

Гражданин РФ, впервые поступающий на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем воинской части. К Военной присяге приводятся: солдаты и матросы, прибывшие на пополнение, после прохождения соответствующей программы и усвоения ими основных обязанностей солдата (матроса), понятий Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст. Текст ныне действующей военной присяги утвержден Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.). Ее слова звучат лако­нично, по-военному чеканно: «Я (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Поскольку в присяге сконцентрированы благородные идеалы защиты Отечества, то каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязатель­ства. Их исполнение составляет смысл воинской службы. С того момента, как юноша в торжественной обстановке, перед лицом своих командиров, товарищей» родных и близких произнесет слова священной клятвы, он считается полноправным защитником Родины. Какова история военной присяги в России? Упоминания о ней отно­сятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути дела, первое профессиональное воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наибо­лее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшество­вало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским дружи­нам перешел обычай целовать крест во время присяги. И не случайно вои­на, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг «высокого христи­анского подвижника». Его ожидала вечная память и «царствие небесное». Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной, или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином. Кроме того, разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала пись­менные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника за рекру­тируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями. Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священ­ного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст при­сяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись «служить верно и послушно, во всем поступать так, как честно­му, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». После принесения присяги в строю присягающие подписывали ин­дивидуальные клятвенные обещания — «присяжные листы». Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе идей сохранился до 1917г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет «слу­жить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству». Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развернутое знамя, оружие, строй части да­вали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому това­риществу и личную ответственность за защиту Отечества. После октября 1917 г. первая военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии рождалась по почину самих красноармейцев и красных командиров. Тексты ее в частях и на кораблях были различны. В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда назы­валась «Формула торжественного обещания». В марте 1922 г. решением ВЦИК был установлен единый день принятия присяги — 1 мая. Воины стали присягать коллективно, в строю, перед па­радом. А в январе 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги (в связи с принятием в 1936 г. новой Конституции СССР). С этого момента воины стали принимать присягу в индивидуаль­ном порядке и скреплять ее собственноручной подписью. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или граж­данин, не проходивший военной службы и впервые призванный на воен­ные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Приведение к Военной присяге проводятся по прибытии военнослужаще­го к первому месту прохождения военной службы после прохождения началь­ной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов. До приведения к военной присяге: 1)военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых за­дач (участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, боевой службы караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного по­ложения и в условиях вооруженных конфликтов; 2)за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; 3)на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыска­ние в виде ареста. День приведения к военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. На торжественное при­нятие присяги воинами в часть стараются приехать их родные и близкие. В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего дела­ется отметка: «К военной присяге приведен (число, месяц, год)». Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его вер­ность Отечеству и готовность защищать его. В тексте военной присяги не­много слов, но в них заложен глубокий смысл. Выполняя свой воинский долг, каждый солдат (матрос) страницу за страницей пишет биографию своей судьбы, своей армейской жизни, держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость. Верность воинскому долгу, военной присяге — замечательная традиция Российских Вооруженных Сил. Ее соблюдение является мерилом нрав­ственности Воина, всех его дел и поступков.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...