Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Конституционное право Российской Федерации



1. Понятие конституции

2. Юридические свойства конституции Российской Федерации.

3. Понятие, предмет конституционного права.

4. Правовой статус человека и гражданина.

5. Основные права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.

6. Федеративное устройство Российской Федерации.

7. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

8. Правовой статус местного самоуправления.

1. Понятие Конституции

Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье, хотя в Древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму. Конституция, как Основной Закон государства, появилась только тогда, когда государство стало характеризоваться правовым равенством подданных, т.е. граждан. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства.

Термин «конституция» в переводе с латинского языка означает уст­ройство, установление. Конституции в их современном понимании появились в ходе буржуазно-демократи­ческих революций в Европе и Северной Америке в XVIII—XIX вв. Первая буржуаз­ная конституция — Конституция США 1787 г. была разработана учре­дительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами образовавших государство штатов.

Конституции — продукт перехода от доиндустриальных обществ к обществам индустриальным. Данный переход выразился в росте промышленнос­ти, укреплении капиталистических отношений, (промышленный, торгово-финансовый капитал), противопостав­ляющих себя традиционным (аристократия, духовенство), конкурирующих между собой, в политической активизации широких слоев населения, усилении индивидуальных и индивидуалистических начал. По мере укрепления индустриальных начал общество станови­лось более конфликтным, сложным по социально-классовой структу­ре, менее предсказуемым для самого себя. Рост конкуренции разных социальных групп грозил его целостности, чему феодальное государство не в силах было противостоять. Новое состояние общества требо­вало единого, твердого политико-экономического и правового про­странства, возвышения права над государственным усмотрением, чему препятствовали феодальная раздробленность, сословная струк­тура, режим правления аристократического меньшинства.

Буржуазно-демократические революции стали политическим средством перехода к индустриальной цивилизации. Правовым сред­ством такого перехода явились конституции, возвышающие право над государством. Государство сохранило роль силы, увязывающей в пре­делах общества все группы социальных интересов. Однако отныне по­добная деятельность государства ограничивалась конституционными установлениями, нацеливалась на отражение интересов большинства населения, учет запросов разных социальных групп. Право преврати­лось для государства в поток, который можно подправлять, регулиро­вать, но не дано направлять в иное русло или перекрывать.

Сущность конституции проявляется через следующие функции:

Учреди­тельная: Предмет конституционного регулирования: государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает терри­ториальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. Отношения, уч­реждаемые ост. Норм. актами, производны от отношений, учреждае­мых конституцией. Поэтому конституцию еще можно охарактеризовать как первичный учредительный акт.

Регулятивная: Конституция не только учреждает общественные и государствен­ные институты, но и регулирует их текущую деятельность с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Необычность регулятивной функ­ции конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования — в отношениях по отправлению верховной государственной власти, обеспечению автономного статуса индивидов в обществе.

Духовно-мировоззренческая: Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренчес­кое назначение. Мировоззрение — система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает (должен) в нем человек. Формой мировоззрения является идеоло­гия — система индивидуальных, групповых, классовых воззрений на отношения людей друг к другу, власти, установок (программ) по со­хранению, изменению существующего общественного порядка.

Скажем, российские конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли построение вначале соци­алистического общества («От каждого по способностям, каждому — но труду»), затем коммунистического общества («От каждого по спо­собностям, каждому — по потребностям»).

Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. С помощью конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, рели­гиозных, этических и др. Она отвечает за юридическое освящение на­званных ценностей, придание им статуса непреложных начал, требующих к себе выспреннего отношения. Например, Конституция Болга­рии говорит об особой роли в болгарском обществе восточного право­славия. Конституция — это своеобразная «правовая Библия». Только ведет она людей к вере в земной порядок, а не к вере в Бога, как рели­гиозные тексты.

Обеспечения общественной устойчивости: Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, со­прягать воедино разные поколения, десятилетия, даже столетия. В идеале она— средство обеспечения многолетней, многопоколенной преемственности в обществе, а значит, сила, которая наряду с государ­ством, религией, языком формирует народ, превращает его из объекта манипуляций в субъект истории, знающий свои исторические корни, держащийся за них, способный на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько поколений, начинает вос­приниматься людьми как часть среды, которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач.

Конституцию можно менять за счет ее нового толкования, напри­мер, в рамках конституционно-судебных процедур, а не изменения текста, ее привычных и уже дошедших до людей формулировок. Ши­роко распространено мнение о долговременной стабильности Консти­туции США 1787г., в которую за время ее существования было внесе­но всего 26 поправок. Однако эта Конституция постоянно меняется в содержательном аспекте Верховным судом США. Так, американская Конституция ничего не говорит о праве политических партий на су­ществование, но данное право в качестве подразумеваемого выведено Верховным судом из формулы о свободе слова, собраний, петиций и Поправки № 1 к Конституции.

Конституция основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдель­ных разделов законодательства, отраслей права. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Это своеобразный повероч­ный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит, усиливается системность права.

Таким образом, Конституция – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...