Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Миссия великой расы



Впервые в истории античный город рождает возвышенный миф о самом себе, ставит себе на службу идеологию. Миф нужен городу. Объективное, то есть независящее от сознания и воли города назначение государственного мифа состоит в том, чтобы все покоренное его мечом подчинялось его законам отнюдь не по принуждению, не из страха перед внешней силой, а по глубокому внутреннему убеждению в совершенной справедливости сложившегося порядка вещей. Более того, из чувства искренней благодарности к нему.

Но в этой объективности, пусть и очень глухо, но все же вполне различимо звучит некий мотив насилия над побежденными, ибо здесь требуется перестройка всего менталитета покоренных народов. Меж тем подобная перестройка немыслима без известного принуждения. И все же город верит в светлую гармонию отношений со всеми, кому он хочет покровительствовать, и всей душой жаждет ее. Поэтому в его миросозерцании вынужденное принуждение родственно тому, какое оказывает строгий заботливый отец, наставляющий родного сына (а кто ж усомнится в справедливости святой отцовской затрещины?).

Сознание собственной уникальности, самоослепление всемирно исторической значимостью той высокой миссии, которая возложена на него самими богами, вселяет в него не только уверенность в своем неотъемлемом праве «милость покорным являть и смирять войною надменных», «грозных уметь побеждать, а побежденных щадить». Городу свойственна глубокая искренняя убежденность в том, что все, без какого бы то ни было исключения,— добровольно ли покорившиеся или усмиренные им — народы обязаны именно ему своим спасением, своим приобщением к благам законности и культуры. То обстоятельство, что все должны питать к нему и к самой судьбе судьбе, подарившей им такого водителя, род чувства, какое являет Риму галльский поэт Рутилий,— составляет структурный элемент его жизненного кредо.

Город рождает величественный и прекрасный миф о самом себе, истово веря всему, что утверждается им. Собственная принадлежность к более высокой культуре, отчасти соприродность какой-то иной материи, которая уже от рождения делает его граждан более восприимчивыми к высшим ценностям этого мира, служит моральным оправданием любым его начинаниям, даже если они и проводятся силой оружия. Ведь в сущности только ими и могут быть приобщены к цивилизации окрестные варварские народы. Но за все надо платить, поэтому ресурсы новых земель — это вовсе не банальная военная добыча, но род возблагодарения со стороны тех, кто был обречен на вырождение. Или, если угодно,— вклад спасенных городом в общее «дело свободы».

Собственно, в этом и есть последняя тайна свободы в понимании античного города.

Словом, государственный миф создается отнюдь не по официальному заказу, оплаченная заявка властей не в состоянии вызвать вдохновение, которым насквозь пронизан он,— только вера и убежденность движут его гениальными создателями. И все же заказ здесь несомненно присутствует, ибо еще ни одна идеология в мире не рождалась сама по себе; просто этот заказ осознается как острая внутренняя потребность самих его граждан. Так мужчина приносит своей избраннице лучшие слова, которые только могут родиться в его сердце, но это вовсе не значит, что та не ждет их и абсолютно ничем не понуждает его к признанию.


Заключение

Подводя итог, самое время заметить, что ответ на вопросы, поставленные еще во Введении, обнаруживается уже при анализе того уникального в мировой истории государственного образования, которое когда-то сформировалось в средиземноморском регионе. Начало всему, что обнажается сегодня, было положено именно там, и следующим тысячелетиям оставалось лишь развивать и совершенствовать удачно найденное античным городом.

Война и только она является его колыбелью, война и только она формирует состав той атмосферы, в которой он может дышать, не боясь отравиться. Демократическое устройство государства — это форма политической организации победителя. Ведь только преодоление известного предела завоеваний делает необходимыми радикальные политические преобразования, сутью которых становится вовлечение во власть его граждан — без этого античный город оказывается просто не в состоянии справиться со своими трофеями. Явные же аутсайдеры всеобщей войны всех против всех довольствуются автократическими режимами правления.

Война и только она становится единственным смыслом и способом существования демократически устроенного Левиафана. Выжить, сохранив независимость и суверенитет, в условиях античного мира оказывается возможным только завоевав неограниченное право вершить свой суд над миром, только подавив и подчинив своей воле все свое окружение.

При этом демократический полис качественно преобразует самую природу древнего, как мир, института войны: война, которую ведет он, становится вечной и тотальной.

Теперь ее не может остановить уже ничто, кроме сокрушительного поражения, наносимого более удачливым соперником. У города просто не существует практических целей, достижение которых могло бы положить ей конец или хотя бы начало длительного перерыва. Да, он всей душой стремится к вечному нерушимому миру, к «блаженной и прекрасной» жизни, но для этого он прежде всего обязан устранить решительно все, что способно встревожить счастливый творческий досуг его дышащих одной свободой граждан. Однако вселенная бесконечна, и эта бесконечность делает его мечту достижимой лишь в каком-то неопределенно далеком будущем. Поэтому в настоящем он обязан идти на новые и новые жертвы ради не прерываемого уже ничем счастья своих потомков. Словом, любое замирение — это не более чем кратковременная передышка…

Война, которую веден он, становится тотальной. Победа над такими же, как он сам, может быть обеспечена только существенным опережением в накоплении наступательного потенциала. Поэтому все ресурсы города направлены только на одно — обеспечение подавляющего военного превосходства над своим окружением. Все его достижения, все его завоевания немедленно конвертируются в средства обеспечения не могущей быть оспоренной никем гегемонии. Даже его экономика становится предельно автаркичной, исключающей возможность зависимости от любого потенциального соперника. При этом, не позволяя расширяться кругу потребностей своих граждан, он неограниченно развивает то, что может способствовать росту его военно-политического могущества. Умеренность в частной жизни и подавляющее превосходство в вооружении становится его девизом.

Впрочем, тотальность войны не ограничивается всемерным подчинением ее целям одной только экономики города. Решающее превосходство над своими противниками обеспечивается не только тем, что атакующий полис оказывается в состоянии привлечь для обеспечения победы большую массу живого труда. Не менее важным фактором оказывается нравственный потенциал его свободнорожденного гражданина. Демократическое государство впервые в истории создает уникальную систему воспитания юношества, которая обеспечивает полную мобилизацию и духа и совести тех, кто встает на его защиту. Античный город рождает до предела экзальтированный дух нерасторжимого единства и сознательного подчинения индивида общим ценностям города, общей цели, которая стоит перед государством. Общая же цель — это добываемая в бою свобода и независимость,— материи, смутно осознаваемые как возможность диктовать свою волю в конечном счете всему миру. Жертвенность во имя своего отечества и во имя этой благородной цели становится высшей доблестью его граждан.

Но и к этому не сводится преобразование природы войны: ее тотальность — это еще и предельная милитаризация практически всех государственных институтов. В условиях войны наступательным оружием античного города становится не только система воспитания граждан, но и его закон. Приверженность же закону своего города, рожденная духом единства и законопослушания дисциплина, наконец, воспитанная в каждом готовность к жертвенности во имя своего отечества делают ядро боевых формирований полиса монолитом, о который разбивается все, дерзнувшее противиться его победительной воле. Средством подавления становятся и диктуемые городом принципы международного права. Опирающиеся на его военную мощь, именно они превращают город в подобие некой гигантской воронки, в которую сползает и сползает все, что может быть использовано для наращивания потенциала дальнейшей экспансии. Не менее острым и действенным оружием становится и его мифология.

Во всеобщей войне всех против всех в конечном счете побеждает тот, кто в более полной мере успевает именно в этих преобразованиях.

Между тем опережение, радикально меняя природу города и природу войны, создает и совершенно новую породу людей. Обретаемая полисом возможность эксплуатации огромных масс невольников, пораженных в правах «союзников», которые условиями договоров обязываются «блюсти величие» господствующего народа, наконец, завоеванных провинций со временем становится непререкаемым правом. В свою очередь, осознание этого права ведет к формированию представлений об абсолютной исключительности, избранности победоносного города и свободного его гражданина. Поэтому все, что склоняется перед его мечом, законом, мифом и чему еще только предначертано подчиниться, обретает черты какой-то ущербности и второсортности.

Совершенно новое мироощущение рождается античным городом. Отличительной особенностью богоизбранного народа прежде всего предстает его приверженность принципам демократии и свободы. В верности именно этим стихиям сознание свободнорожденного его обывателя обнаруживает источник всех побед своего отечества. Поэтому недоразвитость, отсталость пораженных народов обусловлена прежде всего их неприятием высших ценностей цивилизации, их органической неспособностью воспламениться теми идеалами, которым поклоняется свободный мир.

Отличия между победителями и побежденными со временем подвергаются государственной мифологизации и приобретают фундаментальные черты образующих всю структуру мироздания начал. Единая иерархия всего сущего, строгая вертикальная упорядоченность и подчиненность — вот высший закон, который определяет, в частности, и место каждого народа в единой их семье. Яркий свет разума разлит где-то там, наверху, высший закон правит и дольним миром. Самой вершины этой величественной пирамиды достойны лишь те небожители, чья верховная воля выражает вселенский порядок. Героям-основателям победоносных государств уготована следующая ступень. К ней же тяготеют и те, кто восприял завещанный ими закон. Самый же низ теряется в беспросветной тьме беззакония и Хаоса. Враждебность по отношению к победителю воспринимается последним не как враждебность по отношению к нему, не как отторжение его воли, но как органическая несовместимость с императивами верховного разума, высшей правды. Именно эта враждебность и обнаруживает себя как отличительный знак сохраняющейся несмотря ни на что приверженности варварских народов силам тьмы и зла, а значит — принадлежности их ко всему ущербному и второсортному.

Впрочем, абсолютный иммунитет к основополагающим ценностям культуры и права, конечно же, невозможен, ибо в противном случае они утрачивают свою всеобязательность и объективность. Поэтому рано или поздно все и в этом, низлежащем, мире обязано подчиниться высшему закону истории и принять их; так что и заблудшие племена отнюдь не потеряны для прогресса. Но вместе с тем приобщение невежественных варварских толпищ к великим достижениям мировой цивилизации возможно лишь в каком-то далеком будущем. А это значит, что еще долгое время они будут представлять угрозу всему лучшему, что есть на земле. Поэтому свобода тех, на кого возложена высокая миссия спасения погрязших во мраке, нуждается в твердой и бескомпромиссной защите.

Никто не живет одним только будущим, задача же настоящего состоит именно в обеспечении права на свободное развитие. А это может быть достигнуто лишь одним — приведением тех, кто не понимает своего же собственного блага под сень единого закона, внушением всей варварской периферии (пусть даже и против ее воли) должного уважения к ценностям, которыми законно гордятся свободные граждане свободного мира. Самое же первое, что предстоит сделать,— это лишить чуждые культуре народы любой возможности бросить ей смертельный вызов. Кстати, только этим можно остановить и их собственное вырождение, ибо только спасение свободы тех, на ком лежит миссия определять пути развития мировой цивилизации, есть в то же время и спасение всех ее врагов.

Правый суд, но не казнь — вот высшее назначение свободы. Ну и, конечно же, вооруженное отстояние собственного права на существование…

Единственная слабость античного города — это состояние его производительных сил. Требование полной хозяйственной независимости от всех тех, кто может бросить ему вызов, делает невозможным их действительно всестороннее и гармоническое развитие. Между тем относительная неразвитость экономики делает неустойчивым положение гегемона. Поэтому выход из тупика находится в подавлении экономического развития всех, на кого может оказать влияние его политика, дипломатия, право… и в первую очередь тех, от кого зависит его собственное существование,— союзников и сателлитов. Однако это решение подрывает не только позиции тех, кто может восстать против его диктата, но в конечном счете и его собственные. А это значит, что сколь бы велико ни было могущество города, длительной исторической перспективы он не имеет…


СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Книги Ветхого завета

Книги Нового завета

Август. Деяния Божественного Августа

Аристотель. Афинская полития

Аристотель. Никомахова этика

Аристотель. Политика

Вегеций (Флавий Ренат). Краткое изложение военного дела (Eepitome rei militaris)

Вергилий. Энеида

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей

Геродот. История

Гесиод. Теогония

Гесиод. Труды и дни

Гомер. Илиада

Гомер. Одиссея

Демосфен. Третья филиппика

Еврипид. Ифигения в Авлиде

Законы XII таблиц

Законы Хаммурапи

Иосиф Флавий. Иудейская война

Исократ. Панегирик

Ксенофонт Афинский. Анабасис

Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе

Ксенофонт Афинский. Греческая история

Ксенофонт Афинский. Лакедемонская полития

Лукиан. Анахарсис, или об упражнении тела, т. 1

Николо Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

Песнь о Роланде

Платон. Государство

Платон. Законы

Плутарх. Агесилай

Плутарх. Агид

Плутарх. Александр

Плутарх. Артаксеркс

Плутарх. Камилл

Плутарх. Ликург

Плутарх. Марк Катон

Плутарх. Перикл

Плутарх. Тит

Плутарх. Эмилий Павел

Полибий. Всеобщая история

Тацит. Анналы

Тит Ливий. История Рима от основания Города

Фукидид. История

Цицерон. О государстве

Цицерон. О законах

Цицерон. Об обязанностях

Цицерон. Тускуланские беседы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Эсхил. Персы

Эсхил. Прикованный Прометей


[1] http://www.vusnet.ru/biblio

[2] «Песнь о Роланде», CCXXXI—CCXXXIII. Пер. Корнеева Ю.

[3] Аристотель. «Афинская полития» I, 2

[4] Аристотель. «Политика». IV, 2, 6—7

[5] Геродот. «История». V, 93

[6] Аристотель. «Политика». III, 5

[7] Николо Макиавелли. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». I, 2.

[8] Ксенофонт Афинский. «Воспоминания о Сократе». I, 2, 9.

[9] Фукидид. «История». III, 81.

[10] Плутарх. «Перикл». XV.

[11] Полибий. «Всеобщая история». VI, 4, 6—10.

[12] Николо Макиавелли. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». I, 2.

[13] Геродот. «История». VII, 176.

[14] Гомер. «Илиада». XXIII, ст. 175—182.

[15] Вергилий. «Энеида». XI, ст. 81—82.

[16] Платон. «Государство»; «Законы».

[17] Аристотель. «Политика»; «Никомахова этика».

[18] Геродот. «История». II, 167

[19] Ксенофонт Афинский. «Лакедемонская полития». VII.

[20] Фукидид. «История». V, 23, 3.

[21] Фукидид. «История». VII, 27, 5.

[22] Там же, IV, 80, 2.

[23] Платон. «Государство». 578, d—e.

[24] Плутарх. «Перикл». IX.

[25] «Исход». 21, 2.

[26] «Второзаконие». 15, 12.

[27] Там же, 15, 18.

[28] «Иеремия». 34, 14.

[29] «Второзаконие». 23, 15.

[30] Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. Пер. Якобсона В.А.

[31] Там же

[32] Там же.

[33] Геродот «История». II, 178—179.

[34] Там же, II, 151.

[35] Фукидид. «История». VI, 3—5

[36] Вергилий. «Энеида».

[37] «Хрестоматия по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве, том II. Греция и эллинизм. Учпедгиз", Москва, 1951 г. Док. № 33.

[38] Плутарх. «Марк Катон». XXI.

[39] Платон. «Законы». 777 с.

[40] Аристотель. «Политика». VII, 9, 9.

[41] Плутарх. «Марк Катон». XXI.

[42] Аристотель. «Афинская полития». LVI, 2.

[43] Тацит. «Анналы». XIV, 42—45.

[44] Платон. «Государство», «Законы»; Аристотель. «Политика».

[45] Платон. «Государство». II, 376 е.

[46] Цит. По Ксенофонт Афинский. «Анабасис. Греческая история». М., ЛАДОМИР, 2003., прим.

[47] Плутарх. Ликург». XVI.

[48] Тиртей. Из «Элегий», пер. Г.Церетели.

[49] Геродот. «История». VII, 321.

[50] Ксенофонт Афинский. «Лакедемонская полития». IX.

[51] Геродот. «История». VII, 232.

[52] Гомер. «Илиада». Ст. 782—783

[53] Вергилий. «Энеида». V, ст. 109—112.

[54] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». III, 26, 7—10.

[55] Геродот. «История». VI, 117.

[56] Лукиан. «Анахарсис», или об упражнении тела» т. 1 М—Л. Academia 1935 с. 348)

[57] Плутарх. «Ликург». XVIII.

[58] Плутарх. «Ликург». XXII.

[59] Плутарх. «Тит». VIII.

[60] Гомер. «Илиада». VI, ст. 5—6.

[61] Там же, XI, ст. 90.

[62] Там же, XIX, ст. 158—159.

[63] Платон. «Государство». II, 375 b.

[64] «Хрестоматия по истории древнего мира» под ред. В. В. Струве, том II. Греция и эллинизм. Учпедгиз, Москва, 1951 г. Док. № 86.

[65] Фукидид. «История». I, 126, 2—4.

[66] Геродот. «История. VI, 91.

[67] Т. Гоббс. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

[68] Аристотель. «Политика». I, 1, 6.

[69] Аристотель. «Афинская полития». XXIV, 3.

[70] Геродот. «История». VIII, 109.

[71] Аристотель. «Политика». III, 5, 10.

[72] Там же.

[73] Там же, III, 5, 13.

[74] Там же, III, 5, 14.

[75] Там же, I, 1, 8.

[76] Там же, I, 2, 10.

[77] Там же, I, 1, 4.

[78] Там же, VII, 13, 8.

[79] Там же, VII, 13, 9.

[80] Там же, VII, 13, 15.

[81] Там же, VII, 13, 13.

[82] Аристотель. «Никомахова этика». I, 6.

[83] Там же.

[84] Там же.

[85] Платон. «Государство».

[86] Аристотель. «Политика». VII, 13, 17.

[87] Гомер. «Одиссея». VIII, ст. 167—173

[88] Гесиод. «Теогония». Ст. 536—541.

[89] Там же, ст. 550—552.

[90] Там же, ст. 563—566.

[91] Гесиод. «Труды и дни». Ст. 240—247.

[92] Там же, ст. 267—269.

[93] Геродот «История». I, 91.

[94] Гомер. «Илиада». II, ст. 488—492.

[95] Плутарх. «Перикл». XIII.

[96] Х.В.Янсон, Э.В.Янсон. «Основы истории искусств». СПб, 1996, с. 76.

[97] Плутарх. «Перикл». XII.

[98] Фукидид. «История». II, 13.

[99] Плутарх. «Перикл». XII.

[100] Там же, XIII.

[101] Аристотель. «Афинская полития». 24, 3.

[102] Геродот. «История». I, 86.

[103] Из «Увещаний» Тиртея в переводе В. В. Латышева.

[104] Лурье С.Я. «О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты» в «Вестнике древней истории», 1939, №1.

[105] Аристотель. «Политика». I, 1, 1.

[106] Там же, I, 1, 5.

[107] Там же, I, 1, 4.

[108] Там же, I, 1, 18.

[109] Там же, I, 2, 8.

[110] «Ифигения в Авлиде». Ст. 1400.

[111] Вергилий. Энеида». I, ст. 267—269.

[112] Аристотель. «Политика». III, 9, 3.

[113] Фукидид. «История». II, 13, 6—7.

[114] См. там же, I, 104, 109—110, 112.

[115] Там же, V, 43, 1.

[116] Плутарх. «Агесилай». XV.

[117] Аристотель. «Политика». V, 3, 5.

[118] Тиртей. Из «Элегий». Пер. Г.Церетели.

[119] Эсхил. «Персы». Ст. 192—196 (пер. А. Пиотровского).

[120] Геродот. «История». V, 49.

[121] Аристотель. «Никомахова этика». IX, 10.

[122] Аристотель. Политика». VII, 5, 2.

[123] Платон. «Законы». 745 с.

[124] Аристотель. «Политика». VII, 5, 4.

[125] Исократ. «Панегирик». 115—117.

[126] Геродот. «История». XXXIII, 32, 4—10.

[127] Плутарх. «Тит». Х.

[128] Фукидид. «История». II, 37.

[129] http://www.ancientrome.ru/antlitr/seneca

[130] Ксенофонт Афинский. «Греческая история». II, 3, 48.

[131] Плутарх. «Александр». XL.

[132] Тит Ливий. «История». Предисловие, 11—12.

[133] Плутарх. «Агид». V.

[134] Геродот. «История». VII, 234.

[135] Аристотель. «Политика». II, 6, 11

[136] Плутарх. «Агид». V.

[137] Плутах. «Агесилай». ХХ.

[138] Геродот. «История». VI, 122; 125.

[139] Плутарх. Артаксеркс. VI.

[140] Демосфен. Указ. сочинение. 36—40.

[141] Ксенофонт Афинский. «Анабасис». VII, I, 33, 40.

[142] Там же, V, 8, 13—14.

[143] Геродот. «История». III, 11.

[144] Хрестоматия по истории древнего мира под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. «Учпедгиз», Москва, 1953. Док. № 36.

[145] Исократ. «Панегирик».

[146] Тит Ливий «История Рима от основания Города». I, 3—7. См. также Дионисий Галикарнасский, «Римские древности». I, 72—73.

[147] «Исход». 2, 1—10.

[148] Геродот. «История». I, 108—112.

[149] Т. Моммзен. Указ. сочинение. кн. I, гл. 4.

[150] http://www.ancientrome.ru/map.

[151] Законы XII таблиц, III, 5. В кн. «Хрестоматия по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. «Учпедгиз», Москва, 1953 г.

[152] Там же, III, 6.

[153] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Ст. «Рим».

[154] Цит. По Жак Ле Гофф. «Цивилизация средневекового Запада». М. «Прогресс—Академия», 1992, с. 133.

[155] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». II, 16, 9.

[156] Там же, III, 18, 10.

[157] Там же, VII, 19, 2.

[158] Вегеций (Флавий Ренат). «Краткое изложение военного дела (Eepitome rei militaris)». I, 3.

[159] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». XXVII, 10, 7—9.

[160] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». I, Предисловие, 1—3.

[161] Геродот. «История». IX, 70.

[162] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». II, 43, 7—9.

[163] Цицерон. «О государстве». II, 37, 62.

[164] Геродот. «История». VII, 56.

[165] Там же VII, 223.

[166] Ксенофонт Афинский. «Анабасис». III, 4, 25.

[167] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». II, 20, 4—5.

[168] Там же, II, 59, 8—11.

[169] Аристотель. «Политика». I, 3, 8.

[170] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». XXXI, 30, 2—3.

[171] Там же, III, 15, 4.

[172] «Матфей». 12, 25.

[173] Цицерон. «О государстве». I, 25, 39.

[174] Цицерон. «О законах». I, 6, 18—19.

[175] Там же, II, 4, 8.

[176] Цицерон. «О государстве». III, 22, 33.

[177] «Деяния». 22, 25.

[178] Там же, 22, 29.

[179] Там же, 22, 28.

[180] Хрестоматия по истории древнего мира под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. Учпедгиз, Москва, 1953. Док. № 8, VIII, 21.

[181] Вергилий. «Энеида». VI, ст. 543—544.

[182] Там же, VI, ст. 608—609.

[183] Гай Светоний Транквилл. «Божественный Август». 28, 3.

[184] Там же, 28,3—29; см. так же «Деяния божественного Августа». 19.1—21.1.

[185] Плутарх. «Эмилий Павел». XXXII—XXXIV.

[186] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». XXIX, 9,1; 16,4; 17,10—21,12.

[187] Цицерон. «Об обязанностях». I, 42.

[188] Гай Светоний Транквилл. «Божественный Август». 42, 1.

[189] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». I, Предисловие, 1—3.

[190] Гесиод. «Труды и дни». Пер. Вересаева В.В., ст. 111.

[191] Там же, ст. 112—117.

[192] Там же, ст. 174—175.

[193] Гесиод. «Теогония». Ст. 1008—1010.

[194] Гомер. «Илиада». ХХ, ст. 302—303.

[195] Вергилий. «Энеида». VI, ст. 847—853.

[196] Там же, ст. 791—793.

[197] Плутарх. «Камилл». VII.

[198] Тит Ливий. «История Рима от основания Города». II 18, 8.

[199] Там же, II, 18, 99—10.

[200] Вергилий. «Энеида». I, ст. 282.

[201] «Откровение». 18, 1—6.

[202] Там же, 18, 16.

[203] Там же, 18, 20.

[204] Иосиф Флавий. «Иудейская война». II, 8, 5.

[205] «Деяния Божественного Августа». XXII—XXIII.

[206] «Деяния божественного Августа». XV, 1—4.

[207] Иов, 41, 7—26.

[208] Плутарх. «Марк Катон». X.

[209] Цицерон. «Тускуланские беседы», III, 2, 3.

[210] Цицерон. «Об обязанностях», I, 24, 82.

[211] Гай Светоний Транквилл. «Божественный Август», 22.

[212] «Деяния божественного Августа», 13.

[213] Геродот. «История», IX, 82.

[214] Там же, VII, 102.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...