Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Встречается она на всей территории России за исключением русско-украинского пограничья. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Попавшая в светские салоны русской аристократии в начале XIX века и пришедшаяся по вкусу не только знати, но и слугам, крепостному люду, кадриль в интерпретации служилых людей претерпела значительные изменения и обогатилась русской национальной манерой исполнения.
Появились новые фигуры кадрили, заимствованные из русских орнаментальных хороводов. В таком виде кадриль сохранилась в отечественной танцевальной культуре народа, став неотъемлемой частью народного танца.
Существует ряд отличительных черт русской кадрили, которые позволяют отделить ее от первоисточника - французской кадрили:
- рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»);
- в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во французской кадрили 5-6 фигур);
- в русской кадрили названия фигур четко соответствуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи», «казенка»);
- русская кадриль впитала в себя элементы пляски и перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»;
- каждая фигура отделяется от последующей (паузой, объявлением названия следующей фигуры, притопом, хлопком или поклоном всех исполнителей);
- в русской кадрили появились новые фигуры: «вальс», «полька», большинство фигур заканчивается кружением в парах;
- названия фигур происходят от названия места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»).
По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили.
Квадратная кадриль иногда носит название угловой, так как исполняется «по углам», четырьмя парами. Перемещения здесь в основном между противоположно расположенными парами.
Наиболее распространена угловая кадриль в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кадриль исполняется простым, переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, динамичные, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в угловой кадрили разнообразны:
- движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах;
- пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая пара в них проходит, все кружатся на месте, затем возвращаются на свои места;
- противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, затем все повторяется до возвращения на свои места;
- две пары сходятся в центр, один из исполнителей отдает свою партнершу и пляшет перед тройкой кружащихся исполнителей, затем забирает девушку и возвращается на свое место.
В линейной, двухрядной кадрили должно принимать участие четное количество исполнителей — от четырех и более. Движение в парах производится «стенкой на стенку» -линейно навстречу друг другу
Бытует линейная кадриль на Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях.
Наиболее популярны следующие фигуры:
- перемещение навстречу двух линий одновременно или поочередно;
- пары через одну подходят к противоположным парам, образуя круг, двигаются против часовой стрелки, возвращаются на свое место, пройдя через ворота, образованные парой, с которой кружились; девушки образуют круг в центре, перемещаются по нему, пока парни пляшут на месте, затем парни повторяют все перемещения девушек, а девушки пляшут на своем месте;
- обе линии двигаются навстречу друг другу, одна линия проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом возвращаются на свои места.
В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар — как четное, так и нечетное, но не меньше четырех Все перемещения происходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров - против часовой стрелки.
Встречается в Московской, Самарской областях, в Сибири, на Урале. Фигуры отличаются разнообразием:
- все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг себя, затем все повторяется в обратном направлении;
- девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, которые пляшут на месте; потом парни повторяют все перемещения девушек;
- девушки двигаются в центр, образуют круг, повернувшись спиной к центру круга, танцуют на месте; затем возвращаются на свои места, обходят своих парней, кружатся с ними вокруг себя; парни пляшут на месте, потом повторяют все движения девушек;
- парни и девушки двигаются в разных направлениях по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, кружатся на месте;
- пары через одну выходят в центр круга, образуя рисунок «круг в круге», двигаются зигзагообразно, встречаясь поочередно правыми и левыми плечами с двигающимися тоже зигзагообразно парами (рисунок «шен»).
Перепляс
Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).
Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников.
Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут.
Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами.
Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов: гармошки, баяна, домры, жалейки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец.
С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполнительницы перепляса — вносят новую струю в исполнение -частушку. Сначала исполняется проходка, затем - частушка, а потом - «коленце». В таком соревновании выигрывает не только сила и виртуозность, но и остроумие. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, переменных шагов с подбивкой, синкоп, вращений.
Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку» и другие известные в народе мелодии. В Архангельской области бытует перепляс «Топтуша», в Рязанской - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «Мотанечка», в Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской - «Рассы-пуха».
Литература
Авдеев А.Д. Происхождение танца. М.; Л., 1959.- С.38-81. Бачинская Н.Русские хороводы и хороводные песни, М., Л.: Музгиз, 1951.
Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Автореф. дис....канд. искусствоведения. —М.,1988.-25с.
Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М.:Всероссийское музыкальное общество, 1996. С. 10-35.
Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. - М., 1982.
Бюхер К. Работа и ритм, - М., 1923. - 196 с
Веретенников И. Южнорусские хороводы. Белгород, 1994. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском Государстве народов.- СПб., 1779.- 438 с.
Гусев В.Е. Фольклор и хореографическая самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968. - С. 59-62.
Жорницкая М. Северные танцы. М.,1970.
Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1983.
Иноземцева Г.В. Народный танец. М.: Знание, 1971.
Казьмин П Сто русских народных песен, М.: Музгиз, 1958.
Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981.
Климов А.А. Русский народный танец. Север России: Учеб. по-соб.М.,1996.
Князева О.Н. Танцы Урала. Свердловск, 1962.
Круглова Ю.Г. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1979.
Методика работы с косвенными источниками по воссозданию утраченных образцов танцевального фольклора: Метод, рек. для руководителей самодеят. хореограф, коллективов. Минск, 1980.
Надеждина Н. Русские танцы. М., 1951.
Руднева А.В. Курские танки и карагоды М.: Сов. композитор, 1975.
Русские кадрили. М., 1956.
Русские народные танцы. М., Госкультпросвет, 1949.
Русские народные хороводы и танцы. М., 1948.
Сахаров И. Сказания русского народа. Спб., 1848.
Смирнов Е. Северная кадриль. Петрозаводск, 1977.
Смирнов И.В., Искусство балетмейстера, М.: Просвещение, 1986, С. 152-166.
Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1839.
Терещенко А. Быт русского народа. Спб., 1848.
Ткаченко Т. С. Народный танец. М.: Искусство, 1967.
Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии): Автореф. дис.... канд. филос. наук. М.,1969.
Устинова Т. А. Беречь красоту русского танца. М.: Молодая гвардия, 1959.
Устинова Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976.
Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.
Фаминцын Ал. Скоморохи на Руси. Спб., 1889.
Филиппов Э. Русские народные танцы Иркутской области. Иркутск.Вост. — Сибирск. кн. изд., 1965. Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах..., Спб., 1898. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: Всесоюзный науч. — метод, центр народного творчества и культпросветработы, 1981.
Глава 8. Русский народный костюм
Классификация русского народного костюма и его основные комплексы
Крестьянскую одежду классифицируют по следующим признакам:
-региональный (южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы и др.);
-этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов);
- половозрастной (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);
- степень зажиточности владельца;
- сословная принадлежность (к однодворцам, казачеству и др.);
- социально-бытовые функции (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);
- практическое назначение (нательная, горничная, верхняя одежда).
Из огромного разнообразия женской русской народной одежды выделяют два основных типа — южнорусский и северорусский. В южнорусский поневный комплекс входят:
богато вышитая рубаха, клетчатая понева — набедренная одежда типа юбки, пояс, передник («запан»), а также наплечная одежда типа укороченной рубахи («навершник»), дополнения и украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь. В композиции поневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи6 придавали женской фигуре подчеркнутую массивность.
В южнорусском поневном комплексе зримо воплотилась неисчерпаемая декоративная фантазия народа, источником которой была щедрая южнорусская природа. Созвучность ей рождала мастерство плавной гибкой линии, свободно очерчивающей овальный силуэт фигуры, чарующую мощь яркой, радостной колористики; декоративное богатство; ювелирную тщательность отделки при сохранении монументальности художественных образов.
Северорусский сарафанный комплекс составляют: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. В связи с этим примечательно следующее высказывание Б.А.Куфтина о том, что установленный Д. Зелениным в качестве северо-великорусского, в противоположность южно-великорусскому комплекс костюма — сарафан-кокошник может относиться к слою мещанско-торговой городской культуры в деревне, так как более древний в северо-великорусской народной среде косоклинный сарафан, по существу, не связан с кокошником и в северо-великорусских губерниях еще недавно сопровождался головным убором, совершенно аналогичным южно-великорусскому, т.е. кичкой-волосником с твердой основой, сорокой и бисерным позатыльником, иногда даже с сохранением этой терминологии.
В сарафанном комплексе центр композиционной связи всех элементов костюма, декорировавшийся особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма — головной убор и плечевой пояс.
Комплекс с сарафаном бытовал не только на русском севере, но и в центре, в районах Поволжья, Урала, Сибири, а также в некоторых южных и западных губерниях России. Во второй половине XIX в. сарафан как более модная городская одежда стал проникать в Рязанскую, Тульскую, Калужскую и другие губернии, в которых ранее традиционным считался поневный комплекс. Кичкообразные сложносоставные головные уборы постепенно упрощались, заменялись повойниками и платками.
6 Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уборов изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега.
Крестьянский костюм в центральной России был близок к северному, хотя в ряде мест встречались костюмы с чертами южнорусского комплекса. Исследуя материальную культуру русской Мещеры, Б.А. Куфтин отмечал, что передвижения населения с севера на юг и обратно сильно стерли своеобразие древнего слоя. В области самой Москвы это сказалось особенно ярко на костюме, в полном исчезновении древней поневы под влиянием широкого распространения с севера и северо-запада, по-видимому, под влиянием боярского костюма сарафана с пуговицами. Понева, еще недавно бытовавшая в некоторых южных уездах Московской губернии, может быть, уже являлась там позднейшим наслоением, проникшим туда вторично с южно-великорусскими выходцами, например, в связи с переселением крестьян помещиками в крепостное время. Имеются некоторые сведения о поневе в Бронницком, Подольском уездах, в Верейском уезде и у так называемых «шуваликов» (крепостных гр. Шувалова). Уже в 80-е гг. XIX в. в Московской губернии крестьянки по праздникам ходили в городских платьях, шляпках, нитяных перчатках и с зонтиками.
Небольшая часть крестьянок южных губерний носила костюм, включавший рубаху с однотонной или полосатой юбкой, кокошником или колпаком (костюм однодворок), а казачки Нижнего и Среднего Дона носили костюм с кубельком — платьем типа татарского камзола, надеваемым на длинную туникообразную рубаху с широкими рукавами (костюм). В костюм с кубельком также входили серебряный или бархатный пояс «тартаур», парчовый повойник (либо рогатая кичка или расшитый колпак), расшитые татарские сапоги или туфли, украшения, дополнения и штаны, наличие которых свидетельствует о сильном влиянии на одежду казачек куль туры их восточных соседей'.
На рубеже XIX и XX вв. по всей территории России распространилась парочка — комплекс из юбки и кофты (или цельного платья), сшитый из фабричной ситцевой ткани. Парочка дополнялась платком, завязанным под подбородком. Деревенские модницы к парочке надевали белые чулки и красные козловые ботинки на резинках («полсапожки»).
Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви — лаптей или сапог.
Детская одежда и покроем, и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Деревенские мальчики и девочки ходили летом в длинных подпоясанных рубахах из льняного или конопляного («посконного») полотна. Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами. Характерной особенностью русской крестьянской культуры являлось одновременное бытование костюмных комплексов, сложившихся в разное время.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!