Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
I
f
антропология — «учение о человеке» (от антропос — древне-греч. «человек», логос — древнегреч. «слово»}. Это одна из самых сложных областей знания. Сложен сам человек, многообразны человеческие сообщества. Поле антропологии представляет собой систему нолуавтономных дисциплин, у которых общий предмет: человек. Есть физическая антропология, социальная (культурная) антропология, историческая антропология, философская антропология. Недавно появились медицинская антропология, политическая антропология и другие разновидности данной области знания. Каждая из этих областей имеет свою специфику. Однако все они в конечном счете отвечают на один вопрос: каковы место и роль человека в мире природы и культуры?
1. АНТРОПОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
|| нтропология как система специальных научных дисциплин сложилась в XIX в. Она институционализировалась в условиях господства идеи прогрессивного и закономерного развития общества из докультурного состояния, когда человек ничем не отличался от животных. «Происхождение видов» Ч.Дарвина — ключевой текст той эпохи. Первой возникла физическая антропология, которая занималась условиями становления Homo sapiens. Эта область антропологического знания существует и в наше время.
Сегодня на вопрос: «Кто такой антрополог?» — скорее всего от-
ветят так: антрополог — ученый, который ездит в экспедиции к далеким племенам и изучает их жизнь.
Слово антропология нынче связано в первую очередь с той областью знания, которая занимается обществами, не похожими на те, в которых живем мы сами. Имеются в виду так называемые «большие» общества: национальные государства, городские общества с развитыми институциональными системами и писаными законами. Антропологи изучали и до сих пор продолжают изучать примеры независимой социальной организации людей, например, жизнь племен, принадлежащих дописьменным культурам. В отечественной традиции со словом «антропология» ассоциируется имя М.Миклухо-Маклая.
Антропологический интерес никогда не носил чисто умозрительного характера. Его импульс — шок от столкновения с иным, не похожим на привычное. К.Леви-Строс пишет в замечательной книге «Печальные тропики» о шоке столкновения двух цивилизаций. В XVI в. европейские путешественники, достигнув берегов Америки, обнаружили, что в открытом ими мире тоже живут люди. Эти люди не были похожи на европейцев. Европейцы и индейцы изучали друг друга: «В ходе настоящего психосоциологического исследования, выполненного но самым современным требованиям, колонистам предлагали вопросник с целью выяснить, способны ли индейцы жить собственными трудами, подобно крестьянам Кастилии». Все ответы были отрицательными: «В крайнем случае, может быть, их внуки. К тому же индейцы столь порочны, что и это сомнительно». Доказательства? «Они избегают испанцев, отказываются работать без вознаграждения, а их извращенность доходит до того, что они дарят свое добро, не отвергают своих товарищей, которым испанцы отрезали уши». И в качестве единодушного заключения: «Для индейцев будет лучше стать людьми в рабстве, нежели оставаться животными на свободе».
Последняя точка в этом обвинительном заключении поставлена несколькими годами позже таким свидетельством: «Они едят человеческое мясо, у них нет правосудия, они ходят нагишом, едят сырыми блох, пауков и червей... У них отсутствует борода, а если она случайно вырастает, они спешат ее выщипать...» Впрочем, в то же самое время и на соседнем острове (Пуэрто-Рико)... индейцы ловили белых и умерщвляли их, погружая в воду, а затем педелями стерегли утопленников, чтобы узнать, подвержены ли они тлению. Сравнивая эти обследования, можно сделать два заключения: белые прибегали к социальным наукам, тогда как индейцы питали доверие скорее к наукам естественным, и в то время как белые объявляли индейцев животными, вторые предполагали в первых небожителей. При равном невежестве последнее было, безусловно, более достойным людей» (Лсви-Строс К, Печальные тропики. — М.,1984. — С. 29—30.).
В начале XIX в. в Англии, Франции, Германии были образованы антропологические общества. Появились кафедры антропологии в университетах.
Во второй половине XIX в. антропология развивалась под знаком культурного эволюционизма. Это значит, что господствовал взгляд, согласно которому при всем различии обычаев, образов жизни существует единство стадий развития человечества. То, что антропологи наблюдали, изучая жизнь далеких племен, — не более чем пережитки, свидетельства тех стадий развития человеческого общества, которые другие народы давно преодолели.
Опираясь на эволюционную схему, британский ученый Э.Б.Тай-лор в своей классической работе «Первобытная культура» (1871)' разрабатывал понятие культуры. Британский ученый рассмотрел человеческую историю в религиозном аспекте и сформулировал теоретические перспективы в науке о культуре.
Л.Г.Морган, американский антрополог, подчеркивал единство «стадий развития» при всем различии обычаев и образов жизни. На результатах Л.Г.Моргана строил свою концепцию Ф.Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства». Еще недавно эту работу Ф.Энгельса изучали все студенты.
Стадиальной точки зрения придерживался Дж. Фрэзер в его знаменитой, блестяще написанной «Золотой ветви» (1890)г.
Ведущим методом в социальной антропологии был сравнительный метод. Приверженцы эволюционизма иллюстрировали учение о «стадиях» похожими обычаями из всех частей света. В дальнейшем для объяснения культурных аналогий был привлечен анализ диффузии и миграции. Акцент был перенесен на реконструкцию различных вариантов развития.
Постепенно культурный эволюционизм, в рамках которого бытовал интерес к эволюции культурьт человечества в целом, вызвал реакцию отторжения. Внимание ученых привлекла реконструкция культурной истории в более ограниченных пределах. Здесь нельзя не назвать имя основателя американской антропологической школы Ф.Боаса (1858—1942). Он обратил внимание на то, что в различных общностях могут господствовать разные хронологические порядки (т.е. что человеческие сообщества могут жить <-.б разных временах»),
В первой половине XX в. произошел радикальный отказ от эволюционизма. Он был связан с именами Р.Бсиедикт, Б.Малиновского и А.Радклиф-Брауна. Основным стал вопрос о внутренних организующих принципах каждой культуры.
Р.Бенедикт (1887—1948) в работе «Модели культуры» основной задачей поставила исследование связи личности и культуры.
Б.Малиновский (1884—1942) рассмотрел культуру как целое, со-
: См. русский перевод: Tailaop Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989. 2 См. русский перевод: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. — М., 1983.
стоящее из функционально связанных и соответствующим образом организованных институтов. Институты возникают из биологических и культурных потребностей индивидов. Различия в культурах, по Малиновскому, обусловлены различиями в способах удовлетворения потребностей, закрепляемых в социальном опыте. Культурные традиции формируют человека как носителя культуры, как индивида с его нуждами и способностями, способами действия. Социальный опыт формируется приобретенными в течение жизни и социально закрепленными обычаями, которые передаются от поколения к поколению. В результате формируются как общественные учреждения, так и вторичные потребности. Изменения в культурах, заимствования рано или поздно выходят на институциональный уровень. Известно, что Малиновский основополагающим для антропологического исследования считал метод включенного наблюдения. Он делал акцент на исследовании таких связей между основными элементами, между данной структурой и процессом общественной жизни в целом, которые поддерживают целостное существование системы общества и объясняют особенности ее функционирования. В отличие от более ранних полуинтуитивных подходов большее внимание стало уделяться методологии построения теории. Каждый элемент культуры оказывался у Малиновского институционально закрепленным, несущим жизненно необходимую для общества функцию. Среди них были обычаи, религия, колдовство или охота за головами, система колониального управления.
Английский ученый А.Радклиф-Браун (1881—1955) также исходил из введенного французским социологом Э.Дюркгеймом представления о функции как способе существования структуры. Он трактовал социальные системы как динамические системы человеческих взаимоотношений и видов деятельности. Проводя аналогию между обществами и организмами, он в значительной степени ориентировался на методы естествознания. В «туземных» обществах структура социальных отношений выражена в терминах родства и возрастных групп. Терминология родства связана с балансом взаимных ожиданий и обязанностей. Человеческая деятельность рассматривалась как результат воспроизводства данного образца общественных отношений. Основное внимание ученый уделял исследованию социальных функций институтов и других структурных элементов примитивного общества.
Огромен вклад в развитие методов собственно антропологического исследования, а также социогуманитарного знания в целом французского ученого К.Леви-Строса (р. в 1908 г.). Именно его называют создателем структурной антропологии. В сферу антропологического исследования им были включены структуры родства и мифология. Размышления Леви-Строса базировались на фундаментальном положении о том, что язык структурирован и является сам структурообразующим элементом культуры. Даже «простые» общества имеют сложные культуры, т.к. имеют относительно сложные
языковые системы. Структуралисты исходили из того, что человеческий разум действует согласно универсальным законам, упорядочивая потоки опыта в виде бинарных оппозиций (верха/низа, мужского/женского, священного/профанного, внутреннего/внешнего, чистого/нечистого, своего/чужого, природного/культурного). Таким образом, миру придается когнитивный порядок. Вещи, которые выходят за границы общепринятых категорий, несут на себе отпечаток магии или скрытого значения. Они воспринимаются как опасные. Религиозные системы и мифы — культурные конструкции, содержащие тщательно разработанные обществом системы представления мира.
Следует обратить внимание, что в литературе можно встретить различные обозначения одного и того же исследовательского поля". социальная антропология, культурная антропология, этнология, этнография.
Одни ученые проводят резкую границу между социальной антропологией как наукой о социальной структуре и функции и этнологией, или культурной антропологией, как описательным, исторически ориентированным исследованием культур. По существу, это разделение условно. Культура — все, что человек делает как член общества, включая познание, человеческое понимание, социальные ожидания, которые он разделяет как член группы. Культура — то, чему учат детей (очевидно, что в этом отношении она совпадает с цивилизацией). Культурная антропология изучает язык и другие символические системы. Разные культуры интерпретируются как разные образы жизни. Антропология изучает сочетания элементов, специфические для той или иной культуры. Совершенно очевидно, что культурное здесь равно социальному.
Часто разделение проводится не столько теоретически, сколько практически, с целью обучения: это разные специальности. Эти различения обусловлены и научной традицией той или иной страны. Например, в США антропология включает следующие специализации: 1. Физическая антропология; 2. Культурная антропология; 3. Археология; 4. Лингвистика. В этом случае язык как элемент культуры и общества изучается в рамках культурной антропологии. Соответственно организуются факультеты и кафедры.
За пределами США антропология ассоциируется с физической антропологией, а этнология — с социокультурными исследованиями человека. Для нашей страны долгое время привычным было обозначение этнография, которое сейчас сменяется более универсальным антропология.
Достижения крупных ученых, которые сами себя называли антропологами, органически входят в общенаучный арсенал. Имена известных антропологов можно найти в учебниках и энциклопедиях по различным социальным и гуманитарным дисциплинам и философии. Открыв почти любую книгу по проблемам человека и общества, мы с очень высокой вероятностью встретим в ссылках такие
имена, как Дж. Фрэзер, А.Радклиф-Браун, М.Мид, Р.Бенедикт, Б.Малиновский, К. Леви-Строс, К.Гирц и многие другие.
Сами социальные (культурные) антропологи в своих работах опирались на теоретические достижения других социально-гуманитарных наук и философии. Антропология активно использует теории, которые разрабатываются в философии, психологии, теоретической социологии. Имеет место пересечение с историческими дисциплинами. Занимаясь локальными сообществами и человеком, в них живущим, антропология постоянно вторгается в чуждые области.
Следует подчеркнуть условность границ. Научный аппарат антропологии имеет много параллелей с социологическим, историческим, философским.
Известный английский социолог Э.Гидденс отмечает, что сегодня прежние междисциплинарные границы в социальных науках утрачивают былую четкость. Взаимодействия различных социальных и гуманитарных наук особенно тесно, когда речь идет о таком предмете, как человек3.
Данный курс называется социально-историческая антропология. Для нас особенно важными являются проблемы взаимодействия антропологии с социологией и историческими дисциплинами.
Р
2. АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
ождение социологии как науки связано с исследованием западных обществ. Социология была связана с исследованием «нас» (белых, европейцев и североамериканцев, живущих в урбанизированных и модернизированных обществах). Понятия социологии рождались на исследовании Запада. Ведущие категории социологии — во многом западные категории мышления. Тем не менее долгое время они представлялись в качестве универсальных.
Истоки современной антропологии и отделение се от социологии связаны с колониализмом. Антропология изучала «их» (небелых, живущих в обществах традиционных, племенных). Люди Запада изучали незапад. Категории познания, выработанные на Западе, подвергались переосмыслению.
Отчего так трудно применить методологию К.Маркса (включая неомарксистские ее варианты) к племенным обществам? Не оттого ли, что К.Маркс принадлежал своему классу, своей эпохе с ее предрассудками, т.е. был мыслителем, впитавшим нерсфлсксируемыс культурные предпосылки своего мира. Он отдавал приоритет интересам отдельного человека, а не общности. Сколь часто мы выступаем свидетелями ситуации, когда за универсальные человеческие мотивы выдается то, что в действительности является исторически
1 См.: Гн/узрис Э. Девять тезисов о будущем социологи «//THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1У93. •—Т.1. — Вып.!
обусловленной мотивационной структурой больших индустриальных обществ.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 719 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!