Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство и гражданское общество



Термин гражданское общество стал употребляться в XVIII в., в период становления и развития буржуазных отношений в Западной Европе и Северной Америке. Однако исторически идея гражданского общества восходит к эпохе античности – Древней Греции и Древнему Риму.

Идеологические, политические и экономические предпосылки формирования гражданского общества складывались в Западной Европе в период позднего средневековья, в эпоху Возрождения и Реформации. Именно в XVII–XVIII вв. сформировалась идея гражданского общества как противопоставление засилью королевской власти, как одно из средств борьбы за признание всех людей равноправными субъектами. В работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо обосновывалось соответствие гражданскому обществу не всех, а только прогрессивных форм государства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. Однако и в их трудах государство и общество фактически отождествлялись. Разделить их было непросто, потому что государство является формой организации общества, его политическим выражением. Тем не менее, уже в XIX в. философы новой формации – И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер – стали разграничивать понятия государства и гражданского общества, хотя стройной теории ими не было создано.

Под гражданским обществом стали понимать ту сферу общественных отношений, которые должны находиться в определенной независимости от государства. Гражданское общество все последовательнее истолковывалось как область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, т.е. как сфера отношений, в известной мере неподконтрольных государству. При такой трактовке государство не должно вмешиваться в сферу частных интересов, а должно выполнять роль «ночного сторожа», арбитра в частных отношениях.

В философское основание теории гражданского общества были положены философские идеи И. Канта. Значительный вклад в теоретическую разработку проблем соотношения гражданского общества и государства внес Г. Гегель. В своей работе «Философия права» немецкий философ определил гражданское общество как сферу действия частных интересов. Он отмечал, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. При этом под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество.

Исследование гражданского общества с материалистических позиций было осуществлено во второй половине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Первоначально они придерживались гегелевской трактовки соотношения гражданского общества и государства. Однако по мере их перехода на материалистические и классовые позиции стало формироваться их собственное учение об обществе и государстве. По их мнению, общество, достигшее определенного уровня развития, является основой возникновения государства. Иными словами, общество первично, а его политическая организация (государство) – вторична. При этом под обществом К. Маркс и Ф. Энгельс стали понимать материальные, экономические отношения, образующие базис, а под государством – властные, политические отношения, входящие в надстройку. Для них гражданское общество – это все то, что охватывает собой материальную жизнь общества, что связано с ней. Таким образом, из марксова понимания гражданского общества фактически выпадает человек, который был в центре гражданского общества в гегелевской концепции. К Маркс фактически свел понимание гражданского общества к совокупности исключительно материальных производственных отношений. Вся область политического из этого понятия была «изъята».

Само понятие гражданского общества в марксовой концепции было обезличено. Поэтому не случайно, что в последующем его анализом марксисты, за редким исключением, практически не занимались. Кроме того, К. Маркс и Ф. Энгельс, по существу, не проводили различия между понятием «гражданское общество» и «общество».

В соответствующей общественной литературе категория гражданского общества не разрабатывалась. Только в конце 80–начале 90-х гг. ХХ в., в связи с активным обсуждением теории правового государства, к этой проблеме вернулись вновь. В современной учебной литературе в значительной степени преобладает гегелевская трактовка гражданского общества, присущая буржуазным экономическим отношениям. Г. Гегель полагал, что частная собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому, в котором государство регламентировало многие стороны экономической, бытовой, религиозной, духовной жизни, а также поддерживало сословные границы и определяло привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть.

Гражданское общество по сути своей является буржуазным. Его основа – юридически свободный индивид.

Формирование гражданского общества заняло длительный период истории. Как целостный социальный институт гражданское общество начинает складываться в XVII–XVIII вв. в Западной Европе и Северной Америке. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила положение личности.

Обособление общества от всепроникающей власти государства происходило в ходе конфликта государства и общества, разрешившегося в Западной Европе и Северной Америке в ходе буржуазных революций XVII–XVIII вв. и последовавших за ними реформ.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. При этом необходимо различать гражданское общество как идею, процесс и как реальность, которой еще нет. Следует иметь в виду, что в науке не сложилось единства взглядов в понимании гражданского общества, его структуры, признаков и условий формирования.

Г ражданское общество есть совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их объединений, складывающихся на этой основе политических, правовых, нравственных, культурных, семейных, религиозных, экономических, социальных и иных отношений, а также соответствующих им институтов, посредством которых обеспечиваются жизнедеятельность людей, удовлетворение их частных интересов.

В указанном смысле гражданское общество противостоит государству, независимо от него, хотя и тесно связано с ним. Гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, функционирующую как при содействии со стороны государства, так и вопреки ему. Гражданское общество не создается государством, оно формируется людьми, движимыми их потребностями и интересами и вступающими во взаимоотношения друг с другом.

Структура гражданского общества – это его внутреннее строение, отражающее многообразие и взаимосвязь его элементов, обеспечивающее его целостность и развитие.

Системообразующее начало (элемент) гражданского общества – человек с его потребностями и интересами. Элементами структуры являются различные объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Элементы гражданского общества:

1) социальная система – совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними;

2) экономическая система – совокупность социальных институтов и экономических отношений между ними, возникающих в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

3) политическая система – совокупность социальных институтов и отношений между ними, возникающих по поводу власти и участия в политической жизни общества;

4) духовно-культурная система – совокупность социальных институтов и отношений по поводу духовно-культурных благ;

5) информационная система – совокупность социальных институтов и отношений в сфере производства, распространения и потребления информации.

Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но они могут иметь разную степень развития. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него совокупности существенных признаков.

Признаки гражданского общества:

1. Свобода человека:

– независимость индивида от тотального контроля со стороны государства, партий, сословий и т.п.;

– обладание собственностью, обеспечивающей возможность достойного существования;

– возможность самостоятельного самоопределения в жизни, включая выбор профессии, места жительства, образа жизни;

– возможность свободного формирования и выражения своих идеологических воззрений и политических убеждений;

– признание, соблюдение и защита со стороны государства прав, свобод и законных интересов личности.

2. Открытость общества:

– доступность информации и неограниченный обмен ею как внутри общества, так и между странами;

– свобода мысли и слова, образования и воспитания, свобода критики; свобода совести и вероисповедания;

– открытость деятельности государственных органов;

– освещение средствами массовой информации важнейших вопросов государственной политики, представляющих всеобщий интерес;

– свобода средств массовой информации, недопустимость государственной цензуры и государственной монополии на информацию.

3. Плюрализм общества:

– множественность социальных сил, слоев общества;

– различие интересов в обществе, выраженных в политических программах и идеологиях;

– многопартийность, предполагающая сосуществование различных политических партий;

– идеологическое многообразие, предполагающее сосуществование различных идеологий.

4. Правовое развитие и самоуправление:

– широкое развитие непосредственной демократии, формирование и функционирование разнообразных форм самоуправления в различных сферах общественной жизни;

– невмешательство государства в частную жизнь личности и жизнедеятельность гражданского общества;

– гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

– взаимная ответственность государства и личности.

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи правовой государственности.

Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно взаимосвязаны. Гражданское общество на пути к правовому состоянию развивалось вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.

Гражданскому обществу соответствует правовое государство, являющееся политической формой его организации. Формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, так оба эти института имеют общую конечную цель – обеспечение развития личности.

Тема: Нормы, формы и система права





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 594 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...