Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3. Античная философия



Происхождение, своеобразие и основные периоды развития античной философии. Предпосылки античной философии: территориально-географические; демографические и социально-экономические условия; политические и культурные предпосылки. Свободное время, личная свобода, спрос на свободное и независимое мышление и индивидуальный активизм («агональность») греков как основные предпосылки «греческого чуда» - рождения рационалистической традиции в европейской культуре. Периоды развития античной философии: (1 ) натурфилософский; (2) классический – период «социальной этики» и (3) эллинистический период (период «индивидуальной этики»). Космоцентричность, универсальность, антиавторитарность античной философии.

Натурфилософский период - досократическая философия: VI-V вв. до н.э.. Поиски первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор). Учение о геометро-арифметической структуре Космоса в пифагореизме. Учение Парменида о бытии и апории Зенона. Учение Гераклита о Логосе, борьбе и гармонии противоположностей, о становлении, об относительности понятий. Атомизм Левкиппа и Демокрита: атомы и пустота, детерминизм. Эпикур и Лукреций Кар.

Демократические полисы и античное просвещение. Деятельность и взгляды софистов. Протагор: “человек есть мера всех вещей”. Доминантные темы софистики - этика, политика, воспитание, риторика, язык, искусство, религия. Софистика как начало поворота античной философии от природы к человеку. Кризис традиционного понимания добродетели и переоценка ценностей. Формирование технического типа философии: знание как ремесло. Свобода духа и опасность этического релятивизма. Интерес к риторике и эристике. Позитивность и деструктивность софистики.

Классический период. Антропологический поворот Сократа. Платон и Аристотель (сер. V в. – 322 г. до н.э.). Учение Сократа (ок.470-399 до н.э.) как поворотный пункт античной философии. Философия как метод вопрошания и образ жизни. Антисофистичность рационалистической этики Сократа и его учение об единстве знания и добродетели. Особенности философскогого метода Сократа: прием индуктивно-дефиниторного вопрошания, ирония, майевтика. «Демон» Сократа. Учение о самопознании, «энкратейе» (самообладании), «автаркии» (самодостаточности) и внутренней свободе мудреца. Понимание счастья как внутренней гармонии души. Диалектика “ученого незнания” и образы Сократа в античной культуре (Платон, Ксенофонт, Аристофан).

Философия Платона (427-347 до н.э.). Учение об “эйдосах-идеях” как умопостигаемом “истинном бытии”. “Гиперурания” и структура умопостигаемой реальности (диалоги “Федр”, “Государство”, “Софист”). Чувственный мир как Космос и Порядок. Дуалистическое понимание человека: тело и душа. Бессмертие души (“Федон”). Познание как воспоминание в диалоге “Менон”: мифологический и майевтический подходы к пониманию познания. «Докса» и «эпистемэ» как ступени восхождения от мнения к науке. “Идеальное государство” и теория воспитания Платона. Систематизация античного философского знания в учении Аристотеля (384 - 322 до н.э.): философия теоретическая, практическая и «пойетическая». Метафизика как “первая философия”. Критика “идей” Платона, учение о материи и форме, возможном и действительном бытии. Концепция причинности, идея «Перводвигателя» и телеология Аристотеля. Логические, психологические, этические и социально-политические воззрения Аристотеля. Критика социальной утопии Платона. Учение Аристотеля о природе искусства («мúмесис» - подражание) и его цели («кáтарсис»).

Эллинистическая философия (III в. до н.э. – II в. н.э.): кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм. Проблема свободы человека в кинизме. Физика и этика эпикуреизма («атараксия» как невозмутимость души, признание естественных и необходимых удовольствий, аполитичность). Поворот от человека-гражданина к человеку-индивидууму. Дружба как наибольшее благо. Свобода человека как освобождение от страха перед богами, жизнью и смертью. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Душа и тело, аналитика страстей и апология апатии (бесстрастия). Учение о необходимости, причинности, судьбе, внутренней свободе и долге. Совесть как судилище души. Воля как самостоятельная способность души. Идея духовного равенства людей и необходимость нравственного самосовершенствования. Счастье как бесстрастность и бесстрашие. Значение философии для исцеления от страха перед жизнью и смертью.

Неоплатонизм: конец античной и переход к средневековой философии. Плотин (205-270 н.э.) и его “Эннеады”. Понятия “Единое”, “Дух”, “Душа”, “Природа” («фюзис»), материя.. “Природа” как активность, продуцирующая чувственные формы посредством Духа и его идей. Взаимосвязь трёх ипостасей, учение об эманации и экстазе. Философский Эрос, восхождение души человека в горнее отечество и воссоединение с «Единым». “Платонополис” и монастырь. Прокл (410-485) и его «Первоосновы теологии». Трансформация античной философии в «христианскую философию».

Тема 4. Философия средних веков и эпохи Возрождения.

Характерные черты средневековой философии: теоцентризм, креационизм, эсхатологизм, символизм, экзегетизм. Философские аспекты теологических проблем: Бог и мир, сущность и существование, Душа и тело, вера, разум и воля, провиденциализм и свобода воли, синергизм свободы воли и Благодати. Проблема доказательств бытия Бога. Открытие внутренней духовной жизни человека: добро и зло, человеческое несовершенство, грехопадение и спасение. Человек «внутренний» и «внешний». Идеал и ступени самосовершенствования. Становление христианской философии: патристика и схоластика.

Западная (латинская) патристика. Учение Августина (354-430) о времени и вечности, земном и небесном градах, свободе воли и благодати. Восточная (греческая) патристика. “Шестоднев” Василия Великого (IV в.) и трансформация античной натурфилософии. Антропология Григория Нисского (335-394) в работе «Об устроении человека». Катафатическая и апофатическая теология Псевдо-Дионисия Ареопагита. Иоанн Дамаскин (VIII в.) как систематизатор идей Восточной патристики.

Схоластика как система обучения и тип философии. Философская тематика схоластических дискуссий: реальность единичного и общего; природа общих понятий - универсалий (реализм и номинализм); доказательства бытия Бога. Фома Аквинский (1225-1274): проблема сущности и существования, веры и знания. Обоснование идеи Бога. «Божественная комедия» Данте (1265-1321) и «Декамерон» Боккаччо (1313-1375). Закат схоластики и истоки европейского эмпиризма: Р. Гроссетест и Р. Бэкон (ХIII в.). Религиозно-философский мистицизм Бонавентуры. Немецкая мистика Майстера Экхарта (1260-1327) и Иоганна Таулера (1300-1361).

Средневековая философия арабского Востока (Аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс, Маймонид). Особенности развития философии в Византии. Концепция человека в мировоззрении византийских гуманистов ХIV-ХV вв.(Плúфон). Концепция человека в исихазме Григория Паламы. Влияние византийской философии на формирование русской богословско-философской мысли.

Характерные черты культуры эпохи Возрождения ХIV-ХV вв.: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, свободомыслие, диалогичность. Антиклерикализм гуманистов и культ “священного знания”. Духовный синкретизм, концепция “универсальной религии” и “благочестивой философии” флорентийского платонизма (Марсилио Фичúно и Пúко делла Мирáндола). Взгляд на человека как творца собственной судьбы. Культ ценностей земной жизни. Свобода человека как условие морального совершенствования и способности самоопределения.

Формирование новой картины мира, пантеистическая онтология и “ученое незнание” Николая Кузанского (1401 - 1464). Учение о “бытии-возможности” и “совпадении противоположностей”. Человек как “микрокосм”, природа как «тело Господа». Совпадение “минимума” и “максимума”, микрокосма и макрокосма - основа гармонии мира. Лжеученость и здравый смысл. Истинное знание как интуиция (“умудренное неведение”).

Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1472-1543) и натуралистический пантеизм Джордано Бруно (1548-1600). Концепция множества миров, единства и бесконечности мира. Бог как “мировая Душа» и внутренняя жизненная сила мира. Этика “героического энтузиазма”. Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени (Спиноза, Шеллинг).

Свободомыслие и скептицизм Возрождения. “Христианский гуманизм” Эразма Роттердамского (1469-1536). Мишель Монтень (1533-1592). Критика схоластики, антиавторитаризм и антидогматизм. Пропедевтическая функция сомнения. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики. Реформация и неконфессиональное христианство. Формирование “естественной религии”. Социально-политическая философия Никколо Макиавелли (1469-1527). Разграничение политики и морали, проблема власти и насилия, цели и средств. Утопический проект Т. Мора (1478-1535).

Тема 5. Европейская философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)

Особенности философии Нового времени. Научная революция ХVII в., формирование механической картины мира и новая ориентация философии на науку. Осмысление науки как важнейшего социального фактора (“Знание - сила”). Автономность и суверенность человеческого разума, субъект и объект в философии Нового времени. Проблемы метода и достоверности знания: эмпиризм и рационализм. Национальные школы в европейской философии.

Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1626). Проект прагматического преобразования науки, классификация наук, критика “идолов”, аристотелевской силлогистики и разработка экспериментально-индуктивного метода. Социальный проект Бэкона. Сенсуалистическая трактовка опыта и “чистый разум” у Джона Локка (1632 - 1704). Критика врожденных идей, внешний и внутренний опыт. Простые и сложные идеи. Репрезентативная теория абстракций Локка. Учение о “первичных” и “вторичных” качествах. Философское обоснование либерализма: идея разделения властей, защита прав и свобод человека.

Рационализм Декарта (1596-1650). Ориентация на математику и математическую физику. Метод дедукции. Проблема ясных, очевидных “начал” познания и принцип методического сомнения. Антидогматизм и антискептицизм Декарта. Поиск достоверного знания и выявление его “исходного пункта” - “Я мыслю”. Идея универсального рационального научного метода и его правила. Концепция “врожденных идей” и метафизика Декарта (дуализм субстанций и психофизическая проблема). Физика Декарта. Рационалистическая система Спинозы (1632-1677). Пантеистическая натурфилософия, учение о субстанции, её атрибутах и модусах; концепция свободы как познанной необходимости. Этика Спинозы. Монадология Лейбница (1646-1716). “Предустановленная гармония” и учение о “возможных мирах”. Христиан Вольф (1679-1754) и начало кризиса рационалистической метафизики. Интеллектуализирующая функция понятия Бога в философии Х. Вольфа. Вольф и развитие немецкой философии. Вольфианство на русской почве (Г. Теплов и М.В. Ломоносов).

Трансформация материалистического сенсуализма Локка в субъективный идеализм Джорджа Беркли (1685-1753). Критика материальной субстанции и обоснование принципа “существовать - быть воспринимаемым”. Концепция опыта и скептицизм Давида Юма (1711-1776) как самокритика сенсуализма. Учение о впечатлениях, идеях и ассоциации идей. Понимание причины, силы, субстанции. Проблема знания и веры. Привычка как источник веры. «Естественная религия” Юма: здравый смысл против таинств, чудес и религиозного фанатизма. Влияние скептицизма Юма на Канта.

Проблема “человек - общество - государство” в философии французского Просвещения. Деизм Вольтера (1694-1778): Бог как законодатель природы и практическое − морально-политическое − оправдание религии. Общественный идеал: “царство разума”, просвещенный монарх, союз государей и философов. Концепция “духа законов” Шарля Монтескье (1689-1755) и её основные идеи: отказ от теологического толкования исторического процесса, географический детерминизм, учение о социальных факторах общественного развития, идеал конституционной монархии. Монтескье и “Наказ” Екатерины II. Критика просветительской версии общественного прогресса Жан-Жаком Руссо (1712-1778): критика противоречий цивилизации, исследование причин имущественного, социального и политического неравенства людей. Идея общественного договора и идеал республиканской формы правления, обеспечивающей равенство, свободу и суверенитет народа. Философия воспитания Руссо.

“Декларация прав человека и гражданина” как манифест европейского либерализма. Философия европейского консерватизма: Э. Берк, Ж. Де Местр и рождение русской консервативной мысли (Н.М. Карамзин).

Тема 6. Немецкая классическая философия (конец ХVIII – середина ХIХ вв.)

Особенности немецкого Просвещения. Источники, основные периоды развития и проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, активность субъекта познания, связь сознания и познания, принцип развития, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления.

Иммануил Кант (1724-1804). Эволюция его философских воззрений. «Докритический период»: космогоническая гипотеза и натурфилософия, различение реальных и логических оснований в познании, критика «грёз духовидца» Сведенборга. «Критический период» в творчестве мыслителя: критика догматизма и скептицизма. Предмет и задачи «трансцендентального идеализма» как попытка преодоления односторонности эмпиризма и рационализма нового времени. Суть новой «метафизики»: «как возможны априорные синтетические суждения?» Программа трансцендентального обоснования научного знания в математике и теоретической механике как попытка преодоления односторонности эмпиризма и рационализма. Индивидуальное человеческое «я», «трансцендентальный субъект» и интерсубъективное знание. Априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (категории количества, качества, отношения и модальности) как способы проявления синтетического единства апперцепции и условия возможности опыта. Продуктивное воображение и основоположения чистого рассудка. «Явление» и «вещь сама по себе», индивидуально-психологический и научный «опыт». Вопрос о возможности метафизики (теоретической философии) как науки. Идеи и антиномии чистого разума: «конститутивность» рассудка и «регулятивность» идей разума». Возможности и «границы» теоретического разума.

Этика Канта как учение об универсальности и всеобщности форм нравственности. Учение о свободе человека, автономной морали, категорическом императиве, моральности и легальности, о долге человека. Гуманизм Канта, утверждение достоинства и ценности человека: человек как «цель, а не средство». Постулаты «практического» разума и этикотеология Канта. Философия истории и проект «вечного мира». Взаимодополнительность морали и права. Философская антропология и философия воспитания Канта. Место Канта в истории философии.

Философия Фихте (1762-1814). «Я» как принцип всякого бытия. Активность человеческого мышления: диалектика «Я» и «не-Я», тождество субъекта и объекта, основоположения «Наукоучения». Философия свободы, социально-философские идеи и идеалы Фихте. Религиозно-нравственные доминанты мышления и феноменология миросозерцаний: от внешней легальности к высшей моральности и религиозности. Метафизика морали и «Наставление к блаженной жизни».

Философия Шеллинга (1775-1854). Развитие и пересмотр учений Канта - Фихте. Натурфилософия, «философия тождества», трансцендентальный идеализм. Учение о полярностях и динамизме сил в природе. Природа как одухотворенная целостность и метаморфозы Абсолюта. Объективный мир как бессознательная поэзия Духа. «Мировая Душа» и «Душа» национальной культуры. Искусство как универсальный орган философии и её завершение. Критика «негативной философии». «Позитивная философия» как «философия мифа» и Христология. Шеллингианство в России ХIХ в.

Гегель (1770-1831). Создание системы «абсолютного идеализма». Тождество мышления и бытия, духовная субстанция-субъект, история как опредмеченная человеческая деятельность, опредмеченный «Дух». Абсолютная идея как основа духа. Энциклопедия философских наук как учение о саморазвивающейся «абсолютной идее»: «Логика», «Философия природы» и «Философия духа». Гегелевское учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Проблемы морали, права, государства в концепции «объективного духа». Всемирная история как «прогресс в сознании свободы». Значение гегелевской картины мира природной и социокультурной реальности: историзм и диалектика – завоевания философской мысли. Внутренние противоречия в системе и методе гегелевской философии. Судьба гегелевских идей. Гегельянство в Германии и России.

Антропологическая философия Фейербаха (1804-1872). Путь от критики религии к критике гегелевской системы. Анализ сути и общих предпосылок религии и объективного идеализма. Отказ Фейербаха от абстрактного «субъектно»-спекулятивного философствования и выход к анализу реального человека. Критика гегелевского принципа тождества бытия и мышления: бытие как бытие человека. Критика религии как отчуждения человека, сенсуалистическая теория познания и этическое учение Фейербаха (философия любви, альтруизм, гуманизм, понятие человеческого рода и нравственного долга человека перед другими людьми). Концепция «теогонического желания» Фейербаха («Теогония», 1857) как выход за пределы парадигмы классического типа рациональности и путь к новому философскому мышлению, интерес к нерефлектируемым проявлениям сознания. Влияние Фейербаха на развитие философской мысли (Н.Г. Чернышевский, Карл Маркс). Современное переосмысление антропологии Фейербаха.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ в. и становление неклассической философии как новых типов философствования: марксизм, позитивизм, философия жизни, феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика и др.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 918 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...