Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

С.Г.Пушкарев. Обзор русской истории. Спб., 2002



В конце XII в. право Новгорода выбирать себе любого князя между всеми князьями русскими было бесспорным и общепризнанным. Помимо князя во главе новгородской администрации стоял посадник, который в X-XI вв. назначался князем, но в 30-х гг. XII в. важная должность посадника в Новгороде становится избирательной, и право сменить посадника при­надлежит только вечу.

Важная должность тысяцкого («тысячское») тоже ста­новится избирательной, и новгородское вече «дает» и «от­нимает» ее по своему усмотрению. Наконец со второй половины XII в. по избранию веча замещается высокий пост главы новгородской церкви, владыки архиепископа Нов­городского. В 1156 г., по смерти архиепископа Нифонта, «собрася весь град людий и изволиша собе епископ поставити муж Богом избран Аркадия»; конечно, избранник веча должен был потом получить «поставление» на епископскую кафедру от митрополита Киевского и Всея Руси.

Таким образом, в течение XII в. вся высшая новгород­ская администрация становится избираемой, и вече Госпо­дина Великого Новгорода становится полновластным рас­порядителем судеб Новгородского государства.

Государственное устройство и управление:

а) Князь. Новгородцы были «мужи вольные», жили и уп­равлялись «на всей воле своей», но и они не считали возмож­ным обходиться без князя. Князь нужен был Новгороду глав­ным образом как предводитель войска. Вот почему новгород­цы так ценили и уважали своих воинственных князей конца XII - начала XIII в. - Мстислава Ростиславича (Храброго) и его сына Мстислава Удалого. В середине XIII в. приобрел себе славу и популярность своими военными подвигами дру­гой новгородский князь - Александр Невский (хотя во внут­ренних отношениях у него не раз бывали конфликты с нов­городцами)… Однако, предоставляя князю командование вооружен­ными силами, новгородцы отнюдь не дозволяли ему само­стоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия веча. Новгородцы требовали от своего князя присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать все их права и вольности.

Приглашая нового князя, Новгород заключал с ним фор­мальный договор, точно определявший его права и обязан­ности. До нас дошел ряд таких договоров, из которых пер­вый относится к 1265 г. Но договоры XIII-XIV вв. не явля­ются новостью в политической жизни Новгорода, наоборот, они лишь формулируют и закрепляют старый политический обычай, который каждый вновь приглашаемый князь обя­зуется соблюдать нерушимо: «На сем княже, целуй хрест ко всему Новугороду, на чем целовали деды и отцы, - Новго­род ти держати в старине, по пошлине, без обиды». Вся су­дебная и правительственная деятельность князя должна идти в согласии с новгородским посадником и под его посто­янным надзором. Вся местная администрация дол­жна быть назначаема из новгородцев, а не из княжих мужей. Этот «дар» с волостей, размеры которого точно определяются в договорах, составляет воз­награждение князя за его правительственную деятельность. Ряд постановлений обеспечивал от нарушения торговые пра­ва и интересы Новгорода. Обеспечивая свободу торговли Новго­рода с русскими землями, договоры требовали от князя так­же, чтобы он не препятствовал новгородской торговле с нем­цами и чтобы он сам не принимал в ней непосредственного участия. В отношении внешней политики князь должен был «пособлять» Новгороду в случае войны, но сам не должен был начинать войну без «новгородского слова» (т.е. без постановления веча).

Новгород заботился о том, чтобы князь со своею дружи­ною не вошел слишком близко и глубоко во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влия­тельной социальной силой. Князь со своим двором должен был проживать за чертою города, на Городище. Ему и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость, а также приобретать земельную соб­ственность во владениях Великого Новгорода.

Таким образом, «князь должен был стоять около Новго­рода, служа ему, а не во главе его, правя им», говорит Клю­чевский, который указывает на политическое противоречие в строе Новгорода: он нуждался в князе, но «в то же время относился к нему с крайним недоверием» и старался вся­чески стеснить и ограничить его власть.

б) Вече. Господин Великий Новгород разделялся на «кон­цы», «сотни» и «улицы», и все эти деления представляли самоуправляющиеся общины, они имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост. Союз этих местных общин и составлял Великий Новгород, и «совокупная воля всех этих союзных миров выражалась в общем вече города»(Ключевский). Вече не созывалось периодически, в опреде­ленные сроки, но лишь тогда, когда являлась в том надоб­ность. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать (или «созвонить») вече. На вечевую площадь соби­рались все свободные и полноправные новгородцы, и все имели одинаковое право голоса. Иногда на вече принимали участие жители новгородских пригородов (псковичи и ладожане), но обыкновенно вече состояло из граждан одного старшего города.

Компетенция новгородского веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила (в частности, вечем был принят и утвержден в 1471 г. Новгородский судебник, или так называемая «Судная грамота»); оно приглашало князя и заключало с ним договор, а в случае недовольства им из­гоняло его; вече выбирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого и разбирало их споры с князем; оно выбирало кандидата на пост архиепископа Новгородского, иногда «миром» ставило церкви и монастыри; вече даровало государственные земли Великого Новгорода церковным учреж­дениям или частным лицам, а также давало некоторые при­городы и земли «в кормление» приглашаемым князьям; оно было высшей судебной инстанцией для пригородов и для частных лиц, ведало суд по политическим и другим важней­шим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями - лишением жизни или конфискацией иму­щества и изгнанием; наконец, вече ведало всю область внеш­ней политики: делало постановление о сборе войска, о пост­ройке крепостей на границах страны и вообще о мерах обо­роны государства; объявляло войну и заключало мир, а также заключало торговые договоры с чужими странами.

Вече имело свою канцелярию (или вечевую избу), во главе которой стоял «вечный дьяк» (секретарь). Постанов­ления или приговоры веча записывались и скреплялись печатями Господина Великого Новгорода (так называемые «вечные грамоты»). Грамоты писались от имени всего Нов­города, его правительства и народа.

Большое новгородское вече собиралось обыкновенно на Торговой стороне, на Ярославе дворе (или «дворище»). Собравшаяся здесь огромная, многотысячная толпа «вольных мужей», конечно, не всегда соблюдала порядок и благочиние: «На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать, на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов»(Ключевский). В слу­чае разногласий на вече возникали шумные споры, иногда - драки, и «осилившая сторона и признавалась большинством» (Ключевский). Иногда одновременно собирались два веча: одно на Торговой, другое на Софийской стороне; некоторые участники являлись «в доспехах» (т.е. в вооружении), и спо­ры между враждебными партиями доходили иногда до воо­руженных столкновений на волховском мосту.

в) Администрация и суд. Совет господ. Во главе новго­родской администрации стояли «степенный посадник» и «степенный тысяцкий». Суд распределялся между разными властями: владыкой новгородским, княжеским намест­ником, посадником и тысяцким; в частности, тысяцкий, вместе с коллегией трех старост от «житьих» людей и двух старост от купцов, должен был «управливати всякие дела» купечества и «суд торговый». В надлежащих случаях дей­ствовал совместный суд разных инстанций. Для «пересуда», т.е. для пересмотра дел, решенных в первой инстанции, существовала коллегия из 10 «докладчиков», по одному боярину и по одному «житьему» от каждого конца. Для ис­полнительных судебных и административно-полицейских действий высшая администрация имела в своем распоряже­нии ряд низших агентов, которые носили различные назва­ния: пристава, подвойские, позовники, изветники, биричи.

Многолюдная вечевая толпа, конечно, не могла толково и обстоятельно обсуждать подробности правительственных мероприятий или отдельные статьи законов и договоров; она могла только принимать или отвергать готовые доклады высшей администрации. Для предварительной же разработ­ки необходимых мероприятий и для подготовки докладов в Новгороде существовал особый правительственный совет, или совет господ, он состоял из «степенных» посадника и тысяцкого, кончанских старост, сотских и старых (т, е. быв­ших) посадников и тысяцких. Совет этот, в который вхо­дили верхи новгородского боярства, имел большое влияние в политической жизни Новгорода и часто предрешал воп­росы, подлежавшие решению веча, - «это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления» (Ключевский).

В областном управлении Новгородского государства мы находим двойственность начал -централизации и местной автономии. Из Новгорода назначались посадники в приго­роды, и судебные учреждения старшего города служили высшей инстанцией для пригорожан. Пригороды и все во­лости новгородские должны были платить дань Господину Великому Новгороду. Неурядицы и злоупотребления в об­ласти управления вызывали центробежные силы в новго­родских областях, и некоторые из них стремились оторвать­ся от своего центра. В полной мере это удалось только Вятс­кой и Псковской земле. В 1397г. жители Двинской земли «задались» за великого князя Московского, но были приве­дены к покорности Новгороду силою оружия.

Церковь. Во главе новгородской церкви стоял вла­дыка архиепископ Великого Новгорода и Пскова. Начиная с 1156 г., кандидат на архиепископскую кафедру выбира­ется новгородским вечем и затем поставляется митрополи­том Киевским и Всея Руси. В XIII-XIV вв. в Новгороде ус­танавливается своеобразный порядок избрания владыки: вече избирало трех кандидатов, затем три записки с их име­нами клались на престол в кафедральном храме св.Софии Премудрости Божией, и жребий решал, кому быть архиепископом. Архиепископ был не только главою Новгород­ской церкви, но обладал огромным влиянием и авторите­том в политической и социальной жизни Великого Новго­рода. Кафедральный храм Св.Софии был не только главною святынею новгородской земли, но вместе с тем символом сво­боды и независимости Великого Новгорода. Новгород со всею землею состоял под покровительством Св.Софии и рас­сматривал свои владения как «волость Св.Софии». Воен­ные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа, и, идя на воину, они шли сражать­ся и головы свои складывали «за Святую Софию».

Под управлением и юрисдикцией владыки Новгородс­кого находилось обширное общество «церковных людей» так же, как и на Руси Киевской; так же, как и там, ему при­надлежал суд над всеми мирянами по делам, касающимся церкви и веры, а также по делам семейным и наследствен­ным. Кафедре архиепископской принадлежали обширные земельные владения, население, которые также подлежали суду и управлению владыки. На церковных землях, кроме смердов, жили также «софийские» бояре и дети боярские и много военнослужилого люда. В случае военных действий они составляли особое конное войско, «владычин полк», от­дельный от общего новгородского войска. Для ведения дел суда и управления при кафедре владыки Новгородского со­стоял обширный штат «владычиных» бояр, детей боярских и разных слуг, которые носили название «софиян».

В политической жизни Новгорода при том весьма огра­ниченном влиянии, которое имели новгородские князья, ар­хиепископ был первым человеком. Он обычно председатель­ствовал в совете господ; все важные правительственные акты издавались и все договоры с иными странами и с кня­зьями заключались не иначе как по благословению «госпо­дина преосвященного архиепископа Великого Новагорода и Пскова».

В случаях, когда внутренние споры и неурядицы в Нов­городе принимали слишком острый характер, делом и за­ботой владыки Новгородского было примирение вражду­ющих сторон и прекращение междоусобий.

Задание 13. Сравните два варианта развития русских земель в XII – начале XIII вв. Подумайте, в чем причина стойкости именно северо-восточного пути развития? Какова роль Новгорода в истории Руси? Заполните таблицу.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 972 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...