Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Флорентийская уния 1439 г. положила начало церковной самостоятельности русской митрополии. На соборе, принявшем унию, присутствовал и принял в нем деятельное участие митрополит московский и всея Руси Исидор, грек по происхождению, поставленный на русскую кафедру в 1436 г, После Флорентийского собора Исидор через Венгрию, Польшу и Литву отправился на Русь, 19 марта 1441 г. митрополит вступил в Москву. Перед ним несли латинский крест - «крыж», Затем владыка начал службу в Успенском соборе, на которой помянул папу Евгения IV, а затем прочитал буллу о соединении церквей. Присутствовавшие на богослужении были поражены, однако замешательство длилось недолго. Спешно созданный церковный собор осудил «латынство» митрополита. Исидор был заключен в темницу, откуда в 1441 г. ему удалось бежать в Тверь, а оттуда - в Литву.
Отказ от унии и изгнание митрополита, присланного из Византии, способствовали укреплению на Руси убеждения, что греки погубили православную веру и уклонааись в ересь, а истинной опорой православия остался великий князь московский, Автор повести о Флорентийском соборе писал: «Тамо начало злу бывше греческим царем Иваном и греки-сребролюбцы…, зде же на Москве утвердися православием Русская земля христолюбивым великим князем Василием Васильевичем». Отныне глава русской церкви более не присылался из Византии, а «избирался» на соборе русских владык или, точнее, назначался великим князем, В борьбе церкви и государства, которая началась еще в последней трети XIV в., в середине XV в, верх одержала государственная власть. Великий князь теперь считался не только опорой и надеждой всех православных, но и, фактически распоряжаясь митрополичьим престолом, стал главным арбитром в решении церковных и даже многих догматических вопросов. Впрочем, в XV в, русская церковь обладала довольно значительным авторитетом и влиянием, так что великим князьям далеко не всегда удавалось провести в решения церковных соборов свою точку зрения.
В XV в. развивалось направление, данное русскому монашеству преподобным Сергием Радонежским, - создание общежительных монастырей, становившихся культурными и экономическими центрами округи. К концу века многие из этих монастырей благодаря богатым земельным вкладам, дававшимся «на помин души», и пожалованиям от великих князей стали крупнейшими земельными собственниками с хорошо развитым хозяйством, значительным числом братии и монастырских слуг, В них шла активная переписка книг и летописных сводов, создавались литературные произведения, иконы, храмовые росписи, Крупнейшими монастырями той эпохи были Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский, московские Чудов и Симонов и др. Огромную роль в церковной истории XV-первой половины XVI вв, сыграл Иосифо-Волоколамский монастырь, основанный в 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким на территории Волоцкого удела князя Бориса Васильевича. Основными идеями Иосифа были строгий аскетизм монашеской жизни, постоянный труд братии на пользу монастыря, развитие крупного хозяйства на основе земельных пожалований-вкладов. Значительные средства, получаемые монастырем как молитвенником за души умерших и здравие живых направлялись на формирование монастырской библиотеки и благотворительность, призрение сирых и убогих. Преподобный Иосиф придавал большое значение тому, чтобы монастырская братия формировалась из числа людей знатных и хорошо образованных, дабы со временем эти монахи смогли занять владычные кафедры, чтобы стать истинными пастырями и борцами с ересями.
Иосиф Волоцкий был сторонником твердой самодержавной иласти и восхвалял Василия III как высшего судью, власть которого напрямую восходит к божественной. Эти мысли Иосиф Волоцкий и его приверженцы, получившие имя иосифлян, выдвигали и ранее, поддерживая самодержавные тенденции Ивана III. Иосиф Волоцкий и иосифляне выступали за жесткие меры по отношению к еретикам и свободомыслящим, искавшим свои нуги к познанию истины, расходившиеся с церковными догматами. При этом карательные функции, согласно Иосифу Волоцкому, принадлежали не церкви, а государю, главная обязанность которого - оберегать православную веру.
В 1480-х гг. в Москве образовался весьма влиятельный кружок приверженцев свободолюбивых взглядов. В него входили: видный дипломат той эпохи дьяк Федор Васильевич Курицын, его брат дьяк Иван Волк, иконописец Иван Черный, московские купцы. Кружок вольнодумцев находил поддержку у княгини Елены Стефановны - супруги (а с 1490 г. - вдовы) Ивана Ивановича Молодого, дочери молдавского воеводы Стефана, получившей поэтому имя Елены Волошанки («волохами» называли молдаван). Подобный еретический кружок образовался в то же время и в Новгороде.
Московские и новгородские еретики надеялись на высокое покровительство и потому не особенно скрывали свои взгляды. Случай подвергнуть критике традиционные догмы представился в сентябре 1491 г., когда, согласно принятому летоисчислению от сотворения мира, наступал 7000-тысячный год. Число семь» в православной традиции считается сакральным, и на исходе шестой тысячи лет было широко распространено мнение, что в 7000 году наступит конец света. Когда же конца света не настало, еретики нашли повод посмеяться над сторонниками традиционной точки зрения - прежде всего над митрополитом Зосимой и новгородским архиепископом Геннадием: «...Ныне седмь тысяч, а конца несть: ино и святые де отцы солгали».
С идейными разногласиями совпали и внутриполитические проблемы. Старший сын Ивана III от первой жены Иван Молодой в 1490 г. тяжело заболел «камчугою в ногах». Его взялся лечить венецианский «жид» Леон, поручившийся головой за здоровье больного. Однако в результате лечения Ивану Молодому стало хуже, и он умер. Через сорок дней после смерти сына Иван III велел казнить самоуверенного лекаря. Наследником престола был объявлен сын Ивана Молодого Дмитрий (1483-1509). В 1497 г. он был торжественно коронован в Успенском соборе.
Между тем от второго брака у Ивана III было пять сыновей, старший из который Василий родился в 1479 г. К концу жизни Ивана III вопрос о престолонаследии обострился. При дворе образовались две партии - сторонников Елены Волошанки и ее сына Дмитрия и сторонников Софьи Палеолог и ее сына Василия. Сначала верх одержали сторонники Дмитрия Внука, но в 1499 г. великий князь положи;! опалу на видных бояр - князя Ивана Патрикеева, его сына князя Василия и зятя князя Семена Ивановича Ряполовского. Князь Ряполовский был казнен, Патрикеевы пострижены в монахи. В 1502 г. гнев пал и на Елену Водошанку и Дмитрия - их заточили в тюрьмы. Вскоре пришла очередь и московских еретиков.
В 1503 г. в Москве состоялся церковный собор, Он был посвящен решению вопроса о монастырских землях. Иван III намеревался конфисковать основную часть земель в пользу казны, но натолкнулся на упорное сопротивление иосифлян. Победа иосифлян на соборе 1503 г. предопределила судьбу московских и новгородских еретиков. В1504 г. они были осуждены и сожжены.
Противниками иосифлян были приверженцы так называемого нестяжательства. Они считали, что монастыри не должны владеть землями и крестьянами, жить за счет чужого труда и подаяния, а кормиться трудами рук своих - «рукоделием». Центром нестяжательства были отдаленные скиты на Русском Севере, в белозерских и вологодских лесах, отчего нестяжатели именовались еше и заволжскими старцами.
Идеи нестяжателей (а особенно их духовного лидера Нила Сорского) питались традициями особого направления в византийском монашестве - исихазма. Учение исихазма было создано в XTV в. византийскими богословами Григорием Синаитом и Григорием Паламой, полагавшими, что главной задачей человека является достижение первоначальной чистоты и победа над «плотским человеком», что достигается верой и «созерцанием» Бога, Приблизиться к Богу и освободиться от греховных страстей можно через протекающее в молитвенном безмолвии «созерцание» и «сосредоточение на Едином». Средствами достижения этого состояния являются аскетизм и углубление в молитвенное «делание». Нил Сорский и его последователи также проповедовали необходимость размышления («мудрования»), которое приводит к способности отделять благое от злого и направлять все помыслы человека к «мечтанию» о Божественном. Источником благих мыслей является Писание, а способами достижения необходимого мыслительного настроя -род от мира, аскеза и «слезы теплые», «плач». Согласно учению исихастов именно «плач» является одним из главных составляющих духовного размышления: в нем заключено понимание бытия, но оно лишено рациональности. Рассуждение влечет за собой разумение, а плач-молитва - благоразумие, укрепление в вере и стремление к спасению.
Заволжские старцы расходились с иосифлянами и в вопросе об осуждении еретиков. Они считали суровые меры по отношению к ним - казни и заточение - излишними. Наиболее четко выразили свое отношение к вопросу о наказании еретиков последователи Нила Сорского - Вассиан Косой и старец Артемий Троицкий. Вассиан Косой считал, что еретики заслуживают права «на милость», потому что Христос, воплотившийся «грешных ради», заповедал любовь, а не вражду. Вместо смертной казни Бассиан предлагал «или в темницы затворити их, или в заточение отсылати, откуду же не возможно будет им вредити православных». На соборе 1503 г. позиция нестяжателей по вопросу о монастырском землевладении была осуждена, а монастырское землевладение осталось неприкосновенным. Вскоре состоялись соборы, осудившие новгородских и московских еретиков на сожжение. В 1525 г, за еретичество был осужден Максим Грек, а в 1531 г. - Вассиан Патрикеев. Церковь встала (На путь сурового осуждения еретичества и любых отклонений от традиционных догматов и канонов, в то же время активно поддерживая центральную власть и солидаризируясь с ней в решении вопросов о «внутреннем устроении» государства и отношений с иными странами.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 713 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!