Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Личность и судьба
Грибоедов входит в историю русской литературы как создатель одного произведения - комедии «Горе от ума». Она известна более по спискам, нежели по печатным изданиям. Комедия была опубликована без цензурных изъятий спустя 33 года после смерти автора. Это свидетельствует о том, что произведение было политически опасно.
В 1807 году Грибоедов стал студентом Московского университета, где осваивал курс на 3 факультетах: словесном, нравственно-политическом, физико-математическом.
В 1815 году поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В этот же период времени создает труды по истории русского права: «Дух времени», «Государственный быт России».
Владел французским, немецким, английским языками. Знал латинский язык. Свободно говорил на персидском языке, прочел всех персидских авторов, свободно создавал стихи на персидском.
В 1818 году служил в дипломатом в Персии (ныне южный Иран; вспомни - Персидский залив). В 1826 году Россия вступает в войну с Персией. В феврале 1828 года был подписан мирный договор между Россией и Персией. Грибоедов принимал активное участие в подписании договора. Многие положения договора были очень выгодны для России.
Персидский шах, подстрекаемый англичанами, стремился аннулировать этот договор. Были организованы беспорядки, в результате которых толпа фанатиков напала на русское посольство. Грибоедов был убит одним из первых. Это случилось 30 января 1829 года в Тегеране.
Главное качество личности Грибоедова – ум. «Это один из самых умных людей в России», - писал А.Пушкин.
«Горе от ума»: из истории замысла комедии.
Вопрос о начале работы Грибоедова над комедией «Горе от ума» является дискуссионным. Тем не менее принято обозначать 1820 год как время формирования замысла. Сюжет комедии как будто бы приснился Грибоедову. К 1822 году были написаны 2 действия. Летом 1823 года Грибоедов работает над 3 и 4 действием. В мае 1824 года готова первая редакция пьесы. Первый списанный экземпляр распространяется по всей России, не остается ни одного города, где бы не было списка комедии.
Тема № 1. Чацкий и Софья. Реконструкция биографии героев. Сущность любовного конфликта.
Софья:
- место рождения; в какой семье родилась, в каком веке живет;
- отец Софьи – Павел Афанасьевич Фамусов – его краткая характеристика: д.1, явл.4 (Фамусов о себе, о воспитании дочери), 5 (Лиза о Фамусове, Софья об отце); 7 (Чацкий о Фамусове); д.3, явл.21 (Фамусов об учении, книгах) – вывод об отце Софьи, об атмосфере дома, в котором она воспитывалась, сопоставьте Фамусова с героями «Недоросля» Д.И.Фонвизина;
- мать Софьи: д.1, явл.4; д.4, явл.14 (Фамусов о жене); вывод;
Чацкий:
- родители: д.2, явл.5 (Фамусов об отце Чацкого); д.3, явл.21 (Фамусов о матери Чацкого); д.3, явл.21 (спор Фамусова и Хлестовой о количестве душ, принадлежавших Чацкому); выводы;
- жизнь в Москве до отъезда: д.1, явл.5 (Софья о Чацком «Да, с Чацким, правда …»); д.1, явл.7 (воспоминания Чацкого «Где время то…»);
- почему Чацкий уехал из Москвы: попробуйте определить возраст Софьи и Чацкого, подумайте, какие отношения существовали между этими героями; д.1, явл.5 (слова Лизы: «Слезами обливался…»);
- как Софья воспринимает этот отъезд, почему выбирает Молчалина; д.1, явл.7 (Софья: «Кто промелькнет …»); д.4, явл.12 (Молчалин: «Любила Чацкого …»);
- куда уехал Чацкий из Москвы: д.1, явл.5 (Лиза); явл. 7 (Чацкий: «Я сорок пять часов …»); д.3, явл.6 (Чацкий о Платоне Михайловиче); д.3, явл.19 (Загорецкий);
- общие выводы по теме;
Тема № 2. А.С.Грибоедов «Горе от ума». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом.
Анализ 2 действия комедии
- сделайте предположение о роли действия в связи с тематикой и проблематикой произведения;
- как характеризует Фамусова монолог, открывающий 2 действие;
- как в монологе Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы …» раскрывается философия представителей старшего поколения;
- каков ответ Чацкого на монолог Фамусова; как это характеризует Чацкого;
- выводы: сталкиваются две противоположные точки зрения; какова их сущность;
- в чем отличие диалога Фамусова со Скалозубом от диалога с Чацким;
- представьте характеристику Скалозуба;
- какие новые грани философии Фамусова представлены в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера …»;
- каково содержание монолога Чацкого «А судьи кто?»; какие новые грани философии Чацкого здесь раскрыты;
- общие выводы о характере Чацкого и Фамусова, о конфликте поколений;
- связь 2 действия с последующими событиями пьесы;
Тема 3. Фамусовская Москва в изображении Грибоедова: «картина нравов и галерея живых типов».
- обобщите свое впечатление о Фамусове: его служебное положение, отношение к службе, жизненные ценности, взгляды на образование;
- Москва и иностранцы: Фамусов – д.1, явл.4; д.2, явл. 5;
- «На всех московских есть особый отпечаток» - фраза Фамусова (д.2, явл.5): объясните смысл фразы, при затруднении обратитесь к монологу Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера» (д.2, явл.5);
- вывод: на каких устоях основа московская жизнь, что ценят более всего в этом мире, как воспитывается молодое поколение;
- какие московские типы упомянуты Чацким в д.1, явл.7;
- бал у Фамусова (3д.) – кульминация комедии «демонстрация» московских типов и нравов: охарактеризуйте Платона Михайловича и Наталью Дмитриевну, Загорецкого, старуху Хлестову, Хрюминых, Тугоуховских, Г. N и Г.D;
- Молчалин среди москвичей: Фамусов о Молчалине: д.1, явл.4; Чацкий о Молчалине: д.1, явл.7; д.3, явл.1,3; жизненные правила Молчалина: д.4, явл.12; жизненные цели – диалог Чацкого и Молчалина – д.3, явл.3; нравственные идеалы, понимание любви, ум Молчалина: Софья об уме Молчалина: д.3, явл.1;
-общие выводы по теме;
Тема № 4. В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума».
Анализ 4 действия комедии
4 д. поразило современников небывалой новизной драматургического события – разъездом гостей. С точки зрения композиции 4 д. – это завершение большого событийного эпизода – бала.
Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать! (д.4, явл.1, графиня-внучка)
- что вызывает такую негативную оценку бала;
- объясните, зачем Грибоедов вводит в комедию Репетилова; обратите внимание на то, что фамилия образована от французского глагола répéter – «повторять»;
- в 4 д. происходит развязка всей сложной коллизии текста: как разрешается любовный конфликт – комментируйте «любовную» сцену между Молчалиным и Лизой, крах любви Софьи к Молчалину, упомяните о Чацком – свидетеле позора Софьи; комическое заблуждение Фамусова об избраннике Софьи;
- как Чацкий разоблачает попытку вырядить его в шуты, кто на самом деле оказывается в шутовском положении; побежден или раздавлен Чацкий;
- вопрос о жанре: разве произведение похоже на комедию (представьте себе Чацкого, который на балу, где все развлекаются, произносит пространные патриотические монологи);
- умен ли Чацкий: «Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными», - пишет Пушкин о Чацком; согласны ли вы с этим высказыванием, подумайте, почему Чацкий произносит философские монологи в «том месте и не в то время»;
Тема № 5. «Мильон терзаний» (1871): комедия «Горе от ума» в оценке И.А.Гончарова.
Прочитайте критический этюд Гончарова «Мильон терзаний». Опираясь на данные вопросы, попробуйте разобраться в смысле статьи. Запишите ответы либо в виде цитат, либо своими словами.
- что, по мнению Гончарова, читатель ценит в комедии «Горе от ума»;
- что, по мнению Гончарова, ценно в комедии;
- как Гончаров характеризует Чацкого;
- найдите характеристику всех типов, которые появляются на балу у Фамусова;
- как Гончаров характеризует Софью, как автор объясняет ее любовь к Молчалину, какие положительные стороны натуры Софьи подчеркивает Гончаров;
- как пояснить фразу Гончарова: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим»;
- что Гончаров говорит о языке комедии;
Литература
О Грибоедове:
О комедии «Горе от ума»:
· Пиксанов Н. К. Комедия Грибоедова «Горе от ума». М., 1987.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!