Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
равна жестокости. Жестокость, в отличие от ненависти, имела цель, о чем свидетельствует история. У ненависти нет истории. Это предел социального. Каждый день мы становимся свидетелями ненависти без цели. Мы сами ее испытываем, когда рано утром час, а то и более, проводим в переполненном вагоне метро. Ненависть холодна и пассивна: без жара, без пыла. Терроризм — высшая степень ненависти. Он больше, чем жестокость, ибо бесцелен и беспредметен. То же относится и к расизму, который сегодня имеет столько лиц. В нем нет выраженной и понятной мотивации, и за него трудно наказать. Жестокость виртуальная пришла на смену классовой жестокости.
В то время как универсальные ценности утрачиваются, происходит универсализация насилия. Угроза отчуждения, о котором все еще так любят говорить, исчезла. Отчуждение — золотой век. Мы имеем дело с угрозой утраты другого. Если не найти другого хотя бы для ненависти, разрушаешь себя. Утрачивается своеобразное, индивидуальное. Мы производим идентичное себе, отсюда — ненависть к себе. Ненависть — форма дестабилизации, ибо она не целерацио-нальна. Депрессия — страсть накопительная.
Новые и такие с виду привлекательные социальные пространства приоткрывают бездны. Пространства аэропортов и вокзалов оказываются эпицентрами опустошения. В городах происходит распад организаций, а общества в целом равнодушны к собственным системам ценностей.
2. ЗАПАДНЫЙ ВАРИАНТ, ИЛИ ОТ ЧЕЛОВЕКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО К ЧЕЛОВЕКУ
ПОТРЕБЛЯЮЩЕМУ
1Проблемы эти в западной социальной мысли решаются в контексте рассуждений о конце эпохи Модерна, или индустриальной современности. Этот конец интерпретируется как конец истории, даже как предел антропологии. Понятно, эти теоретики пишут прежде всего о том обществе, в котором живут сами.
Осмысление существенных сдвигов в жизнедеятельности западных обществ началось довольно давно. Напомню о концепциях постиндустриального общества, коммуникационного общества, некоторые из которых упоминались выше. Нынче в обиход вошел термин Постмодерн, который указывает на социальное состояние после Модерна. Собственно Постмодерн часто понимается как дискурс о Модерне. Нет Постмодерна без Модерна. Итак, что мы видим нового?
Новизна ситуации в обществе и культуре, взятая в антропологическом измерении, состоит, по мнению западных исследователей, в «исчезновении» экономического человека.
Знаменитый итальянский семиотик У.Эко сравнивает закат об-
ществ Модерна с закатом Римской империи: «...что совершенно точно исчезало, — это Римлянин, подобно тому, как сегодня исчезает Свободный человек, говорящий по-англосаксонски предприниматель, чьим героическим эпосом был Робинзон Крузо, а Вергилием — Макс Вебер. В пригородных виллах обычный руководящий работник еще воплощает доблестного Римлянина древнего склада, но его сын носит волосы, как у индейца, пончо, как у мексиканца, играет на азиатской цитре, читает буддийские тексты или ленинистские брошюры и часто умудряется (как это случалось во времена поздней Империи) соединять Гессе (имеется в виду известный немецкий писатель. — Авт.), зодиак, алхимию, маоизм, марихуану и технику городской партизанской войны; достаточно прочитать Джерри Рубина или подумать о программах Альтернативного университета, который несколько лет тому назад организовал в Нью-Йорке лекции о Марксе, кубинской экономике it астрологии. С другой стороны, сам уцелевший еще Римлянин в минуты скуки развлекается, обмениваясь женами с другом, и разрушает модель пуританской семьи. Все еще оставаясь членом большой корпорации,... этот же Римлянин с бобриком на самом деле уже живет при абсолютной децентрализации и кризисе центральной власти,... превратившейся в фикцию»5.
Аналогичный ход мысли можно обнаружить у целого ряда других исследователей современных стилей жизни. Тот же Ж.Бодрийяр показывает, как с исторической поверхности исчезает Homo economicus, красота которого состояла в том, что он знал чего хотел: счастья, а также тех объектов, которые обеспечивали ему максимальное удовлетворение. Пуритане рассматривали самих себя и свое реальное бытие как предприятие для получения прибыли ради прославления Господа. На собственные «личностные» качества и «характер» они смотрели как на капитал, который надо было разумно инвестировать и которым надо было управлять без спекуляций и потерь. Это был человек Труда и Производства. Он был наделен принципом формальной рациональности. Это был человек, представление о котором складывалось из понятий Человеческой природы и Человеческих прав''.
При рассмотрении антропологического типа буржуа (см. тему 5} отмечалось, что миф о Робинзоне — единственный миф, созданный буржуазией. Сейчас, в условиях Постмодерна, который характеризуют также как поздний капитализм, этот миф трансформируется. Французский писатель МЛурнье «переписал» «Робинзона Кру ю>\ Правда, роман называется «Пятница, или Тихоокеанский лимб»'. Суть переделки мифа состоит в том, что в образ Робинзона добавлены параметры желания и сексуальности. Робинзон перестает быть рациональным накопителем и производителем, культивирующим принципы методизма. Он
4 Эко У. Средние века уже начались//Иностранная литература. — М., 1994. — №4.—С. 261. * Bnudrillard J. Op.cit.
' Туриье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. — М., 1992. Этот роман стал предметом анализа французского философа Ж. Делеза. См.: Делез Ж. Мишель Турнье и мир без Другой/Комментарии. —СП6.19У6. — № 10.
вдруг понимает, что, быть может, прав не он, а Пятница, который начисто отвергает такие категории, как труд, порядок, экономия, расчет, организация. Робинзон превращается в род нового Нарцисса. Его мир — «мир без другого».
Сегодня представление о рациональном выборе не работает. Скорее можно говорить о том, как человек поддается соблазну. Ключевой деятельностью для нового, уже неэкономического человека становится потребление.
Человек потребляющий считает своим долгом испытывать удовольствие. Он сам становится предприятием по получению удовольствия и удовлетворения. Человек обязан быть счастливым, влюбленным, льстящим и льстимым, соблазняющим и соблазняемым, участвующим, динамичным, пребывающим в эйфории. У отдельного человека умножаются контакты и связи, а общество предпринимает систематическую эксплуатацию всех возможностей удовольствия.
Удовлетворение потребностей выражается в апелляции к ценностям. Фундаментальный, бессознательный и автоматический выбор потребителя состоит в принятии того или иного жизненного стиля. Стандартная потребительская корзина более не ассоциируется с суммой вещей в их материальности. Она представляет собой набор потребительских практик, которые отнюдь не носят материального характера. Ж.Бодрийяр пишет о «текучести» как самих потребностей, так и их объектов. Что мы покупаем? Вещь или символическое покрывало, которое ее окутывает?
Потребитель не может избежать призыва к счастью и удовольствию. Счастье и удовольствие для человека потребляющего вытесняют принуждение к труду и производству. Современный человек вес меньше и меньше времени проводит в производстве и все больше в созидании личных потребностей и личного благополучия. Он должен быть в постоянной готовности актуализировать весь свой потенциал, всю свою способность к потреблению. Если он забывается, то ему мягко напомнят, что он не имеет права не быть счастливым. Наслаждение — императив новой культуры.
Все надо попробовать, испытать: не только кухню всех народов, но и культуру, науку, религию, сексуальность. Потребительский человек боится «пропустить» какой-либо неиспытанный вид удовольствия. Для одного это Бит Мак в Макдональдсе или новое платье, для другого рождество на Канарских островах, изыски французской кухни (которую завтра можно сменить на китайскую), Лувр, героин или ЛСД, японские техники секса. Число «испробованных» практик может приближаться к бесконечности8. Возможные практики нам показывают журналы в глянцевых обложках или телеклипы.
Quot; Плюральность(множественность) практик и мозаичность жизненныхстилей — исходныйпункт характеристикиПостмодерна у всех пишущих о нем. См. например:Lyolard J.-F. The Postmodern explained. Correspondence1982—1985. — Minneapolis, 1992; BaumanZ. Intimations
of Postmodernity. — L., 1992.
Любопытно, что возникшая потребность может и не проявляться в форме острого желания, специфического предпочтения. Чаще это
— диффузное любопытство.
Здесь мы попадаем в сердце потребления как тотальной организации повседневной жизни. Все воспринимается и упрощается в счастье, которое определяется просто как снятие напряжений. Это сублимация реальной жизни, где не только работа и деньги отменены, но где исчезают времена года. Вновь напомним о вечной весне в кондиционированных интерьерах гигантских современных отелей, где можно провести годы, не выходя наружу. Нынче можно есть клубнику и окружать себя розами зимой. Иногда по телевидению показывают старый советский фильм «Парень из нашего города». Один из героев, желая сделать приятное героине, дарит ей букет цветов зимой, что вызывает восторг, смешанный с удивлением: «Где взял?» Оказывается, ему пришлось обстричь у знакомых комнатные цветы в горшках. В допотребительской культуре розы в мае для человека, живущего в северных широтах, были знаком роскоши. Сегодня мы даже не обращаем внимания на розы, которые круглый год благоухают в тесных переходах метро.
Сегодня работа, досуг, природа, культура, все до этого раздельные и несводимые деятельности, которые придавали сложность и беспокойство нашей жизни, свелись к бесконечному шоппингу-
Новая реальность практически вся искусственна'. Сегодня эта проблема знакома нам не понаслышке. Проблема пребывания большей части жизни в виртуальном компьютерном мире касается не только далекой Америки. В ней трудно различить вещи, символы, социальные связи. Подобно тому, как ребенок в стае волков превращается в волка, люди все более превращаются в функцию. Мы живем ритмом объектов в соответствии с их непрерывным циклом. И хотя объекты— не флора и не фауна, они производят впечатление растительности. Это джунгли, которые создали сами люди и которые поглощают человека как в дурном научно-фантастическом романе. Новые торговые центры синкретически объединяют всех богов потребления.
В обществе всеобщего благосостояния имеет место бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. В этсм — фундаментальная мутация экологии вида человека. Строго гоьоря, люди оказываются в среде не человеческих существ, как это было в прошлом, а объектов. Имеет место не обмен людей друг с другом, а статистический процесс обмена товарами и сообщениями: начиная со сложной организации дома с множеством технических «слуг» до городов-мегаполисов с их коммуникационной и профессиональной активностью и вечным праздником рекламы в повседневных сообщениях медиа.
'' Проблема искусственности современной человеческой реальности волнует и отечественных теоретиков. См. например: Кутырев В.А. Искусственное и естественное: борьба миров.
— Н. Новгород, 1994.
Субстанция реальной жизни утрачивает значение и отменяется. В этих новых социальных пространствах царит молодость. Здесь нет места смерти: она «неуместна» в этом прекрасном новом мире, вытеснена за его пределы. Именно поэтому она «дичает», т.е. утрачивает культурные смыслы. Сегодня мы наблюдаем рождение, рост и смерть вещей, в то время как в предшествующих обществах вещи переживали людей. В традиционных крестьянских общностях по наследству передавалась даже одежда. В обществах городских — мебель и другие бытовые предметы.
Таким образом, потребление — не маргинальный сектор общественного производства, не автономная область, где царит игра без правил, не «приватная сфера» свободы и личной игры. Потребление — способ активного поведения, которое носит характер коллективный и добровольво-щ>ивудргельвы&°. Здесь трудно дифференцировать добровольность (желание потребителя) и принудительность.
В постсовременных обществах потребление выступает как со-циальный институт. Оно же составляет завершенную систему ценностей, включая если и не все, то многое из того, что касается групповой интеграции и социального контроля. Потребительское общество — общество ученичества в области потребления, социальной индоктринации в области потребления. Это новый и специфический тип социализации, связанный с возникновением новых производительных сил и монополистического реструктурирования высокопроизводительной экономической системы. Потребление становится ведущей практикой инициации.
Потребление — гигантское политическое поле. На смену морально-политическим идеологиям прошлого приходит тиражирование рекламных изделий и операций. Интеграция общества посредством прежних легитимирующих систем проходила небезболезненно. Ее всегда приходилось подкреплять открытой репрессией, открытым насилием (см. темы 6, 9), Новейшие техники вместо репрессии используют соблазн, интериоризация социальных норм осуществляется в самом акте покупки и потребления. Власть выступает в новом обличий. Она заботится и защищает. Вспомним «Фирма Tefal заботится о вас». Производитель мыла или зубной пасты вас защищает: «Паста Aquafresh — защита для всей семьи». Все, что вы покупаете, вас достойно. Власть реализуется, вроде бы не отнимая и не узурпируя, не дисциплинируя и не осуществляя
111 По поводу переосмысления прежних представлений о потреблении см.: Барт Р. Мифологии. — М., 1996 (перевод книги, написанной в 1957 г.); БодрийярЖ. Система вещей. — М., 1995 (перевод книги, написанной и 1968 г.); Тоффлер О. Будущее труда//Новая технократическая волна на Западе. — М.,1986 (отрывок из кн. Toffler A. Previews and premises. — Toronto; N.Y.; Sydney, 1983); De Certeau M. The Practice of Everyday Life. — Berkeley; Los Angeles; London: Univ. of California Press, 1988. О.Тоффлер придумал неологизм, подчеркивающий активный характер потребления: presuming (produclion+consuming), который удачно переведен как протреблсние (лроизводство+потребленис).
надзор. Она осуществляется через нормирование11. Это сам человек желает выглядеть как минимум нормально, а еще лучше достойно. Здесь нельзя показать пальцем на того, кто властвует.
Социальная система все больше нуждается в людях не как в трудящихся, налогоплательщиках, тех, кто дает взаймы, но, прежде всего, как в потребителях. А в этой функции человек незаменим.
Двойственность благосостояния и потребления, которая фиксируется на уровне повседневной жизни, состоит в следующем. С одной стороны, и первое и второе переживаются как миф обретения счастья за пределами истории и морали. С другой — они представляют собой и воспринимаются как объективный процесс адаптации к новому типу социального поведения. Главное, сама потребность становится производительной силой.
Как происходит вовлечение человека в потребительские практики?
Во-первых, продукты, выставленные на продажу, не образуют кучу, они организованы в витринах в «коллекции», где представлены ряды дифференцированных объектов, которые призывают, реагируют друг на друга и друг друга опровергают. Стиральная машина, холодильник, посудомоечная машина имеют общее значение, они объединены в группу. Витрина, реклама, производитель и марка фирмы выступают в почти нераздельной целостности. В потребителе вызывают психологическую цепную реакцию. Объект больше не соотносится с какой-то специфической функцией, но с целой коллекцией объектов в их общем значении. Подобно цепи, которая связывает не обычные объекты, но означаемые символы. Каждый объект означает другой в системе более сложного сверхобъекта, что ведет покупателя к серии более сложных выборов. Иногда некоторая неупорядоченность служит ради целей соблазна. Потребительский соблазн в новых социальных пространствах начинает вытеснять старую как мир репрессию.
Во-вторых, ключевую роль играет кредит, что облегчает доступ к благосостоянию, формирует гедонистическую ментальность и свободу от старомодного табу бережливости. Кредит «вовлекает» и тех, кто иначе вел бы жизнь на уровне минимальных средств к существованию и мог бы избежать соблазна и «потребительской эксплуатации». Кредит выступает как дисциплинарный процесс, который грабит сбережения и регулирует спрос.
Возникает новая этика опережающего потребления. Как пишет Ж.Бодрийяр, «XX век преподал исторический урок никчемности традиционной морали и экономического расчета. Целые поколения людей, стараясь жить по средствам, в результате оказались на более низком уровне жизни, чем позволяли их средства. Об этой эре труда, лич-
" Знаменитый французский философ М.Фуко обращал внимание на то, что новые приемы власти «функционируют не па праве, а на технике, не на законе, а на нормализации, не на наказании, а па контроле, и которые отправляются на таких уровнях и в таких формах, которые выходят за границы государства и его аппаратов» (Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. — М., 1996. — С. 189).
ной заслуги и накопления — добродетелей, находящих высшее выражение в понятии собственности, еще напоминают нам сохранившиеся от нее вещи, словно признаки потерянных поколений прошлого в мелкобуржуазных интерьерах»12.
Разницу между ситуацией человека в современных и постсовременных обществах помогает ощутить обращение к научному спору Дж.Гэлбрейта и Ж.Бодрийяра.
Дж. Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» приводит пример, как пуэрториканцы, которые были пассивными работниками традиционного типа, превратились в современную рабочую силу именно через мотивирование к покупкам. Это достигалось через кредит (и соответствующие дисциплинарные и бюджетные ограничения, которые он налагает). Исследователь полагал, что через такую «ментальную индоктринацию» люди традиционного общества были вовлечены в игру планируемого расчета и дисциплинарную этику (как понимал ее М.Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»).
Бодрийяр возражал Гэлбрейту и трактовал этот процесс по-иному. Вовлечение в потребление не равно вовлечению в труд. Включение в систематическое и организованное потребление по масштабу равно той великой индоктринации сельского населения в индустриальный труд, которое имело место в XIX в. Процесс, который в XIX в. происходил в сфере производства, в XX в. разворачивается в сфере потребления. Сегодня маленьким инвесторам и потребителям довоенной эпохи, свободным покупать или не покупать, нет места в системе, Происшедшая человеческая революция отделяет героическую эру производства от эры потребления, отдающей должное человеку и его желаниям — сознательным и подсознательным. В новую эпоху принцип удовольствия возобладал13.
Сегодня говорят о смерти субъекта. При этом, допустим, в рекламных клипах конструируется квази-субъект, который, якобы, и делает «правильный выбор».
Темы трат, удовольствия и расточительности («Покупай сейчас, плати потом») заменили пуританские темы «сбережения», работы и наследства. Но это лишь фасад новой антропологической революции.
Эти процессы не являются результатом чьей-то злонамеренной воли. Они возникают сами собой и принадлежат к числу непреднамеренных социальных изобретений.
3. МОДЕРН ИЛИ ПОСТМОДЕРН?
'В стает естественный вопрос: какое отношение вышеприведенная картина имеет к тому обществу, в котором мы живем? Действительно ли тип человека, сформировавшегося в индустриальной современности, так уж безвозвратно уходит?
12 Бодрийяр Ж. Система вещей. — М., 1995. — С. 132.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!